А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Луна в тумане. Путеводитель по боевым искусствам для новичков" (страница 30)

   По мере продвижения тернистым путем обуздания Ци следует переходить от статических форм работы к динамическим, сиречь – к всевозможным шагам, поворотам и маневрам, дабы разить неприятеля из любого положения и ракурса, независимо от ситуации. В качестве ободряющего напутствия могу заметить, что в наших суетных условиях подобное совершенство практически недостижимо.
   Присутствие оружия в руках ничего не прибавляет и не убавляет, а все компоненты сбросовой техники остаются на месте в своем обычном виде. Нет нужды что-либо менять на физическом или ментальном уровне, взяв дубину, меч или нунчаку. Любое оружие является частью тела так же, как руки и ноги, поэтому импульсу абсолютно безразлично, сойдет он в пространство с пальцев или с торца посоха. Но! – не прочувствовав и не отработав «сбросы» в чистом виде, не стоит хвататься за дополнительный инвентарь: не умеющему просто ходить не помогут никакие протезы и костыли.
   Только в одном аспекте оружие может оказать начинающему своеобразную услугу: показать, как примерно должно выглядеть ощущение «сброса». Поскольку любая палка обладает весом и инерцией, то расслабленный удар (особенно тычковый) словно бы дергает корпус через руки вперед, указывая правильный путь. Но берегитесь – стоит увлечься приятным впечатлением, как вы тотчас попадете в ловушку, когда тяжелое орудие работает за вас, сохраняя иллюзию замечательного удара. Я в полной мере испил эту призрачную чашу, когда отрабатывал технику ног (да и вообще проводил все тренировки от начала до конца) со свинцовыми утяжелителями, и вдобавок в увесистых резиновых полукедах. Удары были просто волшебными, ноги вылетали, как пушечные ядра, и длилась эта эйфория почти год, пока совершенно случайно я не обнаружил, что без отягощений мои ноги пусты и слабы, будто тряпичные. На самом деле все это время за меня трудились резина и свинец – достаточно было дать хороший начальный толчок, как ступня устремлялась к цели, не требуя никакой концентрации и энергетики. К счастью, возвратиться к исходному состоянию оказалось не так уж трудно, но с тех пор я отношусь к любым утяжелителям с большим подозрением.


   Дополнительный вес хорош и полезен для выработки легкости перемещений, шагов и прыжков, умения долго удерживать высоко поднятую ногу и т. д., но не стоит нагружать конечности во время освоения и шлифовки ударной и защитной техник, чтобы не свести к нулю и без того невеликий энергетический багаж. Между прочим, шаолиньские монахи только так и пользовались железными накладками, выпрыгивая с ними из все более и более глубокой песчаной ямы. К сожалению, история учит тому, что ничему не учит, и скольким еще предстоит изобретать все те же велосипеды и спотыкаться о те же грабли!
   Так что, уловив пару раз при помощи оружия искомое ощущение, немедленно поставьте ваш дрын в угол и далее работайте исключительно пустыми руками, пока не ухватите в момент удара аналогичное состояние.
   Есть еще один специфический фактор, который делает недопустимым применение «сбросов» в любых формах боя, кроме последнего, решительного и заведомо смертного. Дело в том, что качественный «сброс» подобен выстрелу из ружья и не может быть выполнен чуточку слабее или сильнее. Принцип «тихо-тихо постреляем, тихо бомбочку взорвем» не проходит. Как и выстрел, «сброс» не поддается дозировке и контролю, и так же непредсказуем по результату. Говорят, что великие старцы способны были точно отмерять кванты своей энергии, исцеляя, парализуя или убивая на месте, но в наши дни и в наших широтах на подобное мастерство рассчитывать не приходится. Поэтому ни при каких обстоятельствах не следует пробовать сбросовую технику в спортивных поединках или в парной работе с товарищами, если только вы не тайный человеконенавистник.
   Но прежде чем поставить точку и закрыть тему образов, абсолютно необходимо предостеречь пытливого соискателя паранормальных способностей от некоего рокового пути, на который его могут подтолкнуть недалекие или, хуже того, злонамеренные наставники. Речь вот о чем:
   никогда, ни за что, ни при каких условиях не создавайте и не пытайтесь использовать зловещие, демонические образы, источающие агрессию и лютую ярость. Многоопытный А. Тарас, изобразивший на обложке своей книги «Боевая машина» отвратительного киборга-убийцу с огненными глазами, на полном серьезе рекомендует медитировать на этот инфернальный лик с целью полного ментального слияния с ним для того, чтобы впоследствии, оказавшись в острой ситуации, можно было бы мгновенно произвести временное замещение своей хлипкой личности сущностью из стали и пламени – и всех победить! Вполне возможно, подобный психологический кунштюк отменно сработает. Остается маленький вопросик: не случится ли так, что, спасая этим экзотическим способом бренное тело, вы потеряете нечто неизмеримо большее?
   Если припомнить историю, на ум приходят славные парни ниндзя. Как известно, тотемным образом ночных оборотней, чьи деяния однозначно лежат за рамками человеческой морали и общепринятых ценностей, был отнюдь не светлый ангел с белыми крылами, а вполне омерзительный лешак-тэнгу. Мудрые китайцы, тысячелетиями привыкшие строить свой быт с учетом требований столь же древней науки Фэн-шуй, давно и отчетливо поняли, что любое изображение и вообще творение духа, хотя бы и не воплощенное, будоражит в окружающем пространстве соответствующие энергии и притягивает родственные эманации. Поэтому в традиционном китайском интерьере вы не встретите статуэток, картин и иных предметов искусства, изображающих что-либо, кроме навевающих покой и умиротворение жанровых сценок, красивых цветов, птиц или гармоничных пейзажей. Дадим слово эксперту:

   «К числу опасных предметов, которых лучше сторониться, относятся картины и фигурки диких животных. Мне приходилось видеть прекрасные статуэтки леопардов и тигров очаровательно свирепого вида, и мне всегда хотелось, чтобы эти прекрасные дикие кошки украшали мою гостиную. Но я отлично знаю, что приглашать диких животных в дом – значит искать неприятностей на свою голову. Такие звери распространяют энергию смертоносного дыхания. Помещать в доме изображения свирепых хищников – табу!»
   (Лиллиан Ту. Основы Фэн-шуй. Киев, 1999)

   Но если с такой осторожностью рекомендуется обходиться с простыми земными и вполне симпатичными хищниками, что тогда говорить о порождениях царства тьмы? Очень характерный и показательный эпизод имел когда-то место с одним моим другом. В те далекие годы он, невзирая на молодость, уже успел достичь степени кандидата в мастера спорта по дзюдо и несколько лет фанатично отдавал душу и тело новомодному каратэ, стяжав немалые успехи и определенную известность. Обладая к тому же тонкой душевной организацией и умелыми руками, он как-то вырезал из дерева маску индийского демона. Ну, вы представляете, о чем идет речь – все эти выпученные бельма, клыки, ожерелья из черепов и прочие атрибуты.
   И вот, начиная со дня торжественного водружения беса на стену, в его дотоле относительно спокойной жизни пошло нечто совершенно невообразимое. Редкий день обходился без двух, а то и трех драк. Победоносное их завершение утешало слабо, и через какое-то время он, изведясь до предела, принялся доискиваться причин напасти. Когда зыбкая догадка переросла в уверенность, поганый идол был подвергнут официальному сожжению, после чего неприятности будто обрубило.
   Все без исключения патриархи боевых искусств и основатели дошедших до наших дней школ и стилей писали и говорили только одно, и это «одно» отнюдь не состояло в методах выработки у себя сатанинской ярости, бешенства в бою и ненависти к противнику. Тот, кто думает, будто подобные качества весьма хороши в схватке и способны приблизить сладостную викторию, либо находятся на самых первых ступенях ученичества, либо просто обделены разумом, а это уже надолго. Напротив, – мастера и создатели чрезвычайно эффективных, порою безмерно жестоких и смертоносных систем боя, словно сговорившись, толковали о любви и мире, душевном покое и безмятежности, добросердечии и взаимоуважении, а пляскам на черепах предпочитали аранжировку цветов, живопись и чайную церемонию. Попытайтесь вообразить себе Такеда Сокаку или Санда Канагусуку вырядившимися в кимоно с изображениями оскаленных морд, когтистых лап и прочей дряни!
   Зависимость очень проста: чем ниже духовный и умственный потенциал человека, тем сильнее его тянет к подобной символике, поскольку этим он как бы восполняет собственную неполноценность через приобщение к миру больших энергий и могучих сущностей. Беда лишь в том, что всякая сила имеет единственный и совершенно определенный источник, лежащий либо на светлой, либо на темной стороне бытия. Третьего варианта, разумеется, не дано. Каждая из сторон имеет свой собственный набор образов – графических, звуковых и так далее, инициируя которые, мы словно приникаем к соответствующей чаше. Далее по пословице: «Несчастный, ты получил, что хотел!»
   Всякий, кто хотя бы раз имел дело с сажей, хорошо помнит, что любые предосторожности бесполезны, и где-нибудь да измажешься, а отмывается она неохотно. Визуализируя демонические образы, несущие лютую силу и всепобеждающую ярость, мы с головой окунаемся в духовную сажу и заключаем союз с тем, кого не принято поминать к ночи. Умные рассуждения насчет овладения необычайными способностями и подчинения своей воле сил и стихий похожи на детский лепет. Предполагаемые компаньоны древнее и могущественнее всего человечества как такового, так кто и кем станет управлять? Охотно идя на контакт с несмышлеными духоловами, они легко отпускают в кредит весьма неожиданные таланты, но одновременно включается счетчик, и не успеешь глазом моргнуть, как тебя пригласят к оплате, зацепив крюком под ребра. Давно известно, что нельзя заигрывать с силами тьмы, а тем более садиться перекинуться с ними в картишки, так как игра всегда пойдет в одни ворота, хотя поначалу, как водится, дадут снять банк.
   Разумеется, подобные рассуждения лишь насмешат сознательного искателя запредельного мастерства. Но я и не собирался никого ни от чего отговаривать, поскольку всяк волен губить душу, как ему заблагорассудится. У каждого психа, как говорится, своя программа, но, выбирая тот или иной путь, нужно действовать осознанно, обладая хоть какой-то информацией относительно своей дальнейшей судьбы на избранном поприще.
   Поэтому коль скоро Небеса наделили вас от рождения фантазией и способностью быстро вызывать и стабильно удерживать какие угодно образы, то пусть ими станут облака, бесконечная водная гладь, серебряный водопад или капля росы на кончике сосновой иглы. Пользуясь таким набором, вы не только избежите малоприятных контактов с исчадиями ада, но вскорости с удивлением обнаружите несомненный рост технического мастерства, никак, на первый взгляд, не связанного с поэзией.
   Однако не следует думать, будто ловушка заключена только в цельных, «портретных» образах наподобие инфернальных ликов или полных фигур, налитых потусторонней силой. Кроме этого паноптикума существует масса более частных, но ничуть не менее ядовитых эмоциональных картинок, использование которых способно завести глупца в те же трясины. Их коварство проглядывает уже в том, что слишком многие школы рекомендуют применение подобных установок на занятиях, особенно в учебных и прочих боях.
   Речь идет о воображаемом проламывании, разрывании, протыкании, выдираниях и переломах. Подключение таких ментальных схем к обычной базовой технике действительно способно поднять ее прикладной аспект на новый уровень и достичь ощутимого повышения боевой мощи. Например, при исполнении прекрасной энергетической ката Санчин (ката «твердости») в стиле Годзю-рю в одной из позиций ясно рекомендуется представить себе, как при движении моротэ нукитэ-цуки (двойная «рука-копье») ваши пальцы пронзают грудь противника, после чего следует «захватить» его потроха и вывернуть их вон. Очень симпатичный образ, несомненно способный обогатить внутренний мир ученика! И подобных примеров насчитывается не десять и не сто, однако их содержание остается все тем же, вполне изуверским и подходящим для «Пособия юному прозектору». Если нормальный с виду человек раз за разом на тренировках осознанно генерирует аналогичные образы, стоит подумать о визите к психоневрологу.


   Само собой, наши технические приемы должны выполняться безупречно, со всей возможной концентрацией. При реальной встрече с реальной целью в условиях настоящей схватки они однозначно обязаны и проламывать, и сносить, и вонзаться – коль скоро вы практикуете соответствующий стиль – но вовсе ни к чему сопровождать всю эту грубую «физику» сладострастной игрой ума, анимируя кровавые картинки силой фантазии. Наше отношение к происходящим событиям должно оставаться абсолютно отрешенным, будто мы в тысячный раз вынуждены смотреть надоевший фильм.
* * *
   Мы неустанно стремимся к вершинам мастерства, постоянно соотнося свой нынешний уровень с неким идеалом. Но там, в заоблачных высях подлинного искусства, нет места вообще никаким эмоциям, не говоря уже о низменных. Опытный хирург во время операции проделывает с распростертым телом такое, что от одного взгляда на это лихого ратоборца вынесли бы бездыханным прочь – но хирург выполняет работу спокойно и профессионально, не смакуя деталей и не воображая всякой всячины. В этом и состоит отличие истинного специалиста от дилетанта – в умении выполнять все, чего требует ситуация, без каких бы то ни было личных симпатий или неприязни. Делать, никак не относясь к происходящему – вот единственно допустимый подход и психология боя. Как говорится, «дикий гусь не имеет намерения отразиться в озерной глади», морская пучина вовсе не жаждет никого поглотить, а падающий камень не собирается проламывать голову. Если такое происходит, оно просто происходит. Почитайте классиков, отыщите изречения патриархов, и вы поймете, что все они говорили именно об этом, хотя каждый – на свой манер.

Если в сердце не гуляют ветер и волны,
То где бы ты ни был,
Тебя будут окружать голубые горы
И зеленые рощи.

(Хун Цзычен. Вкус корней)
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [30] 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация