А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "История экономической мысли" (страница 1)

   Галина Мнацакановна Гукасьян, Галина Васильевна Нинциева
   История экономической мысли

   Вопрос 1 Предмет и метод истории экономических учений

   История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несет самостоятельную нагрузку. В литературе принято следующее определение предмета этой науки: история экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов.
   Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого общества. При изучении этой науки следует различать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений.[1] Согласно кумулятивному взгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых. В них решаются некоторые не решенные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы. Поэтому старые теории нужны в основном для улучшения понимания новых.
   Другой, эволюционный, взгляд исходит из того, что закономерности экономической жизни не остаются неизменными, они существенно модифицируются во времени. Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность и новые экономические теории не могут быть простым улучшением старых. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может представить значительный интерес в другое. И тогда старая экономическая идея может оказаться неожиданно привлекательной для тех, кто пытается создать новые модели для новых способов экономического поведения.
   История экономических учений будет в этом случае пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных альтернативных способов объяснения, ценность которых изменяется с течением времени. Эволюционный метод предпочтительнее по сравнению с кумулятивным.
   Метод изучения экономических учений основан на экспериментах, обработке фактов путем индукции или дедукции с применением анализа и синтеза. Однако поскольку эксперименты в экономике носят ограниченный характер, а темпы эволюционных изменений значительно превосходят темпы изменений в природе, в данном предмете особенно важны статистическо-временной и историко-модельный подходы. История экономических учений имеет самую тесную связь с экономической теорией.
   Во-первых, исторический процесс развития экономической истории составляет основу предмета истории экономических учений.
   Во-вторых, история экономических учений прослеживает историю зарождения и развития экономической теории, возникшей первоначально как политическая экономия.
   Зарождение политической экономии как особой, самостоятельной науки относится к XVI в. и связано с утверждением на Западе эры капитализма. Однако интерес к экономическим вопросам появляется значительно раньше возникновения политической экономии. Большое внимание им уделяют в своих философских произведениях уже авторы, жившие в рабовладельческом обществе, а затем, в период феодализма, – писатели-богословы. На протяжении столетий периодически изменялось понятие предмета экономической теории.
   Первые представители политической экономии выступали с защитой интересов торговой буржуазии, которая в силу преобладания мелкого ремесленного производства в то время занимала преимущественное положение по сравнению с промышленной буржуазией. Они создали первую школу политической экономии, вошедшую в историю экономических учений под названием меркантилизма. Политическая экономия рассматривалась ими как наука о торговом балансе, предусматривавшем превышение вывоза товаров над их ввозом.
   В XVIII в. и в первой половине XIX в. предметом экономической науки было изучение «природы и причин богатства народов» (А. Смит). В середине и в последней четверти XIX в. существовали альтернативные понимания ее предмета – марксистское и маржиналистское. С позиций марксизма, предметом политической экономии являются производственные отношения (по производству, распределению, обмену, потреблению). С позиций маржинализма ее предмет – человеческое поведение, преследующее определенные конкретные цели (например, получение максимально возможной прибыли) и использующее ограниченные альтернативные ресурсы.
   Изменение представлений о предмете экономической теории связано, с одной стороны, с идеологической ориентацией исследователя, с другой – с подвижностью и изменчивостью самого объекта анализа экономической теории – хозяйственной деятельности людей, параллельно с изменениями которой уточняются научные выводы и представления о ее предмете. Поэтому экономические учения не могут похвастаться долгожительством. В их подвижности и многообразии читатель убедится, проследив экономические учения от античности до наших дней, рассмотренные в последующих вопросах.

   Вопрос 2 Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

   Экономическим строем Древней Греции и Рима являлось античное рабство, существовавшее с начала первого тысячелетия до н. э. по IV в. н. э. и достигшее расцвета в V в. до н. э. Экономические воззрения античного рабства носили спорадический и наивный характер и еще не представляли собой целостную систему. Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли известные мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель.
   Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. «ойкос» — дом, «номос» — закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искусство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия служил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца. Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал обеспечение производства полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. «Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось управление рабами, но ни в коем случае не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление и как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошел к принципу мануфактурного разделения труда и впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело выделение профессий. Будучи защитником натурального хозяйства, Ксенофонт вместе с тем считал полезным развитие торговли и денежного обращения, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась им в зависимость от полезности, а цена объяснялась движением спроса и предложения.
   Особый интерес вызывают экономические идеи древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство», в которой он создает проект идеального государства. Платон рассматривает государство как сообщество людей, порожденное самой природой, и впервые высказывает мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предлагал обеспечить им обобществленное потребление, т. е. создать некий «аристократический коммунизм».
   Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внес величайший мыслитель античности Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма и шел к материализму.
   Аристотель известен как воспитатель наследника престола Македонии – знаменитого Александра Македонского. Будучи сторонником рабовладельческой демократии, Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов, иностранцы могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп: земледельческий класс, класс ремесленников, торговый класс, наемные рабочие, военные. Рабы приравнивались к вещам. Аристотель имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду, поэтому учение Аристотеля называют школой перипатетиков («прогуливающихся»). Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым установил некоторые категории и закономерности экономии. К ним можно отнести следующие положения:
   • воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, он наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю, экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. Наряду с «экономией» он разглядел явление, называемое им «хрематистикой» (греч. «хрема» — имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство. «Экономия» и «хрематистика» вместе составляют учение о богатстве. Если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала;
   • Аристотель стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство – без соизмеримости. Участвующие в обмене потребительные стоимости обладают чем-то общим. Но суть этого «общего» он не мог объяснить;
   • Аристотель сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущности и функциях денег.
   Для Аристотеля, как и для Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Однако в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.
   Оценивая заслуги греческих мыслителей, можно сделать следующие выводы.
   1. Объектом их интереса было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Исследование зарождающихся в обществе товарно-денежных отношений не было специальным, оно носило случайный характер.
   2. Принципы организации и управления рабовладельческим хозяйством впервые в мире оформлены греческими учеными в учение под названием «экономия».
   3. Воззрения античных мыслителей еще нельзя назвать наукой. Они образуют лишь ее теоретические исходные пункты, в которых, однако, прозорливо названы два важных положения: необходимость исследовать законы ведения хозяйства и пути увеличения его богатства.
   Экономическая мысль античного мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Важнейшей проблемой Рима являлись вопросы рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Этими проблемами занимались Катон Старший, Варрон, Колумелла.
   Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) являлся крупным землевладельцем и в своем труде «Землевладение» защищал интересы рабовладельческого хозяйства, тесно связанного с рынком. Он рекомендовал «меньше проживать и больше наживать». Прибыль Катон рассматривал как избыток над стоимостью. Для получения высокой прибыли он советовал «спокойно выжидать высоких цен». Катон был врагом применения наемного труда. Он стремился обеспечить доход за счет рабов и уделял много внимания организации их труда. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, жестоко наказывать за малейшие проступки, поддерживать в их среде рознь и разжигать конфликты. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами.
   Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н. э. продолжил римский ученый Варрон (116 -27 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Автор ищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, использовании материальной заинтересованности и т. д.
   Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла (I в. н. э.). Он писал о крайне низкой производительности рабовладельческого труда, о том, что рабы плохо относятся к работе, воруют, обманывают землевладельцев, уничтожают инвентарь. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. В поисках выхода из кризиса Колумелла ставит вопрос об отказе от рабского труда и использовании колонов.
   Борьбу безземельных и малоземельных крестьян против латифундистов обосновали и возглавили братья Тиберий (163–132 гг. до н. э.) и Гай (153–121 гг. до н. э.) Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предлагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация