А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Интенсивная подготовка менеджера" (страница 18)

   1. Щадить участников ПДС насколько это возможно, особенно на первых этапах работы.
   2. Предоставлять полную свободу в импровизации содержания ролей, что больше всего способствует самовыражению и обозначает круг личных проблем.
   3. Повышать психологическую культуру в определении противоречий, в логике поведения героев, в объяснении механизмов тех или иных взаимоотношений, их научно-практической интерпретации.
   4. Поддерживать в группе дисциплину, корректировать межличностные отношения, стимулировать положительные взаимоотношения.
   5. Использовать такие формы повышения творческой активности участников как свободная дискуссия, эмоциональная включенность, разумное соревнование в пределах исполняемых ролей.
   6. Максимально эмоционально включаться в процесс, заряжая участников энергией, но не подавляя их активности.
   7. Удерживать всех участников приблизительно на одном уровне активности игры.
   8. Уметь определять с помощью специальных опросников степень уверенности/неуверенности личности, уровень тревожности, межличностных затруднений и т. д.
   Для фиксирования результатов группового тренинга используют два приема.
   1. Клинико-описательный – описание процесса внутригрупповых взаимоотношений (в конкретных случаях симпатий/антипатий); анализ динамики эмоциональных состояний (самочувствие, активность, настроение).
   2. Психометрический – количественная оценка межличностной приемлемости (общая социоматрица отношений); самопроизвольное описание «Я-образа».
   В практике часто используются шкалы оценки активности участников:
   –1 – негативное отношение, несогласие с группой;
   0 – пассивное отношение, изолированность в группе;
   1 – общение только с психологом-тренером;
   2 – поддержание общения с отдельными членами группы;
   3 – самостоятельное выступление, но неравномерное участие в общении;
   4 – активное, поддерживающее других общение.
   Подсчет индивидуальной активности по шкале межличностных самооценок позволяет тренеру-руководителю корректировать отношения в группе, вплоть до добровольного выхода участника из группы при «негативных отношениях, несогласии с группой». Но основная задача тренера-руководителя состоит не в том, чтобы выводить кого-то из группы, а в консолидации участников под любым предлогом. Известно, что в любой, достаточно открытой, группе есть «звезды» и «предпочитаемые», «изолированные» и «отверженные». Задача состоит в том, чтобы удерживать социометрическое распределение в разумных границах ради сохранения группы для дальнейшего сотрудничества.
   При проведении аутогенной тренировки можно учитывать тип личности, индивидуальности: практический, когнитивный, аффективный. Люди практического типа лучше овладевают самовнушением через внешние мышечные действия и представления, поэтому формула аутотренинга для них должна включать больше элементов физической активности или физического расслабления. Для людей когнитивного типа более приемлемы рациональные формы самоубеждения, самовоспитания, включающие более обоснованные, развернутые и доказательные элементы необходимости активизироваться или расслабиться. Например: «Я должен быть спокоен, т. к. без этого нельзя эффективно решить поставленную передо мной задачу публичного выступления, сдачи экзамена, <…> я долго и тщательно готовился». Для человека когнитивного типа эффективна формула самоотстранения, когда он рассматривает себя словно со стороны, или при публичном выступлении относится к знанию предмета как к постороннему явлению, которое созерцается им и не имеет прямого отношения к нему как к докладчику, экзаменуемому. Часто люди когнитивного типа эффективно исполняют роли докладчика, студента, преподавателя, начальника, подчиненного. Функциональное взаимодействие (исполнение профессиональной, семейной роли) оптимально для когнитивного типа личности.
   Людям аффективного типа (эмоционально-коммуникативного) лучше всего при аутогенных тренировках обратить внимание на эмоционально-образную сторону самовнушаемых представлений. Например: «Я чувствую бодрость и свежесть, полон энергии и возбужден… настроение приподнятое… я уверен в своих силах». Иначе говоря, самовнушение должно содержать больше оценок состояний активности или пассивности, оценок прямой включенности «Я» личности аффективного типа в процесс аутотренинга.
   Поскольку чисто индивидуальная работа психолога экономически и физически неоправданна, целесообразно комплектовать группы для сеансов самовнушения. При этом подбор групп можно осуществлять с учетом типов личности, индивидуальности клиентов. Однородные группы облегчат работу кадрового психолога, т. к. программа самовнушения будет одинаковой для всех участников.
   Индивидуальное применение аутогенной тренировки часто используется перед прохождением собеседования, перед началом важных переговоров, в период интенсивной нагрузки на работе. Психогигиена уже давно занимает значительное место в работе на крупных предприятиях, и она себя окупает. Раздражение, нервозность мешает производительности и сводит на нет переговоры, которые могут казаться накануне успешными. Внешний вид и внутреннее состояние – одинаково значимы, а потогонная система, применяемая некоторыми компаниями, имеет ущербность, т. к. опыт в компании растет у сотрудника вместе с выгоранием, поэтому рост его полезности в итоге равен в лучшем случае 0. Разумное отношение к психогигиеническим требованиям движет руководителей к тому, чтобы на предприятии работал психолог, и регулярно проводились не только тренинги продаж, но и аутогенные тренировки. Так, известный кинорежиссер Дэвид Линч[31] стал идейным двигателем внедрения в американских школах техники медитации, основав даже специальный фонд[32]. При этом он отмечает снижение в школах, где проводятся эксперименты по проведению медитации среди учащихся, конфликтности, вспышек агрессии и т. п.

   5. Соперничество и сотрудничество

   Каждый нормальный человек чувствует психологическую атмосферу в группе и характер отношений между конкретными людьми. Необязательно делать это самоцелью, но знать характер отношений всегда полезно. И если в чисто мужских коллективах ориентация только на дело оправдывается хорошими результатами, то в женских коллективах такое безразличие к отношениям недопустимо. Более того, женщины сумеют показать «равнодушному» его незавидное место в коллективе. Замечено, что чаще всего соперничество между мужчинами возникает из-за женщины, а между женщинами – из-за мужчины. Это мало кто осознает, но на психологическом климате это сказывается.
   Двумерная модель регулирования конфликтов К. Томаса. Для описания типов поведения людей в конфликтах используется двумерная модель регулирования конфликтов К. Томаса. Основополагающими в ней являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах (методика адаптирована Н. В. Гришиной[33]).
   Соответственно этим двум измерениям К. Томас выделяет пять способов разрешения конфликтов:
   Соперничество (конкуренция) – стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
   Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
   Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
   Избегание – отсутствие стремления как к кооперации, так и к достижению собственных целей.
   Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

   Тест К. Томаса «Двумерность конфликта»

   Инструкция. Перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть правильных или ошибочных ответов. Люди различны и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь на каждый вопрос отвечать искренне и точно. Вопросы имеют два варианта – А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени отвечающий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов – А или В. Отвечать надо как можно быстрее.
   1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
   В. Вместо того, чтобы обсуждать предмет наших расхождений, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

   2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
   В. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого и моих собственных.

   3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
   В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

   4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
   В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

   5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
   В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

   6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
   В. Я стараюсь добиться своего.

   7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
   В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

   8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
   В. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы.

   9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
   В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

   10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
   В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

   11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить суть всех затронутых вопросов.
   В. Я стараюсь успокоить другого, и, главным образом, сохранить наши отношения.

   12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
   В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.

   13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
   В. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

   14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
   В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

   15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
   В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

   16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
   В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

   17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
   В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

   18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
   В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

   19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить суть всех затронутых вопросов и интересов.
   В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

   20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
   В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

   21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
   В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем и их совместному решению.

   22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
   В. Я отстаиваю свои желания.

   23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
   В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

   24. А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
   В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

   25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
   В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

   26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
   В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

   27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
   В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

   28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
   В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

   29. А. Я чаще всего предлагаю среднюю позицию.
   В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

   30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
   В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим человеком могли добиться успеха.
Обработка результатов
   Ключ

   Бланк ответов
   После заполнения бланка для ответов его можно расшифровать с помощью ключа. В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. После получения сумм каждой из 5 шкал можно составить гистограмму (рис. 3).
   Рис. 3. Стратегии регулирования конфликта

   Интерпретация результатов. Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующей формы поведения в конфликтной ситуации.
   На гистограмме виден способ регулирования конфликтов в соответствии с двумя основополагающими измерениями – кооперация и напористость. Помимо индивидуальных гистограмм можно сделать групповой портрет поведения членов группы. Если каждого обозначить разным цветом, то будет видно, кто чаще всего соперничает (явно или скрытно), а кто оказывается малоэффективен, когда работает с таким же приспосабливающимся к другим. Если замеры проводить время от времени, то можно увидеть динамику обострения или нормализации отношений. Сравнение групп между собой по тесту К. Томаса дает яркую картину климата в каждой из групп. А своевременное определение крайнего соперничества может дать информацию о том, кто с кем конкурирует и что следует предпринять в таком случае.
   Преобладание в группе тенденций к соперничеству говорит о благоприятной обстановке. Особенно ценным оказывается тест при проведении деловых, ролевых игр и социально-психологического тренинга. Тест Томаса не требует много времени и использование его до и после интенсивной групповой подготовки покажет, что конкретно произошло с каждым из участников обучения и с группой в целом. Чаще всего обнаруживается тенденция к увеличению сотрудничества в группе, что является основной заслугой тренерской команды, для которой сплочение группы и примирение характеров – одна из основных задач.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [18] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация