А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Налоговые споры. Оценка доказательств в суде" (страница 20)

   Впоследствии в ст. 88 НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ была введена норма права, в соответствии с которой должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ, в случае установления факта совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах.
   Вместе с тем суд не вправе устраниться от выяснения всех обстоятельств по делу.
   Активная роль суда при разрешении спора обусловлена действующим процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 4 АПК РФ на суд возложена задача защиты нарушенных прав и законных интересов сторон по делу. М.Г. Авдюков приходит к выводу, что нормы, предусматривающие соответствующие правомочия суда, совершение судом ряда процессуальных действий по собственной инициативе, выводятся из требований принципов законности и объективной истины[193].
   Статья 135 АПК РФ не только дает суду право, но и обязывает проявлять инициативу для выполнения возложенных на суд ст. 4 АПК РФ задач, для чего суд рассматривает вопрос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица, предлагает лицам, участвующим в деле, другим организациям, их должностным лицам исполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, вызывает свидетелей, рассматривает вопрос о назначении экспертизы, направляет другим арбитражным судам судебные поручения, принимает меры к примирению сторон. Судья совершает и иные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного разрешения спора.
   К.С. Юдельсон полагал, что рассматривать помощь суда сторонам в осуществлении их прав как ограничение принципа диспозитивности значит грубо фальсифицировать теорию советского процесса[194].
   Вопрос о круге субъектов, на которых распространяется действие начала диспозитивности, относится к числу дискуссионных в теории гражданского процессуального права. Согласно первой точке зрения к числу таких субъектов относятся только стороны. В соответствии со второй точкой зрения к ним относится, в частности, суд[195].
   Здесь, правда, следует отметить, что АПК РФ 1995 г., следуя идее чистой состязательности, в ст. 66 («Назначение экспертизы») закреплял право суда назначать экспертизу лишь по ходатайству лица, участвующего в деле, что было расценено М. К. Треушниковым как определенная крайность[196]. В настоящее время ч. 1 ст. 82 АПК РФ 2002 г. предусмотрено, что экспертиза назначается судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. Отдельно упомянуто, что по своей инициативе арбитражный суд может назначить экспертизу, в случае если ее назначение предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации доказательств, а также если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы.
   Отсутствие необходимой активности суда первой инстанции влечет серьезные последствия в виде отмены решения суда вышестоящей судебной инстанцией. Неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, прямо названо в п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ в качестве основания для изменения или отмены апелляционным судом решения суда первой инстанции.
   При таких условиях решение, вынесенное по имеющимся документам, неизбежно будет основано на недостаточно исследованных доказательствах, а потому подлежит отмене в апелляционной или последующих судебных инстанциях. Следовательно, до законодательного введения реальной состязательности, обеспеченной необходимыми процедурами, отмена принципа активности арбитражного суда в сборе доказательств по делу преждевременна[197]. Если орган публичной власти нарушает право, обязанностью именно суда является приказать такому органу власти исполнять требования права[198].
   Однако зачастую налоговые инспекции возражают против использования судом предоставленных ему полномочий, ссылаясь на то, что тот или иной документ не был представлен инспекции при проведении его налоговой проверки.
   С этой точки зрения показательно следующее дело, рассмотренное Федеральным арбитражным судом Московского округа[199].
   Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к налоговой инспекции об обязании возместить из бюджета сумму налога на добавленную стоимость по экспорту за II квартал 2000 г. в размере 185 922 руб.
   Решением от 24 августа 2001 г., оставленным без изменения постановлением от 18 октября 2001 г. апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил требования общества, подтвержденные материалами дела.
   Законность и обоснованность судебных актов проверены в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой ответчик ссылался на то, что вывод суда о представлении обществом надлежащих доказательств в подтверждение права на льготное налогообложение не соответствует обстоятельствам дела.
   Как усматривалось из материалов дела, налогоплательщиком представлен полный пакет документов, подтверждающий право на льготное налогообложение и предусмотренный действующими в спорном налоговом периоде нормативными правовыми актами.
   Суд кассационной инстанции, оставляя судебные акты без изменения, указал следующее.
   Согласно АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
   В связи с этим нельзя признать обоснованным довод ответчика о том, что суд был не вправе принимать и оценивать в качестве доказательства отгрузки на экспорт ткани, полученной от российского поставщика, заключение ЗАО «Отраслевой центр по стандартизации, метрологии и сертификации в текстильной и легкой промышленности», которое не было представлено налоговому органу при проведении проверки.
   В то же время, если акт налоговой проверки не соответствует требованиям ст. 100, а решение – ст. 101 НК РФ, налоговые инспекции упрекают суд за недостаточную активность в установлении истины по делу.
   Так, по делу № КА-А41/8349-01[200] налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО о взыскании 53 284,26 руб. штрафных санкций в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ по решению инспекции от 20 апреля 2001 г. на основании акта выездной налоговой проверки за 1998 г.
   Решением от 22 октября 2001 г. Арбитражный суд Московской области отклонил исковые требования истца, принявшего решение с нарушением требований ст. 101 НК РФ.
   Законность решения суда проверена в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой инспекция ссылалась на то, что судом не истребованы доказательства, необходимые для рассмотрения дела.
   Как усматривалось из материалов дела и установлено судом первой инстанции, актом налоговой проверки и решением инспекции зафиксировано занижение налога на прибыль в сумме 217 794,84 руб. и налога на добавленную стоимость в размере 106 351,83 руб., в то же время штрафные санкции начислены соответственно 42 609 руб. и 10 674 руб., что не соответствует 20 % неуплаченных сумм налогов.
   Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении инспекцией требований ст. 101 НК РФ, предъявляемых к принимаемому налоговым органом решению о привлечении налогоплательщика к ответственности, в то время как в соответствии с АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, в том числе и размера санкций, послуживших основанием для принятия актов государственных органов, возлагается на орган, принявший акт.
   Тем не менее суд первой инстанции в определениях от 5 сентября 2001 г. и от 8 октября 2001 г. обязывал инспекцию представить необходимые документы в подтверждение выводов акта налоговой проверки, развернутый расчет налоговых санкций, уточнить и обосновать свои требования.
   В связи с этим нельзя признать обоснованным утверждение налогового органа о том, что судом не использованы в полной мере полномочия, предусмотренные законом, для установления необходимых обстоятельств по делу, поэтому оснований к отмене решения суда не имелось.
   Сравнительный анализ двух описанных выше дел свидетельствует о том, что в обоих случаях – если доказательственная база в досудебном порядке не обеспечена налогоплательщиком либо налоговым органом – суд не только вправе, но и обязан занять активную позицию, помогая сторонам в сборе доказательств по делу. Вместе с тем, с одной стороны, пределы активности суда ограничены рамками процессуального законодательства, действием в арбитражном процессе принципов диспозитивности и состязательности, предполагающих активную роль самих сторон по делу в сборе доказательств и распоряжении своими процессуальными правами; с другой стороны, активная позиция суда ограничена презумпцией добросовестности налогоплательщика.
   Последнее предполагает перенесение акцента в оценке активной роли суда в сторону помощи налогоплательщику в сборе доказательств и ограничение активности суда при привлечении налогоплательщика к ответственности налоговым органом в случае невыполнения им требований ст. 101 НК РФ.
   Иными словами, суд не вправе принимать на себя бремя доказывания, хотя бы и частично, совершения налогоплательщиком налогового правонарушения. Данный вывод подкрепляется положением, содержащимся в п. 14 ст. 101 НК РФ, дающим суду право признавать недействительным решение налогового органа, если оно принято с нарушением порядка, установленного ст. 101 НК РФ.
   Таким образом, суд обязан оказать содействие обеим сторонам в налоговом споре в сборе доказательств, но не вправе заменять собой налоговый орган, задачей которого является установление обстоятельств совершения налоговых правонарушений.
   Вместе с тем в 2004 г. все более заметной становится тенденция перехода арбитражного суда с позиций материальной истины на позиции формальной истины, или, что является более правильным, занятие арбитражным судом противоречивой позиции по проблеме доказывания по налоговым спорам. Так, в Постановлении от 5 октября 2004 г. № 4909/04[201] Президиум ВАС РФ отметил следующее. Суды всех инстанций не приняли во внимание, что если налогоплательщик в процессе рассмотрения арбитражным судом заявления налогового органа о взыскании с него недоимки по налогу на доходы физических лиц указывает на наличие у него права на налоговые вычеты, то это обстоятельство нуждается в проверке независимо от предварительного обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением в налоговый орган. Данное Постановление нацеливало арбитражные суды на установление всех обстоятельств по делу независимо от того, были или нет представлены соответствующие документы налоговому органу.
   Следующее дело, рассмотренное судами Московского округа, свидетельствует об устойчивой судебно-арбитражной практике, характеризующей данный подход к проблеме доказывания по налоговым спорам.
   Закрытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений налоговой инспекции от 20 января 2004 г. № 2749 об уплате налога на добавленную стоимость и от 20 января 2004 г. № 9 об отказе в применении ставки 0 %, в возмещении НДС за сентябрь 2003 г. при экспорте товаров, а также об обязании инспекции возместить НДС в размере 73 123 руб. путем зачета в счет текущих платежей.
   Решением от 12 апреля 2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13 июля 2004 г., Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, поскольку заявителем представлен полный пакет документов в подтверждение применения налоговой ставки 0 %.
   Законность и обоснованность судебных актов проверены в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой инспекции, в которой налоговый орган ссылался на представление налогоплательщиком надлежаще оформленных документов только в Арбитражный суд г. Москвы.
   Согласно п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
   В силу ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
   Поскольку Постановлением Пленума ВАС РФ установлена обязанность арбитражного суда принять и оценить документы, представленные налогоплательщиком не только в ходе налоговой проверки, но и непосредственно в судебное заседание, что соответствует принципу материальной истины, закрепленному в ч. 1 ст. 71 АПК РФ, нельзя принять во внимание довод инспекции о том, что дополнительное соглашение к договору о переходе покупателя в другой банк, CMR, с необходимыми отметками таможенного органа, платежные поручения, счета были представлены только в Арбитражный суд г. Москвы и поэтому не должны им учитываться при решении вопроса о правомерности принятых инспекцией актов.
   Указанный довод инспекции противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, закрепленной в п. 2.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля
   2003 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО «Папирус», ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и ООО «Коммерческая компания «Балис», согласно которому, как указывал КС РФ в ряде постановлений, в случаях когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.
   Кассационной инстанцией также был учтен тот факт, что в нарушение ст. 88 НК РФ инспекцией при выявлении ошибок или противоречий в представленных документах не сообщено об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие изменения, представить дополнительные документы, подтверждающие правильность исчисления налогов, а спор был доведен до разрешения в арбитражном суде.
   Одновременно суд кассационной инстанции исходил из того обстоятельства, что согласно поди. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ налогоплательщик обязывается представить выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя экспортного товара, что обществом выполнено. При этом закон не содержит требования о том, что выручка должна поступить с определенного счета инопокупателя.
   Представления счетов ст. 172 НК РФ не требуется. Заявлений о фальсификации доказательств налоговым органом не сделано.
   В соответствии с ч. 2, 4 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает взаимную связь доказательств в их совокупности наряду с другими доказательствами.
   В связи с этим при наличии доказательств, подтверждающих, что наименования грузополучателя и покупателя совпадают, суд правомерно принял в качестве надлежащего доказательства счет-фактуру № 928, в которой не указан грузополучатель. При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имелось[202].
   Однако в Постановлении от 6 июля 2004 г. № 1200/04 Президиум ВАС РФ занял противоположную позицию[203]. В этом документе Президиум ВАС РФ указал, что поскольку обществом заявлялось требование о признании решения налоговой инспекции недействительным, то оценка законности этого решения должна осуществляться судом, исходя из документов, которые на момент его вынесения были представлены в налоговую инспекцию обществом в целях подтверждения прав на налоговую ставку 0 % и налоговые вычеты по экспортным операциям. В частности, не могут свидетельствовать о незаконности решения налоговой инспекции накладные, приложенные обществом к отзыву на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора, направленному в Высший Арбитражный Суд РФ.
   Правда, в последнем случае речь идет не о выездной, а о камеральной проверке.
   Однако, на взгляд автора, указанное обстоятельство не должно определять различия в подходах правоприменителя к решению одного и того же вопроса в оценке доказательств, только исходя из различных видов налоговой проверки, хотя бы потому, что и в том и в другом случаях применяются одни и те же нормы процессуального права о доказательствах и доказывании.
   Нормы материального права также не дают оснований для иного, чем в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ № 5, толкования полномочий арбитражного суда по оценке доказательств при разрешении налоговых споров.
   При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика имеется значительно больше гарантий по соблюдению его прав налоговым органом и возможностей еще до суда урегулировать спорные вопросы, чем при проведении камеральной проверка!. По результатам выездной налоговой проверки, в отличие от камеральной (до 1 января 2007 г.), в силу ст. 100 НК РФ составляется акт по установленной форме, в котором подробно излагаются установленные в ходе проверки факты. При этом налогоплательщик вправе не только представить письменные возражения по акту, но и приложить к возражениям соответствующие документы. По результатам камеральной проверки налогоплательщик был лишен такой возможности.
   Мнение налоговой инспекции о представленных им документах он узнавал зачастую лишь из вынесенного ею решения. При этом одновременно он привлекался к налоговой ответственности, а налоговый орган в нарушение ст. 88 НК РФ не требовал от налогоплательщика, прежде чем принять неблагоприятное для него решение, внесения исправлений в документы в случае выявления в них ошибок или противоречий.
   Такие нарушения со стороны налоговых органов носили массовый характер, о чем свидетельствует обширная судебно-арбитражная практика[204].
   Если при этом налогоплательщик был лишен возможности восполнить доказательственную базу еще и в суде, то можно говорить о прямом нарушении права на судебную защиту.
   В связи с этим Конституционный Суд РФ в вышеназванном Определении от 12 июля 2006 г. № 267-0 высказался таким образом, что, в случаях когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ, оказывается существенно ущемленным.
   Затем Пленум ВАС РФ принял Постановление от 18 декабря 2007 г. № 65 «О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов», в котором дал толкование нормам налогового права, определяющим внесудебную процедуру возмещения НДС и применяемым арбитражными судами при разрешении налоговых споров, пунктом 5 которого предусмотрено право налогового органа представить аргументированные возражения против возмещения, даже если в решении налогового органа не приведены конкретные мотивы отказа, а также в случае представления налогоплательщиком непосредственно в суд документов, истребованных налоговым органом, когда причины непредставления этих документов в налоговый орган признаны уважительными.
   Вопрос о возможности представления налогоплательщиком в суд новых документов важен потому, что это право налогоплательщика должно соотноситься с правом налогового органа на представление в суд дополнительных документов в обоснование оспариваемого решения. Арбитражные суды оценивают доказательства обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора, и налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды[205].
   Так, по делу, рассмотренному Арбитражным судом города Москвы, было удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью о признании недействительным решения инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку судом установлено, что предусмотренные ст. 171, 172НКРФ документы, запрошенные по требованию инспекции, не полученному налогоплательщиком по уважительной причине, представлены заявителем в суд и в налоговый орган в период рассмотрения арбитражного дела, при этом каких-либо возражений по представленным в подтверждение налоговых вычетов документам инспекцией в суде не заявлено[206].
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация