А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Малый бизнес с нуля. Хватит мечтать, пора действовать!" (страница 18)

   Наемник-предприниматель

   Суть этой схемы сводится вот к чему: работнику предлагается зарегистрироваться в качестве предпринимателя и заключить договор аренды или подряда с «работодателем». В этом случае с работодателя снимаются всяческие обязательства по исчислению и удержанию налогов и пенсионных отчислений, они целиком становятся головной болью «предпринимателя-наемника». Плюс с предпринимателем возможны такие вольности, которые непозволительны по отношению к обычным наемным работникам, например никаких «выходных пособий» в случае разрыва договорных отношений и т. п. Получает ли что-нибудь с этого работник? Чисто теоретически – официальную возможность «подработать» у другого «работодателя» или «использовать ЧП» для других «дел», другого бизнеса. На практике, правда, это встречается редко.
   Однако ряд бизнесов целиком построен именно на таком способе «приема на работу». Например, владелец парикмахерской обычно подготавливает помещение (порой просто арендует), приобретает парикмахерское оборудование (от химии до ножниц) и предоставляет помещение и инструменты «в аренду» парикмахерам, которые ради такого дела становятся предпринимателями. Для облегчения участи предпринимателей-наемников довольно тривиальная бухгалтерия ведется одним бухгалтером. В хорошем случае этот бухгалтер еще и самостоятельно носит декларации в инспекции.
   Кстати говоря, такой ИП может вообще формально не вести никакой деятельности, а значит, не платить никаких налогов, за исключением взносов в Пенсионный фонд. Будем честны, люди желают «оформления» именно ради пенсии. Так что форма «наемник-предприниматель» позволяет и не платить лишних налогов, и иметь возможность копить пенсию. Напоминаю, что «не платить лишних налогов» – незаконно. Строго говоря, ответственность за это лежит на предпринимателе-наемнике.

   Аутстаффинг

   В этой схеме фактически все наемные работники оформлены в одной фирме, а работают фактически в другой. Фирма-работодатель предоставляет услуги «аутстаффинга» фирме, нуждающейся в работниках. Вообще, это понятие в законодательстве никак не закреплено и фактически работа происходит «на стыке правоотношений». Кроме того, нередко фирма-«аутстаффер» учреждена теми же (юридически или фактически) людьми, что и фирма – потребитель услуг. Смысл заключается в том, что финансовые потоки можно распределить так, что налоги с двух фирм суммарно снизятся.
   Нужно отметить, что работники в этой ситуации оказываются в невыгодном положении, так как фактически между ними и «потребителями аутстаффинга» отсутствуют трудовые правоотношения, которые юридически гораздо больше выгодны именно наемным работникам. Впрочем, любая схема в любом случае означает ухудшение положения работников. Справедливости ради стоит сказать, что и официальное оформление – совсем не гарантия честных и приятных взаимоотношений с работодателем, что может подтвердить любой взрослый россиянин.
   В любом случае аутстаффинг для малого бизнеса имеет чисто академический интерес.

   Процесс оформления

   Трудовые отношения – это весьма серьезно с точки зрения закона. Требования к форме договора очень четкие, и отступления не допускаются. Так что рекомендую найти форму договора в Интернете (см. раздел «Полезные ссылки, ресурсы» главы 7) и заполнить ее в соответствии с особенностями вашей фирмы.
   На практике график работы продавца (а в нашем бизнесе это самый главный наемный работник) может сильно отличаться от сорокачасовой рабочей недели (по восемь часов пять дней в неделю). Однако такой график, как показывает практика, не самый удобный. Очень часто в торговле распространены графики работы «два через два» (два дня рабочих – два выходных), «три через три», «четыре через два». График «два через два» является самым удобным (с точки зрения работника), если ваша торговая точка работает без выходных. Как правило, преимущества такого графика (большое количество выходных, возможность в будни заниматься своими делами и пр.) перевешивают его недостатки (обычно 10-12-часовой рабочий день, часто без фиксированного перерыва). Поэтому продавцы обычно не возражают против «легкого нарушения законодательства» (а нарушением здесь является отступление от восьмичасового рабочего дня, фактически сменный режим работы, который требует особых условий труда). Исходя из этого в трудовом договоре можно указать, что график работы – фактически с сорокачасовой рабочей неделей; на деле же работники работают так, как договорились на словах.
   Строго говоря, это нарушение, однако, повторюсь, при удобном графике никого это нарушение не ущемляет.
   Итак, договор вы составили и подписали (и вы как работодатель, и ваш работник). Теперь пора регистрироваться как работодатель. Важно встать на учет в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования (ФСС). Для ФСС потребуются заявление, копия договора, трудовой книжки работника, ваши учредительные документы, справки о счете в банке. Для ПФР – аналогичные документы, но требуется еще пенсионное страховое свидетельство работника (зеленая ламинированная карточка). В ФСС после сдачи документов вам установят тарифную ставку. Она зависит от вредности и травмоопасности рабочего места. В моем случае (документально – продавец-консультант офисной мебели) тарифная ставка составляет 0,2 % от заработной платы. Да, это 10–20 руб. в месяц, сумма небольшая. Однако учтите, что за повторный срыв срока сдачи отчетности штраф составляет 5 тыс. руб.
   Вам также придется зарегистрироваться в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) и платить взносы туда (около 4 % от заработной платы), чтобы у ваших работников были полисы обязательного медицинского страхования.
   Последовательность оформления примерно такова:
   1. Оформление договора с работником.
   2. Постановка на учет в ФСС.
   3. Постановка на учет в ПФР.
   4. Постановка на учет в ФОМС.
   Вообще говоря, все это можно делать параллельно, но на практике ФСС – самая строгая контора, с самыми жесткими требованиями, самыми высокими штрафами и самыми короткими сроками сдачи отчетности. ПФР сами вас из-под земли достанут и пришлют тонну писем с напоминаниями, взысканиями и штрафами. У ПФР тоже масса штрафных санкций и жесткие требования к отчетности, но штрафы обычно поменьше (впрочем, штраф обычно рассчитывается как некий процент от суммы, подлежащей уплате, в том числе – за не вовремя сданную отчетность, и сумма невелика только тогда, когда сотрудников мало и официально получают они немного).
   Обратите внимание, что при официальном оформлении вам нужно будет внести соответствующие записи в трудовую книжку; трудовая книжка изымается у работника и выдается только после расторжения трудового договора, при этом работник должен поставить свою подпись в трудовой книжке, подтвердив, что он ознакомлен с записями.
   Будьте внимательны, требования к записи весьма жесткие; как правильно написать – лучше узнать в ФСС при регистрации.
   Надеюсь, вы помните, что я говорил о подобных учреждениях: вести себя с ними надо вежливо, обычно работники ведомств это ценят и идут навстречу.

   Отчетность

   В связи с вашей новой ролью работодателя вам потребуется сдавать дополнительную отчетность. И хочу сказать, что этой отчетности существенно больше. По моим наблюдениям, регистрация в качестве работодателя увеличила объем регулярно сдаваемой отчетности раза в три. Притом что сотрудник официально у меня был только один.
   Чтобы для вас это не стало сюрпризом, расскажу, какую именно отчетность потребуется сдавать:
   1. ФСС – форма 4-ФСС, сдается раз в квартал. Внимание! Срок сдачи – до 14-го числа! К тому же пятница может быть неприемным днем. Декларация сравнительно несложная, только если ваши сотрудники не болеют, не травмируются и никаким иным образом не связаны с социальными дотациями. В противном случае расчет может стать делом весьма нетривиальным. ФСС – единственная организация, в которой не потребовали электронной отчетности. Впрочем, при определенном количестве работников электронная отчетность становится обязательной.
   2. ПФР – сдается два раза в год. Так называемый персонифицированный учет. Сдаче подлежит картонная папка с завязками, на которой наклеен лист формата А4 (этикетка) по определенной форме; внутри – формы АДВ-11, АДВ-6-1, СЗВ-4-2. Если работник не имеет пенсионного страхового свидетельства, или оно подлежит замене, или работник выходит на пенсию – то комплект сдаваемых документов будет уже другой; я рассматриваю случай «усредненный», когда работник «простой». Обязательно наличие отчетности в электронной форме. Обычно на период приема отчетности от работодателей отделение ПФР переходит на удлиненный рабочий день и работает в выходные. Это не может не радовать!
   3. Отчетность в налоговую инспекцию – сдается один раз в год (Внимание! НДФЛ перечисляется ежемесячно!). Требуется: форма 2-НДФЛ.

   Глава 7. Что дальше?

   Вот вы заключили все договоры, закупили товар, привезли все на точку, собрали торговое оборудование, расклеили ценники… Ленточку перерезать не будем. Самое главное вы забыли! Валерьянку! Без шуток. Первые дни сильнейший стресс обеспечен. Да не волнуйтесь вы так! Место должно «притереться», товар обязательно должен «выстоять». Хоть логику подключайте, хоть социальную психологию учитывайте. Масса закономерностей работает именно так. Чтобы вас приободрить, расскажу, что первая (!) продажа в нашем малом бизнесе произошла почти через месяц (!) после начала работы. Вы не представляете, что мы с женой пережили за этот первый месяц. Работали мы, кстати, без выходных. А вам будет проще – вы уже теперь много знаете, я для этого и стараюсь.
   Ничего-ничего, совсем без продаж не останется даже самая «бестолковая» точка. Будет ли она приносить прибыль – вопрос риторический. Все сильно зависит от удачного выбора площади, ассортимента, ценовой политики…
   Ладно, первый стресс удалось преодолеть, вы торгуете несколько месяцев. Ну, думаю, вы уже многое знаете. Если решите экспериментировать с новым товаром – помните, товар должен «выстояться». Серьезно. Порой может пройти несколько месяцев, прежде чем товар «стронется». Это, поверьте, наблюдается даже в крупных магазинах, которые тратят немалые суммы на рекламу. Есть целый ряд закономерностей, которым нет никакого логического объяснения. «Выстаиваться» – одна из таких закономерностей. Еще одна любопытная закономерность: покупатели никогда не приходят равномерно – либо никого нет, либо сразу всей толпой – да так, что приходится разрываться между ними.
   Ну а примерно после года можно уже пытаться думать о расширении. Если бы вы были опытным бизнесменом, о расширении можно было бы думать через месяц-другой, а пока у вас еще не было некоторого опыта, который при всем желании не изложишь на бумаге. Даже если изложишь – этот опыт нужно пережить самостоятельно. Говорите, денег нет на расширение? Свыкнетесь, их первые пару лет «не будет», однако четкое стремление к цели и скрупулезная экономия способны творить чудеса. Поверьте, даже у крупных фирм денег «никогда нет», когда речь заходит о «серьезных проектах».
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [18] 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация