А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Управление карьерой менеджера" (страница 38)

   Глава 20 Консультирование по проблемам управленческой карьеры

   Цели и задачи консультирования

   Литература изобилует рекомендациями, касающимися карьерного продвижения, правильными по форме, но не слишком перспективными в использовании на практике. Желающие добиться продвижения, по мнению Д. Коллингхэма (D. Соllingham), должны следовать следующим правилам:
   • Управляйте своей карьерой сами и не позволяйте никому делать это за вас. Определите, чем бы вы хотели заниматься, каким должностям отдаете предпочтение.
   • Распланируйте свою карьеру, обозначьте промежуточные этапы, пусть ваша карьера не противоречит вашим жизненным планам.
   • Обсудите с другими людьми свои сильные и слабые стороны, обратитесь к тому, кто сможет дать вам совет.
   • Ваш опыт – ваш капитал, именно ваш, а не вашего работодателя.
   • Добивайтесь продвижения по служебной лестнице, но помните, что продвижение – это не всегда перемена рабочего места, должности, изменения внутри организации могут ускорить ваш профессиональный рост.
   • Научитесь определять предел своих возможностей, учитесь узнавать тот момент, когда вы достигли вершины и перед собой должны поставить новые цели.
   • Управляйте своими отношениями с руководителями различных уровней, пусть о ваших успехах знают другие люди, коллеги и т. д.
   Эти простые правила, на первый взгляд очевидные, смогут помочь в построении карьеры, если бы они не требовали внешней помощи при их реализации. По мнению ряда исследователей, к сожалению, люди запрограммированы на ожидание периодических повышений по службе, которые рассматриваются ими как очередной этап карьеры. Однако стремление к самосовершенствованию на любой должности присуще далеко не всем.
   Основными задачами консультирования по целям карьеры являются оптимизация индивидуальных управленческих карьер и построение систем карьерного продвижения в организациях. Консультации, как правило, направлены на помощь в определении карьерных целей и способов их достижения с учетом организационных, технологических, социальных и иных особенностей компаний, в планировании карьеры и разработке мероприятий, обеспечивающих реализацию планов. Наиболее востребованными считаются услуги консультантов, которые предоставляются при освоении руководителями техники принятия решений, связанных с увеличением количества альтернативных вариантов карьеры за счет усвоения дополнительных знаний и навыков, формирования готовности к изменениям содержания деятельности. Специалисты способны оказать менеджерам помощь по следующим направлениям:
   • в оценке личностных характеристик; управленческих способностей, направленности;
   • в совершенствовании самоконтроля и формировании у руководителей уверенности в себе;
   • в коррекции поведения и построении эффективных моделей деятельности, взаимодействия с отдельными людьми и/или группами работников данной организации;
   • в формировании поведения, ориентированного на соблюдение норм, правил, процедур, принятых в данной компании, т. е. на освоение и использование организационной культуры.
   Несмотря на значительные достижения этого направления формирования управленческого персонала, результаты практических усилий ряда консультационных центров по проблемам должностного продвижения не всегда оправданны с точки зрения этики бизнеса. Они предпочитают использовать специфические средства продвижения в иерархии систем управления конкретных компаний. К специфическим средствам относятся: учет особенностей критериев подбора управленческих кадров (дефекты нормативных требований организации), «маленьких слабостей» вышестоящих руководителей, умение организовать внеслужебное общение, целенаправленное искажение информации и т. п. В этом случае движение по служебной лестнице, приносящее значительные выгоды, становится самоцелью, совершенствования деятельности и личности менеджера не требуется. Происходит подмена интересов дела интересами карьеры, которая ясно обнаруживается, когда эти интересы несовместимы.
   Консультирование, имеющее своей целью оптимизацию карьеры на основе развития личности руководителя, предполагает анализ индивидуальных факторов, способствующих или препятствующих продвижению, расширению власти и влияния, рассмотрение причин снижения скорости должностного роста, взаимосвязи между объективными характеристиками карьеры и восприятием руководителями жизненного успеха, учитывает динамику потребностей личностного развития. Осуществляется коррекция представлений о карьере в конкретной организации, анализируются отказы от должностного продвижения. Персональные консультации способствуют решению проблем латентных (скрытых) результатов обучения и подготовки менеджеров при отсутствии должностного роста. Раскрытие перед руководителем перспектив личностного развития с учетом системного окружения, предполагающее анализ взаимосвязанных признаков, например возраст, вид организации, позволяет оптимизировать карьерные решения.
   Для современной российской действительности характерен значительный удельный вес в общем объеме оказываемых консалтинговых услуг, консультаций, связанных с мотивационными кризисами менеджеров высшего уровня и владельцев предприятий, участвующих в управлении. Нередко консультанты занимаются управленческой ориентацией, решением проблем клиентов, обусловленных недостаточно сильным уровнем стресса, последствиями которого являются скука и депрессия на фоне достижения поставленных целей, и неудовлетворенностью потребности в смысле жизни.
   В концентрированном виде сущность консультирования показана ниже.
   КОНСУЛЬТАЦИИ:
   • учет внешних факторов;
   • учет внутренних факторов;
   • карьерная ориентация;
   • регулирование скорости карьеры;
   • коррекция видения собственной карьеры менеджеров;
   • поддержка карьерных решений;
   • профилактика регресса;
   • снижение негативных последствий кризисов.
   Особое место в консультационной деятельности занимает профилактика регрессивного развития личности, предупреждение профессиональной управленческой деформации. Этому способствует коррекция индивидуальной управленческой концепции менеджера, т. е. его представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» в современных условиях в его организации. Положительный эффект имеют старания консультантов, направленные на восстановление в деятельности менеджера принципа «обратной связи». После таких консультаций изумленные подчиненные вдруг обнаруживают, что руководитель стал иногда слушать их предложения и не всегда оценивает высказанные другими людьми замечания как абсурдные.
   Консультации по проблемам управленческой деятельности, стиля управления могут играть существенную роль в формировании личности руководителя. Целью консультирования в этом случае является согласование уровня развития личности менеджера с требованиями его системного окружения, определение направления и методов самоанализа и самооценки. На практике консультант должен ответить на вопросы:
   • Какие шаги должен предпринять менеджер в первую очередь для того, чтобы оставаться успешным, достигать увеличения прибыли (доходов), наращивать потенциал компании и получать удовольствие от того, что он делает? Здесь не обойтись без замечания о том, что если менеджер еще не достиг определенных успехов, то у него просто нет средств для оплаты консультаций. Исключение составляют заботливые компании, которые целенаправленно предоставляют такие услуги своим работникам и направляют менеджеров в бизнес-школы, которые располагают реально действующими центрами развития карьеры (Career Development Center).
   • Сколько времени и в какой форме менеджер должен посвящать анализу своей деятельности? У менеджера должны быть навыки самостоятельного анализа управленческой деятельности – собственной, подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей. Установление причинно-следственных связей, зависимостей и закономерностей – необходимое условие карьерного продвижения.
   • Каковы основные средства, которыми может воспользоваться менеджер с целью приведения в соответствие своей деятельности с организационными требованиями?
   Персональные консультации важны как в целом для планирования управленческого пути, так и для решения частных задач: оптимизации индивидуального стиля управления, использования менеджерами временных ресурсов. Иногда консультационная поддержка требуется менеджеру для более эффективного осуществления ежедневных, казалось бы, рутинных обязанностей. Перечень задач персонального консультирования по проблемам оперативного управления охватывает широкий круг вопросов. Например, выбор оптимальной формы представления информации о рассогласовании фактических и нормативных значений параметров производственного процесса с учетом индивидуальных особенностей менеджеров, увеличение количества и повышение качества информации об объекте управления, разработка алгоритма и определение вариантов дублирования информации с учетом социальнопсихологических и индивидуальных характеристик ее источников. Консультации часто помогают руководителям классифицировать управленческие решения и выявить типичные из них, определить роль специалистов и рабочих групп, способных реализовать требуемую цель в процессе принятия решений.
   Основными результатами персонального консультирования по проблемам индивидуальной управленческой деятельности являются:
   а) целенаправленное изменение структуры деятельности, методов и способов взаимодействия с подчиненными и организационного взаимодействия;
   б) адаптация руководителей к временным требованиям;
   в) выявление наиболее «узких мест» в деятельности и организационных шагов, позволяющих скомпенсировать индивидуальные особенности и т. п.
   Это положение требует пояснения. Замечательным свойством управленческой деятельности является осуществление преобразований посредством других людей. Генеральный директор, который обладает повышенной склонностью к риску, может снизить количество своих не оправданно опасных решений, подобрав себе заместителя, который не обладает высоким уровнем развития, и он постоянно раскрывает в личных беседах и на совещаниях последствия не продуманных до конца управленческих действий.

   Этапы консультирования

   Традиционно выделяется несколько этапов консультирования по проблемам управленческой карьеры:
   1. Оценка знаний, умений и навыков руководителя. Анализ особенностей его управленческой деятельности. Психодиагностика.
   2. Оценка потребности в управленческих кадрах, системного окружения. Анализ статистических закономерностей построения карьеры в данной отрасли производства, организации. Прогноз изменения среды, в том числе рынка труда.
   3. Анализ карьерных устремлений руководителя и установление конечной цели данного временного отрезка. Построение дерева целей.
   4. Определение необходимых действий (обучение, подготовка, перемещения и т. д.) с учетом имеющихся ресурсов и промежуточных уровней иерархии системы управления.
   5. Контроль и коррекция выполнения плана.
   Положительные результаты консультирования могут быть достигнуты при наличии двух условий: определенных предварительных исследований и заинтересованности менеджеров в том, чтобы активно использовать полученную информацию, следовать рекомендациям консультантов. В основе консультаций по планированию управленческого пути лежат результаты психологических, социологических, экономических исследований, статистического и биографического анализа.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [38] 39 40 41 42 43 44

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация