А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Прибыльная турфирма. Советы владельцам и управляющим" (страница 16)

   Внедряем систему мотивации, которая стимулирует продавать больше

   Итак, уважаемые дамы и господа, мы переходим к тому, чтобы стимулировать менеджеров продавать больше. Вы наверняка всю жизнь это делаете, вы не мытьем, так катаньем уговариваете их, пытаетесь их как-то обучать, заинтересовывать, вдохновлять. Но к сожалению, есть такая черта у людей, так называемое чувство сытости, или чувство потолка. Когда менеджер зарабатывает свои 40–50 тыс. руб., ему, в принципе, больше не надо. Он, конечно, говорит: «Если бы у меня был миллион, то я бы ого-го», но на самом деле ему больше не надо. Его уровень усилий, который нужно предпринять для того, чтобы сделать 80 тыс. руб., выглядит для него несопоставимым с дополнительными деньгами. И это очень плохо. Вообще, людей с потолком стоит обходить. Лучше брать людей, которые хотят зарабатывать очень много.
   А сейчас мы опишем несколько методов, которые позволят вам создать системные условия для того, чтобы все менеджеры постоянно хотели продавать все больше, больше и больше.
   Вам нужно видоизменить или подкрутить систему оплаты, которая у вас сейчас установлена. Но если у вас продажи по каждому менеджеру растут с каждым месяцем, если текучка у вас маленькая, если все замотивированы на результат, если никто без дела не сидит, если постоянно звонит, выполняет, доводит дело до конца, ничего менять не надо. Лучше не ломайте. Если система работает – значит все супер. Если же вы видите такие индикаторы, как пассивность менеджеров, сытость, нежелание работать, негативная реакция на звонки от людей, которые интересуются («халявщики», так их окрестили менеджеры), то это свидетельство того, что ваша система мотивации не выстроена должным образом.
   Например, вы запустили акцию в Интернете, у вас увеличилось количество звонков. Но увеличилось количество звонков менее качественных, т. е. звонят не те люди, которые хотят купить что-то дорогое и сразу готовы нести вам деньги, а те, кто просто интересуются, спрашивают какие-то подробности и детали. Так вот менеджеры могут не любить с ними работать, говорят: «Call-центр устроили, звонит непонятно кто». Мы видели такие ситуации в турагентствах, с которыми нам приходилось работать. Соответственно это признаки того, что система мотивации настроена не самым лучшим образом. Если эта ситуация вам знакома, то следующий блок будет вам крайне полезен.
   Собственно, что вам нужно сделать. Из всего огромного массива информации, которая у нас есть, следует внедрить следующие вещи: прогрессирующую шкалу и мотивационную доску.

   Переменная и постоянная части зарплаты

   Итак, что это за инструменты? Прежде чем их рассмотреть, начнем с базовых моделей по мотивации. Это так называемые постоянная и переменная части. Фикс и Флекс – как мы их называем (рис. 9). Давайте посмотрим плюсы и минусы каждого из видов оплаты. Бывает система оплаты, которая называется голым окладом: вы платите 30 тыс. руб. за то, что менеджер у вас работает. Он у вас работает, вы создаете системный интерес работать у вас с 9.00 до 18.00 или с тем графиком, который установлен, не попадаться на глаза вам за сидением на «Вконтакте» или «Одноклассниках». Система мотивации – это всегда создание системного интереса, т. е. интереса, подкрепленного финансово. И вам всегда следует задавать вопросы: а системный интерес к чему вы создаете на данный момент? Так вот, если у вас просто Фикс, не стоит удивляться тому, что менеджеры не особенно хорошо продают. Почему они негативно реагируют на менее качественных клиентов? У них просто нет системного интереса продавать. У них есть системный интерес сидеть у вас в офисе.
   Рис. 9. Фикс и Флекс

   Давайте рассмотрим плюсы и минусы. Плюс один – этот метод очень прост для понимания и расчета. 30 тыс. руб. – все просто и понятно и для расчета заработной платы, и для менеджера. Все предельно просто. Но есть минус – не работает. Эта система оплаты не гарантирует вам, собственно, никаких особо выдающихся продаж. Будет постоянная вялотекущая деятельность.
   Рассмотрим другой вариант. Голый процент. Есть такие агентства, где никакого фиксированного оклада не назначается, где есть просто процент с комиссии, которую получает ваше агентство. Соответственно процент с продаж – это Флекс. Опять же у него есть плюсы и минусы. Плюсы очевидны – вы ничем не рискуете при найме нового менеджера. Если продаж нет, у вас нет расходов, соответственно у вас нет большого бремени, которое вы будете нести в любом случае. И в несезонное время вы просто будете пропорционально сокращать свои издержки. Все четко завязано на результат. Наем нового менеджера ничем вам не грозит, кроме как выжиганием звонков, грубо говоря, если он просто их будет впустую использовать. Но есть четкий минус. Во-первых, очень сложно найти людей, которые готовы работать на голом Флексе, на голой переменной части. Во-вторых, их достаточно сложно удержать, потому что в несезонное время менеджеры остаются вообще без денег, и ничего хорошего в этом нет. А в-третьих, вы не имеете морального права требовать выполнения каких-то обязанностей и нормативов, которые не касаются продаж: заполнение отчетов, приход вовремя. Менеджер говорит: «Я же продаю, вы же мне платите за продажи, чего вы еще от меня требуете?»
   Поэтому мы собрали лучшие элементы из всех систем мотивации, которые нам удалось проанализировать и измерить на рынке, и готовы представить их вам.

   Прогрессирующая шкала мотивации, или Как сделать так, чтобы менеджеры не останавливались

   Итак, что это за такая волшебная система оплаты, которая стимулирует менеджеров продавать больше? Никакого волшебства здесь нет, простой здравый смысл. Рекомендуемая нами система мотивации представляет собой смешанную систему из Фикса и Флекса.
   Давайте начнем с Фикса. Еще раз: вы платите некоторый Фикс, который, по нашему мнению, должен быть меньше, чем переменная часть. Соотношение переменной и постоянной частей должно быть больше в переменной части. Мы назначаем 30/70 либо 40/60, где 40 % от совокупного дохода у вас – это фиксированная часть, 60 % – переменная. Если же у вас соотношение, предположим, 80/20 (т. е. менеджер получает совокупно 35 тыс. руб., из них 30 тыс. руб. – оклад, который он получит в любом случае, а 5 тыс. руб. он может получить в виде каких-то процентов), это означает, что если он не получит 4 тыс. руб., это не будет для него катастрофой. Если же он напряжется и получит не 35 тыс. руб., а 37 тыс. руб., особо рад он этому тоже не будет. Поэтому система работает по-настоящему эффективно, когда переменная часть достаточно ощутима. Тем самым вы берете от ожидаемого совокупного дохода 30 или 40 %, как вы сами решаете, устанавливаете это в виде фиксированной части – предположим, 15 тыс. руб. – и говорите своим менеджерам, что фиксированную часть вы платите за выполнение тех правил игры, которые вы сами устанавливаете: это приход на работу вовремя, заполнение отчетности, заполнение рабочего журнала, порядок на рабочем месте и другие требования, например дресс-код, если он вам нужен, и т. д. Соответственно это Фикс, он нужен для того, чтобы менеджера, во-первых, проще было нанять, вовторых, это дает некоторое ощущение стабильности, а в-третьих, чтобы было проще требовать выполнения правил игры.
   Есть еще и так называемый Флекс. Это переменная часть. То, что обеспечивает интерес продавцов. Он состоит из процентов, которые вы платите. Обычная базовая ставка процентов, которую платят в турагентствах: если компания получает в среднем 10 % комиссии от стоимости тура, менеджер получает в среднем 10 % с самой комиссии. Иногда это 8 %, иногда 12, иногда 15 %.
   Система оплаты, которую мы рекомендуем, – это так называемая прогрессирующая шкала (рис. 10). Опять же есть фиксированная часть, есть переменная часть, которую менеджер получает с продаж, есть еще и бонусы. Сверху к переменной части мы предлагаем давать бонусы за лучшие показатели: тому, кто больше всех продал, либо за соблюдение скриптов телефонных разговоров, за их внедрение. То есть мы добавляем бонус, например 5 тыс. руб., за выполнение нормативов по соблюдению скриптов. Таким образом, скрипт, а значит, алгоритм продаж, который позволяет назначать больше встреч с клиентами, внедряется более плавно и более органично. Могут быть другие бонусы в зависимости от задач, которые стоят перед компанией, например за продажу туров определенного туроператора.
   Рис. 10. Прогрессирующая шкала системы оплаты

   Вот так выглядит система оплаты, которую мы рекомендуем.
   Но это еще не все. Есть так называемая прогрессирующая шкала мотивации. Что это такое и что нужно сделать для того, чтобы она у вас работала? Во-первых, нужно учитывать личные продажи. Что такое личные продажи? Это когда нет такой ситуации, что в офисе у вас работают три человека и деньги они тоже потом делят поровну на троих. Один может работать хуже, другой может работать лучше, но все получают деньги на отдел и делят их поровну. Это коммунальная квартира, мы ее крайне не приветствуем. Она, с одной стороны, хороша тем, что позволяет снизить уровень конфликтов, потому что менеджеры не дерутся за того или иного клиента, она блокирует ту ситуацию, что разговаривал с клиентом сегодня я, а он пришел платить деньги завтра и получил деньги другой менеджер. Но с другой стороны, она очень расслабляет всех менеджеров, потому что они надееются друг на друга, и в этом ничего хорошего нет. Конфликтные ситуации с дележкой клиентов всегда можно решить, например с помощью регламентов, с помощью других инструментов.
   Здесь же нужно понять следующее: когда вы платите не коллективно, а индивидуально, за личный результат, эта система мотивации отторгает бездельников и привлекает звезд, т. е. тех, кто действительно настроен на серьезные продажи, на серьезные деньги. Активность и эффективность во много раз повышаются.
   Есть так называемые пороги в этой прогрессирующей шкале (рис. 11). Это своеобразные переключатели процентной ставки. На рисунке отображена некая шкала: 50 тыс., 100 тыс., 200 тыс. Это сумма комиссии на менеджера. Система проста. Если общий объем комиссии за месяц у менеджера составил 45 тыс. руб., он получит 10 % от 45 тыс. руб. Если же он напродавал на 75 тыс. руб., то он может получить 15 % от 75 тыс. руб. Соответственно, если он выходит за 100 тыс. руб. (это 127 тыс. руб. или 125 тыс. руб.), он получает уже 20 % от этой суммы. Если за 200 тыс. руб. – 25 %. Как вариант вы можете сделать систему, когда с 50 тыс. руб. он получит 10 %, а вот с оставшихся 25 тыс. руб. (суммы выше первого порога) – 15 %. Решать вам.
   Рис. 11. Прогрессирующая шкала мотивации

   Как видите, эти цифры действительно впечатляют и создают системный интерес, реальное желание менеджеров идти все дальше, дальше и дальше, продавать больше. Они знают, что если такой системы нет, то, сколько бы они ни продали, деньги получат в любом случае. Здесь же менеджер понимает, что, например, сейчас он находится на уровне 78 тыс. руб. До 100 тыс. руб. осталось всего ничего – какие-то 22 тыс. руб. Соответственно можно поднапрячься и продать еще, чтобы получить гораздо большие деньги, а это интересно и вам.
   Рассчитайте реальные, но сложные пороги комиссии, рассчитайте переключения процентов, можете взять текущую модель, если она вам подходит.
   Затем вам нужно продать эту систему своим сотрудникам. Что значит продать? Это значит донести так, чтобы они согласились. Любые изменения в системе мотивации вызывают очень сильное сопротивление со стороны сотрудников и страх. Любые изменения в системе оплаты, а это самый больной вопрос для большинства сотрудников, воспринимаются всегда негативно. Как видите, в этой системе, если вы все рассчитаете правильно, меньше они получать уж точно не будут – наоборот, больше. Но даже тогда, когда вы им говорите, что будет так, они все равно начинают волноваться, не верят вам. Поэтому надо внедрять это плавно и доносить достаточно четко.
   Но если вы все сделаете правильно, вы увидите то, что увидели мы в свое время, когда внедрили аналогичную систему. В конце месяца наши менеджеры смотрят на свои продажи, смотрят на пороги и реально начинают напрягаться. Они начинают вытрясать доплаты из клиентов, чтобы закрыть туры этим месяцем, они пытаются активнее продавать, продавать, чтобы все-таки на 31-е число выйти на 200 010 руб. С одной стороны, конечно, для вас такие переходы порогов оказываются не слишком выгодными, но в любом случае это целый месяц стимулирует, целый месяц человек стремится к более высоким цифрам, и в итоге результат будет явно лучше.
   Если же вы увидите такую ситуацию, что вы рассчитали пороги 50, 100 и 200 тыс. руб., а по итогам месяца получается 51, 101 и 201 тыс. руб., вы можете как раз обратиться ко второму решению. Это значит пересчитывать проценты не полностью со всей суммы, а начиная именно с порога, соответственно первые 50 тыс. руб. оцениваются как 10 %, вторые 50 тыс. руб. оцениваются как 15 % и т. д. Тогда это будет стимулом не останавливаться, пересекать черту не совсем чуть-чуть, а двигаться все дальше, дальше и дальше. Внедряйте это обязательно.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 21 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация