А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Луна в тумане. Путеводитель по боевым искусствам для новичков" (страница 39)

   Примечания
   1
   Однажды я лицезрел здоровенный фаянсовый кубок, приготовленный спонсорами в качестве приза для одного из чемпионатов по каратэ. На нем очень красиво было написано: «Главное – победа, а не участие». Вот так!
   2
   Именно это скверное слово фигурировало в увиденном мной когда-то на столбе объявлении о найме на работу, какими заклеены все свободные поверхности в городе. Там так и говорилось: «Требуются молодые, амбициозные… и т. д.».
   3
   Принято считать – и это правда – что Россия является «водоразделом» между Востоком и Западом. Так вот: как бы нам ни хотелось причислять себя к романтической окраине западного мира, мы были, есть и будем лишь чуточку обструганной и по-шлифованной, но исконной частью Азии. Отрицать это и восставать против – значит обкрадывать самих себя, так как азиатская культура и глубже, и древнее, и мощнее, и естественнее своей младшей «закатной» сестренки.
   4
   Поэтому все удары в таких школах носят мимолетный, неакцентированный характер, чем, кстати, обусловливается их неуловимость – противник просто не реагирует на лишенное признаков внешней агрессивности движение.
   5
   Опытный боец «ловит» не сам удар, а намерение атаки на фазе ее зарождения, и попросту не дает ей развиться. Боец же неопытный или полный дилетант волей-неволей реагирует на уже свершившуюся атаку, когда что-либо предпринимать поздно.
   6
   Даже если вам никто не дал по зубам, а просто гололед или нога подвернулась – сплошь и рядом в подобных ситуациях мы ломаем руки и ноги, не обладая элементарным рефлексом правильно расслабиться, сгруппироваться и т. п., что, кстати, блестяще, но совершенно спонтанно, автоматически, проделывают пьяные, которые умудряются выпадать из окон и автомобилей без малейшего ущерба.
   7
   Представьте себе крепкого мужика весом под центнер, способного мять противника, как тряпку, которому наскоро «поставили» пару ударов. Согласитесь, в итоге мы получаем внушительную боевыю машину, заведомо лучшую, чем жилистый боксер, пытающийся столь же наскоро отработать хитроумные броски и захваты.
   8
   Методы применения огнестрельного оружия и ухода от него, равно как и приемы обезоруживания, есть тема совершенно особая, не здесь и не нам обсуждать подобную «высшую математику».
   9
   Всем известно, что в девяти случаях из десяти норовят ударить в челюсть, при том, что это не самая лучшая мишень. Хотя… Как правило, хрупкая кость при этом ломается, и уж наверняка вылетают несколько зубов, не считая расквашенных губ и щек. Урон, таким образом, не смертельный, но впечатляющий и, главное, шокирующий, а еще заметный и позорный. Синяк на месте «завального» попадания в бок не увидит никто, а вот разбитую физиономию…
   10
   Здесь и далее я без дополнительных пояснений буду использовать общепринятую и общеизвестную терминологию – японскую и китайскую – так как эти короткие словечки потребовали бы для адекватной расшифровки гораздо больше привычных нам понятий. В данном случае «будо» – это «путь боевых искусств», хотя лично мне больше импонирует «бу-дзюцу», то есть «боевое искусство», где под искусством понимается техника без всякой философии.
   11
   В авторской редакции своего основателя, Дзигоро Кано, дзюдо включало базовую ударную технику каратэ, которую он сознательно ввел для пущей эффективности.
   12
   Достаточно вспомнить, что в прошлом хозяева купеческих караванов, пересекавших необозримые и весьма неспокойные просторы Поднебесной, при найме охраны категорически отдавали предпочтение мастерам Синьи, зная подтвержденную множеством случаев несравненную эффективность, быстроту и летальную жесткость всего великого многообразия (Синьи-цюань считается наиболее сложным из «внутренних» стилей) его приемов.
   13
   Подробно вопрос энергетики человека рассматривается далее, в главе, посвященной дыханию.
   14
   Проносным называется удар, движение которого не останавливается в «мишени», а проходит как бы насквозь. Разумеется, при контакте он вгоняет всю свою энергию в препятствие.
   15
   Например, когда я давным-давно преподавал достаточно жесткое ушу (не чистый стиль, а практичную «эклектику»), родители некоторых детишек к моему собственному удивлению блгода-рили за то, что их чадо совершенно перестало болеть.
   16
   Фанатизм вреден и отвратителен в любом деле, не только в религии. Просто там он приобретает особенно буйный характер из-за иллюзии присутствия «под ногами» хотя и ложной, но твердой идеологической почвы. Всякий фанатик на самом деле является умалишенным, порабощенным своей идеей-фикс, затмевающей и запрещающей абсолютно все, выходящее за ее рамки.
   Сектантство – это плод гордыни, не приемлющей традиционных взглядов и претендующей на собственное понимание картины мира. Как говорится, – «хоть сопливое, но мое». К сожалению, сепаратизм неизбежен и повсеместен, рано или поздно раскол настигает и религиозные течения, и спортивные клубы, и политические организации, потому что гордыня – первый и главный человеческий грех, основа всех прочих грехов, притом совершенно незаметный для самого его носителя. Даже эти строки – уже гордыня…
   17
   Разумеется, здесь имеет место простая калька с фундаментального китайского понятия «Дао», хотя в самой Поднебесной «путь» рассматривается лишь как одно из многих значений Дао.
   18
   Вдруг кто не знал, да забыл: кобудо (в том числе окинавское) дословно переводится как «древнее искусство» и предполагает изучение техник владения разнообразным оружием, от специального (мечи, копья и т. д.) до подручного, подразумевающего, в основном, всякого рода палки – шесты, дубины, нунчаку и прочее.
   19
   Вероятно, не стоит уточнять, что в случае проявления агрессии с вашей стороны оценка ситуации меняется на противоположную.
   20
   Помнится, как-то по телевизору показывали сумасшедшего, который жил супружеской жизнью с женой и собственной дочерью одновременно (то есть вповалку), практикуя это как Служение (именно с большой буквы). Не хочу на этих страницах даже приводить имя того, кого радует подобная «служба».
   21
   Разновидности боевых ножей с длиной клинка 15—40 см.
   22
   Положим, китайцы (в том числе китайские профессиональные лазутчики, ставшие прародителями ниндзя) освоили и оценили его намного раньше.
   23
   Разумеется, если оружие не имеет вытянутого клинка, заточенного с одной или со всех сторон, оно не будет клинковым, оставаясь притом холодным. Например – все виды топоров или окинавский трезубец-сай.
   24
   Проблема в выборе, так как среди вороха никчемного хлама изредка попадаются вполне достойные рабочие экземпляры. Поэтому, отправляясь за недешевой покупкой, прихватите понимающего в этом товарища, а при выборе смотрите на качество клинка, не обращая никакого внимания на варварскую роскошь отделки. Чем меч скромнее, тем лучше.
   25
   В настоящее время действительно «упертые» вояки поголовно обзаводятся текстолитовым инвентарем, который заметно прочнее и, разумеется, тяжелее деревянного раза в полтора.
   26
   Хорошо – значит, как бритва, в прямом смысле слова.
   27
   Речь, разумеется, шла о дыхательных упражнениях.
   28
   Это не совсем так. Китайская система проще и доступнее, к тому же снискала популярность, распространившись в западном мире. Однако существует куда более древняя, намного полнее проработанная, утонченная и действительно всеобъемлющая индийская теория глобальной энергетики, включающая человека и прочие создания как одну из составляющих. Но она сложна, построена на иных, малопривычных для нас отправных пунктах, изобилует громоздкой терминологией, а потому не вызывает интереса у широких масс.
   29
   Автор когда-то спросил заезжего китайского гостя о тайцзицюань, но тот вопроса не понял, так как следовало говорить «тайти-тюань», да еще с шипением и присвистом.
   30
   Согласно другой доктрине, ровным счетом ничегошеньки мы, убогие, сами не решаем и не делаем, а все предопределено заранее. Так думать приятно, поскольку снимается ответственность за поступки, но лишь отчасти – свобода выбора того или иного, даже предложенного, пути все равно остается. Это главный дар Небес человеку.
   31
   Обычные методы следует понимать как любые доступные нам, людям западного мира и западного мышления, способы: гимнастики, диеты и т. д. С другой стороны, изощренные даосские практики, столь же хитроумные, сколь многотрудные, якобы позволяют отшельникам во глубине Уданских (и прочих) гор восполнять потерю Юань Цзин и продлевать земной век неопределенно долго. Тех же результатов, но несколько иными методами, достигают некоторые индийские йоги.
   32
   Аналогичные понятия существуют в большинстве культур. Нет смысла приводить здесь их названия на языках мира, поскольку идея плодотворного противоборства-сотрудничества разнополярных начал по сути одна и та же. Поняв ее китайский вариант, вы можете записать себе в актив все остальные.
   33
   «Большой небесный круг» включает все каналы.
   34
   Насильственное, «хакерское» открытие данной точки с помощью различных методик (не только восточных) часто приводит клиента в психбольницу, так как зрелище бесовских легионов мало кого оставляет равнодушным.
   35
   Ничего странного – это излюбленный вопрос дотошных, но слишком прямолинейных материалистов-американцев, которым они измучили всех мастеров-восточников в мире: не является ли физическим воплощением нижнего даньтяня прямая кишка? Ну, як дити – и смех, и грех!
   36
   Весь материал, касающийся практики стояния «столбом», любезно предоставлен А. С. Вильчинским.
   37
   В качестве альтернативной точки зрения могу привести отношение к подобным вещам одного моего, весьма продвинутого в плане боевых искусств, друга. Он полагает, что по мере обретения технической искушенности одновременно и неизбежно (с чего бы это?) происходит духовный рост, автоматически дающий права и возможности в неких экстраординарных областях, предоставляя как доступ к тайным знаниям, так и инструменты по их использованию. Оставляю за читателем право личного выбора.
   38
   В этой связи не могу не вспомнить дивный случай, имевший место нынешним летом в Архызе, где мы благостно жили под сенью горы София в окружении лесов, лугов и бесчисленных коровьих стад. Так вот: наш приятель, истинный фанатик ушу, съевший на этом за четверть века всех собак с их семьями, вздумал испытать технику толчка на корове, с каковой целью дождался прохода подходящей особи, утвердился в широкой стойке, произвел отработанный толчок плечом… и провалился в пустоту. Дитя природы, священное животное, неуловимо прогнувшись, «обтекло» его выпад, как струя дыма, и пошло себе дальше щипать траву. Это называется естеством!
   39
   Если вас занесет в кинотеатр на восточный боевик, обратите внимание, что происходит во время нападения толпы плохих парней на однго хорошего: пока он разделывает на мясо очередного урода, остальные роятся вокруг, проделывая угрожающие движения и принимая страшные позы, но не нападают. Никогда!
   40
   Кстати, насколько мне известно, в обретших сегодня некоторую популярность так называемых славянских стилях боевого искусства также не принято вопить.
   41
   В японской терминологии «гери» означает удар ногой, а разные добавления уточняют его характер: «маваши» – круговой, «ёко» – вбок, «маэ» – вперед, и т. д.
   42
   О деньгах, тем более больших, тогда и речи не шло, по крайней мере, в большинстве случаев. Преподавание держалось на личном энтузиазме, а необременительные поборы сводились к необходимости оплаты спортзала. Были, впрочем, и исключения.
   43
   Кто не в курсе: Монморэнси – это фокстерьер.
   44
   Название произошло от симбиоза двух слов: «кеса» (буддийская монашеская накидка, скрепленная над левым плечом и оставляющая свободным правое) и «кири», или «гири» (рассечение). Таким образом, термин дословно означает разрубание противника от его левого плеча наискось к пояснице. Это один из самых мощных и эффективных ударов в технике меча.
   45
   Кстати, удивительно, как много среди буддийских монахов, абсолютных вегетарианцев и «постников», огромных мордатых детин. Поистине задумаешься о пользе вегетарианства (между прочим, гориллы совершенно не едят мясного)!
   46
   Речь идет о мастере Рюкю Сёрин-рю, Сэйдзине Инаминэ
   47
   И про лом, и про ежей – чистая правда, я втречал этих, мягко говоря, интересных людей лет двадцать назад.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 [39]

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация