А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Иероглиф смерти" (страница 19)

   3

   Когда Мария и Глеб вошли в офис, где проходила лекция, слушатели уже вышли, а Милетинский, чернявый и носатый, как старый грач, сидя за лекторским столом, собирал в портфель бумаги и слайды.
   – Здравствуйте, Давид Арсеньевич! – поприветствовала его Маша.
   Он вскинул голову, посмотрел на вошедших и картаво проговорил:
   – И вам того же. С кем имею честь?
   – Меня зовут Мария Александровна Любимова. Я – майор уголовного розыска.
   – Вот как? – Милетинский иронично хмыкнул. – И что я натворил?
   – Надеюсь, что ничего. Я пришла к вам за помощью.
   – Хотите, чтобы я повесил на себя какое-нибудь дело, чтобы улучшить статистику по «глухарям»?
   Мария слегка опешила.
   – Откуда такая прекрасная осведомленность о методах нашей работы?
   – Кино люблю смотреть.
   – Кино – плод воображения сценаристов и режиссера.
   – Вот как? Ну хорошо, верю. Итак, вот он я, перед вами. Подсаживайтесь и излагайте!
   Маша и Глеб уселись за переднюю парту.
   – Давид Арсеньевич, вы – один из лучших знатоков мировой мифологии в нашей стране, – начала Любимова.
   Милетинский одобрительно кивнул.
   – Начало разговора мне нравится, – сказал он. – Надеюсь, продолжение будет не хуже.
   – Мы столкнулись с убийцей, который действует очень нестандартно.
   – И как именно?
   – Перед тем как убить жертву, он вырезает у нее из тела фрагмент какой-нибудь кости, потом пишет на нем маркером послание и отправляет…
   – Кому?
   – Он выбрал в качестве адресата меня, – сказал Глеб.
   Милетинский перевел взгляд на Глеба Корсака и близоруко прищурился:
   – Вы тоже работаете в уголовном розыске?
   – Нет. У меня работа мирная и противная.
   – Травите клопов?
   – Скорей, они меня. За то, что ворошу грязное белье. Я журналист. Зовут меня Глеб.
   – Глеб. Отличное имя. В детстве у меня был черепашонок с таким именем. Он упал с балкона, и его переехала машина.
   Корсак хмыкнул:
   – Всегда догадывался, что с моим именем что-то не так.
   – И вы не ошиблись. Имя определяет судьбу человека, так как за каждым именем тянется длиннющий шлейф контекста. Но не буду забивать вам голову этой чепухой. Итак, убийца вырезает людям кости.
   – Да.
   – И посылает их вам.
   – Совершенно верно.
   Милетинский задумчиво нахмурился.
   – Гм… Очень интересно. А что он пишет на костях?
   – На первом фрагменте он написал «se». На втором «da». Мы предполагаем, что это первые два слога слова «sedation».
   – Успокоение. Гм… Задачка интересная. В большинстве культур скелеты воспринимаются как символы смерти, так как кости сохраняются дольше мягких тканей и при благоприятных условиях не разрушаются на протяжении сотен лет. На картинах Страшного суда часто изображаются поднимающиеся из своих могил скелеты, которые и в алхимическом мире символов обещают возрождение и обновление изменяющейся материи. Так сказать, materia prima! Некоторые народы, в которых существует культ шаманов, уверены, что душа человека находится в его костях, и поэтому можно надеяться на воскрешение существ из их костей.
   Поняв, что Милетинский сел на своего любимого конька и что лекция может затянуться надолго, Маша решила направить диалог в нужное русло.
   – Давид Арсеньевич, мы считаем, что все это может быть связано с культурой Древнего Китая, – сказала она. – Как по-вашему, тут может прослеживаться какая-то связь?
   – Послание, написанное на костях?.. Да, такая связь есть. Давайте-ка, молодые люди, я расскажу вам одну историю. В тысяча восемьсот девяносто девятом году некий китаец по имени Ван Ижун, главный секретарь императорской Академии наук, заболел малярией. Среди снадобий, прописанных ему врачами, были так называемые «кости дракона», которые полагалось принимать в истолченном виде. И однажды Ван Ижун увидел на еще не истолченных «костях дракона» таинственные знаки, напоминавшие иероглифы. Чрезвычайно заинтригованный этим открытием, Ван Ижун начал собирать у всех аптекарей «кости дракона» с надписями. Изучая их, он заметил, что некоторые знаки напоминают иероглифы «гадать», «счастливое предзнаменование» и тому подобное. И тогда он подумал: а не являются ли «кости дракона» древними гадательными костями?
   Чтобы не утомлять вас долгим рассказом, скажу, что гипотеза Ван Ижуна оказалась верной. Иероглифы удалось расшифровать. Древние китайцы обращались за помощью к духам и узнавали их волю, гадая при помощи костей и черепашьих панцирей. Эти кости, часто находимые на местах древних поселений и могильников, крестьяне принимали за «кости дракона», которые, по понятиям традиционной китайской медицины, обладали целебной силой. «Кости дракона» охотно покупали аптеки, торговавшие различными снадобьями.
   Надписи на костях чрезвычайно разнообразны. Трудно даже приблизительно перечислить темы, которых они касаются. В них люди извещали духов о своих делах, рассчитывая на поддержку бесплотных покровителей.
   – То есть… с помощью костей люди посылали весточки духам?
   Милетинский кивнул:
   – Да. Своего рода «костяной телеграф»! – Он засмеялся и продолжил собирать в портфель бумаги.
   Глеб и Маша переглянулись. Прогулка оказалась не напрасной. Они услышали даже больше, чем ожидали.
* * *
   – Подытожим, – сказал Глеб на улице. – У нас имеются кости с посланиями. В древнекитайской традиции кости использовались для общения с духами. Это первый момент. В нашем случае мы имеем дело с духом мщения. Конкретнее – с духом, в которого превратилась Эльза Багирова после того, как покончила с собой. Это второй момент. Думаю, из сказанного следует, что девушек убивает не сам «мстительный дух», а некто, взявший на себя обязанность расквитаться с обидчиками погибшей девушки.
   – Это похоже на правду, – сказала Мария. – Кто-то убивает обидчиц Эльзы Багировой, а потом извещает ее о том, что работа сделана. Причем делает это с помощью костей самих обидчиц.
   – Тем самым совмещая полезное с приятным. Добавьте к этому ваш рассказ о том, что дух мщения часто является на землю в виде собаки. А на телах Ирины Романенко и Татьяны Костриковой обнаружены раны от собачьих клыков. Выходит, что собака-призрак сопровождает убийцу в его рейдах мщения.
   – Да. Или он думает, что сопровождает.
   Мария и Глеб пристально посмотрели друг на друга.
   – Если это так, – сказал Глеб, – то этот парень настоящий сумасшедший. И на вашем месте я бы как можно скорее посадил его в клетку.
   – Намекаете на Виктора Багирова? У нас нет против него никаких улик.
   – А у него нет алиби.
   – За Багировым установлено наружное наблюдение. Думаю, на данном этапе этого будет достаточно.
   – Вам виднее, вы – полицейский.
   Из сумки Марии донесся нарастающий писк.
   – Что это? – спросил Глеб.
   Маша вздохнула:
   – Будильник. Мне пора ехать за сыном.
   – Куда?
   – В танцевальный кружок. Мы с бывшим мужем забираем его по очереди. Сегодня моя очередь.
   – Хотите, я съезжу с вами?
   Маша посмотрела на Глеба – прямо в его золотисто-карие, мягкие и задумчивые глаза – и тихо произнесла:
   – Хочу. Только сначала позвоню своим коллегам.
   Маша позвонила в офис, ожидая, что трубку возьмет Волохов, но отозвался Стас Данилов. Толю Волохова Старик отправил отсыпаться перед очередным ночным дежурством у дома депутата Логинова. Мария вкратце рассказала Стасу о визите к Милетинскому и попыталась пересказать китайский миф о костях дракона.
   – Еще в прошлом веке люди в Китае лечились от разных болезней истолченными костями.
   – Чьими костями? – не понял Данилов.
   – Китайцы были уверены, что это кости дракона. Эти кости они выкапывали из земли. И их было очень много.
   – Кого? Китайцев?
   – Костей.
   – А камни они не пробовали толочь? Дешевле бы обошлось.
   – Не перебивай, я рассказываю. Итак, китайцы толкли кости и лечились ими от разных болезней. А в конце девятнадцатого века один умный китаец обратил внимание на то, что на костях этих проглядывают иероглифы. Он стал скупать «кости дракона» и исследовать их. Не буду тебя долго грузить и перейду прямо к сути. Древние китайцы писали на костях послания духам умерших людей. Извещали их о своих делах, просили о помощи и так далее.
   – Ага, – раздумчиво сказал Данилов. – Кажется, понимаю. Намекаешь на то, что наш маньяк тоже пишет на костях послания?
   – Возможно.
   – Но кому?
   – Тому, кто умер. И кто хочет быть отмщенным.
   – Интересное кино. Ты его Жуку и Волохову уже прокручивала?
   – Нет. Ты первый.
   – Ну, хоть в чем-то я у тебя первый.
   – Стас!
   – Шутка. Ну что ж, Мария, по-моему, все, что ты говоришь, очень разумно. Я так понимаю, наш убийца мстит за кого-то, а потом пишет на костях что-то вроде отчета о проделанной работе.
   – Верно. Передай все, что я тебе сказала, ребятам. И Старику тоже. И скажи, чтобы ни в коем случае не снимал наружное наблюдение за Багировым.
   – Багиров у нас под колпаком. Если попробует что-нибудь выкинуть – мы его тут же прищучим. А эту девочку, Алену Логинову, охраняет целый взвод профессионально обученных церберов. Думаю, в ближайшее время никаких неприятных сюрпризов у нас не будет.
   – Твоими бы устами мед пить.
   – Мои уста годятся и на большее, – заверил ее Стас. – Когда покажешь мне документ о разводе, я тебе расскажу подробнее.
   – Дурак, – сказала Маша. – И пошляк к тому же. Кстати, у меня к тебе еще одна просьба.
   – Валяй, излагай.
   – Стас, мы совсем упустили из виду одну вещь.
   – Какую?
   – Парни, которые изнасиловали Эльзу Багирову, – они ведь виноваты не меньше Романенко и Костриковой.
   – По здравом размышлении, даже больше.
   – Попробуй разузнать, кто они и где сейчас находятся. Было бы разумно с ними поговорить.
   – А если я скажу тебе, что занят?
   – Ты только что передал следователю дело о поджигателях машин, а это была твоя главная обуза последней недели. Так что не вытрепывайся и делай, что говорят.
   – И что же вы за люди такие, а? – горестно проговорил Данилов. – Даже вздохнуть свободно не даете. Ладно, найду твоих насильников.
   – Они не мои.
   – Хорошо, найду не твоих насильников. Как только что-нибудь разузнаю – отзвонюсь.
   – Спасибо. Жду.
   Мария отключила связь.

   4

   Пока Маша беседовала с преподавательницей танцев, а вернее – выслушивала ее упреки и замечания, Глеб беседовал с Митькой.
   – Значит, ты занимаешься танцами? – неопределенно проговорил он, вставляя в губы сигарету.
   – Уже нет, – хмуро ответил мальчик.
   – Чего так?
   – Танцы – глупое занятие.
   Глеб усмехнулся и покачал головой:
   – Я бы так не сказал. На свете множество глупых занятий, но танцы явно к ним не относятся. Скажи-ка мне, звери умеют танцевать? Я имею в виду не позорное прыгание на задних лапах вокруг куска сахара, а настоящие танцы. Так умеют или нет?
   Митя подумал и ответил:
   – Нет.
   – А человек?
   – Да.
   – Значит, танцы – это то, что отличает человека от животных, верно?
   Митя снова подумал и сказал:
   – Пожалуй.
   – А ты не думал, что, возможно, люди родились для того, чтобы танцевать? Просто они об этом не знают. Они уверены, что лучшее в мире занятие – это взять пистолет и убить кого-нибудь, а потом забрать его деньги, чтобы кто-то другой убил из-за них тебя самого.
   Мальчик задумался. А Глеб закурил и сказал:
   – Люди должны танцевать, дружище. Они должны петь песни, сочинять стихи, любить друг друга. В этом и состоит наше предназначение. И не слушай кретинов, которые говорят, что танцы – не мужское занятие. Это они говорят из зависти.
   Митя посмотрел на Глеба снизу вверх и подозрительно прищурился.
   – Вы правда так думаете?
   – Конечно. Я и сам обожаю танцевать. Как-нибудь я покажу тебе парочку своих коронных движений. Но только в том случае, если ты пообещаешь не смеяться.
   Митя улыбнулся:
   – Я обещаю.
   Глеб кивнул:
   – Значит, договорились.
   Когда десять минут спустя они втроем шагали к машине Глеба, Митя посмотрел на Машу и сказал:
   – Мам, я поеду на конкурс.
   Маша удивленно взглянула на сына.
   – Почему ты передумал?
   – Потому что звери не умеют танцевать, а я – умею.
   – Резонный довод, – улыбнулась Мария. – И кто тебя надоумил?
   – Дядя Глеб. И еще он пообещал, что станцует для меня.
   Мария глянула на Корсака и насмешливо произнесла:
   – Хотела бы я на это посмотреть!
   – Напрасно смеетесь, – заметил, дымя сигаретой, Глеб. – Я отличный танцор.
   – И когда вы в последний раз танцевали?
   Он выпустил изо рта облачко дыма и важно заявил:
   – Это не имеет значения. Над настоящим талантом годы не властны.
   Они посмотрели друг на друга и прыснули от смеха.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23 24 25 26 27

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация