А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Словарь египетской мифологии" (страница 3)

   Д

   ДЕТИ ГОРА. У Гора были сыновья: Амсет, Хапи, Кебексе-нуф, Дуамутеф. Они должны были охранять Осириса от его врагов: Сета и его свиты. В сценах, описанных в «Книге мёртвых», они выполняют именно эту роль. Затем стало считаться, что они защищают и любого умершего человека. Эти боги участвуют в бальзамировании умершего и хранят его внутренности в канопах, крышки которых изображают каждого из сыновей Гора. В канопе с головой павиана – Дуамутефа – хранится желудок, с головой шакала – Хапи – лёгкие, с головой сокола – Кебексенуфа – кишки, с головой человека – Амсет – печень. Каждый из богов считался выражением одного из элементов сущности человека: Амсет – ка, Дуамутеф – ба, Кебексенуф – сах (то есть мумия), Хапи – сердце. Они состояли в свите Осириса, и считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса. В погребальной камере, где, считалось, детей Гора расставляет Анубис, статуэтка Амсета ставилась у южной стены, Хапи – у северной, Дуамутефа – у восточной, Кебексе-нуфа – у западной.

   Фреска «Четыре сына Гора» из гробницы Ай


   У Гора были сыновья: Амсет, Хапи, Кебексенуф, Дуамутеф. Они состояли в свите Осириса, и считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса


   В погребальной камере, где детей Гора расставляет сам Анубис, Дуамутеф стоял у восточной стены


   Иногда Дуат представлялся в виде обители богов


   Дуат – место, где пребывали умершие, преисподняя. Рисунок современных феллахов


   Долгий путь умерших в Дуат

   ДУАМУТЕФ, сын Гора, вместе с другими тремя сыновьями Гора выполняет функцию охраны Осириса от его врагов: Сета и его свиты. В погребальной камере, где детей Гора расставляет сам Анубис, Дуамутеф стоял у восточной стены. Позднее стало считаться, что он является воплощением одной из сущностей человека, а именно – ба.

   ДУАТ, место, где пребывали умершие, преисподняя «совсем глубокая, совсем тёмная и бесконечная». Изображался Дуат кругом со звездой в центре. Как подземное царство Дуат связывается с ночными светилами. В «Текстах пирамид» персонифицируется в образе женщины-матери умерших, которых она ведёт на небо. Дуат также представляется горизонтом, то есть местом, куда заходит солнце. Дуат представлялась египтянами как одна из составных частей вселенной («небо, земля, Дуат, вода, горы»).

   З

   ЗОЛОТОЙ ЧЕРТОГ, земной дворец богов. Золотой Чертог был так великолепен, что с ним не могло сравниться ни одно здание, построенное людьми. Даже храм Мемфиса с громадными статуями богов и жертвенниками показался бы рядом с Чертогом ветхой лачугой бедняка. Сам бог Итах, покровитель ремесел, зодчества и живописи, воздвиг этот Чертог. И это по-истине было творение, достойное великого бога! Все здание окружали исполинские колонны в виде связок папируса и бутонов лотоса, снизу доверху изукрашенные разными надписями, прославляющими могущество Ра. У входа высились два обелиска, врезавшиеся в самое небо верхушками с золотыми пирамидками. Эти пирамидки отражали солнечные лучи, рассыпая вокруг дворца сияющие искры зайчиков. Тут же стояли сфинксы, увенчанные красно-белыми царскими коронами. А постаменты обвивали гирлянды живых цветов. Главной и самой большой комнатой в Чертоге был тронный зал.

   В «Золотом чертоге царит вечная радость и длится вечный пир». Фреска


   Отдаленное представление о «Золотом чертоге» дают развалины величественных храмов, отражавших представления древних египтян о неземной красоте обители богов


   И

   ИАРУ, загробный мир, где пребывают умершие, поля рая. В «Текстах пирамид» сказано, что Иару находится на восточном небе, откуда восходит солнце Ра. Вместе с покойным фараоном Ра совершает утреннее омовение в озере, расположенном в Иару, куда их перевозит на лодке «перевозчик Иару». Таким образом, поля Иару сначала воспринимались египтянами как место, где вкушали блаженство Ра и фараон. Затем поля Иару стали считатся местом пребывания всех «блаженных», всех, кто оправдан на суде Осириса; эти поля находятся под землей, считаются плодороднейшими, на них нет ничего нечистого, много еды и напитков. В «Книге мёртвых» говорится, что Иару окружает стена из бронзы, ячмень там растёт высотой в 4 локтя, полба высотой в 9 локтей. Виньетка одной из глав «Книги мёртвых» изображает поля Иару прорезанными полноводными каналами. По представлениям египтян, умершие выполняют в Иару все сельскохозяйственные работы.

   Иару – загробный мир, где пребывают умершие. Иллюстрация из «Книги мёртвых»

   ИМИУТ, слово, обозначавшее Анубиса как бога бальзамирования. Ему принадлежала шкура, забинтованная в льняные пелены, которую прикрепляли к шесту, вставленному в сосуд, и помещали в гробницу умершего.
   Анубис Имиут – Анубис бальзамирующий
   Анубис Имиут заботился о льняных пеленах мумии

   ИСИДА, одна из самых главных богинь египтян. Ее имя определяется как «трон», «место». Она считалась богиней плодородия, воды и ветра, была символом женственности, семейной верности, богиня мореплавания, а так же колдовства и магии.


   Исида с панели Руфти. Копия


   Рельеф крылатой Исибы из гробницы Сети 1.
   Луксор, 1280 год до н. э.

   Исида была самой почитаемой и любимой богиней в Египте и далеко за его пределами. В античном мире её называли «та, у которой тысяча имён». Исида входила в гелиопольскую эннеаду богов: дочь Геба и Нут, сестра Осириса и его супруга, Нефтиды, Сета, мать Гора. Основные повествования об Исиде тесно переплетены с мифом об Осирисе. После убийства Осириса Сетом она, отыскав с помощью Нефтиды тело мужа, погребла его и зачала чудесным образом от мёртвого Осириса.
* * *
   Сет не подозревал, что тело Осириса восстановлено. Он думал, что Исида только оплакала и похоронила останки мужа. Но и этого было достаточно, чтоб бога пустыни обуяла ярость.

   Рельеф Исиды

   Он призвал стражу, велел схватить Исиду и заточить ее в темницу. Исиду бросили в подземелье. Но на выручку ей пришел бог Тот. Он помог Исиде бежать. Исида укрылась от преследователей в непролазных болотах дельты Нила.
   Вскоре у нее родился сын. Богиня назвала его Гором. В тайне ото всех Исида стала растить малыша и с нетерпением дожидалась того дня, когда он окрепнет, возмужает, сделается непобедимым богатырем, отомстит Сету за убийство отца и сядет на престол Та-Кемет (Черная Земля, то есть Египет). Никто другой не решался оспаривать трон у могущественного Сета.
   По утрам Исида, накормив и убаюкав малютку, прятала его в тростниковый шалаш и отправлялась в какое-нибудь селение за пищей, а к вечеру возвращалась назад.

   Исида, роспись 1360 года до н. э.

   Однажды во время ее отсутствия Гора ужалил скорпион. Вернувшись, богиня увидела, что ее сын умирает.
   Исида схватила ребенка на руки и с плачем обратилась к Ра, умоляя владыку спасти Гора. Ра внял мольбе богини. Ладья Вечности остановилась над болотами Дельты, бог Тот покинул свое место в Ладье и спустился с небес к Исиде. Он прочел волшебное заклинание, которое исцелило малыша. Когда же Гор выздоровел, Тот, обращаясь ко всем жителям Та-Кемет, сказал:
   – Слушайте меня! Слушайте и помните: вы должны беречь Гора, заботиться о нем и помогать Исиде. Если же вы не будете этого делать, на землю обрушатся голод, мрак и запустение.
   Когда Гор подрос, Исида явилась с ним на суд эннеады и стала требовать для него, как законного сына Осириса, царский престол. По настоянию Сета она была отстранена от участия в судебном разбирательстве. Боги-судьи собрались на Внутреннем острове и строго запретили перевозчику Немти доставлять туда Исиду. Приняв образ старухи, она подкупила перевозчика золотым кольцом, и он переправил её на заповедный остров.

   Рождение Исидой сына Осириса – Гора в зарослях папируса


   Гор Царствующий с Исидой перед Осирисом. Рельеф


   Исида Кормящая. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем


   Прорисовка росписи мифа об Исиде и Осирисе

   Там она превратилась в прекрасную девушку и рассказала Сету историю о сыне пастуха, которого ограбил чужеземец, лишив его стад умершего отца. Сет возмутился незаконностью такого поступка и этим невольно осудил самого себя и признал, что наследство отца следует передавать сыну.
   Исида помогла Гору в дальнейших спорах и столкновениях с Сетом. Когда жизненная сила Сета проникла в руку Гора и наполнила её отравой, Исида оторвала руку и заменила её здоровой. Она добилась осуждения Сета и признания царём Египта сына.
   В мифе о Ра и змее Исида выступает как злая волшебница. Она создаёт и насылает на Ра ядовитую змею. Ужаленный бог молит «великую чарами» Исиду об исцелении, и она спасает его только после того, как он открывает ей своё настоящее имя. Затем Исида получает магическую власть над царём богов.
   Почитание Исиды началось в городе Буто, расположенном на севере дельты Нила. Там она представлялась небом, ее изображения встречаются в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове.
   Когда Гор был маленький и Исида вместе с ним пряталась от врагов в дельте Нила, его однажды укусила змея. Несчастная мать не знала, что ей делать, и ей на помощь первыми прибежали местные рыбаки. Впоследствии она стала их покровительницей.
   В гелиопольской эннеаде образ Исиды предстает в виде любящей жены и матери, защищающей права своего мужа и сына. Почиталась Исида и как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев; соответственно её изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Исида выступает как покровительница рожениц, облегчающая роды и определяющая судьбу новорожденных царей.
   Как супруга Осириса, Исида воспринимала порой его функции.
   Она научила людей жать, растирать зёрна. Как с богиней плодородия с ней отождествляли Небтуи, Таурт, Рененутет, Хатор, греки – Деметру. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу (с Исидой отождествляли Сопдет, существовало представление о связи воскресения Осириса с разливами Нила). Судя по античной традиции, Исида была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Возможно, что это представление восходит к ранним египетским верованиям. Сохранились изображения Исиды с лодкой в руках. В Куше (древней Нубии) Исида считалась покровительницей царской власти, она оберегала царицу-мать.
   По всему древнему миру было создано много святилищ Исиды. В 4 в. до н. э. храм Исиды был построен в Пирее, во 2 в. до н. э. – на острове Делос. Известны также святилища Исиды в Тифорее (близ Дельф), в Кенхрее (около Коринфа) и других местах Греции. В Риме почитание Исиды распространяется, начиная со 2 в. до н. э.; там воздвигаются храмы Исиды, а также в Помпеях, Беневенте и других городах. Имеются памятники, свидетельствующие о культе Исиды в Галлии, Испании, Британии. Ее почитание как богини-матери приобрёл обособленное значение во многих идеологических и религиозных учениях, в том числе повлиял на христианские представления и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды с младенцем Гором. Статуэтки Исиды сохранялись как реликвии в некоторых европейских средневековых храмах (в Сен-Жермене, Кёльне).

   ИТАХ, бог ремесел, покровитель зодчества и живописи. Он воздвиг Золотой Чертог, земное жилище богов. Его дочь – свирепая богиня войны и палящего солнца Сехмет.

   ИУНИТ, богиня египетского города Иуни (греч. Гермонт). Её имя также родственно египетскому названию Гелиополя – Он.

   ИУСАТ, богиня. Ей были свойственны некоторые функции Хатор, богини неба. Она также являлась рукой Атума. Священное дерево Иусат – акация («дерево жизни и смерти»). Древние греки называли Иусат Саосис.

   ИХЕТ, одна из богинь неба, небесная корова, родившая солнце. По своему предназначению близка таким богиням-коровам, как Хатор, Нут.

   ИХИ, бог музыки, сын Хатор, богини неба. Изображался в виде ребенка с музыкальным инструментом – систром в руках.
Чтение онлайн



1 2 [3] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация