А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "InterТеррор в России. Улики" (страница 3)

   ВАХХАБИТСКИЙ ПЛАЦДАРМ НА РОССИЙСКОЙ ЗЕМЛЕ

   «Я не смогла… Теперь не попаду к Аллаху». Это были последние слова террористкп-смертнпцы, которая не сумела уничтожить себя и окружающих – «пояс шахида» не сработал на полную мощность. Ее товарка была более результативной: 5 июля 2003 года в московском Тушино погибли 14 человек, десятки были ранены. Наверное, вторая смертница полагала, что она-то уж точно попадет в рай.


   «Борьба за независимость Чечни» – так «прочитывается» этот террористический акт едва ли не всеми. В потоке комментариев и истолкований не замечена одна вещь. Акты террора проводятся от имени диверсионной группы Шамиля Басаева (сейчас он называет себя на арабский манер Абдаллах Шамиль Абу-Идрис аль-Басси) со странным названием «Риядус-Салихиин». (Теракт в «Норд-Осте» тоже был совершен от имени этой группы.) Это не чеченское название. Это арабское выражение, и означает оно «Сады праведников», то есть «Райская обитель». Здесь есть несуразность. Если бы члены группы были мстителями, борющимися за независимость Чечни по принципу «Чечня для чеченцев», то у них, наверное, хватило бы фантазии назвать группу по-чеченски или хотя бы по-русски (как-нибудь типа «Ичкерийские мстители» или «Чеченское сопротивление»). Объяснение простое: за спинами чеченских террористов стоят арабские экстремисты – ваххабиты.
   Появление ваххабитов на российской земле, организация и проведение под их знаменами террористических актов заставляет изучать их учение. Борьба с террористами требует знаний о них.

   Обыкновенный ваххабизм – еретическое течение в исламе

   Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII веке аравийским религиозным реформатором Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом, в настоящее время являющееся официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия. Под ваххабитами подразумеваются либо носители идей, составляющих учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Как ваххабитское характеризуется все то, что имеет отношение к этому учению. Чаще всего слово «ваххабизм» употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом[2].
   Если исследователь обнаруживает объект, процесс или идеи, в отношении которых может быть установлена связь с учением Ибн-Абд-аль-Ваххаба, то речь должна идти именно о ваххабизме, ваххабитских идеях, ваххабитских группах и т. п.[3] Однако сами ваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни современную официальную доктрину Королевства Саудовская Аравия, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).
...
   Главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда имплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов, – в том, что ваххабиты в рамках ислама являются еретиками (в исламской терминологии мубтади(а), то есть людьми, которые следуют религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.)[4].
   В том, что такого рода обвинения в адрес ваххабитов со стороны мусульман сопровождают их с момента возникновения движения, можно убедиться, прочитав Предисловие к «Книге единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба. Поэтому ваххабиты именуют себя либо просто мусульманами (муслимун), либо единобожниками (муваххидун), либо салафитами, «последователями благодетельных предков» (салафийюн).
   Исламская традиция допускает называние особых, отдельных, существовавших в прошлом или существующих ныне направлений в исламе (правовых школ, течений теологической мысли, суфийских орденов-тарикатов, сект и т. п.), безотносительно к оценке их конкретного теологического или религиозно-правового содержания, по имени их основателей. Примеров здесь множество. Эпонимом правовой школы ханбализма является Ахмад Ибн-Ханбаль, суфийского тариката Кадирийя – Абд-аль-Кадир аль-Джилани, теологической школы ашаризма – Абу-ль-Хасан аль-Ашари и т. д. В самом названии «ваххабиты» нет ничего уничижительного или унизительного, и представители саудовского духовенства называют последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба просто «ваххабитами» (ваххабийюн). Министр по делам ислама, вакфов, призыва и ориентации Саудовской Аравии Абдаллах ат-Турки, отвечая на вопрос о допустимости называть ваххабитами прошлых и нынешних последователей Ибн-Абд-аль-Ваххаба, сказал: «Воистину, великая честь для шейха Мухаммада Ибн-Абд-аль-Ваххаба, Королевства Саудовская Аравия и его улемов, если тот, кто действует по Писанию и Сунне и призывает к [следованию] им, будет характеризоваться как тот, кто следует методу и пути, по которому шел и к которому призывал шейх Мухаммад Ибн-Абд-аль-Ваххаб и который поддержали имамы из семейства Саудидов, начиная с имама Мухаммада Бен Сауда и до времени Слуги двух благородных святынь короля Фахда Бен Абд-аль-Азиза Аль Сауд, да поддержит его Аллах» («Аль-Муслимун», 7 ноября 1997 года). Витиевато, но понятно: ваххабитов допустимо называть «ваххабитами». Или вот текст фетвы[5] ныне покойного верховного муфтия КСА Абд-аль-Азиза Бен База: «Ваххабиты – не еретики, они – те, кто идет по пути благодетельных предков» («Аль-Муслимун», 17 января 1997 года). Арабское слово «ересь» (бид‘а) происходит от бада‘а, вводить новое, и означает порицаемое, отвергаемое новшество. Таким образом, в этой фетве верховный муфтий КСА отвечает на обвинения мусульман в том, что ваххабиты распространяют порицаемые нововведения, то есть еретические взгляды.

   Ваххабизм в ваххабитском изложении: идеология «русского похода»

   Настало время разобраться с тем, что такое ваххабизм на основании того, как сами ваххабиты излагают ваххабитское учение. Они не щадят сил и средств, чтобы донести свои идеи до русскоязычного читателя. Ваххабитская литература на русском языке – это те книги и брошюры, которые уже были распространены в миллионах экземпляров в арабских странах, странах Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Юго-Восточной Европы, Западной Европы, Латинской Америки, Северной Америки, в том числе, и особенно, – в Соединенных Штатах. Они были распространены и дали результаты[6].
   Ваххабизм представляет собой результат селекции и адаптации положений Корана и Сунны. Вот что пишет о типично ваххабитском подходе к Корану и Сунне современный ваххабитский автор: «В этой книге я ответил на все вопросы, касающиеся постулатов исламской веры, подкрепляя по мере возможности(!) свои ответы цитатами из Корана и достоверного Хадиса, чтобы убедить читателя в правильности ответов»[7].
...
   Действительно, подавляющее большинство сочинений ваххабитских авторов построено по одной схеме. Сначала идет некое положение, затем приводится цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. Если такой цитаты не обнаруживается, авторы ваххабитских трактатов оставляют провозглашаемое положение без цитирования Корана и Сунны.
   Этот прием, создавая впечатление соответствия провозглашаемых положений Корану и Сунне, реально имеет обратную направленность по сравнению с традиционным для ислама отношением к Корану и Сунне как зафиксированному Божественному Откровению. В исламе задача улемов-ученых состоит в том, чтобы понять, что Бог счел нужным довести до людей в Коране и в Сунне Божьего Посланника, а не в том, чтобы использовать цитаты из Корана и Сунны для подкрепления собственных идей. Более того, даже в случае прямого цитирования нередко устанавливается частичное или полное несовпадение смысла провозглашаемого ваххабитского положения и цитаты из Корана и Сунны.
   В ваххабитских сочинениях игнорируются положения Корана и Сунны, не совпадающие с ваххабитскими постулатами. Поскольку ваххабизм является результатом селекции исламских положений, при его анализе и оценке необходимо, с одной стороны, не рассматривать в качестве ваххабитских те исламские положения, которых нет в ваххабитских произведениях, а с другой – не расценивать те положения, которые в этих сочинениях обнаруживаются, как общеисламские. Так, в ваххабитском учении важное место отводится джихаду, но не принимаются во внимание слова Пророка о Великом и Малом джихадах. По возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой мусульмане победили многобожников, Мухаммад сказал: «Мы вернулись с Малого джихада – к Великому джихаду». В исламе эти слова толкуются традиционно так, что вооруженная борьба – это Малый джихад, а мирный, созидательный труд – главный, Великий джихад. Много места в ваххабитском учении занимает и концепция «неверия», причем к «неверным» ваххабиты относят иудеев и христиан. Но ни в одном фрагменте ваххабитских текстов на русском языке, где обосновывается «неверие» иудеев и христиан, не приводится коранический аят: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратились в иудейство, и христиане и сабии, которые уверовали в Бога и в Последний день и творили благое, – им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Коран, 2:62).
   Ваххабиты абсолютизируют понятия «неверие» (араб, куфр, в ряде текстов на русском языке называется «безбожием») и «многобожие» (араб, ширк, в некоторых текстах называется «язычеством»). Ваххабиты провозглашают строгое единобожие, то есть единственность Аллаха. Это главное положение ваххабизма, и последователи этого учения называют себя соответствующим образом – единобожники. В истории ислама как монотеистической религии в рамках правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа), теоретического суфизма (тасаввуф) реализована задача максимально полного и адекватного пониманию сути единобожия, как оно доведено до людей в Коране и Сунне. Но ваххабиты отрицают саму возможность теологического и тем паче философского понимания текста Корана и Сунны. В определении сути единобожия они идут по иному пути – «от противного», через определение того, что единобожием не является. В этом нетрудно убедиться на примере главного произведения ваххабизма, «Книги единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба, а также современных ваххабитских сочинений. Эти книги почти целиком посвящены рассмотрению того, что есть «многобожие» и «неверие» как отрицание единобожия или отход от него.
   «Неверными» в ваххабитской литературе объявляются иудеи и христиане. В тексте «Книги единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положение подтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммада: «Когда у них (у христиан. – А.И.) умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это (то есть христиане. – А.И.) наихудшие из творений Аллаха!» «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!» «Неверие» и «многобожие» иудеев и христиан – общее место ваххабитских трактатов. Иудеи и христиане являются «многобожниками» потому, что они «избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв». Подобные люди, строящие церкви над могилами своих праведников и украшающие их иконами, «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом». «Неверными» объявляются мусульмане, совершившие, по оценке ваххабитов, малейшее отступление от единобожия («вероотступничество»). «Книга единобожия» посвящена рассмотрению этих отступлений. Это и возвеличивание праведников, и поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонение идолам, и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращения неприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и возвеличивание какого-то человека, и масса других вещей. Кроме того, «неверными» объявляются те мусульмане, которые «вводят какие-либо новшества в сферу религии». К такого рода «неверным» отнесены, в частности, суфии.
   Провозглашение «неверными» мусульман, совершивших, по оценке ваххабитов, малейшее отступление от единобожия (такфир), – сущностная примета ваххабитского учения. В отличие от принятого в исламе положения о том, что верующий, совершивший некое действие (например, надел амулет, возложил цветы к памятнику, совершил зиярат к могиле праведника-вали), остается при этом верующим, если только это действие не представляет собой отречение от символа исламской веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник»,
...
   ваххабиты утверждают, что любое, малейшее отступление от единобожия превращает мусульманина в «неверного». В этом случае он оказывается «вероотступником», а «вероотступничество» в исламе наказывается смертью.
   Ваххабиты прямо заявляют, что ни произнесение формулы «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник», ни даже строгое следование положениям ислама не являются гарантией того, что мусульманин, совершивший малейшее отступление от единобожия, остается мусульманином. Более того, ваххабиты утверждают, что мусульманин перестает быть мусульманином в случае мельчайшего отступления от единобожия, и его жизнь и имущество перестают быть неприкосновенными, то есть он может быть убит, а имущество его будет изъято. «Ее произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества, также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства, наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни обращение в намазах к Одному только Аллаху, у которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека». Данная формулировка принадлежит Ибн-Абд-аль-Ваххабу, и без малейших изменений она повторяется современным ваххабитским комментатором. Особым разрядом «неверных» среди мусульман оказываются так называемые лицемеры. «Лицемер» – это тот мусульманин, который «выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие», то есть это мусульмане, которые скрывают «неверие». Иными словами, «лицемером» и «неверным» ваххабиты могут объявить любого мусульманина. «…Нарушающий (по-ваххабитски трактуемое единобожие. – А.И.) открыто или тайно (так!), должен знать, что он становится безбожником и должен ожидать возможности убийства или заключения его».
...
   «Неверными» объявляются последователи всех без исключения идеологических течений. Так, «принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии Ислама».
   Список этих идеологических течений включает также «антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство». Конечно же, коммунизм – это явное «неверие». Сильно достается «иудаизму, который стоит за спиной всех и за каждой разрушительной доктриной, подрывающей мораль и духовные ценности». К таковым доктринам относятся «масонство, мировой сионизм и бабувизм[8]». Здесь важен один нюанс, неизвестный или непонятный защитникам ваххабизма из либеральной среды. Они полагают, что в этих положениях выражается естественное стремление носителей определенных взглядов продекларировать эксклюзивную истинность этих взглядов, что свойственно-де всем религиозным направлениям и идеологическим течениям. Но это не так. На самом деле это смертный приговор любому мусульманину, который стал коммунистом, либералом, социалистом… На таких людей ваххабиты распространяют положение, высказанное пророком Мухаммадом по совсем иному случаю: «Убейте того, кто поменяет свою религию»[9]. Более того, в исламе считается, что каждый человек рождается мусульманином. Из этого положения ваххабиты выводят то следствие, что все, кто следует иным религиям – христианству, иудаизму и т. д., другим идеологическим системам – коммунизму, либерализму и т. д., являются людьми, поменявшими свою религию, то есть ставшими «неверными», или совершившими «вероотступничество». И к ним, если они не соглашаются возвратиться в лоно истинной веры после призыва, обращенного три раза, должна применяться соответствующая санкция.
   «Неверием» является реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его представляют ваххабиты. «Неверие» – это «правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом». «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность. «Неверие» – «притязание на право издавать законы, разрешать и запрещать». Ваххабиты объявляют «неверным» всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе в процессе обмена ценностями и услугами. «Многобожником» и «неверным» является тот, «кто взывает с мольбой к пророку, царю, правителю или еще кому-нибудь либо испрашивает помощи не у Аллаха…»
   Ваххабиты приписывают своему движению абсолютную непогрешимость в вопросах единобожия и узурпируют право суда и санкций в отношении «неверных», «многобожников», «лицемеров». В ваххабизме есть наряду с другими один пункт, от обсуждения которого они чаще всего уходят. Кто или что дало им право (в исламе принадлежащее Богу и никому более) выносить окончательное суждение о том, является ли человек истинным единобожником (особенно в случаях так называемого скрываемого или тайного «неверия», «лицемерия») или нет, и применять к нему санкции (вплоть до лишения жизни)? Ваххабиты не могут игнорировать эту проблему: им о ней постоянно напоминают противники-мусульмане. Они пытаются решить ее тремя способами. Прежде всего ваххабиты утверждают, что следуют истинному единобожию. Одно из их самоназваний – салафиты, то есть те, кто следует тому, чему следовал Пророк и первые три поколения мусульман – сподвижников Пророка, тех, кто следовал за ними, и последователи тех, кто следовал за сподвижниками Пророка. Называют они себя и «спасенной группой» – так называется в одном из хадисов Пророка группа, которая избегнет на Страшном Суде адского пламени. Эти утверждения голословны и требуют доказательств. Поэтому в качестве дополнительного признака своей избранности ваххабиты заявляют, что «спасенная группа» «представляет собой меньшинство» в умме – сообществе мусульман. Кстати, в этом случае выделяется действительно миноритарность ваххабитов (то, что они составляют меньшинство) и сектантский характер их движения. Кроме того, ваххабитское движение исходно имеет этнический характер и использует это. Ваххабиты вносят уточняющий элемент в то, какая именно группа является носительницей истинного единобожия. Это, по мнению ваххабитов, арабы[10].
...
   «Именно арабы были носителями миссии Ислама… Претворив в жизнь Ислам, они станут лучшими на земле». Обоснование этой идеи в виде цитаты из Корана или Сунны не приводится, так как этого ваххабиты и не смогли бы сделать: ислам с самого начала был религией наднациональной, отрицающей превосходство одной племенной, национальной группы над другой.
   Даже на самых ранних этапах среди «носителей миссии Ислама» были и арабы, и эфиопы, и персы, и евреи, и берберы… Но ваххабитам важно сделать заявку, уточнить характеристику группы, которая еще до Божественного приговора на Страшном Суде знает, что именно она – «спасшаяся».
   Решающий признак единобожия человека (в первую очередь мусульманина), то есть условие, при котором мусульманин не провозглашается «неверным», это лояльность (симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всем неваххабитам. «Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (к единобожникам, так называют себя ваххабиты. – А.И.), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам. – А.И.)». Мусульманин, принявший ваххабизм, должен подтверждать свое единобожие «ненавистью и враждой». Истинный единобожник, как его представляют ваххабиты, должен ненавидеть всех, кого ваххабиты считают «неверными», «многобожниками», «лицемерами». Однако ненависть – это эмоция, которую трудно проконтролировать, поэтому ваххабиты обращают особое внимание на внешнее поведение человека. Именно внешнее проявление ненависти может уберечь мусульманина от обвинения в «неверии», в противном случае его жизнь и имущество лишаются неприкосновенности. Чтобы быть мусульманином, человек должен «враждебно относиться к многобожникам и неверным. Сколько же есть еще мусульман, чистых и свободных от язычества, но не питающих к язычникам вражды! В подобном случае человек не может быть мусульманином. Каждый истинный мусульманин должен в обязательном порядке проявлять к язычникам вражду и испытывать ненависть». Налагается запрет на какое-либо положительное отношение или доброе дело по отношению к «неверным». «Дружелюбие по отношению к неверным и оказание им помощи не разрешены».
Чтение онлайн



1 2 [3] 4 5 6 7 8 9 10 11

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация