А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Управление персоналом: современная российская практика" (страница 24)

   Незадачливый карьерист…

   Транснациональная компания, назовем ее Lira Group, является одним из крупнейших производителей на рынке парфюмерно-косметической продукции. На рынке товаров широкого потребления Lira, помимо собственного бренда, представляет марки Gier и Maline.
   В России компания имеет представительство с головным офисом в Москве и небольшими представительствами в крупнейших городах страны, где всего работает около 600 человек. Все работники Lira Russia встречаются лишь раз в год, во время корпоративного празднования Нового года. Сотрудники основных служб компании (маркетинг, коммерческая служба, мерчандайзинг, отдел анимации) встречаются раз в месяц, на итоговых собраниях конца месяца, где также осуществляются запуски новых продуктов. В таких собраниях участвует около 250–300 человек.
   Карьерное продвижение в компании строго регламентировано. Рост работника в компании происходит в основном по вертикали вверх и реже «по диагонали». Сотрудника никогда не понижают в должности, предпочитая избавиться от человека, не справившегося со своими обязанностями.
   Огромное значение имеет соответствие имиджа работника имиджу компании. Работник должен полностью понимать и проповедовать идеологию компании. Кроме того, он также должен уметь решать любые задачи, поставленные руководством любым путем в кратчайшие сроки, независимо от своей формальной компетенции.
   Михаил Калинин пришел в фирму в 1999 году, почти сразу же после окончания института. После кризиса 1998 года компания Lira снова расширяла свои представительства и приняла решение открыть представительство в Ростове. Миша нашел объявление
   о наборе коммерческих представителей в своем родном городе в Интернете.
   Впрочем, открытие представительства ограничилось набором лишь одного сотрудника, коим и стал Михаил после четырех собеседований в Ростове и Москве. В обязанности коммерческого представителя в Ростове, так же как других 250 представителей компании по всей России, входило представление коммерческих интересов Lira в данном регионе. Фактически это означало обеспечение всех оптовых партнеров и целевых точек продаж продукцией компании, обслуживание фирменного торгового оборудования в наиболее крупных магазинах, проведение базового обучения для партнеров и продавцов, а также ведение минимальной отчетности о продажах в регионе.
   Коммерческий представитель города Ростова обеспечивался автомобилем компании, дорогой медицинской страховкой, компенсациями на обеды, бонусной продукцией фирмы Lira и вполне приличной, по московским меркам (и совсем уж неплохой по ростовским), заработной платой. Плюс ко всему, при выполнении плана продаж, представитель имел возможность получить премию, составлявшую до 60 % его заработной платы. В свои неполные 23 года Миша посчитал такой компенсационный пакет вполне подходящим.
   На заключительное собеседование Михаила пригласили в Москву. В телефонном разговоре директор по персоналу сказал ему: «Нам было бы удобнее, если бы Вы купили билет на самолет, это сэкономило бы наше с Вами время. Разумеется, компания берет все расходы на себя».
   Московский офис превзошел все ожидания Михаила. Бывшее промышленное здание с высоченными потолками и большими окнами, урбанистический серо-металлический интерьер с элементами стекла и бетона, огромное помещение reception с девушками-«автоответчиками», без устали повторявшими в микрофоны «Lira, здравствуйте», разделенное невысокими перегородками открытое пространство офиса – все это оставляло впечатление гигантского межпланетного крейсера, где каждый член экипажа нес свою таинственную вахту. Люди – изысканно одетые мужчины и женщины, все до единого показавшиеся провинциальному Михаилу моделями с обложек глянцевых журналов – все эти люди постоянно двигались в едином пространстве офиса, над которым стоял мерный гул международной разноголосицы и постоянно звонивших доброй сотни телефонов.
   После недельной стажировки в Москве Миша понял, что его представительство в далеком Ростове, состоящее из него одного, есть не что иное, как последнее, завершающее и самое низшее звено сложной и блистательной машины под названием Lira. Московский офис был где-то посередине структурного древа, ветви которого уходили далеко в Европу и венчались таинственной верхушкой где-то в таинственных лабораториях Lira, которые разрабатывают нечто, чего, как настаивает телевизионная реклама, некоторые достойны. Между этими лабораториями и «достойными» было так много карьерных ступеней, что у Михаила, наиболее близкого к достойным потребителям продукции Lira, появилось желание, в котором в то время он сам не хотел бы себе признаться…
   Коммерческая служба Lira Russia, принявшая Михаила в свои ряды после подписания всех необходимых документов о зачислении в штат компании, состояла из 200 представителей, двадцати шефов, четырех директоров, одного коммерческого и одного генерального директора. Генеральный директор был иностранцем, поэтому в развитии событий реально не участвовал. Коммерческий директор имел в подчинении четырех директоров мега-регионов, каждому из которых подчинялись пять шефов, отвечавших за несколько городов. В каждом городе работал один или несколько торговых представителей. Практически все менеджеры, как директора, так и шефы, базировались в Москве и посещали свои регионы лишь время от времени.
   Статус торговых представителей варьировался в зависимости от региона и срока работы в компании. Представители, работавшие в Москве, имели крайне низкий статус, так как всегда были на глазах у руководства, причем не только коммерческой службы, но и вышестоящих менеджеров других служб. Кроме того, по московским меркам они обладали хотя и конкурентным, но все же скромным компенсационным пакетом.
   В регионах, несмотря на то, что условия были формально для всех одинаковыми, реально жизнь представителя была значительно приятнее. С одной стороны, являясь единственным лицом, уполномоченным компанией, представитель имел большую значимость в коммерческих кругах города. С другой стороны, лишенный пристального внимания руководства и оцениваемый по результатам своей деятельности, а не в процессе оной, представитель чувствовал большую ответственность, что, безусловно, мотивировало его. С третьей стороны, обладая высоким кредитом доверия партнеров, представитель мог расширить круг своих полномочий и ставить для себя более интересные задачи, умело сваливая рутинную работу (например сбор и оформление заказов от магазинов) на представителей партнеров. У работающих в Москве такой возможности не было благодаря наличию массы специализированных служб (маркетинга, мерчендайзинга, анимации – службы, занимающейся рекламными акциями и промоушеном – и т. п.), однако такая деятельность в регионах приветствовалась московским руководством.
   Миша проработал коммерческим представителем в Ростове три года. Он развил несколько торговых сетей, начинавшихся с небольших киосков на открытых рынках Ростова и выросших не без участия продукции Lira и Михаила Калинина лично. Он установил около 50 комплектов различного фирменного оборудования марок Lira, Gier и Maline и добросовестно обслуживал его. Он досконально изучил весь рынок парфюмерно-косметической продукции в Ростове, знал каждого продавца, товароведа и директора, ни одно тематическое мероприятие не проходило без участия представителя Lira. Он присутствовал на 36 собраниях конца месяца в головном офисе Lira Russia и на запуске 84 новинок фирмы. Он прошел все необходимое обучение, предназначенное для коммерческих представителей. Не то, чтобы ему все надоело, но на очередном собеседовании в конце года Михаил все-таки осторожно задал московскому руководству вопрос о своих карьерных перспективах.
   Михаил Калинин был, несомненно, хорошим коммерческим представителем. По крайней мере, у него была такая репутация, а это было так же важно, как и реальное положение дел. Кроме того, у Михаила была репутация человека, не сделавшего за три года крупных ошибок. Считалось, что он даже вполне прилично знает иностранный язык. Впрочем, про него вряд ли бы вспомнили, если бы его шеф, недавно получивший повышение коммерческий представитель из Екатеринбурга, не пожелал набрать себе новую команду.
   Компания Lira проводила очередной эксперимент. Отдел персонала принял решение приглашать хороших представителей из провинции с опытом работы не менее трех лет в различные службы компании, располагавшиеся в Москве. Ответ на вопрос Михаила о карьерном продвижении естественным образом оформился в предложение ему переехать в Москву и приступить к исполнению обязанностей бренд-менеджера отдела маркетинга.
   Отдел маркетинга компании Lira располагался в самом центре космического муравейника московского офиса. Директор по маркетингу, Елена, занимала один из аквариумов – прозрачный со всех сторон кабинет в центре отдела. Такие аквариумы были у всех руководителей отделов, отгороженные от других условными стенами, они всегда были на виду, как и остальные сотрудники. Вокруг аквариума Елены обитали остальные сотрудники отдела – в выгороженных кабинках с компьютерами, телефонами и чудовищным беспорядком на огромных столах. Отдел маркетинга, так же как и другие службы, невозможно было идентифицировать в общем пространстве перегородок – если бы кому-нибудь пришло в голову забраться под потолок, офис продукции массового потребления компании Lira напоминал гигантскую швейную фабрику, только каждый сотрудник сидел не за швейной машинкой, а за компьютером. Маркетинг выделялся из общей массы рабочих мест именно беспорядком – кипы бумаг, журналов, папок и образцов продукции буквально переваливались через перегородку к соседу.
   Рабочее место Михаила было пока девственно пусто и чисто. Аккуратно разложенные папки и рекламные материалы свидетельствовали о полном бездействии в жизни торговых марок, порученных Мише. Казалось, стоит ему только сесть за стол, и эта жизнь забурлит с новой силой, и с неба на него посыплются бумаги, образцы и дела.
   Михаилу достался интересный и престижный «кусок» торговых марок «Lira». Он стал бренд-менеджером марок «Eve», «Sto Line», «Jas Danges» и красок для волос «Ellen», «Catin», «Fia» и «Pefer». Такого количества марок не было ни у одного другого бренд-менеджера. Миша решил входить в должность не спеша и обстоятельно. Он никогда раньше не работал в маркетинге, однако был уверен, что коммерческий опыт в Ростове поможет ему правильным образом развивать торговую марку по всей России, в конце концов, маркетинг был так же нацелен на увеличение оборотов и прибылей компании, как и коммерция. Всему, что он не знал, Михаил планировал научиться у начальства и коллег.
   Уже в первые дни Миша понял, что до него никому нет дела. Машина офиса работала с огромной скоростью, была середина февраля – наступал пик продаж. С большим трудом ему удалось познакомиться со своими соседями – бренд-менеджерами других торговых марок. Все они были ужасно заняты, буквально завалены работой, не выходили в обеденный перерыв и оставались в офисе до ночи. Не возражая задерживаться на работе и заниматься полезным делом, Михаил, тем не менее, с трудом находил себе занятия до конца рабочего дня и удрученно покидал офис, оправдываясь необходимостью снять квартиру в Москве.
   Съем квартиры оказался делом удивительно непростым и хлопотным. У Михаила не было ни друзей, ни родственников в столице, поэтому он жил в гостинице, но должен был в течение месяца найти квартиру. Сумма, на которую он рассчитывал в начале поиска, выросла почти в два раза и, несмотря на увеличение зарплаты, стала составлять ее значительную часть. Имея в Ростове большую двухкомнатную квартиру в центре города, Михаил надеялся и в Москве снять вполне приличную, хоть и меньшую квартиру. К тому же, работникам маркетинга компания не выделяла автомобиля, а Мише хотелось добираться до работы не больше получаса. Очень скоро он понял, насколько иллюзорны его мечты.
   Впрочем, бытовые сложности не сильно расстраивали Михаила. Самым главным для него была работа, он чувствовал в себе силы и непреодолимое желание принести огромную пользу компании, которой он был благодарен за оказанное доверие. Необходимо было срочно влиться в процесс, который как бы проходил мимо него. Несколько раз он пытался поговорить с Еленой, но та только доброжелательно улыбалась ему и советовала «посмотреть, что там в папках…» и снова принималась разговаривать по телефону на всех известных и неизвестных Михаилу языках мира. Через неделю пребывания в московском офисе Миша, наконец, понял, что ему придется во всем разбираться самому, и принялся за дело.
   Первым препятствием на пути освоения необходимой информации стал… компьютер. Большинство документов отчетности было составлено в программе Excel, о которой Миша хорошо знал, но никогда ею по-настоящему не пользовался. Сделав еще несколько неудачных попыток добиться помощи от коллег, Михаил записался на курсы изучения программ Excel и Power Point.
   Примерно еще через неделю Елена вызвала Михаила в свой аквариум и положила перед ним лист бумаги, на котором от руки был написан список отчетов, которые необходимо было предоставить к вечеру следующего дня. Это были: прогноз продаж на следующий месяц по 7 брендам, бюджет на изготовление рекламной продукции и сводный отчет по исследованиям рынка за последний месяц. «Это все очень просто и готовится буквально за час, – сказала Лена. – Ты уже посмотрел документы, которые готовила Маша?» Машей была девушка, которая проработала на месте Михаила 8 месяцев до него, после чего ушла на повышение в коммерческую службу. Михаил ответил на вопрос утвердительно, он действительно «посмотрел»…
   Той ночью Калинин почти не спал. Он уехал из офиса в 11 вечера и в 7.30 следующего утра был уже на месте. Один из требуемых документов был почти готов. В 9.30, когда Михаил заканчивал распечатывать свой первый отчет, к Елене вошел незнакомый Мише человек, которого он раньше никогда не видел.
   «Кто у вас отвечает за шампуни?» – спросил он Елену. Лена указала на Мишу, который отвечал за марку «Els», и на Люду, соседку Михаила, которая работала с маркой «Fris».
   «Мне срочно нужна презентация по рынку шампуней в России, небольшое выступление со слайдами, минут на 15», – продолжал человек, обращаясь почему-то именно к Мише, а не к Людмиле, которая даже не повернула головы.
   «Я вряд ли смогу это сделать, я работаю чуть больше двух недель и не во всем еще разобрался…» – смущенно ответил Михаил.
   «Вы уже целых две недели являетесь бренд-менеджером и не имеете понятия о рынке, на котором Вы работаете?» – человек усмехнулся, развернулся и ушел.
   «Ты вообще знаешь, кто это был? Это же генеральный директор подразделения Vohal» — зашептала ошарашенному Михаилу Люда. «Теперь ты погиб!» – констатировала она и опять отвернулась к компьютеру. Михаил, бросивший курить еще год назад, почувствовал острую потребность удалиться в курилку. Он не мог припомнить, когда в последний раз испытал такой стресс.
   Вечером того же дня Михаил впервые презентовал свой прогноз продаж на следующий месяц перед топ-менеджментом компании. Когда он вышел из кабинета, Елена последовала за ним и сказала: «Ты умудрился сделать столько ошибок, сколько не сделал бы человек, учащийся в детском саду (Лена была полькой и не очень хорошо говорила по-русски). Да и твой иностранный оставляет желать… Постарайся произвести в следующий раз более положительное впечатление!»
   Прошло три месяца. За это время Михаил освоил необходимые компьютерные программы и научился за полчаса готовить нужные самым неожиданным людям презентации. Самым большим его успехом стали запуски нескольких новинок на собраниях для коммерсантов. Калинин был первым и единственным коммерсантом, перешедшим в отдел маркетинга, и он чувствовал, что 200 человек, сидящих в зале, верили тому, что он говорил. Он предложил и произвел несколько новых видов рекламной продукции, которая была действительно необходима коммерсантам и удобна для магазинов. Решения, которые он предлагал, казались ему настолько очевидными и простыми, что он сам удивлялся, насколько далек отдел маркетинга от реального видения потребностей рынка.
   Быт Михаила также наладился. Он снял однокомнатную квартиру в Мытищах, отремонтировал ее, купил мебель. Используя льготы фирмы, он взял в Lira кредит и купил старенькую «восьмерку» – и теперь каждое утро наслаждался столичными пробками.
   Каждый день Миша оставался в офисе до 8–9 вечера и благодаря этому узнал поближе своих коллег, большинство из которых также приехали в Москву из небольших городов, но работали раньше в других компаниях. Многие из них уходили так поздно не оттого, что у них было много работы, – просто уйти раньше 8 считалось в компании дурным тоном. От них он постепенно узнал, что всем без исключения приходилось туго на первых порах работы в маркетинге. Он также понял, что первые задания (в том числе и несостоявшаяся презентация для Voha) были просто проверкой. Оказалось, что от результатов таких проверок сильно зависела и зарплата бренд-менеджеров. Несмотря на формальное равенство всех семи человек, работающих в отделе, размер зарплаты варьировался почти в два раза в зависимости от ценности работника и его репутации. Михаил быстро обнаружил, что его зарплата, казавшаяся ему огромной, на самом деле самая маленькая и существенно меньше компенсаций его коллег.
   Однако в целом жизнь налаживалась. Не хватало только одного – Миша, как ни старался, не мог произвести так необходимого в его ситуации благоприятного впечатления на руководство. По крайней мере, ему самому так казалось. Каждое собрание с топ-менеджментом проходило как-то не так. То обнаруживались глупейшие арифметические ошибки в его отчетах, то криво распечатывались слайды, и подводила техника, то он просто не мог найти нужных слов во французском языке, чтобы отстоять свою точку зрения. Кроме того, наш герой начал замечать, что работы становится все больше, стол захламляется все быстрее, а времени остается все меньше. На четвертый месяц работы в маркетинге Миша заявил Елене, что у него слишком много марок и он не может качественно заниматься ими всеми.
   Как и в случае с переходом Михаила из коммерции в маркетинг, решение проблемы не заставило долго себя ждать. Уже через неделю после разговора Елена вызвала Михаила в свой аквариум и представила ему его нового начальника. «Аня проработала бренд-менеджером три года до того, как ушла в декрет. У нее огромный опыт. Мы решили назначить ее шефом группы, которая пока что будет состоять только из тебя, а там посмотрим. Надеюсь, вдвоем вам удастся справиться с твоими многочисленными марками», – улыбнулась Елена и, уже обращаясь к Ане, добавила: «Подходи сегодня к семи, там все обсудим, сейчас мне некогда».
   Михаил обедал в тот день, как обычно, с Татьяной, ассистенткой Елены. «Они вместе занимаются конным спортом, – словно угадывая мысли Миши, сказала ему Татьяна. – Елена обожает лошадей. У нее вся квартира в статуэтках и фотографиях лошадей. Анюта сориентировалась быстрее других, хотя и боялась первое время сломать ногу…»
   Через два месяца, в начале сентября 2002 года, Михаил Калинин был уволен из компании Lira. Увольнение произошло за один день, Михаил даже не успел передать дела своему приемнику. Ходили слухи, будто руководству стало известно, что еще будучи коммерческим представителем, Калинин каким-то образом обманул компанию – не то поменял новые колеса на служебном автомобиле на старые, не то списал липовые чеки за стоянку машины. Официальной причиной увольнения, как это следовало из «мэйла», разосланного отделом персонала, являлось то, что Михаил Калинин не справился с обязанностями бренд-менеджера отдела маркетинга, и эксперимент перевода коммерсантов отдел в маркетинг провалился и в дальнейшем повторяться не будет.

   ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
   1. Насколько личностные характеристики Михаила соответствовали его новой должности в отделе маркетинга?
   2. Насколько новая работа в московском офисе соответствовала структуре потребностей Калинина?
   3. Каковы основные причины проблем, возникших у Михаила при вхождении в новый для него коллектив?
   4. Как вы охарактеризуете доминирующие элементы организационной культуры в компании Lira Russia?
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [24] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация