А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Управление карьерой менеджера" (страница 15)

   Задачи развития в каждом из классов управления

   На основе полученных результатов было введено понятие задач развития руководителей, реализуемых в данном классе управления.
   Класс функционального управления предполагает развитие интегральных способностей к информационной подготовке и реализации управленческих решений. Типы личностного развития являются вариантами решения задач развития данного класса.
   В классе функционального управления таких вариантов четыре: решение задач развития на фоне общего развития личности; за счет формирования фрустрационной устойчивости к производству и к социальной среде; изменения отношения к труду и адекватности самооценки.
   Для класса морфологического управления основными задачами развития являются развитие интегральной способности к реализации решений и формирование отношения к труду. Вариантов решения задачи только два: на фоне общего личностного развития и за счет формирования эмоциональной устойчивости.
   Класс управления развитием производственной системы предполагает выделение двух задач развития руководителей: формирование отношения к себе и к людям.
   Возможны четыре варианта решения этих задач на фоне общего личностного развития: за счет формирования эмоциональной устойчивости; в контексте осознания целей и задач производства, формирования чувства перспективы его развития (в этом случае изменения отношений к людям и к себе разнонаправленны) и изменение отношения к людям, связанное со снижением эффективности контроля.
   Управление функционалом эффективности системы предполагает развитие интегральной способности к принятию решений.
   Варианты решения задачи развития: на фоне общего личностного развития, за счет изменения отношения к людям и к себе. Следует отметить наличие во всех классах управления общего типа развития руководителей, которое может быть названо становлением и предполагает недифференцированную реализацию потенциала личностного развития.
   Дальнейший анализ полученных экспериментальных данных (графического изображения корреляционных взаимосвязей) позволяет выделить основные условия развития личности руководителя, характерные для определенных классов управления.

   Условия развития

   Для функционального и морфологического управления таким условием является отношение к людям, для управления развитием производственной системы – отношение к труду, для управления назначением системы – отношение руководителей к себе. Все остальные характеристики ранжированы относительно основного отношения.
   Данные результаты можно проиллюстрировать на примере группы управляющих трестами, генеральных директоров объединений и директоров заводов (класс управления функционалом эффективности). Изменение отношения к себе, снижение адекватности самооценки руководителей этой группы, в первую очередь сказывается на системе сбора информации и обоснованности, реалистичности управленческих решений, т. е. формируется личностный «фильтр», приводящий к перестройке картины мира, на основе селекции информации происходит отрыв от реальности. Постепенно и последовательно в этот процесс включаются остальные личностные образования. Наименее затронутыми изменением отношения к себе окажутся способность руководителя доводить решения до реализации, упорство в преодолении трудностей.
   Группы изменений характеристик личности руководителей во времени, выделенные с помощью специальной процедуры, могут быть интерпретированы как системообразующие факторы.
   В первую группу, соответствующую развитию личности в рамках функционального управления, вошли все характеристики базового перечня, выявленного при рассмотрении логической структуры развития, за исключением совершенствования расстановки приоритетов, которое замещается ростом обоснованности и реалистичности решений, инициативности. Следовательно, одним из системообразующих факторов личности, включенной в функциональное управление, является базисный. К таким факторам этого класса управления также относятся профессиональный, включение профессиональных знаний, умений и навыков в управленческую деятельность, развитие чувства перспективы и требовательности.
   Общим для функционального и морфологического классов управления системообразующим фактором является ориентация руководителей на управление по результатам. Для морфологического управления характерно замещение в базисном факторе умения мобилизовать коллектив на развитие чувства перспективы. Третьим системообразующим фактором морфологического управления является эмоциональный.
   Класс управления развитием системы предполагает наличие трех системообразующих факторов личности руководителя. Изменение отношения к труду, профессионализация отношения к людям, предполагающая его формирование с учетом перспектив развития производства, целей деятельности; ответственности, выражающаяся во всесторонней взвешенности, обоснованности управленческих решений являются системообразующими факторами этого класса управления.
   В классе управления функционалом эффективности существует единственный системообразующий фактор – активность. Следует отметить, что анализ особенностей развития личности менеджера в рамках классов управления – наиболее перспективное направление исследований в психологии управленческой карьеры.

   Интегральная модель управленческого развития

   Анализ особенностей развития руководителей в зависимости от возраста, системного окружения, класса управления, т. е. логической, пространственной и временных структур, позволяет перейти к интегральной модели развития. Отличаясь высоким уровнем обобщенности и абстрактности, данная модель имеет как теоретическую, так и практическую ценность.
   На основе иерархической кластер-процедуры изменений личностных характеристик 483 руководителей 10 организаций за пять лет выделены несколько основных компонентов, связанных между собой.
   Познавательно-волевой компонент объединяет три класса:
   1) изменение количественных характеристик принятия управленческих решений (количество решений и количество решений в единицу времени);
   2) изменение качественных характеристик принятия решения (обоснованность, реалистичность решений, четкость в определении цели, эффективность контроля как производная от принятия качественного решения);
   3) развитие интегральных способностей к информационной подготовке и реализации решений.
   Второй компонент – включение в управленческую деятельность профессиональных знаний, социальных навыков и умений (умение мобилизовать группу, поддерживать дисциплину и т. п.).
   Третий компонент включает связанную между собой пару признаков – изменение отношения к труду, изменение отношения руководителей к себе, т. е. развитие отношения к управленческой деятельности преломляется через изменение отношения к себе.
   Четвертым и пятым компонентами являются изменение отношения к людям и эмоциональной устойчивости, формирование эмоциональной сферы. Данные пять компонентов могут быть интерпретированы как относительно самостоятельные направления развития личности. Основным ограничением представленной интегральной модели является то, что она отражает структуру развития в рамках одной, предложенной автором модели личности.
   Рассмотрение развития структуры личности – следующий шаг исследования. Были выделены две возрастные группы руководителей, каждая из которых состояла из 62 человек. Изучался возрастной отрезок от 25 по 45 лет, в течение которого, как свидетельствуют предварительные экспериментальные исследования, наиболее вероятно прогрессивное личностное развитие. В первую группу вошли руководители от 25 до 35 лет, во вторую – от 35 до 45 лет. Целью исследования было выявление структурных личностных изменений, связанных с возрастом и обусловленных прохождением по ступеням управленческого пути.[10]
   Результаты исследования свидетельствует о том, что основным содержанием перехода из возрастной группы 25–35 лет (молодые руководители) в более старшую является интеграция главных компонент управленческой деятельности. Если в группе молодых руководителей единое целое составляют информационная подготовка и реализация решений (один класс), а принятие решения стоит особняком (самостоятельный класс), то в группе руководителей 36–45 лет интегрируются информационная подготовка и принятие решений, а в самостоятельный класс выделяется реализация решений. В группе молодых руководителей общность информационной подготовки и реализации управленческих решений обусловлена таким личностным фактором, как общительность. Данная группа отражает продолжающийся процесс социализации в узком смысле этого понятия.
   Объединение в одну группу информационной подготовки и принятия управленческих решений в возрасте 36 лет связано с формированием кластера, в который входят такие личностные факторы, как смелость, радикализм, склонность к точному расчету, самостоятельность.
   Сопоставление выделенных личностных структур двух возрастных групп свидетельствует о том, что основными кластерами являются: для возраста 25–35 лет – кластер «Личностное обеспечение формирования управленческой деятельности», а в возрасте 36–45 лет – «Личностное обеспечение эффективности управленческой деятельности».
   Различными путями осуществляется развитие интегральной способности к прогнозированию. У молодых менеджеров развитие связано со склонностью к точному расчету и добросовестностью, а в группе 36-45-летних менеджеров – с уровнем притязаний и общим интеллектом (рис. 6.1).
   Общим кластером для двух возрастных групп является кластер, названный базовым, включающий: независимость, доминирование, твердость, упорство. В возрасте 36–45 лет в этот кластер добавляется такая характеристика, как хорошо сформированный самоконтроль.
   Рис. 6.1. Личностное обеспечение управленческой деятельности (ИП – информационная подготовка, ПР – принятие решений, РР – реализация решений)

   Пятый кластер, выделенный только в группе молодых менеджеров, объединяет уровень притязаний, склонность к риску, экспериментам.
   Сравнительный анализ личностных структур возрастных групп свидетельствует о целостности психического развития. Частные модели личности руководителей в различных возрастных периодах характеризуются четырьмя общими подструктурами: интегральных способностей, доминантности (отношение к людям), уверенности в себе (отношение к себе), направленности на будущее (прогнозирование). Освоение управленческой деятельности связано с выделением пятой подструктуры – активности. В процессе развития в рамках перечисленных общих подструктур происходит перераспределение элементов. Например, проявление доминантности в возрасте 36–45 лет дополняются самоконтролем. Осуществляется переход от развития интегральной способности к прогнозированию под влиянием добросовестности и склонности к точному расчету к ее развитию за счет общего интеллекта и уровня притязаний; от уверенности в себе, основанной на беззаботности и беспечности, к уверенности как глубинной характеристики, вытекающей из интернальности, взаимодействия с людьми.
   Личностное развитие может определяться изменением связей между элементами, как в случае развития интегральных способностей. Следовательно, структурное развитие личности руководителя осуществляется двумя путями. Первый путь – уменьшение/увеличение количества подструктур, второй – замещение элементов и изменение связей между ними внутри подструктур.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация