А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Словарь египетской мифологии" (страница 5)

   Н

   НЕБТУИ, богиня, олицетворяющая плодородие. Имя переводится как «владычица полей». Она покровительствовала городу Латополису. Жена Хнума. Функции ее близки функциям Исиды, Хатор, Менхит. Впоследствии почитание Небтуи было оттеснено культом Нейт.

   НЕЙТ. В Нейт соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга. Нейт является создательницей семени богов и людей. Её называли «отец отцов и мать матерей». Считалось также, что Нейт обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа в жилищах египтян. Богиня города Саис. Почитание ее было самым сильным в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространилось по всему Египту. Нейт считалась женой Хнума. Нейт изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто – кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Её изображения обязательно содержат щит с двумя перекрещенными стрелами. Сначала на острове Элефантина и в Латополе главной богиней была богиня плодородия Небтуи, но со временем культ Нейт становится главнее. Нейт участвует также и в загробных церемониях, она связана с заупокойным культом тем, что является главой «дома бальзамирования». Вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах в ящиках для каноп. Когда ее сближали с Хатор, она получала функции богини войны и охоты. Один из эпитетов Нейт – «открывательница путей» (на запад, к Красному морю), то есть покровительница купцов и путешественников. Ей также подвластны воды реки и моря, в связи с этим она почитается как мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. У древних греков была похожая богиня – Афина.

   Нейт.
   Настенная роспись


   Статуэтка Нейт в виде женщины в короне Нижнего Египта

   НЕМТИ, в более ранние времена его имя читали как Анти, бог в образе сокола. Его почитание пошло из города Иеракополя. В «Текстах пирамид» его называют «начальником своего нома» или «главой восточного нома». Особенно развилось его почитание, когда стали развиваться экономические связи с восточной пустыней и караванные пути к Красному морю.
   Его стали почитать как охраняющего путешествующих, а также покровителя разработок минералов в восточной пустыне. У древних греков был сходный мифический персонаж Антей.

   Немти, в более ранние времена его имя читали как Анти, бог в образе сокола. Резьба по дереву

   НЕПЕРИ, его имя происходит от «непер» – «зерно», бог зерна. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями. Сын Рененутет. Ему принадлежит эпитет «молодая вода», чтобы подчеркнуть его связь и покровительство им разливов Нила, которые способствуют урожаям зерна.
   В более позднее время была создана сопутствующая ему богиня Непит. Непери связан с загробным культом: олицетворяя семя, которое, будучи посеянным, всходит и помогает умершему возродиться. В заклинаниях о снабжении умерших пищей Непери выступает как бог пива, необходимого для ритуальных возлияний. День рождения Непери праздновали в первый день жатвы.

   Непери – бог зерна. Изображался толстым человеком с туловищем, разрисованным колосьями или с колосьями в руках. Рельеф из Храма в Эдфу

   НЕФЕРТУМ, бог растительности. Его почитание пошло из Мемфиса. Считался сыном Птаха и Сехмет. Изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса, из которого поднимаются два пера. Атрибут Нефертума – лотос, символ рождения, процветания. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра».

   Нефертум – изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса.
   Рельеф


   Статуэтка Нефертума. Раскрашенный камень

   НЕФЕРХОТЕП, имя переводится как «прекрасный доволен», бог луны. В Фивах найдены самые выдающиеся изображения его, так как там он особо почитался.
   Неферхотеп переводится как «прекрасный доволен», бог луны

   НЕФТИДА, так древние греки называли египетскую богиню Небетхет, что переводится как «владычица дома». Она была младшей из детей Геба и Нут (Осирис, Исида, Сет, Нефтида). Во многих мифах выступает как жена Сета, но ее действия направлены против него. Ее собственная настоящая роль в египетской мифологии неясна, возможно, она сушествует лишь как пара Сету. Или как отождествление с неплодородными землями, тогда как Исида олицетворяла плодородные земли.
   Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Она очень близка к своей сестре Исиде. Нефтида выступает вместе с Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Изображения Нефтиды (вместе с Исидой, Нейт, Серкет) часто помещали на саркофагах и ящиках для каноп. Нефтида (как и Исида) выступает также покровительницей рожениц. Нефтида плавает в Ладье вечности ночью (Исида – днем). Нефтида и Исида изображаются соколицами, часто крылатыми женщинами.
   Нефтида крылатая. Резьба по камню


   Нефтида, Ра и Исида


   Исида и Нефтида у трона Осириса, перед Осирисом лотос с четырьмя сыновьями Гора. Рисунок из «Книги мертвых» Хунифера. Ок. 1300 до н. э.

   НЕХБЕТ, богиня царской власти, Нехбет почиталась как олицетворение могущества фараона, считалось, что она обеспечивает ему победу над врагами. Нехбет переводится как «розовый лотос». Ее почитание ведется из города Иераконполя, столицы Верхнего Египта, поэтому её изображали в белой корон! Верхнего Египта. Священное животное Нехбет – коршун, по этому к ее изображению прибавлялось изображение женщины с хохолком коршуна на голове. Иногда, сближая Нехбет с Уте воплощавшейся в образе кобры, Нехбет изображали в вид! змееголового коршуна. Эпитеты Нехбет – «белая из Нехена» «глаз Гора», позже к ним прибавлется эпитет «солнечное Око» тат как в народном сознании она сближается с другими боги нями, почитавшимися как Око Ра, например Сехмет. Являлас] также владычицей восточной пустыни, покровительницей гор ных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини матери, помогала при родах, поэтому её сближали с богиней плодородия Хекет. Во время праздника тридцатилетнего юби лея фараона «Хебсед» изображение Нехбет устанавливали н; носу царской ладьи.

   Нехбет – богиня-коршун, которая держит в своих лапах печать и кнут

   НЕХЕБКАУ, имя переводится как «подающий души». Ем принадлежала власть над временем, также он способствова плодородию и подавал пропитание. В загробных церемониях Нехебкау стоит у входа в подземное царство. Обычно выступа ет как помощник Ра. Изображали его в образе змеи.

   Статуэтка Нехебкау из зеленого камня


   Нехебкау – слуга Ра. Амулет

   НУН, бескрайний и бездонный океан, олицетворение первозданного водного хаоса, изначальное космическое божество. Нун и его жена Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) – первая пара богов, от них произошли все боги. Они члены гермопольской огдоады. От Нуна произошел Атум, глава гелиопольской эннеады.
   Мрачное представлял зрелище Нун! Окаменевшие, холодные воды его, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: все окутывал первозданный мрак, всюду царила тишина. И ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным.
   Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

   Нун – бескрайний и бездонный океан изображался чаще всего в виде человека, держащего на воздетых кверху руках лодку. Фрагмент рисунка на папирусе

   Эпитет Нуна – «отец богов», его считали отцом Хапи, Хну-ма, иногда – Хепри и Атума. В Мемфисе Нун отождествлялся с Птахом, в Фивах – с Амоном. В мифе об истреблении людей Нун (или Атум) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет поручено наказать людей, замысливших зло против Ра.

   НУТ, богиня неба. Входит в гелиопольскую эннеаду. Она дочь Шу и Тефнут, жена (одновременно сестра) Геба. Дети Нут – звёзды, движением которых она управляет, и солнце – Ра. Нут ежедневно проглатывает их, а затем рождает снова (так происходит смена дня и ночи). Согласно мифу, Геб поссорился с пожиравшей детей Нут, и Шу разъединил супругов, оставив Геба внизу, а Нут подняв наверх. В Гелиополе детьми Нут являлись также Осирис и Сет, Исида и Нефтида. Эпитеты Нут – «великая», «огромная мать звезд», «рождающая богов». В Нут заключена тысяча душ. Нут связана с культом мертвых. Она поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Изображение Нут как бы смотрящей на мумию нередко помещалось на внутренней стороне крышки саркофага. Нут часто близка к другим богиням-матерям: Мут, Таурт, небесным коровам Хатор, Ихет и др.

   Нут поднимает умерших на небо и охраняет их в гробнице. Роспись потолка гробницы


   Дети Нут – звёзды, движением которых она управляет


   Нут, богиня неба

   О

   ОГДОАДА, восемь изначальных богов города Гермополя. В огдоаду входили четыре пары космических божеств, из которых возник мир. Их имена известны из «Текстов саркофагов»: Нун и Наунет (водная стихия), Ху и Хаухет (бесконечность в пространстве), Кук и Каукет (мрак), Амон и Амаунет (сокрытое). Последняя пара, по-видимому, заменила богов Ниау и Ниаут (отрицание, ничто) и была внесена в огдоаду фиванскими жрецами. Боги изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Когда Амон превратился в главного бога Египта, появился миф о возникновении огдоады во главе с Амоном в Фивах.

   ОНУРИС, древнегреческое имя египетского бога Анхур, бог охоты; отмечены его функции как бога войны. Почитание Онуриса пошло из города Тинис, где он считался творцом вселенной. Жена Онуриса – Мехит, сын – Инмутеф. В народном сознании чаще всего нарисован как солнечный змееборец: помогает Ра в борьбе с Апопом, Гору – в битве с Сетом. Когда богиня Тефнут, любимое око Ра, обидевшись на людей, удалилась в пустыню, Онурис помогал возвратить ее, поэтому его иногда называют «тот, кто приводит издалека»). Онурис часто имел такие же функции, как Гор, Шу, у древних греков – Арес. Почитался также в древней Нубии.

   ОСИРИС, греческое имя египетского бога Усира. Один из самых почитаемых богов, бог производительных сил природы, царь загробного мира. Он унаследовал власть Ра, Шу и Геба и стал царем Та-Кемет (Черной Земли, т. е. Египта). Египтяне в то время были еще народом диким и темным, как племя кочевников. Они не знали целебных трав, не умели лечить самые простые болезни и часто умирали еще в молодости. У них не было ни письменности, ни законов. Селения враждовали друг с другом, и вражда то и дело выливалась в кровавые побоища. В некоторых областях люди не умели готовить мясо и ели его сырым, а кое-где даже процветало людоедство. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Осирис, став царем, решил, что прежде всего нужно дать народу знания. Это было нелегкой задачей, но Осирис успешно с нею справился. Он разъяснил людям, какие поступки благородны, а какие нет, установил с помощью бога Тота справедливые законы, научил египтян строить плотины и ирригационные каналы, чтобы земледельцы могли в засушливые годы орошать поля. Это избавило страну от засух и голода. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.

   Онурис – древнегреческое имя египетского бога Анхур, бог охоты. Фрагмент росписи, изображающей Рамсеса II и Онуриса-Анхура

   Осирис и Тот правили в Та-Кемет, не допуская насилия и кровопролитий. Боги не учиняли расправы над теми, кто не хотел их слушаться. Они решили, что воспитывать этих полудиких людей нужно не устрашением, а мудрыми, убедительными речами, добротой и, главное, хорошим примером, который они сами подавали им. Это были лучшие дни золотого века!
   Когда все жители Та-Кемет стали грамотными, и по всей стране установился угодный богам порядок, Осирис решил обойти соседние страны, поскольку другие народы все еще прозябали в варварстве. В сопровождении музыкантов и певцов Осирис отправился в путешествие и вскоре преобразил весь мир так же, как некогда преобразил Та-Кемет. Ни разу не прибегнув к насилию, покоряя сердца людей только красноречием и добром, Осирис подчинил себе большинство племен.
   Прошло двадцать восемь лет с тех пор, как Осирис стал царем. За годы его царствования Египет изменился до неузнаваемости. Города увеличились во много раз, перекинулись с черной плодородной земли на пески, а окраины дотянулись уже до самого восточного предгорья. Там, на окраине, стояли роскошные усадьбы вельмож. Ближе к берегу селился незнатный люд: тесно лепились друг к дружке дворики с небогатыми лачугами из кирпича-сырца. Крыши на этих лачугах были тростниковые, обмазанные илом. Зной быстро превращал ил в засохшую корку, – поэтому каждый год после половодья египтяне везли с реки новый ил и обмазывали крыши заново.
   Так выглядели города на восточном берегу Нила. А западная часть любого города принадлежала мертвым. Там египтяне хоронили тех, кто ушел в Дуат. Боги еще не научили людей делать мумии, поэтому тела, облаченные в погребальное убранство, просто клали в деревянные футляры и закапывали в песок. Только высекатели саркофагов и гробовщики жили за рекой, около своих мастерских. Суда доставляли им гранит и песчаник из каменоломен и кедровые бревна из чужеземных стран. По ночам на западном берегу уныло плакали шакалы, священные животные бога Анубиса.

   Статуэтка Осириса-Усира

   Корона Осириса. Золото


   Статуэтка Осириса. Бронза. XXVI династия

   С раннего утра в городе закипала жизнь. Пчеловоды торговали на площадях медом, пекари – пышным хлебом и лепешками, пивовары разливали в кружки пахучее ячменное зелье; гончары, высекатели статуэток и другие ремесленники горласто нахваливали свои товары. Кто-то возделывал деревья в саду, чинил запруды в оросительных каналах либо брал челнок и отправлялся на реку рыбачить.
   Так продолжалось до полудня, пока Ладья Вечности не достигала зенита. В полдень жара делалась уже невыносимой. Тогда все прятались в тень, в дома или пальмовые рощи, и отдыхали. А к вечеру горожане вновь собирались в людных местах или принимались каждый за свою работу. Вдали, у подножия гор, красовались дворцы богов.
   Сет, желавший править вместо Осириса, придумывал способ погубить его. После победоносного возвращения из похода в Азию Осирис устроил пир. Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшенный ящик (очевидно, саркофаг) и заявил, что он будет подарен тому, кому придется впору. Когда очередь дошла до Осириса и он лег на дно ящика (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили ящик в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Там через многое время его нашла верная супруга Осириса Исида и отправилась за помощью к своей сестре Нефтиде.
   Тихо было там, где Исида оставила ящик. Плескалась речная вода, шуршал папирус у берега, редко-редко в рассеянном лунном свете черной тенью проносилась сова или летучая мышь.
   Вдруг по болоту захлюпали шаги. Потом, как две пылающих головешки, в темноте вспыхнули два красных глаза. Это Сет вышел на охоту. Он очень любил поохотиться ночью, при луне. На поясе у злодея был меч, в руке – копье. Кровожадно оскалясь, он побежал к кустам и споткнулся о ящик.
   Он раскидал ветки, прикрывавшие ящик. В этот момент луна вышла из-за облака, и в ее серебристом свете ярко вспыхнули драгоценные камни. Крик изумления вырвался у Сета.
   – Сокровища! – воскликнул он и захохотал, алчно потирая руки. – Воистину: сегодня у меня самая удачная охота, какую только можно себе представить!
   Он выхватил меч, перерубил ремни, которыми был обвязан ящик, откинул крышку. И попятился. Он увидел в ящике тело Осириса. Громко расхохотавшись, Сет изрубил тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал эти части по всей земле Та-Кемет. На следующий день вернулась Исида вместе с Нефтидой и Анубисом. Богини бросились к сундуку. Он был пуст. Молча оглядела Исида поляну, увидела кровь на траве и все поняла. Ей сразу представилось, как злорадно хохотал Сет, рубя мечом мертвого Осириса. Богиня захлопнула ящик и в изнеможении села на него. У нее уже не было сил плакать.
   Нужно было собрать тело Осириса по частям. Анубис воскликнул:
   – Я могу их срастить при помощи снадобий и целебных трав. Давайте же не будем медлить и отправимся на поиски. Пусть каждый из нас, найдя какую-либо часть, поставит надгробную плиту в том месте. Чем больше будет плит, тем труднее потом Сету будет найти настоящую могилу. К тому же эти плиты будут напоминать людям, какой добрый бог правил ими раньше и какой злодей царствует теперь. Люди перестанут приносить жертвы Сету и понесут их к надгробиям Осириса.
   Поиски останков Осириса продолжались двенадцать дней. Анубис обошел пустыню, Нефтида – горы, Исида же смастерила папирусную ладью и плавала в ней по рекам и болотам. С тех пор крокодилы из почтения к великой богине колдовства не нападают на рыбаков, плавающих в папирусных челноках. Когда останки Осириса были собраны, Анубис их срастил и смазал труп бога специальными маслами и снадобьями, предохраняющими от тления.
   И вот умерший бог лежал на погребальном ложе. Это была первая на земле мумия. Именно с того дня среди людей и утвердился обычай мумифицировать покойников.

   Осирис на троне

   Благочестивые души перед Осирисом


   Пилястры Осириса в храме Хатшепсут в Дель-Эль-Бахри


   Колоннада Осириса в Рамессиуме – погребальном храме Рамсеса II в Абидосе

   Когда мумия была готова, Исида и Нефтида стали причитать над мертвым телом:

Приближается Исида,
Приближается Нефтида,
Одна – справа,
Другая – слева.
Нашли они Осириса…
Спеши, спеши!
Плачь о брате твоем, Исида!
Плачь о брате твоем, Нефтида!
Плачь о брате твоем!


Плачем мы
по владыке,
Не исчезла любовь
к тебе средь нас!
О муж, владыка
любви,
О севера царь,
господь вечности,
Взлети к жизни,
о князь
бесконечности!
О брат мой, владыка,
отошедший в край
Безмолвия!
Вернись же к нам
в прежнем
облике твоём!
Приди же в мире,
в мире!
Севера царь,
владыка,
приди в мире!
Да узрим мы лик твой
как прежде,
Как жаждала я
видеть тебя!

   Вместе с двумя сестрами горевали духи гор, полей и городов. Услыхав причитания Исиды и Нефтиды, они слетелись к погребальному ложу и стали танцевать танец печали, избивая свои тела, ударяя в ладоши, рвали на себе волосы. Тело Осириса было спасено и предано погребению. Однако злодейство Сета оставалось пока безнаказанным. Верная супруга Осириса – Исида, когда нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он победил Сета. Вырванное у него Сетом в начале битвы Око Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.

   ВОСКРЕШЕНИЕ ОСИРИСА

Приходят они (боги) к Осирису.
На голос плача Исиды, на стенанье Нефтилы…
Говорят они тебе, Осирис:
«Хотя уходил ты, да придёшь ты!
Хотя спал ты, да проснёшься ты!
Хотя умер ты, да оживёшь ты!
Встань, да увидишь ты то,
что сделал тебе сын твой.
Проснись, да услышишь ты,
что сделал тебе Гор.
Поразил он для тебя поразившего тебя, как бык.
Убил он для тебя связавшего тебя.
Приходит к тебе Гор,
освобождает он пелены твои,
И сбрасывает он узы твои.
Взял он око своё в руку свою
И дал тебе его,
Душа твоя в нём и сила твоя в нём.
Пробуждается Осирис, просыпается бог усталый,
Встаёт бог, овладевает бог телом своим.

   Обычно Осириса изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зелёный цвет.

   Воскрешение Осириса

   Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нём сохраняется, даже в мёртвом. На изображениях сквозь гроб Осириса прорастает дерево или из Осириса-мумии выросли стебли злаков, которые поливает жрец. В погребениях иногда помещалось натянутое на раму полотно с лежащей на нем фигурой Осириса из земли, засеянной зернами полбы или ячменя: если прорастет зеленью Осирис – оживет умерший. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого весеннего месяца «тиби» совершались мистерии Осириса. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды воспроизводили поиски, оплакивание и погребение бога (воплощенного в своей статуе), происходил «великий бой» между Гором и Сетом.
Чтение онлайн



1 2 3 4 [5] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация