А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Брак и секс: полная биография половых отношений" (страница 1)

   Евгения Винтер
   Брак и секс: полная биография половых отношений

   ВОПРОСЫ ОТ АВТОРА

   Психологи и социологи утверждают: чем больше город, в котором проживает человек, чем разнообразнее социально-культурные слои, в которых он вращается, тем активнее этот человек склоняется к выбору более свободных сексуальных отношений. К тому же растет вероятность того, что городскому человеку захочется попробовать нетрадиционный брак.
   Связано это в первую очередь с отмиранием традиционных ценностей, которое неизбежно происходит с ускорением темпа жизни и разнообразием интересов. Все меньшее число людей верит в то, что всю жизнь можно прожить с одним человеком. Все чаще происходит следующее: люди выбирают карьеру, находят сексуального партнера и, не видя смысла в том, чтобы сочетаться законным браком, вполне довольны ставшим уже нормой гражданским сожительством. В развитых европейских и американских странах интерес к институту брака постоянно снижается.
   Последняя перепись населения в России показала: в графе «Семейное положение» – большое расхождение между мужчинами и женщинами. Замужних женщин в нашей стране на несколько миллионов больше, чем женатых мужчин. Более того, 92 % женщин, состоящих в гражданском браке, считают себя замужними, а 85 % мужчин, состоящих в гражданском браке, считают себя холостыми! Получается, что мужчинам удобен гражданский брак, потому что он дает иллюзию свободы. Женщины, не оформляя отношений, считают себя законными женами.
   Почему же так различаются взгляды на брак мужчин и женщин? Почему песня «Я на тебе никогда не женюсь» кажется такой грустно-правдивой? Можно ли найти форму отношений, устраивающую женщину и мужчину в равной степени?
   В этой книге мы поведем свое исследование с древнейших времен, когда зародились брачные отношения. Мы выясним, какие отношения между мужчиной и женщиной существуют сегодня и в чем особенности браков в разных странах. Рассмотрим проблему секса в семье. Обнаружим разнообразие в том, что называют языком любви…
   Каждая глава этой книги начинается с соответствующего эпизода социологического опроса. Мы проанкетировали многих людей (принадлежащих к разным социальным группам, имеющих разный возраст, образование – обычно среднее или высшее – и род занятий, профессию), чтобы выяснить их мнение по главным проблемам в сфере брака и секса.
   В чем же заключена суть брака? И что такое нетрадиционный брак – правильный подход к семейной жизни или всего лишь повод не создавать семью? А отрицание такого брака – это пережиток прошлого или новый взгляд на проблему?
   Почему люди не стремятся к регистрации отношений?
   Как быть в случае однополой любви? Чего хотят мужчины и женщины в постели? Что делать, если отношения охладевают или зашли в тупик?
   Нужно ли проявлять свои чувства к партнеру и если да, то как?
   Как сохранить хорошие взаимоотношения в семье?
   Важен ли секс в супружеской жизни? Каковы сегодня мужские комплексы и секреты женской привлекательности? Откуда берутся одиночки?
   В этой книге мы попытаемся дать ответы на эти и многие другие вопросы, очень актуальные в наши дни.

   ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

   Мужчины и женщины отличаются друг от друга. Они не хуже и не лучше друг друга – они разные. Практически единственное, что у них есть общего, – это то, что они особи одного вида. Они живут в разных мирах, для них приоритетны разные ценности, действуют они, следуя разным жизненным правилам. Известно это каждому, но очень немногие, особенно мужчины, дают себе труд осознать это. Однако истина именно такова.
   Около 50 % браков в западных странах заканчиваются разводом, и весьма часто завязавшиеся серьезные взаимоотношения преждевременно обрываются. Мужчины и женщины любой расы, воспитанные в любой культуре и среде, постоянно оспаривают мнение, поведение, отношения и убеждения своих партнеров.
Аллан и Барбара Пиз. Как заставить мужчину слушать, а женщину молчать
   В чем для вас заключена суть брака?
   Ж., 30 лет, в/о, бухгалтер, замужем: В данный момент – печать в паспорте.

   М., 37 лет, в/о, предприниматель, разведен: Способ воспроизводства. Брак способен свести на нет любое, даже самое пылкое чувство.

   Ж., 34 года, в/о, педагог, не замужем:
   Возможность обрести покой и чувство защищенности.

   М., 45 лет, ср/о, строитель, женат:
   Союз с любимой женщиной, желанный ребенок или дети.

   Ж., 39 лет, ср/о, продавец, разведена:
   Брак для меня – это святое. Крепкая, дружная семья. Взаимопонимание.

   М., 54 года, в/о, военный пенсионер, женат: Быть рядом с любимым человеком, продолжение рода, в чем, как я думаю, смысл жизни.

   Ж., 48 лет, в/о, врач, замужем: Семья, дети, внуки.

   М., 52 года, в/о, инженер, женат: Источник жизни.

   Ж., 28 лет, ср/о, домохозяйка, замужем: Брак для меня – самое важное в этой жизни.

   М., 24 года, ср/о, электрик, разведен: Документальное подтверждение сожительства, способ успокоить «непродвинутое» старшее поколение.

   Ж., 18 лет, студентка, не замужем: Исключение из правил.

   М., 38 лет, ср/о, слесарь, разведен: На сегодняшний день человечество не придумало другого оптимального способа сосуществования людей.

   Ж., 49 лет, в/о, экономист, замужем: Семья, дети, уют.

   М., 29 лет, юрист, не женат:
   Мужчина ищет в браке опору, защищенный тыл, семью, которая дает поддержку и силы продвигаться в жизни.

   Ж., 25 лет, в/о, журналист, аспирант, не замужем: Взаимоотношения, которые связывают партнеров, ответственность, моральная поддержка, общие интересы, внимание, увлеченность друг другом.

   М., 35 лет, в/о, сервис-инженер, женат: Брак, по моему мнению, это великий самообман. Люди знают, что не смогут быть счастливыми, сохранить любовь и верность, но все-таки объединяются в браке – наверное, потому, что так принято в обществе.

   Ж., 49 лет, в/о, библиотекарь, замужем:
   Брак – это важная часть жизни каждого, и подходить к нему нужно ответственно. Это выбор на всю жизнь.

   М., 41 год, в/о, менеджер, разведен: Брак не приносит ожидаемого результата, разочаровывает, но к нему хочется стремиться вновь. А вдруг…

   Ж., 26 лет, в/о, переводчик, разведена: Взаимопонимание и взаимная поддержка (в идеале). Комфортное сосуществование близких людей.

   Происхождение семьи и ее роль в обществе изучали представители многих наук начиная с самой древности. В последнее время существует мнение, что любое определение этого понятия с точки зрения какой-либо отдельной науки будет неполным. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона трактует семью как «совокупность лиц, связанных между собою узами родства или брака». Социологи считают семью «одной из первых исторических форм социальной общности людей и социальных отношений, элементом структуры общества, его „ячейкой“. Сложность научного определения семьи как социального образования обусловлена ее многотысячелетней историей, недостаточной научной исследованностью человеческих сообществ и этапов их развития в разных уголках нашей планеты, многочисленными научными подходами в ее изучении. Семья как древнейшая человеческая система имеет исторически определенную и изменяющуюся форму отношений между супругами, между родителями и детьми, родственниками». Интерес к происхождению и истории развития человечества всегда сопровождался интересом к происхождению брачно-семейных отношений как особым формам существования, сохранения и продолжения жизни на Земле.
   Одна из лучших работ по исследованию эволюции форм семьи – «Происхождение семьи, частной собственности и государства» – была написана Фридрихом Энгельсом и опубликована в 1884 году. При написании этой работы Энгельс использовал труд американского этнографа и историка Льюиса Генри Моргана «Древнее общество».
   Морган утверждал:
   «Семья – активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей».

   Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, на каком этапе человеческой истории появились брак и семья как особые социальные институты. Но совершенно очевидно, что даже первобытное общество имело свои специфические формы семьи и брака, призванные решить задачи, характерные для этого периода истории человечества. Высокий статус этих общественных институтов подчеркивается тем фактом, что именно брак является рубежом, за которым молодые люди признаются остальными членами племени социально зрелыми и полноправными членами коллектива.
   Согласно имеющимся сегодня историческим данным, институт брака появился более 4000 лет назад. Большинство антропологов предполагают, что несколько тысячелетий до этого семьи состояли из слабо организованных групп в несколько десятков человек – небольшого количества мужчин, намного большего числа «общих» женщин и детей. Устойчивые брачные отношения в сообществах первобытных людей были редкостью. Однако с развитием общества люди стали нуждаться в более стабильной структуре взаимоотношений мужчин и женщин.
   Кстати, первое документальное свидетельство проведения брачных церемоний, соединявших одного мужчину и одну женщину, было найдено в Месопотамии и датировано примерно 2450 годом до н. э. В Древнем Египте около 2400 года до н. э. предположительно заключались однополые браки.

   Эволюцию института брака признают практически все историки. Древние цивилизации нуждались в надежной системе продолжения рода, создании механизма передачи прав собственности, что и сделала возможным концепция брака.
   Человечеству известны четыре типа брачных отношений: групповой брак, полиандрия, полигиния и моногамия.
   Долгое время считалось, что первобытные люди, подчиняясь инстинктам, доставшимся им от обезьяноподобных предков, практиковали беспорядочные половые связи между членами общины – промискуитет. Но уже в XIX веке Энгельс писал, что «названная примитивная общественная ступень (если она действительно существовала) относится к столь отдаленной эпохе, что едва ли можно рассчитывать найти среди социальных ископаемых, у отставших в своем развитии дикарей, прямые доказательства ее существования в прошлом». Сейчас доказано, что в человеческом обществе промискуитета как формы брака никогда не существовало. Более того, беспорядочных связей не существовало и у диких животных.
   Промискуитет шел вразрез с законами природы, с законом естественного отбора. Заболевания, передающиеся половым путем, появились намного раньше нашей цивилизации, поэтому как только племя начинало осваивать эту форму отношений, оно было обречено на вымирание. Более того, почти у всех первобытных народов зафиксированы временные ограничения на сексуальные контакты – половые табу. Первобытный человек имел двойственное отношение к своей сексуальности: с одной стороны, она носила жизнеутверждающий характер, с другой – была связана с неизвестностью и смертью. Видимо, этими опасениями вызвано существование у некоторых народов запрета на сексуальные отношения в своем жилище. У многих народов это касалось даже мужа и жены, которые должны были скрываться от всех в чаще леса.
   Первобытные народы придерживались и различных производственных табу: были запрещены половые отношения во время хозяйственной деятельности и в период подготовки к охоте и самой охоты. Если даже один человек из группы нарушал табу, то наказывался, как правило, весь коллектив, особенно если во время охоты или сбора урожая с кем-нибудь происходил несчастный случай. Древние верили в то, что воздержание – необходимое условие для разного рода деятельности. Считалось, что даже выздоровление больного пойдет быстрее, если человек, который ухаживает за больным, будет воздерживаться от сексуальных контактов.
   Вместе с появлением в первобытном обществе родовой организации, связанной происхождением от одного предка, возникают брак и семья – система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве и имеющая исторически определенную организацию.
   Согласно Льюису Моргану, из первобытного состояния неупорядоченных отношений, вполне вероятно, довольно скоро развилась кровнородственная семья:
   «Здесь брачные группы разделены по поколениям: все деды и бабки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, то есть отцы и матери; равным образом дети последних образуют третий круг общих супругов, а их дети, правнуки первых, – четвертый круг. Таким образом, в этой форме семьи взаимные супружеские права и обязанности (говоря современным языком) исключаются только между предками и потомками, между родителями и детьми. Братья и сестры – родные, двоюродные, троюродные и более далеких степеней родства – все считаются между собой братьями и сестрами и уже в силу этого мужьями и женами друг друга. Родственное отношение брата и сестры на этой ступени семьи включает в себя половую связь между ними как нечто само собой разумеющееся».

   В первобытном обществе сексуальность воспринимается как здоровое и естественное проявление жизненных сил человека. Половая мораль первобытности допускала те степени свободы, которые для современного человека абсолютно неприемлемы. В древнем обществе считались допустимыми детские сексуальные игры, было принято раннее начало половой жизни. Как правило, первые сексуальные контакты происходили в форме добрачных сексуальных связей. Девственности не придавалось особого значения, во многих обществах было принято лишение девственности задолго до наступления брачного возраста.
   У многих народов наряду с добрачными практиковались и внебрачные половые связи. Сознанию первобытного человека были совершенно чужды мысли о том, что в интимных отношениях есть что-то постыдное и непристойное. Наскальная живопись демонстрирует изображения половых органов, а сексуальные отношения отображаются в обрядах и танцах.
   Французский этнограф Клод Леви-Строс, изучавший индейцев Америки, нарисовал примечательную картину сексуальных нравов первобытного общества:
   «Отношение намбиквара к любовным делам можно реномировать их собственной формулой: „Таминдиге мондаге“, переводимой если не изящно, то дословно: „Заниматься любовью – это хорошо“».

   В первобытном обществе выбор партнера и заключение брака были делом либо семьи, либо общины. Наличие большого количества родственников было весомым основанием для выбора претендента для брака, ведь родственники повышают престиж жениха и делают более желанной невесту. Американский этнограф Маргарет Мид описывает изумление арапеша, узнавшего о причине запрета кровнородственных браков. По его мнению, инцест – возможность «увеличить с помощью брака число радостей и число людей, которых можно любить и которым можно доверять». Подобная ситуация предъявляет особые требования к будущим супругам, ценятся отзывчивость и умение заботиться о чужой родне.
   Браки между близкими родственниками практиковали некоторые народы Азии и Европы. В Древней Греции вступать друг с другом в брак не могли дети одной матери, но зато это право было у детей одного отца. У древних египтян был возможен брак между родными братом и сестрой, а у скифов – брак между отцом и дочерью. Фараоны Египта осуществляли браки между ближайшими родственниками, чтобы сохранить в чистоте кровь фараона – земного воплощения бога Ра.
   На основании фактов, приводимых Морганом, Энгельс сделал вывод, что каждая первоначальная семья должна была раздробиться, как только возникло представление о непозволительности половой связи между детьми одной матери. При дроблении старых и при основании новых домашних общин ряд или несколько рядов сестер становились ядром одной общины, их единоутробные братья – ядром другой. Подобным путем из кровнородственной семьи произошла форма семьи, названная Морганом пуналуальной.
   Если в организации семьи первой ступенью стал запрет на половую связь между родителями и детьми, то следующим шагом в этом направлении явилось запрещение связи между сестрами и братьями, сначала только по материнской линии. Исключение половой связи между единоутробными братьями и сестрами постепенно стало правилом и закончилось запрещением брака даже в боковых линиях. Стало невозможным заключение брака между детьми, внуками и правнуками родных братьев и сестер. Считается, что «непосредственно из пуналуальной семьи, по-видимому, возник в громадном большинстве случаев институт рода».
   Первой формой брака принято считать родовой групповой брак, при котором все женщины одного рода являлись потенциальными женами всех мужчин другого рода. Такой брак чаще всего существовал в формате более или менее длительного союза одного мужчины с одной женщиной, сохраняющими право на связь с другими женщинами и мужчинами внутри одного рода. К измене относились гораздо проще, чем сейчас. Мало того, верность мужчины одной женщине рассматривалась как явление нежелательное.
   Американский ученый-антрополог Хелен Фишер объясняет:
   «Четыре миллиона лет назад первобытные мужчины, жившие на просторах африканских пастбищ, получали преимущество, если имели детей от многих женщин. Имея детей не от одной женщины, мужчина обеспечивал себе большую опору на будущее. Женщина не может рожать более одного ребенка в год (обычно она рожает ребенка раз в три-четыре года, потому что в период кормления овуляции часто не происходит). Поэтому адюльтер не мог дать ей больше детей, но давал дополнительные средства к существованию и защиту. Таким образом, неверность шла на пользу и мужчинам и женщинам. У тех, кто был склонен к адюльтеру, было больше шансов дольше прожить».

   В некоторых племенах замуж брали только уже родившую от кого-нибудь женщину – других способов проверки на бесплодие не было. Практиковалось «сексуальное гостеприимство» – мужчине, принадлежащему к дружественному племени, предлагалась на ночь одна из женщин хозяина. Жену могли предложить другу, отправляющемуся в длительное путешествие, чтобы та скрасила его одиночество в пути. У северных народов был даже так называемый переменный брак: двое или более мужчин, вступающих в такой союз, дают друг другу взаимное право на своих жен, которое осуществляется при приезде в гости, при посещении чужого стойбища. «Переменный брак» был чем-то вроде братства с обязанностями взаимной помощи и защиты.
   Отголоском группового брака является «право на невесту», когда на свадьбе с женщиной спят все мужчины племени. Потом в качестве представителей общины право «первой ночи» осуществляют представители власти – вождь, шаман, феодал, жрец.
   В групповом браке муж и жена сохраняли тесные связи со своими родами, иногда и вовсе встречались друг с другом лишь для половых сношений, причем дети принадлежали роду матери.
   Морган считает:
   «При всех формах групповой семьи неизвестно, кто отец ребенка, но известно, кто его мать. Если она и называет всех детей общей семьи своими и несет по отношению к ним материнские обязанности, то она все же отличает своих родных детей от остальных. Отсюда ясно, что раз существует групповой брак, то происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а потому признается только женская линия».

   Продолжительность жизни в 25–30 лет не давала возможности вырастить всех детей до полноценного самостоятельного возраста, остальные неизбежно оказывались на попечении молодых членов групповой семьи. Таким образом, на этом этапе групповой брак был необходимым условием выживания человечества как вида.
   Стремлением к выживанию рода оправдывается существование у первобытных народов однополых браков. Среди некоторых племен Африки бытует такое явление, как «женитьба» женщин. С помощью этого ритуала семья получает дополнительные рабочие руки либо гарантированное продолжение рода в случае смерти мужа. В племени нанди женщина в возрасте, не сумевшая произвести наследника мужского пола, может жениться на женщине, чтобы стать отцом своего сына – наследника своей «жены». При этом женщина прекращает половые отношения со своим мужем. «Жениться» женщина может и ради расширения хозяйства и увеличения престижа дома. У некоторых северных народов однополые браки представляют собой гомосексуальные отношения, где в паре двух мужчин возможно наличие приемных детей, а в паре двух женщин дети рождались от друга или родственника.
   Индивидуальные достоинства претендентов на брак определяются основными целями брака. У женщин ценится способность к деторождению и уходу за детьми, умение выполнять работу по хозяйству, а у мужчин – высокий статус в общине и удачливость в делах. Красота женщины не является определяющей причиной для заключения брака. Русский путешественник А. Ф. Миддендорф считал, что «самоед хотя и отдает жену свою внаймы, все-таки лучше иного европейца умеет ценить умственные достоинства женщины».
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация