А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Словарь египетской мифологии" (страница 9)

   У

   УНУТ, богиня в образе зайца, покровительница города Гермополя.

   УПЕС, богиня пламени, сжигающая врагов богов; часто ее функции выполняет богиня Тефнут. Почитание ее пошло с острова Виге. Изображалась женщиной со змеей на голове.

   УПУАТ, имя обозначает «открыватель путей», бог в образе волка. Центр его культа – город Сиут, по-гречески Ликополь, «волчий город». От Сиута начинался крупный караванный путь, и Упуат почитался как бог-проводник, разведчик. Его часто называли «вожатый» («ведущий»). Упуат – воинственное божество, его непременные принадлежности – булава и лук. В заупокойных церемониях имел функции покровителя умерших, его называли «первый боец Осириса» и иногда сближали с ним. Упуат-волк часто сближается с шакалом Анубисом. Изображения Упуата выносили перед выходом фараона, несли во главе процессии во время представлений Осириса в Абидосе.

   УРЕЙ, глаз-змея на лбу у Атума.
* * *
   Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут – женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле. Но вскоре случилось несчастье. Непроглядный мрак все еще окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню плачем и стенаниями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать все, что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились в океане, а может, они погибли в бездне.
   В полном отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:
   – Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Иди в океан, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.
   Глаз отправился в океан, а Атум уселся и стал дожидаться его возвращения. Медленно тянулось время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, тишина, холод. Потеряв наконец всякую надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:
   – О горе! Что же делать мне? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я, вдобавок, еще лишился Глаза.
   И он создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.
   Но едва он это сделал, вдали послышался шум. Бог насторожился: что это могло значить? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая опасность?.. Он встал с земли, повернул голову и внимательно прислушался.
   Шум быстро нарастал. Вскоре уже можно было различить отдельные голоса. И бог узнал эти голоса – это были голоса его детей! Верный Глаз после многолетних поисков все-таки нашел их в океане и теперь торжественно вел к холму Бенбен. Не в силах поверить в такое счастье, Атум заплакал от радости. Его слезы дождем хлынули на землю.
   Едва Шу и Тефнут ступили на холм, бог бросился им навстречу, чтобы поскорей их обнять, как вдруг Глаз, весь пылая от ярости, подскочил к Атуму и гневно прохрипел:
   – Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты – и это благодарность! – ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне!
   – Не гневайся, – сказал Атум. – Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой.
   Но оскорбленный глаз не желал слушать никаких оправданий. Стремясь во что бы то ни стало наказать бога за предательство, он превратился в ядовитую змею кобру. С угрожающим шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные прямо в Атума. Однако бог спокойно взял змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея урей. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он уничтожает их, испепеляя своими лучами.

   УТО, имя переводится как «зелёная», богиня – хранительница Ра и фараона. Воплощалась в образе кобры, у неё есть священное животное – ихневмон. Уто – покровительница города Буто. Символ Уто – стебель папируса. Уто и Нехбет, змея и коршун, изображались как хранительницы царя на его короне. Иногда, перенося функции Нехбет на Уто, Уто изображали в виде коршуна со змеиной головой. Огнедышащая змея, Уто обладает колдовской силой, она считалась солнечным Оком, сжигающим своим огнём врагов Ра и фараона, Уреем, извергающим яд и пламя, первозданной змеей, изображение которой укреплялось на лбу царя в знак его власти на небе и на земле.

   Уто воплощалась в образе кобры или крылатой змеи с человеческим лицом

   Часто Уто представляется богиней, творящей добро; она даёт мази для бальзамирования, огнём своего дыхания удлиняет жизнь, как «зелёная» способствует произрастанию растений, охраняет укрытого Исидой в зарослях папируса младенца Гора от козней Сета. Как Око Ра она блика Сехмет и Тефнут, также считавшимися его Оком и почитавшимися в образе львиц. Уто изображалась львиноголовой женщиной с солнечным диском на голове. Как богиня-мать близка Мут, Баст. Кебхут, Мехит.

   Х

   ХАПИ 1. Бог Нила, податель влаги и урожая. Отец Хапи – первобытный океан Нун. Бог Нилов Верхнего и Нижнего Египта Он изображался с лотосом, который являлся эмблемой Верхнего Египта, и папирусом, эмблемой Нижнего Египта. Хапи почитался во всём Египте, но его почитание началось с ущелья Гебель-Сильсиле, место, где, как считалось, из подземного царства (Дуат) выходят «ключи Нила». Изображался жирным человеком с большим животом и женской грудью, на голове – тиара из папирусов, в руках – сосуды с водой. Праздник Хапи был приурочен к началу разлива Нила. В этот день ему приносили жертвы, в реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров. В скалах Гебель-Сильсиле были высечены гимны Хапи. Почитался также в Куше (древней Нубии).

   Чаще всего Хапи представлялся жирным человеком с большим животом и женской грудью, с тиарой из папирусов на голове и сосудами с водой в руках


   Хапи – божество Нила изображался с лотосом, который являлся эмблемой Верхнего Египта, и папирусом, эмблемой Нижнего Египта. Иногда присутствуют сразу два его изображения, как на представленном здесь рельефе


   В погребальной камере, где детей Гора расставляет сам Анубис, Хапи стоял у северной стены. Изображался с головой павиана

   ХАПИ 2. Сын Гора, вместе с другими тремя сыновьями Гора выполняет функцию охраны Осириса от его врагов: Сета и его свиты. В погребальной камере, где детей Гора расставляет сам Анубис, Хапи стоял у северной стены. Позднее стало считаться, что он является воплощением одной из сущностей человека, а именно – сердце.

   ХАТМЕХИТ, богиня города Мендес. Её священное животное – рыба, ее часто называли – «первая среди рыб». Изображалась женщиной с рыбой на голове. Считалось, что она помогла Исиде собирать части тела убитого Сетом Осириса.

   ХАТОР, имя переводится как «дом Гора», т. е. «небо», богиня неба. Почиталась как добрая богиня, приносящая людям спокойную жизнь и любовь. В древнейший период почиталась как небесная корова, родившая солнце. Впоследствии изображалась женщиной с рогами и иногда ушами коровы. Принадлежность Xатор – столб, увенчанный двуликой головой Xатор с коровьими ушами, и малахит. Ее часто называют «владычица Дендеры», так как оттуда пошло ее почитание, которое распространилось по всему Египту, а также в Нубии, Библе, Пунте, на Синае.
   С Xатор в религиозных обрядах и обращениях объединяли богинь Ихет, Мут, Нут. С возвышением культа Ра Xатор стала считаться его любимой дочерью, солнечным Оком, она сближена с дочерьми Ра Сехмет и Тефнут и почитается в образе львицы. В этом качестве Xатор занимает место центрального персонажа мифов о приносящем весну возвращении солнечного Ока из Нубии, об истреблении людей в наказание за их грехи по приказу Ра.
* * *
   Когда люди восстали против Ра, ему было необходимо их усмирить. После суда над ними бог солнца остановил свой взгляд на Хатор и, подавив вздох, хмуро сказал:
   – Иди же и убей их, дочь моя!
   – Ты приказываешь это… мне? – переспросила Хатор.
   Можно было понять ее растерянность! Ведь она была богиней любви и добра, она привыкла веселить и ублажать людей. Она всегда помогала девушкам-невестам шить наряды к свадьбе, а женщинам – заботиться о семье и растить детей. Ее музыкой наслаждались от мала до велика все египтяне. И после этого она должна заняться убийствами, как свирепая дочь бога Итаха – богиня войны Сехмет!..
   Сехмет?.. Едва только Хатор вспомнила про Сехмет, как на ум ей пришла спасительная мысль. Она, конечно, не могла ослушаться приказа владыки, даже несмотря на то что он был ее родным отцом. Но она не могла и выполнить этот приказ – во всяком случае до тех пор, пока она была доброй богиней Хатор. Оставалось одно: перестать быть такой богиней. Хатор произнесла волшебное заклинание и тут же превратилась в Сехмет.
   А Сехмет, дочь Итаха, покровителя искусств и ремесел, который построил Золотой Чертог, была богиней грозной, не знающей ни жалости, ни сострадания. Гнев ее был страшен: он приносил засухи, эпидемии и мор. Египтяне боялись эту богиню до ужаса и потому изображали ее в виде лютой львицы или женщины с львиной головой. Нельзя было без содрогания смотреть даже на статуи Сехмет. Вот в какое чудовище превратилась добрая богиня Хатор! В свирепую львицу.

   Изображалась Хатор с божественными атрибутами – рогами коровы, солнечным диском над головой, уреем

   С кровожадным рыком львица ринулась в горы, где затаились люди. Крик ужаса прокатился по горным склонам и ущельям, когда египтяне увидели приближающуюся богиню. Никто даже не выпустил стрелы в Сехмет, никто не метнул в нее копья – все побросали оружие и обратились в бегство.

   Древнейший облик Хатор – священная корова

   Капитель с ликами Хатор


   Главным святилищем Хатор был храм в Дендере

   Хатор почиталась как добрая богиня, приносящая людям спокойную жизнь и любовь

   Но разве можно убежать от разлютовавшейся львицы? Сех-мет в два прыжка настигла людей и принялась безжалостно их терзать, орошая поля и горные склоны кровью и разбрасывая вокруг себя куски окровавленного мяса. Ей очень понравилось пить человеческую кровь. Жажда мести заглушила в ней голос разума. Она вновь набросилась на людей. Полные ужаса египтяне убегали вверх по Нилу, а львица неотступно их преследовала и не давала пощады никому.
   Видя, какую бойню учиняет его любимая дочь, Ра понял, что конца этой кровавой бойне не будет, что уговаривать Сехмет бесполезно. Бог солнца не на шутку встревожился. Его гнев на людей окончательно прошел. Как же усмирить теперь разбушевавшуюся богиню?
   Ра и Тот придумали смешать красный порошок из минерала «диди» с пивом и напоить этим Хатор. Повеление Ра было незамедлительно исполнено: пиво, смешанное с порошком, вылили на поля. Долина Нила покрылась лужами кровавокрасного цвета. Ра взмахнул крыльями и взлетел на небо. Наступило утро. Солнце и птичье щебетание разбудили львицу Сехмет, дремавшую в ущелье. Богиня зевнула во всю ширь своей клыкастой пасти, продрала заспанные глаза и увидела алые лужи. Взгляд ее хищно засверкал. Она тут же бросилась пить окрашенное пиво, приняв его за кровь.
   На славу потрудились ночью мельники и пивовары! Пиво получилось очень вкусное. Сехмет лакала его, лакала, выпивая лужу за лужей – и не могла насытиться. Вскоре голова у нее закружилась, взгляд сделался мутным, ноги перестали слушаться. Она так опьянела, что уже не только забыла про людей, но и не видела ничего вокруг. Тут к ней подошел бог солнца и сказал:
   – Успокойся, любимая моя дочь. Прими свой прежний облик – облик доброй богини Хатор – и ступай отдыхать в Чертог богов. Люди никогда не забудут, как жестоко они поплатились за свою дерзость. Отныне все жители Та-Кемет будут чтить тебя еще больше и каждый год будут устраивать праздник в твою честь.
   С тех пор египтяне каждый год в день праздника Хатор приносят в храмы кувшины с пивом и пальмовым вином и ставят их к изваяниям любимой дочери солнечного бога.

   Как и Гор, Хатор охраняет фараона, дарует плодородие, выступает как богиня-мать. С Хатор связан культ деревьев – финиковой пальмы, сикоморы, образы которых она принимала. Выступая из ветвей сикоморы загробного мира, Хатор поит души умерших живительной влагой. К Хатор близка воплощавшаяся в акации богиня Иусат.
   Хатор почиталась также и как богиня веселья, музыки, пляски. Часто она изображалась как совсем юная и очень красивая девушка, облаченная в голубые, ниспадающие до земли одежды. Голову ее украшала корона в виде золотого диска и коровьих рогов. Эти коровьи рога символизировали небо: ведь египтяне часто изображали небеса в виде коровы со звездами на животе. Вокруг диска обвивалась кобра-урей. Подняв голову, раздув шею и обнажив напитанные ядом зубы, змея грозно шипела. В руке у Хатор был систр – музыкальный инструмент, состоящий из гирлянд металлических кружочков. Считалось, что амулеты этого инструмента охраняют от злых духов. Когда богиня встряхивала систром, кружочки издавали мелодичный звон. Один из распространённых её эпитетов – «золотая».

   ХЕДИХАТИ, имя переводится как «дающий полотно», божество ткачества. Хедихати покровительствует в основном изготовлению белого полотна для пелен мумий, поэтому значительна роль Хедихати в культе мёртвых. Сначала изображался мужчиной, в более поздние времена женщиной.

   ХЕНТИАМЕНТИ, «первый из страны Запада», т. е. из царства мёртвых. В Абидосском некрополе зародилось почитание его. Хентиаменти изображался в облике лежащей собаки. Он был приближенным бога Анубиса, естественно, велико его значение в загробном мире. Когда богом загробного царства стал Осирис, заменив Анубиса, Хентиаменти стал близок ему.

   ХЕНТИХЕТИ, мог воплощаться в образе сокола, иногда крокодила, иногда – быка. Близок Гору. Участвовал в битве с Сетом. В религиозном сознании бык-Хентихети сближен с быком Осириса Аписом, это объединенное божество изображалось в белой короне и с рогами быка.

   ХЕПРИ, имя переводится как «возникший». Один из древнейших солнечных богов. Xепри считается утренним, восходящим солнцем, тогда как Ра – дневным и Атум – вечерним. Как и другие солнечные божества, является демиургом, подчинён Атуму, возглавляющему гелиопольскую эннеаду. Его воплощение – образ навозного жука, скарабея. Считалось, что Xепри возник сам из себя («он возник в своём имени»), иногда его отцом называют «отца богов» Нуна.

   Хепри – навозный жук.
   Позднее его стали изображать с туловищем человека и скарабеем вместо головы

   ХЕРИШЕФ, имя переводится как «находящийся на своём озере», бог города Гераклеополь. Изображался человеком с головой барана. Херишеф – владыка канала, соединяющего Нил и Файюмское озеро, он орошает землю и хранит истоки вод.

   Xеришеф изображался человеком с головой барана

   ХНУМ, бог плодородия. Его почитание пошло с острова Элефан-тина, но быстро распространилось по всему Египту, а также в Нубии. Изображался в виде барана с закруглёнными горизонтальными рогами или в виде человека с головой барана. Отец Хнума – Пун, дочь – Анукет. Его жёнами считались Менхит, Сатис, Нейт, Небтуи. Хнум помогал при родах, он создал из глины на гончарном круге человека, его духовного двойника – ка, имел власть над человеческой судьбой. Хнум – демиург, создавший на гончарном круге весь мир. Хнум считался подателем воды, хранителем истоков Нила. Как бог войны он отражает нападения врагов. Поскольку слова «баран», в которого воплощался Хнум, и ба, один из элементов, составляющих сущность человека, по-египетски звучали одинаково, Хнум считался воплощением душ многих богов: Геба, Шу, Осириса, Ра. Он так же, как Птах, Амоном, Ра, Себеком, был демиургом.

   ХОНСУ, имя переводится как «проходящий», бог луны, сын Амона и Мут. Имел также функции бога времени и его счёта. В Фивах, (в Карнаке) находился его главный храм. Изображался юношей с серпом и диском луны на голове, иногда ребёнком с пальцем у рта и «локоном молодости», который мальчики носили сбоку головы до совершеннолетия. Близок по своим функциям Тоту, Себеку.

   Изображался Хнум в виде барана с закруглёнными горизонтальными рогами или в виде человека с головой барана


   Скульптура Хнума.
   Базальт


   Хонсу – юноша с серпом и диском луны на голове


   Иногда Хонсу изображался ребёнком с «локоном молодости», который мальчики носили сбоку головы до совершеннолетия


   Храм Хонсу в Карнаке


   «Хор великий» – брат Осириса, древнее божество неба

   ХОРУР, или “Хор великий” – брат Осириса, древнее божество неба, ответственное за успешный посмертный путь царя в “Ах-ах” – звездное пространство северной части неба. Позже – бог врачевания, исцеления травами, целительных заклинаний и хирургии. Почитался в Иуну (Гелиополе) и Ком Омбо. Этого бога очень часто путают с Хором Саисетом – сыном Осириса и Исиды. В гробнице Тутанхамона статуэтка была найдена в т. н. “Сокровенной сокровищнице”, запеленутая в льняное полотно.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 [9] 10 11 12 13 14 15

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация