А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Налоговые споры. Оценка доказательств в суде" (страница 32)

   Представляется, что таким же образом должен действовать и суд апелляционной инстанции, с той лишь разницей, что он, в отличие от кассационного суда, не вправе передавать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции и обязан сам установить наличие или отсутствие обстоятельств, перечисленных в ч. 4 ст. 70 АПК РФ.
   И.Г. Арсенов исходит из того, что при отсутствии в кассационной жалобе соответствующих доводов у суда кассационной инстанции не имеется оснований для проверки по своей инициативе правильности установления, доказанности признанного сторонами обстоятельства[345].

   3.4. Особенности перехода бремени доказывания при рассмотрении определенных категорий дел, предусмотренных разделом III АПК РФ

   Согласно ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24. Таким образом, при разрешении данной категории дел в большинстве своем действуют положения о рассмотрении споров, предусмотренных разд. II АПК РФ «Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство», в том числе и касающиеся доказывания. Исключение составляют особенности, которые прямо предусмотрены в гл. 24 АПК РФ.
   Одна из таких особенностей предусмотрена в ч. 3 ст. 200 АПК РФ и касается права суда признать обязательной явку в судебное заседание представителей налоговых органов, их должностных лиц. Явка этих лиц в судебное заседание является обязательной.
   Это явствует из полномочия суда наложить на неявившееся лицо судебный штраф.
   Указанные лица могут представить суду такой вид доказательств, как свои объяснения об известных им обстоятельствах, имеющих значение для дела, а также письменные и вещественные доказательства. Таким образом, еще на стадии принятия заявления об оспаривании акта налогового органа, его решения, действия (бездействия) бремя доказывания по данной категории дел переходит от заявителя на арбитражный суд.
   В предмет доказывания по названным спорам входит проверка наличия у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действие (бездействие), соответствующих полномочий. В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ указанные обстоятельства устанавливает именно суд, из чего можно сделать следующий вывод: каждое лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, однако если налоговый орган по каким-либо причинам не исполняет этой обязанности по доказыванию, бремя доказывания переходит на суд.
   Еще на стадии подачи заявления заявитель в силу п. 3, 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ должен указать в заявлении на нарушение своих прав и законных интересов, законы и иные нормативные правовые акты, которым, по его мнению, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие). Однако это не снимает с суда обязанности при рассмотрении дела в соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также установить соответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного акта, решения, действий (бездействия) налогового органа. Если в силу п. 4 ч. 1 ст. 199 АПК РФ заявитель доказывает, что акт, действия (бездействие) налогового органа не соответствуют закону, то обязанность доказывания соответствия акта, действий (бездействия) закону на основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ лежит на налоговом органе.
   В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ на налоговом органе также лежит обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), например факт неуплаты налога.
   Однако это не означает отсутствия у заявителя обязанности доказать обстоятельства, на которые он ссылался, возражая против доводов налогового органа, например то, что в действительности налог уплачен в установленном размере.
   Этот вывод подтверждается также обязанностью заявителя еще на стадии подачи заявления в соответствии с ч. 1 ст. 199 АПК РФ соблюсти требования п. 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ об указании перечня прилагаемых документов, что предполагает необходимость приложения к заявлению документов, обосновывающих позицию заявителя.
   Доказывание своей правовой позиции по делу строится на представлении и исследовании доказательств, подтверждающих соответствующие требования (или возражения). Но это не исключает представления доказательств, опровергающих возражения (требования) противоположной стороны, ибо в итоге это доказывает правоту собственной позиции[346]. В противном случае для стороны, пренебрегающей своей обязанностью по доказыванию, наступают неблагоприятные последствия, примером чему служит следующее дело рассмотренное Федеральным арбитражным судом Московского округа.
   ОАО Авиакомпания «Авиаэнерго» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным требования налоговой инспекции № 1853 об уплате налога по состоянию на 15 декабря 2002 г.
   Решением от 5 июня 2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16 сентября 2003 г… Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требования заявителя, так как оспариваемое требование выставлено с нарушением установленного порядка.
   Законность судебных актов проверена в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России № 2, в которой налоговый орган ссылался на то, что требование № 1853 и совокупность имеющихся в деле доказательств позволяют установить обстоятельства дела, однако судом приняты судебные акты по неисследованным материалам.
   Проверкой в суде кассационной инстанции установлено, что судебные акты следовало отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию суда по следующим основаниям.
   Суд пришел к выводу, что актом сверки расчетов по состоянию на 15 февраля 2001 г., составленным налогоплательщиком и Инспекцией № 5, в которой ранее общество состояло на налоговом учете, подтверждается наличие переплаты по налогам, в связи с чем у Инспекции № 2, в которую общество впоследствии перешло на налоговый учет, отсутствовали основания включать в оспариваемое требование пени по налогу на пользователей автомобильных дорог, единому социальному налогу, налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на прибыль от посреднических операций.
   Однако в нарушение ч. 4 ст. 170 и ч. 2 ст. 271 АПК РФ судом не приведено мотивов, по которым суд отверг имеющийся в деле акт Инспекции № 5, в котором по состоянию на 14 мая 2002 г. значилась задолженность по пене 4 188 112 руб. 79 коп. за период 1997–2002 гг., включенной в требование № 1853 с учетом ее увеличения по состоянию на 15 декабря 2002 г.
   При новом разрешении спора суду было необходимо дать оценку указанному акту, при необходимости обязав налогоплательщика представить имеющиеся у него налоговые декларации и платежные поручения об уплате налогов за спорный период с целью проверки правильности исчисления размера пени.
   Утверждение налогоплательщика о том, что обязанность по доказыванию правильности исчисления сумм налогов возложена на налоговый орган, противоречит ст. 52, 54 НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, налоговую базу, налоговые льготы[347].
   Дело № КА-А40/17403-10 Федерального арбитражного суда Московского округа свидетельствует о том, что такие же неблагоприятные последствия наступают для налогового органа, если он не исполняет обязанности по доказыванию.
   Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным вынесенного по результатам проведения выездной налоговой проверки за период 2006–2008 гг. решения Инспекции ФНС России о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафа.
   Решением от 24 августа 2010 г. Арбитражного суда города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с получением обществом необоснованной налоговой выгоды.
   Постановлением от 3 ноября 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, признано недействительным решение налогового органа в оспариваемой части. При этом суд апелляционной инстанции исходил из документального подтверждения обществом расходов и применения налоговых вычетов, реальности хозяйственных операций заявителя со своими контрагентами, проявления должной осмотрительности при их выборе.
   Инспекция в обоснование доводов о подписании документов от имени контрагентов заявителя неустановленными лицами к кассационной жалобе приложила банковскую карточку с образцами подписей руководителя и бухгалтера контрагентов, письмо нотариуса, не свидетельствовавшей подлинности подписей на указанной банковской карточке, заявление о государственной регистрации одного из контрагентов, письмо нотариуса, который не удостоверял подлинность подписи на этом заявлении генерального директора этого контрагента.
   Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, исходил из того, что согласно указанным документам они получены до рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции, между тем, налоговым органом в суд апелляционной инстанции не представлялись. Поэтому суд кассационной инстанции в силу установленных ч. 2 ст. 287 АПК РФ пределов полномочий не может давать оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ указанным документам, которые не представлялись в суд апелляционной инстанции, не исследовались и не оценивались им[348].
   Вместе с тем в случае непредставления налоговым органом доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе. Ранее уже были подробно проанализированы случаи, когда суд может воспользоваться данным правом и на него переходит бремя доказывания (например, при установлении недобросовестности налогоплательщика) и, напротив, когда активность суда в доказывании может быть признана избыточной (в частности, при нарушении налоговым органом обязанности по установлению налоговых правонарушений при исчислении налогов налогоплательщиком).
   Если истец не обязан доказывать достоверность собственных доказательств, если суд не обязан собирать доказательства, но должен вынести решение на основе достоверных доказательств, то мы приходим к абсурдному выводу: стороны доказывают только основания требований и возражений, в итоге приводят противоречивые доказательства, а суд неизвестно по каким причинам должен вынести решение в пользу одной из сторон[349].
   По обязанности доказывания производство рассматриваемой категории дел отличается от искового производства[350]. При рассмотрении в судах данной категории споров с наибольшей очевидностью выступают на первый план обязанность налоговых органов по доказыванию совершения налогоплательщиком налогового правонарушения и отсутствие такой обязанности у налогоплательщика и суда.
   Во-первых, это прямо закреплено в норме процессуального права – ч. 5 ст. 200 АПК РФ, в соответствии с которой обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на соответствующий, в том числе налоговый, орган. Во-вторых, процессуальная норма права соотносится с материальными нормами права.
   По установившейся практике налоговые инспекции отказывают налогоплательщикам в возмещении НДС при подаче ими налоговых деклараций, доначисляют недоимку по налогу и привлекают к налоговой ответственности за неполную уплату НДС только по тому основанию, что налогоплательщики одновременно с налоговыми декларациями не представляют документы, предусмотренные ст. 172 НК РФ, т. е. счета-фактуры, платежные поручения, выписки банка и другие документы, подтверждающие право на налоговые вычеты. Между тем ст. 80 НК РФ не предусмотрено представления с налоговой декларацией в налоговый орган каких-либо документов, подтверждающих внесенные в нее сведения.
   Статья 172 НК РФ, на которую ссылаются налоговые органы, регулирует порядок применения самим налогоплательщиком налоговых вычетов, а не представления документов в налоговую инспекцию. В связи с этим отказ инспекций в возмещении НДС только по причине непредставления налоговому органу вышеперечисленных документов не соответствует закону. Поэтому такие решения инспекций следует признать недействительными.
   Данная позиция в противоречие правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-0 о презумпции добросовестности налогоплательщика, исходит из предположения недобросовестности налогоплательщиков, которые должны подвергаться камеральным налоговым проверкам независимо от требований закона и указанных в законе оснований.
   Согласно ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
   Поскольку при возникновении у налогового органа необходимости проведения камеральной налоговой проверки отсутствует иная норма права, позволяющая налоговому органу истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность применения им налоговых вычетов, налоговый орган был обязан использовать указанное полномочие по истребованию необходимых документов, не доводя спор до разрешения в судебном порядке[351].
   Подобное толкование ст. 88 НК РФ содержится и в п. 4 разд. 1 письма Управления МНС России по г. Москве от 30 ноября 2001 г. № 14–15/55133 «Обзор результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за III квартал 2001 года».
   В таких ситуациях налоговые органы должны представлять доказательства направления запроса об истребовании необходимых для проведения камеральной налоговой проверки документов.
   Если требование налогоплательщика касается только признания недействительным решения инспекции об отказе в возмещении НДС, единственным основанием принятия которого является непредставление документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, следует признать необоснованным утверждение налоговых органов о том, что в данной правовой ситуации на суд будет возложено бремя проведения налоговой проверки.
   Изложенная правовая позиция налоговых органов свидетельствует о том, что они необоснованно переносят на налогоплательщика бремя доказывания совершения им налогового правонарушения в виде неуплаты налога, в то время как ни нормами процессуального, ни нормами материального права на налогоплательщика не возложена обязанность по представлению доказательств уплаты НДС, в случае когда налоговым органом фактически не проводилась камеральная налоговая проверка, и отказ в возмещении НДС произведен не потому, что у налогоплательщика отсутствуют соответствующие доказательства, а только потому, что они не были представлены в инспекцию одновременно с налоговой декларацией.
   Подобная позиция налоговых органов представляется противоречащей не только закону, но и здравому смыслу. Действительно, если тысячи налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в конкретной инспекции, начнут ежемесячно направлять ей многочисленные документы, подтверждающие ведение хозяйственных операций, особенно крупнейшие налогоплательщики, такой налоговый орган из контрольного превращается в мощнейшую архивную организацию.
   Так, мы видим, как необоснованный перенос бремени доказывания с налогового органа на налогоплательщика по конкретной категории налоговых споров мог породить абсурдную ситуацию в правоприменительной практике.
   В связи с этим законодатель внес изменения в ст. 88 НК РФ, на основании п. 8 которой налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).
   Впоследствии Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18 декабря 2007 г. № 65 (п. 2) закрепил правовую позицию о том, что административная (внесудебная) процедура не может считаться соблюденной налогоплательщиком, если им не выполнено требование налогового органа, предъявленное на основании п. 8 ст. 88 НК РФ, о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.
   Таким образом, ВАС РФ перераспределил бремя доказывания по налоговым спорам между налоговым органом и налогоплательщиком, возложив на последнего обязанность по представлению в инспекцию доказательств правомерности налоговых вычетов только в случае сомнения в их обоснованности и наличии соответствующего запроса налогового органа.
   Особую категорию споров составляют прямо не названные в АПК РФ споры об обязании налогового органа возместить налогоплательщику налог на добавленную стоимость. Президиум ВАС РФ в информационном письме от 24 июля 2003 г. № 73 «О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» изложил правовую позицию о том, что, если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, как он защищается – путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требований о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица). Данная правовая позиция позволила арбитражным судам прийти к выводу, что иски налогоплательщиков об обязании налоговых органов возвратить суммы налогов из бюджета не относятся к спорам, рассматриваемым в порядке разд. III АПК РФ, т. е. к административным спорам.
   Между тем анализ норм процессуального права позволяет прийти к выводу, что дела, возникающие из налоговых правоотношений, являются делами, возникающими из публичных правоотношений, и при рассмотрении указанной категории дел применяется разд. III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».
   Требование налогоплательщика об обязании налогового органа возместить НДС возникает из незаконного бездействия инспекции. Разрешение данного спора невозможно без предварительной оценки законности либо незаконности бездействия налогового органа. Поэтому при разрешении настоящего спора применяется гл. 24 АПК РФ «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц».
   То обстоятельство, что это требование носит имущественный характер, не меняет публичного характера возникших между сторонами правоотношений, о чем свидетельствует п. 3 ст. 2 ГК РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
   В связи с этим не применяется и трехгодичный срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, что зачастую допускается судами.
   В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
   Однако по настоящей категории споров акты налоговых органов служат основанием возникновения не гражданских прав и обязанностей, предполагающих равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность участников правоотношений, а налоговых обязанностей, связанных с предусмотренным законом обязательством налогоплательщика уплатить налог в установленных порядке и размере.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 [32] 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация