А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Как быстро научить ребенка помогать родителям" (страница 2)

   Загадки-добавлялки

   Лейся, чистая водица.
   Мы умеем чисто...
   (мыться).
   В ладошках пена светлая
   От мыла ...
   (туалетного).
   У себя в саду Андрейка
   Поливал цветы из...
   (лейки).
   Молодчина эта Лина:
   Лепит все из ...
   (пластилина).
   Ты не бойся – это гусь.
   Я сама его...
   (боюсь).
   Летом в болоте
   Вы ее найдете.
   Зеленая квакушка.
   Кто это?..
   (лягушка).
   Два березовых коня
   По снегам несут меня.
   Кони эти рыжи,
   А зовут их ...
   (лыжи).
   Погляди на молодцов:
   Веселы и бойки,
   Волокут со всех концов
   Материал для стройки.
   Вот один споткнулся вдруг
   Под тяжелой ношей,
   И спешит на помощь друг —
   Здесь народ хороший.
   Без работы, хоть убей,
   Жить не может ...
   (муравей).
   С рожками, бородкой,
   Хвост совсем короткий.
   Забодает, если зол,
   И зовут его...
   (козел).

   «Взрослым надо помогать»

   Интерес к труду взрослых возникает у детей рано, на втором году жизни. В своих играх ребенок лечит – он врач, крутит колесо – шофер и т.д. Так в игре он репетирует свою будущую жизнь. Однако, чтобы у него появился интерес к труду, он должен трудиться сам, выполнять поручения взрослых, помогать им. Но ребенок остается доволен своими стараниями лишь тогда, когда добьется каких-то результатов. При этом очень важно то, как взрослый оценит его усилия. Важно умное слово взрослого, которое поднимет настроение так, что хочется делать уборку, убирать игрушки, мыть их и т.д. В играх взрослый приучает малыша к самообслуживанию, когда говорит: «Наденем платьице и шапочку на себя, потомна куклу».
   Ребенок четырех лет уже умеет себя обслужить. Только его нужно этому правильно учить. В пять лет он должен без напоминаний убрать постель, расстелить и застелить ее, содержать в порядке свои костюм, обувь, прическу. Но прежде к нему должно прийти понимание, что взрослым надо помогать. Что для этого нужно сделать? Необходимо использовать любую возможность, чтобы незаметно ему об этом напомнить. Когда вы говорите, что своим делом помогаете маме, то доставляете ему удовлетворение – так постепенно формируется добрая привычка. Больше и чаще всего ребенок наблюдает за действиями взрослых, особенно мамы. Он охотно выполняет поручения, конечно, несложные. Наблюдая, как взрослый моет посуду, стирает, гладит, поливает цветы, у него появляется желание участвовать вместе с вами и подражать вам, ведь у вас все получается так красиво, ладно и быстро. Когда вы даете поручения: «Принеси ложечки – они лежат на маленьком столике», «Принеси, пожалуйста, хлеб», то после их выполнения нужно, конечно, обязательно его похвалить и поблагодарить: «Какой ты молодец! Хорошо помогаешь – спасибо». Приучайте ребенка снимать и надевать одежду в определенном порядке, расстегивать и застегивать спереди пуговицы, расшнуровывать ботинки, складывать одежду. Поначалу вы показываете, как нужно правильно сделать, поясняете, потом малыш повторяет действия, а в обучающей игре «Оденем, разденем куклу Олю» вы закрепляете умения.
   Какие же поручения может выполнять ребенок? Поливать цветы в комнате или во всей квартире; вытирать пыль на подоконниках; накрывать стол перед обедом; содержать в порядке свою книжную полку; кормить котенка, щенка; пришивать на своем платье оторвавшиеся пуговицы; если есть огород или цветник, отвечать за отведенный участок, сеять на нем, ухаживать и собирать урожай; если в доме имеется телефон, первому подходить на звонок; помогать взрослым в некоторых хозяйственных делах.
   В пять-семь лет ребенку можно уже давать поручения, которые ему не всегда бывают интересны. В этом возрасте ребенок должен понимать слово «надо». Так начинает воспитываться одноиз важнейших качеств – чувство долга. Однако здесь нужно знать, что ребенок только тогда охотно и хорошо выполнит поручение, когда поймет, осмыслит его значение.
   Показывая ребенку, как нужно выполнять ту или иную работу, вы делаете огромное дело: учите ребенка осторожно обращаться с вещами, развиваете его речь, знакомите с домашним трудом, формируете потребность охотно и тщательно выполнять трудовые обязанности по дому, развиваете внимание и даете возможность поиграть, так как в этом возрасте труд без игры невозможен. В четыре года ребенок уже отличает труд от игры. И, конечно, вы поощряете его, хвалите. «Хорошо моешь!» – ласково говорите вы малышу. Заметив, что он начал баловаться с водой, не ругайте его, а лишь мягко заметьте: «Ты поиграл немножко, а теперь давай закончим работу. Куклы ждут, когда у них все будет чисто».
   С трех-четырех лет ребенка нужно научить пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, самостоятельно мыть руки, лицо, не разбрызгивая воду, вытираться полотенцем, пользоваться носовым платком. Помогите ему научиться самостоятельно одеваться и раздеваться с небольшой вашей помощью, аккуратно складывать и вешать одежду, при входе в квартиру вытирать ноги или переобуваться. Пробуждайте в малыше желание поддерживать порядок в комнате: накрывать стол, убирать игрушки, книжки на место. Научите выполнять поручения взрослых: с вашей помощью кормить рыб в аквариуме, поливать цветы, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. С трех лет ребенка нужно знакомить с некоторыми видами труда взрослых, обращать внимание на заботу взрослых о нем. Наблюдая за трудом родных в доме, он должен понять, что все люди работают: строят дома, делают машины, продают хлеб в магазине, убирают, стирают и т.д. Очень хорошо читать малышу стихи и рассказы, которые побуждают трудиться.
   В четыре-пять лет нужно в ребенке воспитывать уже большую самостоятельность в самообслуживании: раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и др. Научите его замечать неаккуратность в одежде, устранять ее самостоятельно или обращаться за помощью к взрослым; быть опрятным, беречь одежду и обувь; складывать и вешать одежду на место. Под вашим наблюдением, а потом и самостоятельно ребенок поддерживает порядок в квартире, помогает в уборке: протирает влажной тряпочкой мебель, крупные листья растений, моет игрушки. Он должен знать, где и в каком порядке хранятся игрушки, убирать их на место.
   Если возле дома есть цветник, огород, нужно дать малышу возможность там поработать: сеять семена, поливать, помогать в уборке, рыхлить землю, выпалывать сорняки. А чтобы хорошо сделать прополку, ребенок должен уметь отличить культурное растение от сорняка, чтобы полить, нужно уметь отличать сухую почву от влажной. Ребенок должен знать, когда поливать растения (поникший стебель, увядающие листья), должен уметь отличать растение, которое надо политьот своевременно политого. Научите его правильно пользоваться граблями, лейкой, аккуратновыполнятьработу, после работы убирать инструменты на мecтo. Учите правильно и доброжелательно оценивать работу свою и других, ценить и беречь всякий полезный труд.

   Игры на кухне

   Многие дети любят бывать на кухне и «помогать» взрослым готовить обед. Они любят играть с кастрюлями, крышками, вставляют одну кастрюлю в другую. Девочкам нравится подметать пол. Когда ребенок находится на кухне во время приготовления обеда, поговорите с ним: «Как ты думаешь, зачем на плите кастрюля? В кастрюле мы варим суп (и покажите). В другой кастрюле готовится компот (вновь покажите). А что еще стоит на плите? (сковорода). А что делают на сковороде?» Ребенок может, зная по опыту, ответить: «Жарят котлеты, картошку» и т.д. Спросите, что нужно, чтобы приготовить суп. И, продолжая разговор в этом направлении, расскажите о назначении кухонной посуды, помогите ему запомнить названия. А потом ребенок закрепит эти наблюдения в игре.

   Готовим обед

   Скажите ребенку: «Сегодня поиграем с тобой в маму. Ты будешь мамой и приготовишь обед куклам. Давай вспомним, что нужно, чтобы приготовить обед. Выбери и принеси ту посуду, в которой можно варить суп и поджарить котлеты». Затем ребенок играет самостоятельно. Игру можно усложнить, и ребенок будет занят целый вечер. Изредка вы можете давать советы, чтобы поддержать интерес к игре.

   Моем посуду

   Скажите ребенку, что после обеда на столе осталась невымытая посуда, и предложите: «Давай мы ее помоем. Ты поможешь мне? Сейчас мы наденем фартуки, чтобы не намочить и не испачкать платье. Попробуй, какая водичка? Да, она теплая». Посуду моют в теплой воде. «А теперь я начну мыть посуду, а ты подавай мне ее и ставь чистую на стол. Подай сначала чашку, теперь блюдце, тарелку, ложку. Посмотри: какая стала посуда? Правильно, чистая». Эти действия и сопровождающие их слова закрепите с ребенком в игре «Научим куклу Нину мыть посуду».

   Печем печенье

   Вместе с ребенком можно испечь домашнее печенье. Он может раскатать тесто, нарезать его с помощью фигурных формочек или вырезать фигурным ножом какие-нибудь фигурки, силуэты животных, свое имя. Когда печенье будет готово, предложите украсить его изюмом, глазурью или вареньем.

   Готовим десерт

   Ребенок с удовольствием примется за дело, если вы предложите ему помочь вам приготовить что-нибудь вкусненькое на десерт. Для первого раза можно приготовить пудинг или желе. Вы определяете необходимое количество продуктов, а ребенок смешивает их в нужных пропорциях. Юный кулинар может проявить и творческий подход к делу, придумывая необычные добавки к десерту, например, украсить его консервированными фруктами, шоколадом или маком.

   Юный кулинар

   Возьмите кулинарную книгу, в которой много иллюстраций, и просмотрите ее вместе с ребенком. Расскажите ему, какой может быть пища на вкус (кислой, сладкой, горькой, соленой, острой, пряной).Затем возьмите продукты с различными вкусовыми свойствами, например, лимон (кислый), шоколад (сладкий), консервированный огурец (соленый), редис (горький), горчица или перец (острые), томатная приправа или кетчуп (пряные). Сложите их в корзинку или миску. Пусть ребенок закроет глаза и попробует на вкус определить каждый продукт. Поговорите с ним о том, чем отличается один продукт от другого на вкус. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь он дает вам попробовать продукты. Эти продукты вы можете положить в еду при совместном приготовлении обеда.

   Запах продуктов

   Предложите ребенку в игре определить запах некоторых продуктов. Расскажите, как вкусно пахнут некоторые продукты, поставьте в ряд несколько баночек. Положите в каждую немного продуктов, обладающих специфическим запахом, например молотый кофе, подсолнечное масло, дольки лимона, кусочки лука, корицу и др. Закройте баночки крышками. Завяжите ребенку глаза и, открывая баночки по очереди, предложите по запаху определить, какой это продукт. Когда ребенок ответит, снимите с него повязку, чтобы он мог убедиться, правильно ли он отгадал.
   После того как все продукты будут продегустированы, пусть ребенок проверит вас. Продукты можно заменять кусочками фруктов, сыра, различными сортами чая.
Чтение онлайн



1 [2] 3 4 5

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация