А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Интенсивная подготовка менеджера" (страница 14)

   7. Стиль общения в группе

   Взаимоотношения в группе и распределение функций очень близки и влияют друг на друга. Работа с группой может быть построена по двум типам руководства и обучения. Первый тип – авторитарный, когда ведущий ограничивает всякое общение между членами группы. Второй тип – демократический, когда ведутся свободные дискуссии по тем или иным вопросам.
   Для исследования двух различных типов взаимодействия в группах в процессе обучения можно создать разные экспериментальные условия и поддерживать их в течение всего цикла подготовки. В одной группе можно запретить общение, все контакты разрешить только через ведущего. В другой группе занятия можно проводить в форме свободных дискуссий и тогда задачей тренера будет поддержка взаимодействия между участниками. При решении творческих задач демократическая группа лучше справится с работой, но когда потребуется дать точный отчет об изучаемых вопросах, авторитарная система окажется более успешной. Таким образом, можно создавать различные функциональные структуры групп.
   В одном из наших исследований группы выполняли три вида совместных задач:
   • интеллектуальные задачи, требующие сообразительности;
   • организаторские задачи, требующие адекватного руководства группой;
   • задачи, требующие моторного взаимодействия.
   Оказалось, что между лидерством при решении совместных интеллектуальных задач и лидерством при решении организаторских задач имеется большое совпадение, но между лидерством при решении интеллектуальных задач и лидерством при решении задач, требующих моторной умелости, связь менее очевидна. На основании полученных данных можно считать, что «интеллектуальное» и «механическое» лидерство имеют различную природу, т. е. требуют проявления различных способностей у лидеров.
   Позднее нами изучались группы, решающие следующие задачи:
   • мыслительные (системные) и творческие (эвристические);
   • административные и дискуссионные;
   • моторные (по механической сборке).
   Здесь также были обнаружены «специализированные» лидеры, которые одинаково хорошо решали класс задач, объединенных внутренним сходством. Таким образом, в зависимости от специфики задач и условий деятельности, распределение функций между членами группы происходит по-разному.
   Влияние специфики совместных групповых задач на распределение функций выявлено в двух типах игровых задач: строительство дома и составление узора. В первой задаче нет четкой инструкции и образца исполнения дома. Во второй задаче, помимо цели совместных действий, предлагается схема узора, что значительно упрощает характер взаимодействия. Здесь четкая определенность структуры задачи вызывает более упорядоченное поведение членов группы (распределение функциональных обязанностей). После решения первой задачи (строительство дома) группа выделяет из числа участников лидера, права которого закрепляются условиями задачи.
   При переходе от первой задачи (строительство дома) ко второй (составление узора) обнаружилась устойчивость поведения лидеров и ведомых и изменчивость действий остальных членов группы. Это связано как с личностными особенностями участников, выполняющих функции лидера, так и с характером межличностных отношений, установившихся в группе. Позиция лидера, его поведение в группе – зависимые переменные характера взаимодействия с каждым членом группы. Значимость взаимовлияний между лидерами и ведомыми меняется в зависимости от особенностей поведения каждого участника совместных действий. Характер или стиль лидерства определяет и эмоциональное напряжение (положительное и отрицательное) в группе. В свою очередь, опыт, привнесенный из другой среды (в том числе производства), оказывает влияние на стиль руководства в группе (в первой и, особенно, во второй ситуации). Анализ поведения каждого участника группы при выполнении совместной задачи позволяет определить важнейшие условия для эффективного управления группой со стороны лидера. Первое условие – постоянный контроль над информацией, второе – контроль в сфере межличностных отношений. Совмещение в лице одного лидера нескольких функций, например, информатора-генератора идей, контролера, координатора, укрепляет его позиции.
   Решение творческих задач, связанных с формированием технической идеи, требует дифференциации функций в коллективе. Можно выделить несколько специфических функций, соответствующих определенным видам деятельности: изыскание задач, активизирование работы, генерирование идей, резонирование (принятие и развитие) идей. Естественно, что предлагаемая система функций возникла в результате реальных процессов дифференциации функций, возникающей и существующей в любых типах групповой деятельности.
   Экспериментально подтверждается большая эффективность лидера в сплоченных группах. Этот факт, несмотря на достаточную очевидность, требует некоторого объяснения. Сплоченность группы и эффективность лидерства – взаимозависимые переменные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами. Поэтому естественно, что и эффективность лидера будет большей в сплоченной группе. Сплоченность группы есть следствие согласия внутри группы, в частности, относительно распределения функций. Наличие в паре двух лидеров, даже при высоком индивидуальном мастерстве каждого, отрицательно сказывается на их общей успешности.
   Главным интегратором учебного коллектива является продуктивность совместной деятельности. Поэтому исследование сплоченности в нем всегда опирается на данный принцип. При этом следует помнить, что сплоченность коллектива и совместимость работников являются тесно связанными, но не тождественными понятиями. Совместимость означает, что данный состав группы возможен для выполнения ею заданных функций и члены группы могут успешно взаимодействовать. Сплоченность же свидетельствует о том, что данный состав группы интенсивной подготовки не просто возможен, но интегрирован наилучшим образом.
   Вот один из жизненных эпизодов несовместимости людей. Экспедиция Жерлаша де Гомери осталась на зимовку у берегов Антарктиды. 21 марта, в день, когда в Европе начинается весна, в Антарктиде солнце уходит за горизонт. Ночь, которая будет длиться 186 суток, погребла «Белжику» (небольшое судно. – Прим. автора) в безмолвие, во мрак и забвение… Прекратилась всякая связь с внешним миром, цивилизацией. Восемнадцать человек, находящихся на борту судна, по мере сил стараются обеспечить терпимые условия для зимовки. Но ничего хорошего у них не получается. В прокопченных каютах, слабо освещенных мерцающим светом керосиновых ламп, поселились недовольство, подавленность, раздражительность, словом, здесь нашло приют «экспедиционное бешенство» – болезнь, о которой ни слова не говорится в медицинских справочниках.
   Космонавт Елена Кондакова, поставившая женский мировой рекорд по самому длительному пребыванию на орбитальной станции – 169 суток, вспоминала, что в одном экипаже участники планируемого полета разругались так, что потом не разговаривали полгода. Конечно, психологическим отбором космонавтов занимается целая служба. Но потом экипажи формируются по принципу равенства: один человек – гражданский, другой – военный. Об их психологической стыковке никто в этот момент не задумывается: предполагается, что космонавты притрутся во время тренировок. Но бывает, что происходит наоборот. Так, однажды между космонавтами разгорелся серьезный конфликт, дошедший до драки накануне старта. Экипаж тут же расформировали. Вместо них полетели дублеры.
   Но не только сложные условия жизни и деятельности определяют совместимость людей. Она зависит и от темперамента, характера, интересов каждого члена группы.
   Как определить грань между темпераментом и характером? Конечно, это можно сделать, но все это очень условно. Непросто даже различить холерика и возбудимого меланхолика. Ведь и тот, и другой активны, но работоспособность у холерика больше, чем у меланхолика. А это можно обнаружить только в сложных жизненных обстоятельствах. В обычных же условиях легко спутать холерика и меланхолика. Еще легче спутать флегматика с тормозным меланхоликом. Случится авария или конфликт, и флегматик будет медленно, но уверенно пытаться разрешить проблемы, а тормозной меланхолик за видимым спокойствием обнаружит свою несостоятельность.

   8. Автономность группы

   Исследование изолированных, автономных групп является чрезвычайно важным, т. к. фактически многие виды совместной деятельности протекают в отрыве от обычной физической и социальной среды. Можно привести большое число примеров групп, экипажей, команд, деятельность которых протекает в отрыве от социальной адаптивной среды. Это экипажи всех экспедиций, морских судов, а также космических кораблей. Следует различать изолированность по длительности. Группа может находиться в изоляции от нескольких дней до нескольких месяцев. Время оказывает существенное влияние не только на характер межличностных отношений (это вторичное явление), но, в первую очередь, на состояние членов группы. Состояние может быть настолько устойчивым, что это приводит к некоторой перестройке личностных особенностей. Влияние изолированности, автономности группы усиливается за счет ухудшения физических условий. Стрессовые факторы действуют двояко – усиливают и ослабляют сплоченность группы.
   Мера автономности группы может выражаться в характере ее поведения в конфликтной ситуации. При высокой автономности группы конфликт замыкается на каком-либо внешнем объекте (любое лицо, не входящее в состав группы). В условиях совместной деятельности конфликт может замыкаться на техническом устройстве, если оно расценивается группой как внешний элемент. Слабая автономность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Проверяется автономность группы в экстремальных условиях при решении сложных задач, при столкновении с другими группами или любыми посторонними элементами, могущими изменить гомеостаз группы.
   Индивидуальная изоляция представляет собой экстремальное условие, имеющее свои специфические последствия для человека. Примером изоляции в естественных условиях являются случаи жизни, описанные в литературе (моряки-одиночки, спелеологи и т. д.). В настоящее время проблеме изоляции, одиночества уделяется значительное внимание. Проводятся специальные эксперименты, которые позволяют определить порог возможности человека выдерживать изоляцию, одиночество. Лабораторные (сурдокамерные) испытания показали, что нарушения происходят, прежде всего, в эмоционально-волевой сфере, а затем в перцепции и мышлении.
   Изоляция зачастую связана с ограниченностью пространства перемещения. Гиподинамия усиливает отрицательное влияние таких факторов как социальная и сенсорная изоляция. Помимо психологических сдвигов наблюдаются различные личностные изменения и даже псевдопсихопатологические нарушения, которые, в частности, происходят из-за отсутствия привычных межличностных контактов и усиления потребности в общении. В условиях индивидуальной изоляции усиливается внутреннее общение человека. Он создает образы значимой для него группы, в которой играет соответствующие привычные роли. До известных границ такое общение с самим собой является естественным, оно выполняет компенсаторную функцию.
   Социальная изоляция более, чем физическая, действует на самочувствие человека. В специальных экспериментах, создающих ситуацию социальной изоляции индивида, обнаружено особое значение факторов отвержения человека группой. Изолированное положение индивида в группе вызывает значительно большие изменения в его самочувствии, нежели физическая изоляция. Это состояние депрессии выражается как в значительных сдвигах, так и в субъективных оценках самочувствия.
   Групповая изоляция имеет свою специфику – наряду с действием тех же факторов, что и при индивидуальной изоляции, проявляются новые. Отсутствие обычного круга общения компенсируется усилением межличностных отношений внутри самой группы, но до известных пределов. Длительная автономия группы, отрыв человека от обычной среды жизни приводят к рассогласованию оценок его «Я» и окружающих людей.
   Групповая интенсивная подготовка и по длительности, и, главное, по целенаправленности общения усиливает автономность-изолированность группы. Эти условия освобождают участников от рутины и надоевших забот, что положительно влияет на продуктивность обучения.
   Экстремальные (нестандартные) и нормальные (стандартные) условия – фактор регуляции, который имеет специфичную и неспецифичную форму. Специфичность условий состоит в отклонении физических и социальных условий групповой деятельности: нарушение физических режимов и внегрупповые конфликты с другими группами или организациями. Неспецифичность экстремальных условий проявляется в любых отклонениях от принятых в группе норм, навыков поведения, деятельности, общения.
   Неспецифическая экстремальность связана с нестандартными отклонениями, имеющими следующие характеристики:
   • особенность и сложность задач (ритмичность/аритмичность, легкость/трудность решения);
   • изменение числа участников совместной деятельности (особенно меньшее их число, чем необходимо для совместной деятельности);
   • сокращение лимитов времени на выполнение стандартных задач;
   • увеличение взаимосвязанности участников, что выявляет рассогласованность в действиях;
   • смена стиля руководства (от коллегиального к директивному стилю и наоборот), что делает ситуацию совместной деятельности нестандартной;
   • усиление автономности в жизнедеятельности группы, которое нарушает привычные стереотипы, в том числе и межличностные отношения.
   Отметим, что описанные условия, определяющие динамику и результат групповой деятельности, в большей или меньшей мере известны менеджерам. Но длительное эмпирическое освоение фактов – это одно, а точное и своевременное получение схем регуляции групповой деятельности – это другое.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация