А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Самоучитель безопасного вождения" (страница 1)

   Алексей Анатольевич Гладкий
   Самоучитель безопасного вождения

   Введение

   С каждым днем растет число желающих научиться управлять автомобилем. Поэтому многие наши соотечественники стремятся освоить премудрости вождения и получить водительские права. Кто-то для этого идет в автошколу, а кто-то пытается самостоятельно изучить учебную программу и сдать экзамен в ГИБДД экстерном.
   Однако давно известно: иметь на руках водительские права – это еще не значит быть настоящим водителем. Новичку придется еще приобрести необходимый опыт, причем уже тогда, когда он самостоятельно будет ездить за рулем. Ведь только в условиях, как принято говорить, «максимально приближенных к боевым», получает настоящую закалку каждый водитель. Другими словами, любому водителю хотя бы пару раз доводится почувствовать, как холодным потом покрывается спина в какой-то опасной дорожной ситуации. Это дает бесценный опыт водительской практики, который невозможно получить ни в одной автошколе.
   Вот для тех, кто мечтает сесть за руль, а также – кто лишь недавно получил водительские права, и предназначена эта книга. С ее помощью вы получите нужные навыки безопасного вождения и изучите основы водительского мастерства, а также узнаете о том, чему мало уделяется внимания в автошколе. Приведенные ценные советы и рекомендации полезны и необходимы каждому новичку. В книге рассказывается:
   ◘ как трогаться с места и начинать движение;
   ◘ что нужно учитывать при движении в городе и на загородной трассе;
   ◘ как не стать участником (и тем более – виновником) дорожно-транспортного происшествия (ДТП);
   ◘ как управлять машиной в сложных условиях;
   ◘ когда можно нарушить Правила дорожного движения (ПДД) во избежание более серьезных последствий, а также о многом другом.
   Изучение темы начнем с основ водительского мастерства, и именно этому посвящена первая глава.

   Глава 1
   Азбука водительского мастерства

   В данной главе мы расскажем о том, что представляют собой органы управления современного автомобиля, как ими пользоваться, как начинать движение и трогаться с места, что означает понятие «культура вождения», а также о многом другом.

   Первые водительские навыки

   Свои первые упражнения за рулем нужно выполнять при выключенном двигателе и неподвижном автомобиле. Помните, что перед тем как сесть за руль, необходимо полностью изучить ПДД и иные нормативные документы, регулирующие вопросы дорожного движения в Российской Федерации (см. главы 6-10), а также, что не менее важно, – разобраться с органами управления автомобилем. Об этом и пойдет речь в следующем разделе.

   Органы управления автомобилем

   Любой автомобиль оснащен следующими основными органами управления:
   ◘ рулевое колесо;
   ◘ педали сцепления, тормоза и «газа»;
   ◘ рычаг коробки переключения передач;
   ◘ рычаг стояночного тормоза (в народе более известен под названием «ручник»).
   Также ни один автомобиль не обходится без дополнительных органов управления, к которым относятся:
   ◘ переключатель указателей поворотов;
   ◘ включатель габаритных огней;
   ◘ переключатель света фар;
   ◘ включатель стеклоочистителя и стеклоомывателя;
   ◘ замок зажигания.
   Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных органов управления (рис. 1.1).

   Рис. 1.1. Органы управления автомобилем

   Рулевое колесо (рис. 1.2) предназначено для придания транспортному средству необходимого направления во время движения. Отметим, что в соответствии с действующими ПДД, при неисправности рулевого управления запрещается любое дальнейшее движение автомобиля. Другими словами, если в дороге у вас вышло из строя рулевое управление – дальше ехать категорически запрещается, поскольку это может привести к катастрофическим последствиям. Единственный выход в данном случае – буксировка автомобиля методом частичной погрузки либо его транспортировка с помощью специально предназначенного для этих целей эвакуатора.

   Рис. 1.2. Рулевое колесо автомобиля
...
   Помните!
   При неисправности рулевого управления эксплуатация автомобиля запрещена.
   Манипулировать рулевым колесом нужно обязательно двумя руками. Не секрет, что на дорогах часто можно увидеть водителей, которые с демонстративно-пренебрежительным видом работают рулевым колесом с помощью только одной руки. Учтите – это недопустимо и очень опасно! Ведь если автомобиль внезапно наедет на препятствие, либо колесо во время движения будет проколото или вообще лопнет – руль в одной руке можно не удержать, что чревато серьезным дорожно-транспортным происшествием.
...
   Внимание!
   Недопустимо управлять рулевым колесом с помощью одной руки.
   На руле всегда есть клавиша или кнопка звукового сигнала. В соответствии с действующими ПДД, в населенных пунктах подача звукового сигнала запрещена и возможна только во избежание ДТП.
...
   Помните!
   В населенных пунктах подача звукового сигнала разрешена только во избежание ДТП.
   Часто водители надевают на рулевое колесо чехол, что якобы способствует повышению удобства и комфорта. В реальности же все обстоит с точностью до наоборот: никакого удобства подобные «фенечки» не добавляют – все это не более, чем дешевые рекламные трюки их продавцов и производителей. А вот проскальзывание такого чехла при повороте руля может стать причиной серьезного ДТП.
...
   Внимание!
   При проскальзывании рулевого чехла водитель не сразу успевает понять, что происходит (многие просто теряются), и подобное промедление может сыграть свою роковую роль.
   В каждой машине имеется штатное противоугонное устройство – блокиратор руля, который срабатывает, когда водитель вынимает ключ из замка зажигания и немного поворачивает рулевое колесо. При этом слышится щелчок, и руль блокируется. Так вот: если блокиратор руля неисправен – ехать на машине нельзя: ведь если во время движения у вас внезапно заблокируется рулевое колесо, последствия могут быть катастрофическими.
...
   Внимание!
   Эксплуатировать автомобиль при неисправном блокираторе руля опасно.
   Управление скоростным режимом осуществляется с помощью педалей газа, сцепления и тормоза (рис. 1.3).
   Педаль сцепления имеется только у автомобилей, оснащенных механической коробкой переключения передач (которых, впрочем, подавляющее большинство), и предназначена для включения и выключения сцепления. Механизм сцепления – это устройство, которое с помощью силы трения обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя через коробку переключения передач к ведущим колесам. Педаль сцепления предназначена для непродолжительного отсоединения двигателя от коробки передач, а также для последующего их соединения. Это должно осуществляться плавно и без резких движений.
   Кстати, наиболее известная ошибка начинающих водителей состоит в том, что они слишком резко «бросают» педаль сцепления (это касается всех новичков), и, как следствие – мотор тут же глохнет. Это очень вредно для механизма сцепления и может вызвать его серьезную поломку, требующую сложного и дорогостоящего ремонта.
   При выжатой педали сцепления мотор отключен от ведущих колес машины. Помните, что педаль сцепления разрешается нажимать только левой ногой.
   Тормозная педаль используется для активизации рабочей тормозной системы автомобиля. Отметим, что любой автомобиль оснащен рабочей и стояночной тормозными системами: рабочая предназначена для снижения скорости и остановки транспортного средства во время движения, а стояночная – для обеспечения его неподвижности во время стоянки.
   При нажатии тормозной педали усилие через гидравлический привод приводит в действие тормозные механизмы всех колес автомобиля.
   Манипулировать педалью тормоза разрешается только правой ногой (и вообще, каждый водитель должен помнить – левая нога предназначена исключительно для сцепления). Характерной особенностью педали тормоза является то, что ее невозможно выжать до пола. Если же данная педаль выжимается полностью – это свидетельствует о неисправности тормозной системы (износились тормозные колодки, нарушилась герметичность гидравлического механизма и др.) и необходимости срочного ее ремонта.

   Рис. 1.3. Педали сцепления, тормоза и газа
...
   Помните!
   Если педаль тормоза выжимается полностью, необходимо ремонтировать тормозную систему.
   Для уменьшения скорости или полной остановки транспортного средства водитель нажимает правой ногой на тормозную педаль, находящуюся между педалями газа и сцепления. Это усилие с помощью штока передается на поршень главного тормозного цилиндра, который оказывает давление на используемую в тормозном приводе жидкость. Далее от этой жидкости усилие через тормозные трубки и шланги поступает к тормозным механизмам колес, в результате чего тормозные колодки прижимаются к тормозным барабанам или дискам (колесные тормозные системы бывают двух видов – барабанные и дисковые, в одном автомобиле могут использоваться оба вида). Поскольку тормозной диск (барабан) соединен с колесом, то под воздействием силы трения тормозных колодок оно замедляет вращение и, если усилие не прекращается, – останавливается. Как только тормозные колодки прижаты к дискам (барабанам) – тормозная педаль должна стать упругой и не поддаваться дальнейшему нажатию (в противном случае, как мы уже отмечали ранее, тормозная система неисправна).
...
   Внимание!
   Не стоит забывать, что ПДД запрещают любое движение автомобиля с неисправными тормозами. Поэтому даже если отказ тормозной системы случился в дороге – нужно прекратить всяческое движение и либо устранить неисправность на месте, либо вызывать эвакуатор.
   Педаль газа (акселератора) предназначена для регулирования подачи топлива в двигатель: чем сильнее нажата педаль – тем больше топлива попадает в камеру сгорания, следовательно – тем выше обороты двигателя.
   Рычаг переключения передач (рис. 1.4), как правило, находится справа и в то же время – спереди от водительского сиденья. Водитель выбирает передачи, руководствуясь текущей необходимостью, предварительно выжимая для этого сцепление. Включение нужной передачи производится путем перевода рычага в соответствующее положение.

   Рис. 1.4. Рычаг переключения передач

   При нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении ведущие колеса автомобиля отключены от двигателя. В этом случае рычаг свободно перемещается в поперечном направлении.
   На большинстве современных автомобилей используется 5-ступенчатая коробка переключения передач (здесь имеется в виду механическая коробка переключения передач). Это означает, что данный автомобиль имеет пять передач для движения вперед и одну – для езды задним ходом.
   Наибольшей мощностью отличаются передачи, с помощью которых автомобиль начинает движение, – это первая и задняя передачи. Дело в том, что существует закономерность: чем ниже передача – тем большей мощностью она обладает, но и тем меньшую скорость способна развивать. Поэтому при включении первой или задней передачи двигатель легко вращает колеса, мотор будет работать на высоких оборотах и довольно громко, но при всем этом быстрее 10–20 км/ч машина не поедет.
   Поэтому, как только автомобиль тронулся с места и немного разогнался – нужно переключиться на вторую передачу – не такую мощную, но более скоростную. Она позволяет ехать со скоростью уже 25–45 км/ч, затем можно переключиться на третью передачу – еще более быструю, но не такую сильную, и т. д.
   Отметим, что на автомобилях, оснащенных автоматической коробкой переключения передач, процесс переключения передач осуществляется без участия водителя, в автоматическом режиме.
   Рычаг стояночного тормоза (рис. 1.5) находится, как правило, между передними сиденьями машины. Приведение в действие стояночной тормозной системы осуществляется поднятием рычага в верхнее положение – в результате задние колеса автомобиля будут блокированы, что и обеспечит его неподвижность во время стоянки.
   Теперь рассмотрим дополнительные органы управления автомобилем, которые также играют важную роль и без которых эксплуатация транспортного средства запрещена.
   ПДД требуют, чтобы перед выполнением любого маневра водитель подавал соответствующие сигналы с помощью световых указателей. Поэтому каждый автомобиль оснащен переключателем указателей поворота. Как правило, этот переключатель выполнен в виде рычага и находится на рулевой колонке (рис. 1.6). Включение указателя поворота осуществляется переводом данного рычага в соответствующее положение (вверх или вниз), а выключение (при этом рычаг переводится в нейтральное положение) зачастую происходит автоматически – при вращении рулевого колеса в обратном направлении после завершения маневра.

   Рис. 1.6. Переключатель указателей поворота, габаритных огней и света фар

   Рис. 1.5. Рычаг стояночного тормоза на автомобиле «Рено»

   При наступлении определенных условий (сумерки, туман и т. п.) водитель должен обозначить габариты автомобиля, включив соответствующие световые приборы. Для этого в салоне машины предусмотрен включатель габаритных огней, который в зависимости от конкретного транспортного средства может располагаться, например, на рулевой колонке, на рычаге переключателя указателей поворотов, на приборной панели и т. п.
   Для того чтобы включать или выключать фары, а также выбирать режим их работы (ближний или дальний свет), в салоне любого транспортного средства имеется переключатель света фар, который, как правило, расположен на рулевой колонке.
   Необходимыми приборами, без которых не обходится ни один автомобиль, являются очиститель и омыватель ветрового стекла.
   С их помощью водитель получает хорошую видимость при осадках и при движении по грязным дорогам (когда лобовое стекло постоянно забрызгивается). Кстати, не стоит забывать, что эксплуатация транспортных средств с неисправными данными приборами запрещена. Для включения, выключения и выбора режима работы этих приборов в автомобиле имеются тумблеры, находящиеся, как правило, на рулевой колонке.
   Отметим, что на некоторых современных автомобилях аналогичные приборы имеются и для очистки фар. Правда, их наличие и исправность не регламентируются ПДД. Для управления этими приборами в салоне также имеется соответствующий тумблер.
...
   Внимание!
   Эксплуатация автомобиля с неисправным очистителем и омывателем ветрового стекла запрещена.
   Замок зажигания – устройство, необходимое для запуска и остановки двигателя транспортного средства, а также для включения и выключения зажигания. Оно приводится в действие с помощью ключа зажигания.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация