А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "История экономической мысли" (страница 12)

   Вопрос 23 Завершение классической школы в творчестве Д. С. Милля

   Джон Стюарт Милль (1806–1873) – английский экономист, один из завершителей классической политической экономии, последний лектор Кембриджского университета, прочитавший курс политической экономии, которая в 1902 г. была заменена «Экономиксом», автором которого стал А. Маршалл. Под руководством своего отца, ближайшего друга Д. Рикардо, Джон Милль получил блестящее образование, в 1823–1858 гг. служил в Ост-Индской компании, был членом палаты общин английского парламента, где поддерживал либеральные и демократические реформы. Последние годы жизни провел во Франции. Он написал «Основы политической экономии» (1848), ставшие учебником для нескольких поколений экономистов Европы. Как утверждается в предисловии, им была поставлена задача написать обновленный вариант «Богатства народов» Адама Смита и «Начал» Давида Рикардо с учетом возросшего уровня экономических знаний и самых передовых идей современности. При этом Милль полагал, что при любом изменении этих знаний и идей «общим практическим принципом должно оставаться laissez faire и любой отход от него является несомненным злом». Иначе говоря, Д. С. Милль пытался дать развернутое и систематизированное освещение основных положений классической школы в обстановке, когда обнаружились внутренние противоречия капитализма, в силу чего постулаты классической школы стали терять свою актуальность. Милль пытался «согласовать политическую экономию капитала с притязаниями пролетариата, которые уже нельзя было игнорировать» (Маркс).
   В работах Д. С. Милля научные основы классической школы не получили существенного развития, более того, в некоторых вопросах им был сделан даже шаг назад по сравнению с Рикардо. Обратимся к ним.
   Подчеркивая, что стоимость есть результат труда, Милль, однако, допускал рассмотрение ее как суммы доходов и по существу смешивал концепцию трудовой стоимости с теорией издержек производства.
   Капитал и прибыль. Капиталом Милль называет накопленный запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений и существующий «путем его постоянного воспроизводства». Сами сбережения понимаются как «воздержание от текущего потребления ради будущих благ». Поэтому сбережения растут вместе с нормой процента.
   Причину прибыли Милль объясняет так же, как Смит и Рикардо: «Прибыль возникает не вследствие обмена… а вследствие производительной силы труда… Если продукт, производимый всеми трудящимися страны, на 20 % больше продукта, потребляемого трудящимися в виде заработной платы, то прибыль составляет 20 %, каковы бы ни были цены».
   Получаемая капиталистом прибыль должна быть достаточной для выплат, к которым, в частности, относится награда за воздержание, т. е. за то, что он не потратил капитал на собственные нужды и сохранил его для производственного употребления. Эта величина должна быть равной ссудному проценту, если владелец капитала предоставляет другому вести дело. Если владелец капитала применяет его непосредственно, то он вправе рассчитывать на больший доход, чем ссудный процент. Разница должна быть достаточной для платы за риск и за искусное управление капиталом. Общая прибыль «должна предоставить достаточный эквивалент за воздержание, возмещение за риск и вознаграждение за труд и искусство, необходимые для осуществления контроля за производством». Эти три части прибыли могут быть представлены как процент на капитал, страховая премия и заработная плата за управление предприятием.
   Теория денег, кредита и торговых кризисов. Сущность денег Милль анализирует исходя из простой количественной теории денег и теории рыночного процента. Он подчеркивает, что одно лишь увеличение количества денег не ведет к росту цен, если деньги припрятываются в запасы или если увеличение их количества соразмерно увеличению объема сделок (или совокупного дохода).
   Норма процента определяется спросом на ссудные фонды и их предложением. Спрос на ссуды складывается из спроса на инвестиции, спроса государства и спроса землевладельцев для непроизводительного потребления. Предложение ссуд складывается из сбережений, банковских билетов и банковских депозитов. Количество денег как таковое не оказывает влияния на норму процента, однако изменение количества денег неизбежно ведет к изменению нормы процента.
   Инфляция, говорит Милль, повышает норму процента, когда она вызвана государственными расходами, финансируемыми путем выпуска неконвертируемых в золото бумажных денег. Рост цен снижает реальную величину долгов и потому работает в пользу дебиторов и против кредиторов.
   В теории кредита Милль проявляет себя глубоким и оригинальным исследователем, а не просто талантливым популяризатором идей Смита и Рикардо: «Кредит не увеличивает производительные ресурсы страны, но благодаря ему они более полно используются в производительной деятельности». Источником кредита служит капитал в денежной форме, не имеющий в данное время производительного употребления.
   Кредит радикально меняет торговую конъюнктуру, расширяя платежеспособный спрос и воздействуя на предположения субъектов. Когда существует общее мнение, что цена какого-нибудь товара, по всей вероятности, должна повыситься, торговцы проявляют склонность получить прибыль от ожидаемого роста цен. Уже сама по себе эта склонность способствует осуществлению ожидаемого результата, т. е. росту цены, и если этот рост значителен и идет все дальше, это привлекает других спекулянтов. Они совершают новые покупки, что увеличивает объем выданных ссуд, и тем самым рост цены, для которого вначале были известные разумные основания, выходит далеко за пределы этих оснований. Спустя некоторое время рост цены прекращается, и держатели товара, считая, что наступило время реализовать свою прибыль, спешат продать его. Цена начинает падать, владельцы товара во избежание еще больших потерь устремляются на рынок, а так как при таком состоянии рынка покупателей бывает мало, цена падает гораздо быстрее, чем поднималась.
   Поддерживаемая таким образом спекуляция может охватить даже все товары сразу. В итоге возникает торговый кризис, во время которого «общий уровень цен падает настолько же ниже обычного уровня, насколько он стал выше его в течение предшествовавшего кризису периода спекуляции». По существу, это первое в истории экономической мысли изложение денежной стороны динамики экономического спада.
   Экономический прогресс и социальные перспективы. Экономический прогресс, согласно Миллю, связан с НТП, ростом безопасности личности и собственности.
   Поддерживая принцип «каждому по труду», Милль с подозрением относился к социалистическим планам переустройства общественной жизни. Он опасался, что социализм несовместим с индивидуальной свободой каждого отдельного гражданина. «Идеалом и общественного устройства, и практической морали было бы обеспечение для всех людей полной независимости и свободы действий, без каких-либо ограничений, кроме запрета на причинение вреда другим людям».

   Вопрос 24 «Национальная система политической экономии» Ф. Листа

   «…Политическая экономия не есть наука, которая учит только, каким образом меновые ценности производятся индивидуумами, распределяются между ними и потребляются ими… помимо этого, государственный деятель желает и должен знать, как возбуждаются производительные силы целой нации, как они увеличиваются, что им оказывает содействие, отчего они слабеют, замирают и совершенно исчезают, как при помощи национальных производительных сил лучше всего и целесообразнее разработать национальные естественные источники, чтобы создать национальное существование, национальное благосостояние, культуру и обеспечить нации будущего.» Так писал Фридрих Лист (1798–1846) в самой известной и главной своей работе «Национальная система политической экономии» (1841).
   Приведенная выше цитата выражает суть задачи, которую поставил перед собой и перед экономической наукой Ф. Лист. С одной стороны, он подчеркивает недостаток английской классической политэкономии (считая ее подход недостаточно широким), с другой – не столько расширяет область экономической науки, сколько смещает ее на другую область экономической проблемы. В центре внимания Листа его теория – национальная экономика. Проблема английской школы (он ее называет словом «школа») его занимает мало. Трактат Листа состоит из четырех книг: «История», «Теория», «Система» и «Политика». Во второй книге Лист подробно развивает теоретические основы своей системы. В третьей – рассматривает несколько «систем политической экономии».
   Политика меркантилизма заслужила поток похвал Листа, но это название он считает ошибочным и настаивает, что именовать меркантилизм следует «промышленной системой». Вслед за физиократами идет «система меновых ценностей», т. е. учение Смита. Критикуя теорию Ж. Б. Сэя, Лист, однако, не упоминает о его знаменитом «Законе рынков».
   Но особое внимание заслуживает книга I. Лист одним из первых рассматривает экономическую историю европейских наций, включая главы «Русские» и «Североамериканцы». Заключительная глава «Уроки истории» содержит выводы, которые подтверждают основные тезисы Листа.
   Всем этим материалом Лист, сам того не зная, возвестил целое направление в экономической науке под именем «Историческая школа».
   Обратимся к некоторым постулатам Ф. Листа.

   Промышленное воспитание нации

   Одна из важных тем в теории Листа (то, что Смит назвал «системой естественной свободы») – это борьба, направленная на свободу международной торговли. Вместо этого он выдвигает принцип промышленного воспитания нации. Нацию Лист рассматривает как нечто целостное с точки зрения языка, нравов, исторического развития и государственного устройства. Только благодаря этому возможно благосостояние и развитие каждой личности. Поэтому личностные интересы (в том числе и экономические) являются второстепенными, когда речь идет о сохранении и развитии нации.
   Жизнь нации продолжается бесконечно. Отсюда и взгляд на богатство народа. Оно заключается не в количестве меновых ценностей (как считал Смит), а во всестороннем развитии производительных сил нации. «Промышленное воспитание», полагал Лист, важнее, чем обеспечение нации товарами потребления. Он считал, что люди должны, если этого требуют национальные интересы, жертвовать своим благосостоянием, комфортом и удовольствием ради быстрейшего развития производительных сил.
   Лист не отвергает свободу международной торговли и не считает ее пригодной только для Англии. Он находит ее полезной для таких стран, которые торгуют между собой и которые находятся на одинаковой стадии промышленного развития. Здоровые нации должны иметь одинаково развитые производительные силы во всех трех крупных секторах: сельское хозяйство, промышленность и внешняя торговля. Но два последних (промышленная и внешняя торговля) важны для развития культуры нации и обеспечения ее независимости. Большой упор Лист делает на сухопутный и морской транспорт, а также придает большое значение техническим знаниям и умениям.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация