А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV" (страница 1)

   Франсиско Карвахал
   В общении с богом
   Молитвенные размышления на каждый день. Том 5. Рядовое время: Недели XXIV–XXXIV

   Двадцать Четвертое Рядовое Воскресенье
   Год A

   1. Безграничное прощение

   1. Прощать всегда. Прощать охотно и искренно.
   2. Если мы научимся любить всех людей и находить для них оправдания, то не будем иметь нужды в прощении: ведь в этом случае у нас не возникнет и самого чувства обиды.
   3. Таинство примирения с Богом побуждает нас быть милосердными по отношению к другим людям.

   1.1 Бог прощает тех, кто прощает сам. Он отнесется к нам с той же снисходительностью, с какой мы относимся к другим людям. Наши отношения с человеком – это критерий отношений с Богом. Об этом свидетельствуют чтения сегодняшней святой Мессы. В первом из них подчеркнуто: тот, кто склонен к мщению, рискует столкнуться с местью Господа. Господь “не забудет” ни одного из грехов такого человека. Прости ближнему, и тогда, по молитве твоей, тебе будут прощены и твои грехи. Если же ты ненавидишь ближнего, как можешь рассчитывать на исцеление от Бога? [1]
   Господь усовершенствовал закон прощения, распространив его на каждого человека и на все формы взаимных обид. Ведь Своей Крестной Смертью Он всех нас сделал братьями и сестрами и искупил все наши грехи. Поэтому, когда Петр, желая продемонстрировать небывалое великодушие, спрашивает Иисуса, должен ли он семикратно прощать обиды брату, то получает следующий ответ: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз[2], иначе говоря, всегда. Любовь Христа – это нечто качественно иное, нежели благородство и великодушие даже самых лучших исполнителей Закона. Разница между ними – отнюдь не в “семьдесят раз”. Природа любви – совсем иная, несравненно более высокая. У нее иные источники и иные плоды. Иисус дает нам понять, что ненависть, гнев, жажда мести, желание унизить кого-либо должны быть полностью устранены силой безграничной любви, внешним свидетельством чего призвано стать постоянное прощение обид. Кроме того, Иисус призвал нас молиться следующим образом: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим[3]. По той же причине, как напоминает нам молитва сегодняшней Второй Вечерни, мы должны примириться друг с другом и с Иисусом Христом и поддерживать в своей душе постоянную готовность к прощению. Только в этом случае мы можем рассчитывать на бесконечное милосердие Божие.
   Чтобы прощать от всего сердца, до конца забыв причиненные нам обиды, необходима глубокая вера, вдохновляемая любовью. Потому-то святые, весьма продвинувшиеся на пути подражания Христу, вовсе не имели нужды прощать даже самые большие обиды и оскорбления: все это не затрагивало их лично, поскольку они хорошо знали, что единственное настоящее зло есть зло нравственное или грех. Никакое другое проявление зла попросту не могло причинить им серьезного ущерба.
   Спросим теперь самих себя: культивируем ли мы чувство обиды, предаемся ли гневу из-за реальных или мнимых оскорблений, которые были нам нанесены? Спросим самих себя о том, насколько наше прощение бывает скорым и искренним, дается ли оно от всего сердца, спросим и о том, молимся ли мы Господу за тех людей, которые – может быть сами того не желая – обидели или оскорбили нас? Хотя бы тебе было причинено пятьдесят тысяч неприятностей, ты должен простить их все (…). Твое терпение должно простираться значительно дальше, чем твоя обидчивость. Пусть обидчик скорее устанет делать тебе зло, нежели ты – сносить его[4].

   1.2 Иногда нас ранят мелочи: неблагодарность за оказанную услугу, отказ выдать причитающееся вознаграждение, неудачное слово, усугубившее наше плохое самочувствие или усталость… Иногда обиды могут быть более серьезными. Это – издевательство над тем, что нам дороже всего на свете, попытка представить в ложном свете наши добрые намерения… И в том, и в другом случае для “естественного”, от всего сердца, прощения необходимо суметь отрешиться от самих себя и всей душой обратиться к Богу. Подобное великодушие побуждает нас молиться за людей, которые тем или иным образом нас оскорбили. Разве к больным относятся не с большей нежностью, чем к здоровым?, – вопрошает один духовный автор. И сам же дает совет: Будь лекарем своих врагов, и добро, которое ты им сделаешь, станет угольком, разожженным твоей любовью (ср. Кол 3,13). Задумайся о том, как сильно твой гонитель помогает тебе совершенствоваться… Ирод своей ненавистью больше послужил младенцам (ср. Мф 2,16), нежели их родители своей любовью, поскольку помог им стать мучениками[5]. Христианское прощение не исключает планомерной и продуманной защиты собственных прав или прав людей, доверенных нашей опеке. И то, и другое может помочь нашим обидчикам приблизиться к Богу. Так поступали и первые христиане, вынужденные сносить клевету и гонения. Вот что советовал верным тех времен святой Игнатий Антиохийский в преддверии собственной мученической смерти: Пусть же они будут научены вашей манерой себя вести. На их беснование ответьте кротостью. Их богохульству противопоставьте ваши молитвы; их отступничеству – вашу твердость в вере; их бешенству – вашу кротость. По меньшей мере, не поступайте как они. Своим доброжелательным отношением докажем им, что они – наши братья. Если же вести речь о подражании, то подражать следует одному только Господу[6], Который готов простить все и всем. Вслед за Наставником апостол Павел призывал христиан из Фессалоник: Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем[7]. А колоссянам он настоятельно советовал облечься в милосердие, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы[8]. Если мы научимся подыскивать для ближних оправдания, то и сама нужда в прощении отпадет. Ведь в этом случае мы не будем ощущать обиды. Как же мы можем быть учениками Христа, если при появлении малейших трудностей – в семье, на работе, на улице – наша любовь гаснет, а в сердце водворяется негодование? В серьезных ситуациях, когда простить оказывается нелегко, мы, вслед за Иисусом, повторим: Отче! прости им, ибо не знают, что делают[9]. Порой достаточно улыбнуться, ответить на приветствие, еще как-то проявить свое доброе расположение, чтобы возобновить дружеские связи и восстановить мир. Пусть же повседневные мелочи не лишат нас – из-за нашей гордыни и гиперчувствительности – той глубокой и постоянной радости, которой должна определяться вся жизнь христианина.

   1.3 Подчеркнув в беседе с Петром необходимость безграничного прощения и желая обосновать такого рода практику, Господь рассказал притчу о двух должниках. Мы должны прощать все и всегда, поскольку Бог прощает нам больше – несравненно больше – чем можем простить мы другим людям. Наше прощение – сущая безделица, подобная ста динариям в сравнении с талантом (талант равнялся шести тысячам динариев). По-настоящему прощать могут лишь люди смиренные, сознающие, как много было прощено им. Как Господь всегда готов нам простить, так и мы призваны прощать друг друга. Как же велика нужда в прощении и примирении в современном мире, в наших общинах и семьях, в самом нашем сердце! По этой причине церковное таинство прощения – Таинство Покаяния – это бесценный дар.
   В Таинстве Покаяния Господь дарует нам прощение, которое имеет очень личный характер. Мы – через священника – приступаем к нашему Спасителю с тяжким грузом своих грехов. Мы выражаем раскаяние и просим Господа о прощении. Тогда – через священника – мы слышим, как Христос говорит нам: “чадо! прощаются тебе грехи твои” (Мк 2,5); “иди и впредь не греши” (Ин 8,11). Как не услышать того, что Он возвещает нам, исполняя нас спасительной благодатью: “Излей на ближних свое прощение семижды семьдесят раз”?[10]. Сколь же прекрасна та школа любви и великодушия, какой является исповедь! Каким же вместительным становится благодаря ей наше сердце, каким снисходительным к недостаткам и ошибкам ближних! Мы призваны отходить от исповедальни с еще большим желанием прощать. Задача Церкви и каждого христианина во все времена, а тем более сегодня, заключается в том, чтобы исповедовать и провозглашать милосердие Божие в полноте его истины[11], изливая его на всех людей, встречаемых нами ежедневно на извилистых жизненных путях, и являть миру безграничную милость Христову.
   Попросим Пресвятую Богородицу уподобить наши сердца Ее Сердцу. И тогда мы не будем обращать особого внимания на то, что может причинить нам боль. И тогда в нас водворится дух покаяния и умилостивления за все оскорбления, нанесенные милосердному Сердцу Иисуса.

   Двадцать Четвертое Рядовое Воскресенье
   Год B

   2. Всегда с Иисусом

   1. Наша жизнь внутренне связана со Христом.
   2. Подражание Христу. Умение жить Его Жизнью. Богосыновство.
   3. Взять крест и следовать за Ним.

   2.1 Приближался праздник Пятидесятницы – третий по счету за время общественного служения Иисуса. Обычно Господь отправлялся в эти дни в Иерусалим, чтобы там возвещать Благую Весть массам паломников, наводнявшим Святой Град. Однако в этот раз Он нашел куда более спокойное место в отдаленном и сравнительно малолюдном уголке Палестины – в окрестностях Кесарии Филипповой. Вполне вероятно, Он поступил так, чтобы оградить учеников от начавшего уже складываться вокруг Его личности заговора враждебности. В пути[12], после сосредоточенной молитвы, о которой упоминает евангелист Лука[13], Господь вступает в доверительную беседу с учениками и спрашивает их: за кого почитают Меня люди? В ответ ученики пересказывают Иисусу слухи о Нем: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. И тогда Иисус задает прямой вопрос: а вы за кого почитаете Меня?
   Есть такие вопросы, которые вполне могут оставаться без ответа. Эти вопросы нас не касаются или касаются в очень малой степени. К их числу могут относиться, например, следующие: “как называется столица какого-то государства?”, “когда родился и когда умер какой-то знаменитый деятель?”. Есть, однако, и иные вопросы. На них надо обязательно отвечать, поскольку от характера ответа зависит сама наша жизнь. К их числу относятся вопросы, касающиеся достоинства человеческой личности, предназначения земных благ, преходящего характера земного бытия и т. д. Есть, кроме того, и такой вопрос, отвечая на который просто нельзя ошибиться, поскольку данный ответ представляет собой ключ к решению всех без исключения жизненных проблем. Именно этот вопрос Иисус в то утро задал апостолам по пути в Кесарию Филиппову: а вы за кого почитаете Меня? На этот вопрос, тогда и теперь, существует только один правильный ответ: Ты Христос, Единородный Сын Божий, Тот, от Кого зависит вся моя жизнь, мое предназначение, мое счастье, мой триумф или мое поражение. Все это прямо зависит от того, насколько я знаю Тебя.
   Быть счастливым – не значит быть здоровым, успешным, “реализовавшимся”… Ценность нашей жизни определяется близостью наших отношений со Христом, интенсивностью нашего с Ним общения, готовностью любить Его и служить Ему. Если мы будем с Ним, все трудности исчезнут. Если же Господь так и не займет главного места в нашей жизни, мы не сможем по-настоящему разрешить ни одну проблему. Один только Господь способен сделать нашу жизнь, со всеми ее достижениями и провалами, радостями и страданиями, осмысленной и достойной.
   После двухлетнего тесного общения с Иисусом апостолы, устами Петра, выразили свое к Нему отношение. Так и мы призваны идти путем внимательного и неустанного вслушивания. Мы призваны поступить в школу первых Христовых учеников – Его свидетелей и наших учителей. Вместе с тем, мы призваны учесть опыт и свидетельство без малого двадцати веков, перепаханных вопросом Учителя и заключающих в себе многоголосый хор голосов, принадлежащих верным всех времен и народов, в котором дается ответ на поставленный вопрос[14]. Нам – в течение многих лет следующим за Христом – необходимо должным образом проанализировать свои отношения с Ним. Как же это прекрасно, если мы, вместе с апостолом Павлом, сможем сказать: Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа[15].

   2.2 После того, как прозвучало исповедание Петра, Иисус впервые открыл ученикам, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто[16]. Для тех, кто был свидетелем совершенных Иисусом чудес, эти слова прозвучали как гром среди ясного неба. Неудивительно, что Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. И тогда Господь, обращаясь к Петру, но желая, чтобы Его услышали все, произнес очень резкие слова: отойди от Меня, сатана! Теми же словами Он отогнал сатану во время искушения в пустыне[17]. Один – из ненависти, а другой – побуждаемый соображениями неправильно понятой любви, пытаются отговорить Его от совершения дела нашего Искупления на Кресте, т. е. фактически призывают Его отказаться от той цели, ради достижения которой Он пришел на землю, и с которой были связаны бесчисленные блага и дары благодати, необходимые для вечного Спасения. В первом чтении сегодняшней святой Мессы[18] пророк, живший за несколько веков до Христа, предвосхищает Страсти, выпавшие на Его долю – долю Отрока Господня: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
   Любовь Бога к людям проявляется в том, что Он послал на землю Своего Единородного Сына, чтобы мы получили жизнь через Него[19]. В Его Смерти – наша Жизнь. Христос – это единственный Путь, приводящий к Отцу: никто не приходит к Отцу, как только через Меня[20], – сказал Господь Своим ученикам во время Тайной Вечери. Без Него мы не можем делать ничего[21]. Христианину следует, прежде всего, позаботиться о том, чтобы жить с Иисусом одной жизнью, соединиться с Ним так тесно, как ветвь соединена с виноградной лозой, питающей ее животворными соками. Отломленная же ветвь засыхает, и ее бросают в огонь[22]. Цель жизни христианина состоит в том, чтобы по благодати стать тем, кем Иисус является по природе: чадом Божиим. Поэтому первоочередной его задачей становится подражание Христу, а также выработка сыновнего отношения к Богу-Отцу. Ведь Сам Христос однажды сказал: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему[23]. Иисус жив и сейчас. Он и сейчас требует от нас веры и упования. Он и сейчас спрашивает каждого из нас: Кто Я такой для тебя? Какое место Я занимаю в твоей жизни? Чтобы нас найти, Он пользуется массой самых различных приемов, включая и наши победы, и наши поражения. И то, и другое может привести нас к Нему. А мы… Мы сопротивляемся. Мы так часто устремляем свой взор совсем в другую сторону.

   2.3 Мы знаем, что по отношению к Иисусу нельзя ограничиваться обычной человеческой симпатией, какой бы благородной и значимой она ни являлась. Недостаточно видеть в Иисусе или фигуру, важную с исторической, богословской, духовной, социальной точки зрения, или источник творческого вдохновения[24]. Иисус Христос требует от нас абсолютного посвящения. Он требует, чтобы мы, следуя за Ним, отрешились от самоволия и идентифицировали себя со Христом. Поэтому, высказав Свой упрек Петру, Он призвал всех учеников и сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее[25].
   В данном случае Господь прямо говорит о необходимости страданий. Он использует выражения: “брать крест”, “следовать за Мной”. Боль, всякого рода страдания приобретают в Иисусе Христе иное значение, помогают стяжать любовь и искупление. Принимая страдание, т. е. крест, мы сопровождаем Христа на Голгофу. Страдания и всякого рода неприятности очищают нас и, будучи соединены со страстями Христа, доставляют нам искупление. Болезни, неудачи, материальные затруднения, переживаемые вместе со Христом, становятся нашим небесным сокровищем. В них можно увидеть “нежную Божию ласку”, за которую мы должны быть глубоко благодарны. Перед лицом подобных обстоятельств мы говорим Богу: Спасибо! В этой критической ситуации Господь избавит нас от самого неприятного. Посмотрим же, в каких именно обстоятельствах мы особенно склонны сбросить со своей спины крест. Обычно это происходит тогда, когда мы начинаем роптать, предаемся грусти и печали.
   Скорби, большие и малые, физические и духовные, переносимые ради Христа и превращенные в жертву умилостивления за совершенные грехи или посвященные успеху дела апостольства, не угнетают нас, не ложатся на наши плечи тяжким бременем, а напротив, побуждают к молитве, к поискам Божия присутствия в событиях повседневной жизни, а также делают наше сердце более открытым, великодушным и снисходительным по отношению к ближним. С другой стороны, христианин, последовательно избегающий самопожертвования, рискует так никогда и не встретить Христа на своем жизненном пути. Не будет у него и настоящего счастья, невозможного без любви и жертвенности. Сколь же многие христиане на склоне лет теряют способность радоваться, причем не потому, что на их долю выпали великие несчастья, а потому, что они в свое время не научились освящать мелких, повседневных неприятностей!
   Скажем же Иисусу, что мы готовы следовать за Ним, попросим Его помочь нам благодарно и в единении с Ним нести наш ежедневный крест. Попросим Его включить нас в круг наиболее доверенных Своих учеников. Господи, – взываем мы к Нему, – прими меня таким, какой я есть, со всеми моими недостатками и немощами, однако помоги мне стать таким, каким Ты хочешь меня видеть[26], подобно тому, как Ты сделал это с Симоном Петром.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация