А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Управление персоналом: современная российская практика" (страница 27)

   • возобновить работу института наставничества с привлечение резервистов, включая эту деятельность в их карьерные планы;
   • продолжить работу по отбору и направлению резервистов в аспирантуру РГУНГа, АГТУ, «ВНИИгаз». Начать практику сотрудничества в этом направлении с Волгоградским государственным университетом;
   • начать практику разработки целевых индивидуальных планов подготовки резерва кадров номенклатуры Общества;
   • разработать положение о стажировке специалистов номенклатуры Общества.
   Обучение персонала ООО «Касгазпром»
   1. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов
   Одним из главных направлений работы отдела кадров и трудовых отношений является организация непрерывной профессиональной подготовки работающих на предприятии руководителей и специалистов. План повышения квалификации на год разрабатывается с учетом обучения резерва, результатов аттестации, предполагаемых изменений в производстве. В 2001 г. по централизованному плану РАО «Газпром» прошли обучение 222 чел. Обучение проходило по техническим дисциплинам, экономическим, охране труда и техники безопасности, экологии, управлению персоналом, основам рыночных отношений. Вне централизованного плана прошли обучения 643 чел. Специалисты обучались в Санкт-Петербургском энергетическом институте, Высшей школе международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Международном центре нефтегазового бизнеса, Академии путей сообщения РФ, учебном центре предприятия.
   В собственном учебном центре ООО «Касгазпром» проводится обучение специалистов по программам:
   • компьютерная грамотность;
   • обучение молодых специалистов;
   • обучение с тематикой «Рационализация и изобретательство», «Охрана труда»;
   • иностранные языки;
   • аттестация специалистов на обслуживание, эксплуатацию и работу оборудования.
   Все вышеперечисленные семинары постоянно действующие, кроме разового семинара «Рационализация и изобретательство».
   С 2000 г. организовано обучение вновь прибывших на предприятие молодых специалистов по программе «Профессиональная адаптация молодых специалистов». В сентябре 2000 г. проведена школа-семинар по нормативно-правовому регулированию изобретательской и рационализаторской деятельности. Лекции были подготовлены с учетом нормативных документов, в свете современных требований к оформлению заявок на рацпредложения и изобретения. Участники семинара смогли пополнить свои знания по основным направлениям новаторской работы. После проведенного семинара наблюдается заметный рост заявок на рацпредложения.
   На предприятии работает постоянно действующий семинар по 68-часовой программе по обучению руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, пожарной, газовой безопасности, электробезопасности, трудового законодательства, экологии.
   Проводится обучение иностранным языкам (немецкий, английский). Обучение проводится в нерабочее время по специально разработанным программам. Число желающих изучать иностранный язык увеличивается, несмотря на частичную оплату за обучение.
   Руководители, специалисты предприятия дважды приняли участие в дистанционных деловых играх по темам «Управление персоналом» и «Планирование карьеры руководителя и специалиста». В деловых играх принимали участие команды резервистов среднего звена, команда молодых специалистов и команда кадровиков.
   Игры прошли активно, с бурным обсуждением и анализом конкретных ситуаций. Отзывы о проведенном обучении только положительные.
   На предприятии практикуется проведение краткосрочных семинаров-отчетов, проводимых слушателями курсов повышения квалификации по наиболее интересным вопросам, получившим освещение во время учебы.
   Средства, затраченные на повышение квалификации руководителей и специалистов, в 2001 г. составляют 2662 тыс. р., затраты в среднем на одного работающего специалиста-руководителя равны 688 р. Сложное финансовое положение постоянно требует снижения затрат на обучение, в связи с чем:
   • больше семинаров было организовано непосредственно на предприятии;
   • планировалось использовать выездные семинары, проводимые РАО «Газпром»;
   • использовалось дистанционное обучение;
   • снижены затраты на проезд слушателей на курсы повышения квалификации только железнодорожным транспортом.
   Все вышесказанное свидетельствует о том, что на предприятии продолжается внедрение системы непрерывного фирменного обучения руководителей и специалистов. Вместе с тем:
   • системность обучения еще не стала нормой;
   • нет четкого планирования обучения для каждого специалиста через формирование индивидуальных планов обучения для каждого специалиста;
   • трудно внедряется метод проведения ежегодного собеседования между руководителем и специалистом как один из методов определения конкретной программы обучения для руководителя и специалиста и включения программы в текущие и перспективные планы повышения квалификации;
   • не всегда учитывается уровень специалиста при подборе учебного заведения, где он будет проходить повышение квалификации;
   • не используются в должной степени выездные семинары;
   • медленно внедряется дистанционное обучение, незначительное использование деловых игр, автоматизированных обучающих систем.
   2. Профессиональное обучение рабочих
   Каспийское газоконденсатное месторождение является уникальным и вместе с тем очень трудным для разработки и эксплуатации месторождением, с высоким содержанием сероводорода, аномальными пластовыми давлениями. Чтобы работать здесь безаварийно, надо быть очень подготовленным специалистом, постоянно повышать свой профессиональный уровень.
   Созданная Обществом система непрерывного обучения персонала позволяет организовать постоянный контроль за качеством и профессионализмом рабочих, обучать их в течение всего периода трудовой деятельности. Обучение в такой системе проводится в соответствии с перечнем основных профессий.
   В настоящее время непрерывно поддерживается соответствие между требованиями современного оборудования и технологии и квалификацией рабочих кадров, которое достигается путем последовательного и непрерывного обучения, проводимого в соответствии с утвержденными учебными программами, отражаются в типовом плане повышения квалификации для профессий (групп профессий) организаций.
   Огромное хозяйство газового комплекса постоянно требует хорошо подготовленных специалистов многих профессий. Обучение производственного персонала производится в соответствии с планом подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучения вторым рабочим профессиям. Ежегодно этот план составляется в зависимости от потребностей и задач, стоящих перед предприятием.
   Согласно лицензии № 801 от 03.04.97 г. на разрешение образовательной деятельности в области профессиональной подготовки и дополнительного образования, выданной Департаментом общего и профессионального образования Администрации области, подготовкой и повышением квалификации рабочих занимается учебный центр ООО «Касгазпром». Он готовит производственный персонал по 85 рабочим профессиям. Кроме того, по лицензии № 45к-00/389 от 26 марта 1998 г. на подготовку кадров для потенциально опасных производств и объектов идет обучение еще по 19 профессиям, контролируемым органами Госгортехнадзора.
   В 2001 г. в учебном центре получили профессию и повысили свою квалификацию 2142 человека, в том числе:
   • переподготовлено 341 чел. (на 21 чел. больше намеченного);
   • повысило квалификацию – 1613 рабочих (на 413 чел. больше намеченного) в том числе обучено:
   – на КЦН – 1159 чел.;
   – на ГТТК – 454 чел.
   Все профессиональное обучение в основном проводится учебным центром Общества. Отраслевым научно-учебным тренажерным центром г. Калининграда разработаны программы для занятий на тренажерах, в которых предусмотрены не только рабочие ситуации, но и аварийные. Это помогает будущим операторам лучше изучить оборудование, видеть на дисплее все режимы работы установок, прямо из центральной диспетчерской управлять, в случае сбоев принимать единственное верное решение. И центр дает заводу хороших специалистов. За время производственного обучения упор в основном делался на теорию, а практику будущие работники проходили непосредственно на рабочем месте.
   Влияние профессионального обучения на производство состоит в том, что кадры, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании природных ресурсов. Поэтому воздействие профессионального обучения на производство зависит не только от количества обученных, но и от качества обучения. Говоря о качестве профессионального обучения, необходимо выделить три момента:
   • качественный состав обучаемых;
   • качественный состав педагогических кадров;
   • учебно-методическую базу.
   Воздействуя на них, можно в определенной степени содействовать совершенствованию качества профессионального обучения. Первостепенное значение имеет качественный состав обучаемых. Обучение – процесс двусторонний, включающий взаимные усилия учебного заведения и его преподавателей и активную, творческую работу обучаемых. Однако при самом высоком уровне организации учебного процесса и квалификации педагогических кадров учебное заведение бессильно обеспечить надлежащее качество обучения без надлежащей системы отбора для обучения.
   Тщательный отбор дает возможность учить только тех, кто способен и хочет учиться, и сформировать контингент, подлежащий обучению. Это позволяет обеспечить возможность количественного анализа, оценить масштабы подготовки работников.
   Имеется и ряд других применений, в частности отбор кандидатур в резерв на повышение. Поэтому в 1999 г. было разработано и утверждено новое «Положение о системе непрерывного фирменного профессионального обучения рабочих на предприятии «Касгазпром»», где оговорены требования по отбору рабочих основных профессий при направлении их на обучение. Так, по профессиям, высшие разряды которых требуют среднего профессионального образования, направление на производственно-технические курсы по повышению квалификации (на 5-6-й разряд) осуществляется только при наличии данного образования или, в порядке исключения, при стаже работы по предыдущему разряду этой профессии не менее 5 лет.
   Таких профессий на предприятии немало – это машинисты технологических компрессоров, прибористы, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, лаборанты химического анализа, дефектоскописты и др. Отдельно рассматривается вопрос по отбору и обучению операторов технологических установок. Их ряды ежегодно пополняются выпускниками Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина и Астраханского государственного технического университета по специальности «химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», кроме того, более 30 операторов ежегодно заочно заканчивают колледж по специальности «переработка нефти и газа». Из числа этих выпускников и происходит формирование групп производственного обучения на 5-6-й разряд, т. е. право получения 5-6-го разряда предоставляется только операторам с высшим и средним профессиональным образованием по профилю работы, что побуждает остальных операторов к поступлению в колледж или институт. До 1999 г. обходились силами одного колледжа «Технолог», созданного при Астраханском государственном техническом университете. Создание колледжа обусловила потребность в повышении квалификации кадров среднего звена. По просьбе руководства Каспийского газоперерабатывающего завода с 1996 г. на кафедре «Техническая переработка нефти и газа» началась разработка основополагающих документов колледжа, учебных планов и т. д.
   Удовлетворить потребности рабочих, желающих получить средне-профессиональное образование по профилю, помогает и Волгоградский колледж газа и нефти. За последние 3 года 70 выпускников этого колледжа пополнили ряды высококвалифицированных рабочих предприятия по специальности «сооружение, эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», а с 1999 г. началось обучение и технологов по специальности «переработка нефти и газа».
   В связи с тем, что к качественному составу рабочих, направляемых на курсы повышения квалификации, на предприятии предъявляются более высокие требования, чем раньше, количество людей, обучившихся на производственно-технических курсах повышения квалификации, сократилось по сравнению с 1999 г. на 113 чел. и составляет 1613, соответственно на 94 чел. снизилось и количество работников, повысивших свой разряд (рис. 30).
   Обратная тенденция наблюдается при профессиональной подготовке. Согласно положению о системе непрерывного фирменного профессионального обучения рабочих, выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений (в основном это молодые специалисты, получившие образование по специальности) в обязательном порядке получают в учебном центре рабочую профессию путем профессиональной подготовки.
   На Каспийском газоконденсатном месторождении впервые в России разработана установка по грануляции серы. В 1999 г. вошла в строй еще одна уже промышленная установка, дающая 1 млн 200 тыс. т серы в год. Сегодня это единственный гранулятор в мире такой мощности – аналогов пока нет. По мере комплектования установки кадрами в учебном центре параллельно осуществлялась профессиональная подготовка вновь принятых сюда рабочих, в основном операторов технологических установок.
   Все это нашло отражение в увеличении численности рабочих, прошедших профессиональную подготовку. Она увеличилась по сравнению с 1998 г. на 123 чел. и составляет 529 чел. (406 чел. в 1998 г.). Несмотря на то, что процент обученных на производственно-технических курсах снизился, показатель повышения квалификации как вида обучения по-прежнему остается самым высоким за счет организации курсов целевого назначения. Наиболее актуальные среди них представлены на рис. 31.

   Рис. 30. Изменение соотношения основных видов обучения

   Рис. 31. Обучение рабочих на курсах целевого назначения
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [27] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация