А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "InterТеррор в России. Улики" (страница 7)

   «Аль-Каида» на земле Двух Великих Святых Мест

   В столице Саудовской Аравии Эр-Рияде 13 мая 2003 года произошла серия террористических актов с использованием ударных боевых групп и смертников на автомобилях, груженных взрывчаткой. В жилых комплексах, в которых проживали как саудовцы, так и граждане западных стран, погибли 35 человек и около 200 получили ранения. У саудовских властей нет сомнений: действовали религиозные экстремисты. Именно о религиозном экстремизме заговорили официальные лица, включая руководство министерства по делам ислама. При этом светские деятели употребляют выражение, более распространенное в современном арабском языке, – татарруф дини (букв, религиозная крайность), а религиозные функционеры – более старое гулювв дини (букв, религиозная чрезмерность). Активность экстремистов получила название террора (ирхаб), что тоже является новацией: раньше, когда подобные теракты планировались, готовились, идеологически обосновывались, финансировались и совершались в США, России, Индонезии, Алжире, Палестине и других местах земного шара, они назывались либо «акциями геройского самопожертвования», либо очень нейтрально – и‘тида, то есть просто «нападение», а их организаторы, вдохновители и исполнители именовались «ведущими джихад на пути Аллаха» (муджахидун фи сабиль Аллах).
   Эти теракты стали неопровержимым свидетельством того, что «Аль-Каида» действует на территории королевства и «саудовский след» в терактах 11 сентября 2001 года (и не только в них) не какая-то случайность. Если раньше саудовские власти утверждали, что члены этой группировки отсутствуют на территории королевства, а 15 саудовцев среди террористов, уничтоживших примерно 3 тыс. человек в США, – простые пассажиры американских авиалиний, то теперь приходится признавать, что существует экстремистско-террористическая сеть, один из узлов которой находится в Саудовской Аравии.
   Представители спецслужб королевства заявляют, что в стране имеются от трех до пяти ячеек «Аль-Каиды» по нескольку десятков человек в каждой, и суммарное количество аль-каидовцев в стране составляет, таким образом, всего несколько сотен человек. Если это так, то задача борьбы против этой террористической сети достаточно проста. И органы правопорядка королевства занялись отлавливанием этих «нескольких сотен». Тут достигнуты определенные результаты: производятся аресты (часть аль-каидовцев сопротивляется и есть случаи их убийства при сопротивлении), обнаруживаются склады и схроны с оружием и взрывчаткой и т. п.
   Этим действия саудовских властей не ограничиваются.
...
   Впервые саудовские официальные лица публично связали терроризм и религию, тем самым продемонстрировав и себе, и всему миру, что «Аль-Каида» – не просто террористическая организация, а организация религиозно-экстремистская, деятельность которой направляется представителями духовенства.
   В ходе контртеррористических мероприятий были арестованы несколько улемов: Али аль-Худейр, Ахмад аль-Халиди, Насир аль-Фахд[53]. В официальный оборот было введено понятие «подстрекатели» (мухарридун). По утверждениям властей, именно арестованные «подстрекали» террористов к совершению теми противоправных действий. В саудовских СМИ их называют «такфиритская троица» (салюс такфири), потому что они в своих фетвах объявляли «неверными» (это называется такфир) своих единоверцев, которые в чем-то отклонились от того, что эта «троица» считает истинным исламом. А против «неверных» (то есть подвергнутых этому мусульман, а также всех немусульман – христиан, иудеев и т. д.), утверждали они, обязателен вооруженный джихад. Поэтому их еще называют течением «салафитского джихадизма» – джихадийя салафийя («Аш-Шарк аль-Авсат», 10 июня 2003 года), имея в виду их принадлежность к религиозному течению, которое является господствующим в Саудовской Аравии и называет себя «салафизм» (ас-салафийя)[54].
   Сомнительно, что «подстрекателями» (в терминологии саудовских властей) являются только трое арестованных улемов. На ваххабитских сайтах в Интернете можно обнаружить речь аль-Усаймина, в которой он солидаризуется с руководителем «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном[55], не говоря уже о сочинениях (книгах, статьях, фетвах), которые ничем не отличаются от творчества «подстрекателей». Вполне вероятно, что именно этим улемам были адресованы угрожающие речи наследного принца Абдаллы, который заявил, что все, кто симпатизирует устроителям взрывов в Эр-Рияде, будут считаться их соучастниками. В конце мая 2003 года министерство по делам ислама Королевства Саудовская Аравия отстранило от работы 1710 человек из духовенства – имамов, хатыбов, муэдзинов мечетей в разных городах страны, что является событием беспрецедентным в истории Саудовской Аравии. Власти уверяют, что это не имеет никакого отношения к терактам, но эти уверения мало кого убеждают. На пресс-конференции в Вашингтоне, рассказывая о результатах антитеррористической кампании в КСА, советник наследного принца Абдаллы Адиль аль-Джубейр сообщил, что «сотни имамов были сняты со своих постов из-за нарушения запрета призывать к насилию», а около тысячи были отправлены на переподготовку. Всего в ходе антитеррористических мероприятий в королевстве, по его словам, были арестованы около тысячи человек, из которых 300 – в связи с терактами в Эр-Рияде, из них 100 человек отданы под суд. Саудовские власти увольняют имамов не только в своем королевстве, но и за рубежом. Так, за призывы к насилию Лига исламского мира, саудовская организация, действующая на международном уровне, уволила имама главной мечети столицы Италии Рима Махмуда Ибрахима Мусу: тот в проповедях прославлял так называемые акции геройского самопожертвования.
   Власти Саудовской Аравии не хотят бесповоротно испортить отношения с ваххабитским духовенством. Одновременно с репрессиями в отношении части религиозных деятелей объявлено, что на строительство и ремонт мечетей выделяется 128 млн. долларов. И очень многие представители саудовского духовенства словом и делом выражают готовность бороться против «чрезмерно усердствующих в религии» (гулят), то есть религиозных экстремистов. 23 мая 2003 года в мечети Аль-Харам в Мекке имам-хатыб Усама Хайят прочел проповедь, в которой подверг критике принцип такфира. Подобные проповеди были прочитаны во многих мечетях королевства. Все бы хорошо, но этот принцип – один из основополагающих в учении ваххабизма, которому все саудовцы обучаются с раннего детства. В упомянутом выше интервью Адиль аль-Джубейр сообщил, что в Эр-Рияде и Джидде начат эксперимент по изменению содержания школьных учебников, из которых будут изыматься положения о такфире, джихаде, проповедь религиозной нетерпимости и т. п. – все то, что отличает ваххабизм.
   Советник наследного принца Абдаллы не случайно рассказывал в Вашингтоне об эксперименте. Антитеррористическая кампания в КСА, затрагивающая религиозную сферу насколько можно судить, реализуется по прямому требованию Соединенных Штатов. Президент Джордж Буш-младший оказался, мягко говоря, в неловкой ситуации: США и их союзники в ходе объявленной войны с международным терроризмом нанесли удар по Ираку, в котором не оказалось оружия массового уничтожения и режим которого при всех его действительных и мнимых преступлениях не поддерживал «Аль-Каиду». При этом все указывает на то, что «Аль-Каида» каким-то образом связана именно с Саудовской Аравией: как минимум через 16 саудовцев – участников терактов 11 сентября 2001 года. К тому же после удара по Ираку террор не прекратился: 17 мая в Касабланке (Марокко) в результате серии взрывов погибли 24 человека, 60 ранены.
   12 мая осуществлен самоубийственный террористический акт в селении Знаменское (Россия, Чечня) да еще теракты в самом Эр-Рияде 13 мая. Во всех этих терактах, исполненных по одной схеме (с использованием самоубийц), ни о каком «иракском следе» не было и речи. Лондонская газета «Аль-Кудс аль-араби» (№ 4369 от 7–8 июня 2003 года) сообщала, что на встрече в Шарм-аш-Шейхе (Египет) 4 июня 2003 года Джордж Буш-младший якобы высказал наследному принцу Абдалле ряд претензий: саудовское духовенство продолжает через свои организации финансировать «террористические силы» по всему миру, в частности в Азии; духовенство, а также часть принцев располагают большими капиталами, которые используются для распространения «экстремистской фундаменталистской мысли»; саудовские спецслужбы не противостоят с достаточной степенью активности и результативности террористическим группировкам, особенно в части пресечения их финансирования; не подвергаются изменениям, несмотря на многократные обещания саудовской стороны, учебники религиозных институтов, университетов и общеобразовательных школ, обучающие экстремизму.
   Саудовские власти наконец обратили внимание на то, что на территории королевства действует целая сеть экстремистских группировок, объединенных вокруг интернет-сайтов. Одна такая группировка (саудовские СМИ называют ее «террористической ячейкой») была арестована в районе «Аль-Халидийя» в Медине, ее базой было тамошнее интернет-кафе. Руководил группировкой ученик Али аль-Худейра Турки аль-Фахид, а по месту жительства ее членов спецслужбы обнаружили большое количество оружия, боеприпасов и взрывчатки. Более того, саудовские власти вдруг узнали, что на базе Научно-технического городка имени короля Абд-аль-Азиза (Эр-Рияд) давно запущена и работает целая сеть интернет-сайтов, в основном предназначенных для обмена информацией (в том числе, как утверждают саудовские и американские спецслужбы, информацией шифрованной) и публикаций «подрывных материалов», под которыми подразумеваются и фетвы «подстрекателей» – «Реформа» (Аль-Ислах), «Салафиты» (Ас-Салафийюн), «Охота за полезными вещами» (Сайд аль-фава’ид), «Заря» (Аль-Фаджар), «Площадь» (Ас-Саха), «Я, мусульманин» (Ана аль-муслим) и др. В саудовской прессе прошли сообщения о том, что закрыты эти сайты, а также личный сайт Али аль-Худейра, где публиковались все его произведения и фетвы, и сайт «Эхо джихада», дававший сообщения о деятельности моджахедов во всем мире (в том числе в Чечне) и публиковавший фетвы «подстрекательского содержания»[56].
   Трудно поверить в то, что религиозно (ваххабитски) мотивированные теракты в разных странах мира являются звеньями одной цепи. Но опубликованная саудовскими источниками фактура по теракту в Эр-Рияде, а также публикации о деятельности террористов по всему миру позволяют продемонстрировать одну вещь, которая не может быть совпадением. В последние несколько лет в связи с террористической активностью периодически всплывала фамилия аль-Гамиди. Так, в подготовке террористических актов в Эр-Рияде 13 мая 2003 года принимал участие Али Абд-ар-Рахман аль-Фак‘аси аль-Гамиди (арестован 13 июня в Йемене). Один из опознанных исполнителей, погибших при совершении этого теракта, – Хани Саид Ахмад Ааль Абд-аль-Карим аль-Гамиди. В осуществлении терактов 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах участвовали два аль-Гамиди[57]. В июне 2002 года в Марокко была раскрыта «спящая» ячейка «Аль-Каиды», в которую входили марокканцы и трое саудовцев, один из которых был аль-Гамиди, Абдалла Мусфир Али аль-Гамиди. По признанию арестованных, они планировали совершение самоубийственных террористических акций в Гибралтарском проливе. Арестованные мечтали взорвать атомную подводную лодку США. В настоящее время отбывают 10-летний срок тюремного заключения. Примечательно, что в самоубийственных терактах в Касабланке 17 мая 2003 года принимали участие люди из группировки «Джихадистский салафизм» (Аль-Джихадийя ас-салафийя), название которой практически повторяет название течения «салафитский джихадизм», то есть местные ваххабиты. В марте 2000 года в Чечне убит Якуб аль-Гамиди (он же Гамиди Якуб), полевой командир из бандформирований саудовца Хаттаба[58]. После убийства Хаттаба место руководителя всех моджахедов, включая как арабов, так и чеченцев, занял Абу-ль-Валид (он же Абу Валид). Это еще один аль-Гамиди, о чем можно узнать на интернет-сайте «Талибан он-лайн»[59]. Не исключено, что одна и та же фамилия у организатора терактов в Эр-Рияде и у руководителя арабских моджахедов в Чечне заставила лондонскую газету «Гардиан» утверждать 7 июня 2003 года, что Абу-ль-Валид в феврале 2003 года ненадолго покинул Россию (Чечню), чтобы организовать теракты в Саудовской Аравии (Эр-Рияде). Не важно, в каких родственных отношениях находятся все эти персонажи, но важно то, что аль-Гамиди – фамилия саудовская и среди несаудовцев никогда не встречается: она произведена от названия племени гамид. Но не надо думать, что одно только это аравийское племя поставляет экстремистов и террористов в разные страны мира. Например, Хаттаб к этому племени не принадлежал.
   Религиозное обеспечение самоубийственных террористических актов на территории Чечни, как видно из материалов сайта «Ва ислама!», обслуживавшего арабских моджахедов, воюющих в Чечне, осуществляют саудовские ваххабитские улемы – Хаммуд бен Укла аш-Шуайби, Али аль-Худейр, Суляйман аль-Альван, Салман аль-Ода.
   Власти Саудовской Аравии начали искать саудовских экстремистов и террористов по всему свету. Они затребовали 17 саудовцев, которых суданские военные недавно арестовали в тренировочном лагере на территории Судана. Министр иностранных дел КСА стал вести с Ираном переговоры о выдаче арестованных (или просто содержащихся) там саудовцев – членов руководства «Аль-Каиды». Тем временем власти различных государств – от Мавритании до Камбоджи – ликвидируют саудовские или содержащиеся на саудовские деньги учебные центры. Так, в Мавритании арестованы все преподаватели Института исламских и арабских наук (1500 студентов), являющегося нуакшотским филиалом саудовского Исламского университета имени имама Мухаммада бен Сауда (Эр-Рияд), а сам институт был закрыт. В Камбодже власти заявили, что арестовали трех иностранцев-мусульман (египтянина и двух тайцев) в мечети близ столицы. Правительственные источники сообщили, что арестованные предположительно связаны с сетью «Аль-Каиды» (конкретно их обвиняют в принадлежности к действующей в Юго-Восточной Азии группировке «Джемаа исламийя»). Ответственные лица камбоджийской полиции утверждают, что эти боевики получали финансирование через исламское медресе, действующее в Пномпене (599 учеников). Это медресе было филиалом саудовского исламского университета «Умм аль-Кура», расположенного в Мекке[60]. Власти Камбоджи выслали 28 преподавателей этого медресе – саудовцев, суданцев, йеменцев, нигерийцев, пакистанцев, а также их семьи. Семеро камбоджийских мусульман, сотрудничавших с медресе, задержаны.
   Примечательна судьба благотворительного фонда «Аль-Харамейн». В экспертных кругах разных стран давно известно, что этот фонд наряду с благотворительной деятельностью занимается финансированием экстремистских группировок по всему миру. Фонд наряду с 14 другими юридическими лицами квалифицирован Верховным судом России как террористическая организация, а филиал фонда в России, как и во всех государствах СНГ, закрыт. Ранее были объявлены террористическими организациями филиалы фонда в Боснии и Сомали, и они тоже были закрыты. Саудовские власти начали ликвидировать филиалы этого фонда в Хорватии, Албании, Эфиопии, Афганистане, Пакистане, Кении, Танзании, Индонезии. Во время упомянутой выше пресс-конференции советника наследного принца Абдаллы Адиля аль-Джубейра в Вашингтоне тот сообщил, что принят закон, по которому саудовским благотворительным фондам запрещено создавать филиалы за рубежом.
...
   Перспективы борьбы против религиозного экстремизма очень неопределенны. Главная сложность состоит в резкой смене курса, который власти Саудовской Аравии проводили на протяжении трех последних десятилетий в религиозно-политической сфере внутри страны и за рубежом.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация