А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Малый бизнес с нуля. Хватит мечтать, пора действовать!" (страница 11)

   С кем начинать бизнес

   Начинать мелкий бизнес можно:
   1. Единолично.
   2. С женой (мужем).
   3. С отцом (матерью) или сыном (дочерью) – уже сомнительно, но можно, если доходы не делите, а пользуетесь совместно.
   Все. Больше никаких вариантов нет. Короче, либо в одиночку, либо с самыми ближайшими людьми, но при строжайшем условии, что вы живете вместе, вместе зарабатываете и вместе тратите. Если живете разными семьями (с родителями или с детьми) – уже вариант не проходит.
   Если вы вдруг решили удивиться или озадачиться – то зря. Ни в коем случае не советовал бы начинать мелкий бизнес с друзьями. Если не хотите этих друзей потерять.
   И проблема здесь вовсе не в человеческой алчности или неспособности договариваться. Здесь проблема иного, я бы сказал, системного, характера. А заключается она вот в чем.
   Мелкий бизнес – это такая затея, которая живет скорее за счет вложенных усилий, чем за счет вложенных денег. Да, можно открывать бизнес на паях, иметь процент в каком-то деле и пр. При одном очень важном условии: ваше участие в подобных мероприятиях – строго материальное. То есть от вас не требуется работать в таком бизнесе, на вас не налагаются никакие особенные обязанности. Вы просто вложили деньги, совместно с компаньонами подобрали грамотного директора – и периодически контролируете деятельность компании. В этом случае рассчитать доли компаньонов очень легко: вложил 50 % от общей суммы – имеешь 50 % от общей прибыли. Или по предварительной договоренности: вложил 30 % и взял на себя обязательства по решению такой-то задачи – получаешь 60 % от прибыли. Короче, там, где участие компаньонов может быть легко посчитано и заранее четко обговорено, – там, с некоторой натяжкой и оговорками, еще можно согласиться с долевым участием. Только есть одна проблема: мелкий бизнес не относится к подобным легко рассчитываемым мероприятиям. Малый – вряд ли, средний – да, скорее всего, крупный – безусловно. Но мелкий – однозначно нет.
   Потому что сам формат мелкого бизнеса предполагает, что компаньоны принимают самое непосредственное участие в коммерческой деятельности предприятия. А вот что касается оценки трудового вклада каждого из компаньонов – тут у каждого оказывается свое мнение. Четыре потраченных вечера на поиск двух подходящих поставщиков – это в сколько процентов прибыли оценить? А если сравнить с регулярным ревизированием склада – что будет весомее? Найденный поставщик или порядок на складе? И в какой процент прибыли оценить каждую из этих работ? Самое интересное, что каждый из компаньонов по-разному видит ценность этих трудовых вложений. И не будем оригинальничать, своя работа кажется весомее. Даже не из меркантильности, а просто из неумения «влезать в чужую шкуру». Философская, короче, проблема, морально-этическая.
   К сложностям взаимоотношений можно еще прибавить разногласия по тактике и стратегии развития общего дела. И картина получается, как правило, еще более скандальная.
   А потому мелкий бизнес можно начинать вместе только тем людям, которые научились договариваться в самых разных жизненных ситуациях, прекрасно знают друг друга и умеют извлекать из совместной жизни максимум обоюдной пользы, людям, которые заинтересованы в процветании партнера не меньше, чем в своем собственном. Я считаю, что это определение подходит только для одного типа партнеров – для супругов, которые не считают свой брак чем-то обременительным, а умеют извлекать из брака обоюдную пользу – моральную, духовную, материальную… Такие люди умеют понимать друг друга, и им не нужно делить доходы и расходы – они «работают в один котел». Подобное в отношениях «родители – дети», пожалуй, гораздо более редко, а потому я такой вариант признаю только с оговорками. Что касается отношений братьев и сестер, то у каждого из них – своя семья и свой интерес, а потому проблем не меньше. С тем лишь исключением, что братья и сестры за долгое общее детство успели хорошенько пообтереться и, скорее всего, научились договариваться, да при этом еще и принадлежат к одному поколению и имеют большое количество точек соприкосновения.
   К сожалению, такого единства, как у хороших супругов, с друзьями или тем более просто хорошими знакомыми удается достичь лишь единицам. А потому мелкий бизнес с ними лучше не начинать. Вообще, никакой бизнес с друзьями не надо начинать…
   Впрочем, справедливости ради надо сказать, что очень редко случаются исключения, когда друзья умеют уживаться в бизнесе. Но это – исключения. Если не хотите разрушить дружеские отношения, лучше не надейтесь, что вы и ваш друг относитесь к этим исключениям.
   Хочется, правда, предостеречь вас: супружеские отношения тоже могут испортиться. Не из-за коммерческих интересов, а из-за того, что ваша общая работа не будет вас оставлять ни на секунду. Где бы вы ни были – на природе, в гостях, в театре… Невозможно отделить личное общение от делового. Честно говоря, это трудное испытание. А потому самый верный вариант – начинать в одиночку. И продолжать в одиночку.

   Выбор торговой площади

   Жизнь показывает, что можно быть самым хорошим, честным и вежливым продавцом, отчисляя ежемесячно половину дохода на рекламу, но так и не выбиться в люди, если торговое место находится у черта на куличках. И наоборот, можно быть хамом и лгуном (без фанатизма), не тратиться на рекламу, но иметь стабильный неплохой доход, если точка находится в бойком месте. Безусловно, возможны различные варианты, да и оборотистость зависит больше от сочетания товара и места торговли, но общий вывод таков: торговая площадь – это то, на чем экономить не следует ни в коем случае. Хотя для некоторых видов товаров и услуг местоположение может быть не определяющим, либо они таковы, что покупатели готовы ехать за ними на край света, лишь бы было дешево. Или вы – единственный продавец определенного товара/ услуги, и ваше удаленное местоположение покупатели принимают как неизбежность.
   Во всех остальных случаях чем более бойкое место вы арендуете, тем больше вы сможете заработать и тем больше у вас шансов «выжить», даже сменив ассортимент. В этом смысле бойкое место дает некий простор для реализации: если вы торгуете чем-то, что не особенно продается, вы всегда можете «разбавить» ассортимент чем-то другим и понаблюдать, как продается оно. Глядишь, со временем и вообще перейдете на другой ассортимент. На небойком месте такая информация собирается, во-первых, слишком долго, а во-вторых, потенциальные покупатели «экспериментального» ассортимента могут ничего не знать о вашем бизнесе, и вы рискуете «затариться», набрав много всякого товара и не продав ничего.
   Я предполагаю, что вы будете арендовать торговую площадь, так как не являетесь владельцем коммерческой недвижимости. Иначе вашу деятельность трудно отнести к мелкому бизнесу, а я здесь ориентируюсь именно на него. Хотя вполне возможны варианты: например, ваша квартира находится на проходной улице на первом этаже и вы решаете, что одну комнату можете отвести для торговли. Или у вас свой дом, и вы используете сарай для организации магазина. Трудно сказать, насколько это реализуемо, но у такого бизнеса нет некоторых рисков, о которых я буду рассказывать далее. А потому думаю, что окупаемости в нем достичь проще, чем в других случаях.
   Итак, арендуем! Где? Вариантов не так много. Можно арендовать площадь в торговом центре, место (павильон) на рынке, отдельное помещение в жилом или офисном здании. Можно арендовать у организации, которая строит свой бизнес именно на том, чтобы сдавать коммерческую площадь мелким, малым и средним предпринимателям. А можно арендовать «офис» у более удачливого «частника» (или предпринимателя). У каждого из этих вариантов есть нюансы. Но в целом я склоняюсь к мысли, что если ваш товар «безликий» (т. е. не является чем-то особенным, просто обычная одежда, еда или промтовары), то лучше всего арендовать место в торговом центре или на рынке. Короче говоря, там, где есть много разных товаров и, скорее всего, есть несколько ваших конкурентов. На самом деле это не так плохо; более того, наличие конкурентов в этом случае вполне можно (и нужно) превратить в плюс. По крайней мере, покупатели уже знают этот рынок как место, где можно приобрести такой же товар, как и у вас. А значит, вам не придется ловить на себе насмешливые взгляды проходящих мимо людей, так и не ставших вашими покупателями.
   Чтобы сориентировать вас, приведу приблизительные цены на аренду помещений в уральском городке среднего размера.
   Минимальная цена квадратного метра где-нибудь в мебельном центре на отшибе (а торговля мебелью – это такой бизнес, который требует больших площадей по минимальным ценам) составляет 700–800 руб. в месяц. Можно, пожалуй, найти и подешевле, 500–600 руб., но это редкость, и, как правило, лучше подороже, но в более бойком месте. В среднем цена квадратного метра в торговом центре без особенной специфики (промтовары, одежда, обувь) – 1000–1500 руб. за «квадрат». В продуктовых торговых центрах традиционно самые высокие цены, порядка 1800–2500 (до 3 тыс.) руб. за «квадрат». Вообще, наш город имеет странные особенности, потому как аналогичные площади в Москве дороже лишь на 30–50 %, чему я был немало удивлен, когда узнал. Ведь наш город даже областным центром не является…
   Отдельный офис, как ни странно, может быть дешевле в пересчете на 1 м2, порядка 400–600 руб. Но с точки зрения торговли это не выгоднее, так как в офисе еще есть неторговые помещения вроде туалета, кабинета и прочие, которые вы также оплачиваете. И если пересчитать цену офиса на квадратный метр именно торговой площади, то часто выходит не дешевле, а дороже. Впрочем, как всегда, возможны варианты.
   Что до цен с точки зрения приобретения в собственность – то квартира на первом этаже, имеющая потенциальную коммерческую ценность, дороже аналогичной на 30–50 %, а квартира, уже переделанная под офис и имеющая статус нежилого помещения, дороже уже в 2,5–3 раза. И причем в кризис это удорожание только увеличилось, так как квартиры упали в цене гораздо сильнее, чем коммерческая недвижимость. В общем, мелкому предпринимателю это не по карману.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация