А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Управление персоналом: современная российская практика" (страница 17)

   Несостоявшаяся карьера

   В июне 2002 г. в нескольких калининградских газетах появилась информация об объявлении конкурса на должность «начальника отдела информационных технологий» в крупную российскую торгово-промышленную компанию «Орион» (организационная структура ЗАО «Орион» представлена на рис. 23, 24). Заявку с указанием основных требований к кандидату в отдел кадров принес технический директор «Ориона» Александр Иванович Павлов и ушел в отпуск.
   Через две недели к начальнику отдела кадров Самсоновой Надежде Петровне подошел заместитель Павлова по информационным технологиям Валентин Климов, который был единственным штатным специалистом компании в сфере АСУ и, естественно, рассчитывал на вакантное место. При этом он был очень взволнован…
   В компании Валентин работал 7 месяцев. Знания и предыдущий накопленный опыт позволяли ему до последнего времени в основном справляться с обязанностями.
   У Валентина с Павловым сложились хорошие деловые отношения, доверие и полное взаимопонимание. После одного из производственных совещаний по обсуждению проблем АСУ было принято решение об усилении подразделения рядовыми специалистами, имеющими опыт работы в сфере информационных технологий. Валентин принес в О К заявку на подбор кандидатов. Отделу кадров не составило труда подобрать около десяти специалистов. Но окончательного решения по их отбору не принималось, Валентин просил продолжить накапливать информацию. Прошло более трех месяцев…
   …И вот Валентин интересуется у начальника ОК, под чью заявку объявлен новый конкурс. Он с явным недоверием отнесся к ответу, что публикация вышла на основании заявки Александра Ивановича Павлова. Через несколько дней Валентин вновь появился в отделе кадров, заявив при этом, что, по словам Павлова, никакой информации в ОК он не подавал, и попросил показать сам текст заявки. Ознакомившись с заявкой за подписью своего непосредственного руководителя, Валентин расстроился. Надежда Петровна пояснила Климову, что у него нет достаточного опыта в сфере информационных технологий и опыта руководящей работы. Валентин выслушал ее доводы и ушел очень подавленным.
   До июня 2002 г. проблемами создания и обеспечения функционирования автоматизированных систем управления компании успешно занималась местная специализированная компьютерная фирма. Но компания ЗАО «Орион» развивалась так динамично, и объемы работы увеличились настолько, что к деятельности компьютерной фирмы стали предъявляться повышенные требования и появилось значительно больше претензий, поскольку она перестала обеспечивать возросшие потребности заказчика. Стоимость же оказываемых услуг при этом росла в геометрической прогрессии. Состояние дел в компьютерной фирме требовало экспертной оценки сложившейся ситуации. В результате всестороннего анализа было высказано предположение о необходимости решения проблемы посредством создания собственной службы информационных технологий. И такое решение было принято исполнительным директором «Ориона».

   Рис. 23

   Рис. 24
   Специалисты отдела
   Конкурс на должность начальника отдела информационных технологий состоялся, отбором занимался лично исполнительный директор. При таком развитии событий, естественно, ни Александра Ивановича, ни тем более его подчиненных, к участию в отборе не привлекали. После принятия решения Павлов поинтересовался в О К, кто же теперь возглавит новый отдел, на что получил ответ, что это бывший руководитель крупной фирмы, занимающейся информационными технологиями, Василий Петрович Смирнов. Вскоре на еженедельной планерке, где присутствовали все топ-менеджеры компании «Орион», в том числе и Павлов, состоялось и формальное представление нового руководителя.
   Самсонова обратилась к Павлову с просьбой выделить на две-три недели рабочее место Смирнову (заканчивалось строительство нового офиса). Однако Александр Иванович заявил, что Василий Петрович – не его подчиненный и не его забота. Без энтузиазма воспринял приход своего нового начальника и Валентин. Однажды на вопрос начальника отдела кадров, где можно сегодня увидеть его руководителя, ответил: «А он сегодня вообще не появлялся». Отношение к работе у Климова в последнее время резко изменилось, пропали куда-то былые уверенность, увлеченность…
   Начальник О К сообщила исполнительному директору о сложившейся ситуации и попросила держать ее под контролем с тем, чтобы обеспечить нормальное вхождение в должность нового начальника отдела и его продуктивное сотрудничество с техническим директором и его бывшим заместителем. На лице Надежды Петровны сквозила плохо скрываемая тревога…

   ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
   1. Какие просчеты в решении данной производственной и кадровой ситуации допустили руководители?
   2. Чем чревато усугубление сложившейся ситуации для Валентина? Для нового начальника отдела информационных технологий? Для компании «Орион»?
   3. Какие шаги надо предпринять исполнительному директору, чтобы направить деловые взаимоотношения участников конфликта в позитивное русло сотрудничества?

   Косметологами не рождаются

   Марианна Викторовна могла вздохнуть свободно, наконец-то затянувшийся ремонт закончился. Магазин и предприятие, на котором она работала, получили вторую молодость после ремонта и существенных приращений в площадях. Да, с магазином у нее связана вся жизнь, здесь она прошла путь от работника склада до совладельца и несменяемого директора. Месяц назад прошло торжественное открытие нового торгового зала и косметического салона. Марианна была удовлетворена проделанной работой и, по ее мнению, выглядела вполне достойно перед французскими партнерами, которые и были инициаторами всей этой «перестройки». Одновременно с новым торговым залом, существенно расширенным косметическим салоном французы вводили и новую прогрессивную систему торговли по методу самообслуживания, а это, как полагала Марианна Викторовна, ничего хорошего, кроме дополнительных расходов на охрану и списаний на хищения, не предвещало.
   В 1991 г. известная во всем мире парфюмерно-косметическая фирма с целью расширения рынка сбыта пришла в Россию, чтобы открыть сеть фирменных магазинов французской косметики, в то время считавшейся элитной и весьма дорогой. Поиски партнеров привели их в центр Ленинграда на Невский проспект, где в то время располагался галантерейный магазин, директором которого была предприимчивая дама, сумевшая приватизировать большую часть предприятия. После длительных переговоров французы сумели убедить ее обменять контрольный пакет на инвестиции и пожизненную должность генерального директора совместного предприятия.
   Площади предприятия после последней реконструкции увеличилились за счет переоборудования соседней квартиры в косметический салон, и число косметических кабинетов возросло до пяти вместо одного. Господин Филип Фишар, директор по представительству компании в России, в ходе своего последнего посещения сообщил о том, что французская сторона рассчитывает на существенное увеличение объема продаж косметических услуг и возврат вложенных в ремонт средств. Дело за малым – привлечь опытных косметологов и организовать их работу.
   Анна – секретарь-референт генерального директора, переводчик французского языка, пришла на работу, как обычно, одной из первых, до открытия магазина оставалось меньше часа, и, дождавшись сотрудников бухгалтерии, отправилась с ними пить традиционный утренний кофе. Там они обсудили последние новости и планы руководства по сокращению расходов на заработную плату. Около полудня в своем кабинете появилась Марианна Викторовна и провела традиционное совещание с главным бухгалтером и юристом предприятия. После совещания Аня зашла к директору за текущими распоряжениями и получила задание подобрать опытных косметологов для салона. При этом перед нею были поставлены следующие основные условия по поиску и критерии для отбора кандидатов:
   • выполнить поиск в срок две недели в связи с тем, что ожидался приезд французских специалистов по подготовке и обучению персонала торговых залов и косметических салонов компании;
   • исходить из минимума расходов на подбор, а лучше бесплатно;
   • подбор производить в два этапа: на первом – провести анкетирование и предварительное собеседование; на втором – лучших кандидатов, не более пяти, пригласить на собеседование с директором; по результатам выбора директора французская сторона окончательно утверждает кандидатуры;
   • критерии для отбора: возраст от 20 до 40 лет; образование, как минимум, среднее медицинское, но лучше высшее; опыт работы косметологом – от года;
   • количество вакансий – пять.
   Потенциальным кандидатам на работу предложено сообщить следующую информацию:
   • условия работы: график работы, место работы, функциональные обязанности Анна должна была доводить устно на основе самостоятельного анализа работы действующих косметологов;
   • условия оплаты на первичном собеседовании не обсуждались, и основная цель первичного собеседования – выяснить уровень материальных притязаний потенциальных кандидатов;
   • рассматривалось как данное, что информация о фирме известна кандидатам, и в обязанности Анны не входило доведение до них этой информации;
   • Анна должна сообщать кандидатам, что фирма проводит обучение вновь принятых сотрудников на месте силами французских специалистов.
   Анна вышла из кабинета директора полная решимости немедленно взяться за дело. Эта работа была для нее новой и интересной, и хотя раньше она никогда не занималась подобными вопросами, но чувствовала в себе силы и уверенность.
   Для начала Анна обзвонила ряд агентств по подбору персонала, и из длинного списка организаций, занимающихся трудоустройством и рекрутингом, имевшегося в телефонной книге, ее устроила только государственная служба занятости. Только эта организация предоставляла кандидатов на бесплатной основе, рекрутинговые же агентства работали на коммерческой основе и за приличные деньги. Поняв, что данный путь вряд ли удовлетворит высокие требования директора, Анна приобрела пачку газет с объявлениями о поиске работы, однако и эти кандидаты вряд ли устроят фирму.
   Тогда Анна связалась с несколькими известными в городе центрами по подготовке персонала, в том числе и для косметических салонов, но два первых и единственных кандидата были отвергнуты ввиду их завышенных требований по заработной плате.
   Но когда Анна подала объявления в массовые бесплатные газеты «Реклама-шанс» и «Из рук в руки», то у нее началась по-настоящему кошмарная жизнь. Телефон звонил без умолку, казалось, что все девушки города хотят стать косметологами. Ежедневно Аня проводила от пяти до пятнадцати интервью с кандидатами. По объявлению звонили и приходили на собеседование совершенно разные и далекие от косметологии люди, начиная с выпускников школ и до людей с явными психическими отклонениями. Анкеты наиболее подходящих кандидатов иногда просматривала Марианна Викторовна, и она, желая оживить сугубо женский трудовой коллектив и привлечь дополнительных клиентов в косметический салон, настояла на отборе молодого человека, окончившего какие-то сомнительные курсы у станции метро «Ладожская».
   После того как была проделана эта сумасшедшая работа, через две с половиной недели на утверждение г-жи Корин Омальде, директора департамента по обучению стран Востока и Восточной Европы, были представлены три кандидата, а в результате на постоянную работу был принят лишь один косметолог. Работа же по поиску персонала была приостановлена, директор устала от постоянного присутствия посторонних людей в офисе предприятия, а платить деньги рекрутерам по-прежнему не хотелось. Месяц спустя после этих событий все забыли о кипучей деятельности, связанной с подбором косметологов, и жизнь предприятия вошла в привычное русло.
   Сейчас, по прошествии нескольких месяцев, Марианна Викторовна, наблюдая оживленную беседу своего секретаря с Филипом Фишаром и Корин Омальде, подумала, что это они так оживленно обсуждают: «Ох уж мне эта Анна с ее кипучей деятельностью…»

   ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
   1. Какие проблемы в поиске и подборе персонала, по вашему мнению, существуют на описываемом предприятии?
   2. Какие действия и кем должны быть предприняты для исправления сложившейся ситуации?
   3. Как в дальнейшем будет развиваться карьера секретаря-референта?
   Через шесть месяцев к вакантным позициям косметологов прибавилась вакансия помощника директора со знанием французского языка. Должность секретаря-референта упразднили, и Анна была уволена по сокращению штатов…
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [17] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация