А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Фанаты бизнеса. Истории о тех, кто строит наше будущее" (страница 1)

   Андрей Дмитриевич Кузьмичев
   Фанаты бизнеса. Истории о тех, кто строит наше будущее

   Предисловие

   Понятию «предприниматель» посвящены, наверное, тысячи трудов. Над феноменом предпринимательства, его места в хозяйственной (да и не только) жизни общества размышляли сотни великих (и не очень) экономистов, социологов, психологов (и всяких других), начиная с Ричарда Кантильона (1680–1734). В дальнейшем эту проблему всесторонне исследовали последователи новой немецкой исторической школы (начиная с Г. Шмоллера), австрийской (начиная с Ф. фон Визера) и неоавстрийской (начиная с Й.А. Шумпетера) школ, а также представители неоклассического направления, неоинституционализма, теории человеческого капитала и пр., и пр.
   И уж воистину нескончаемый поток литературы посвящен разным прикладным аспектам предпринимательства, анализу успешных стратегий, описанию лучших практик, выявлению текущих тенденций и разложению по полочкам моделей поведения в различных ситуациях. Собственно, об этом – все учебники по стратегическому менеджменту, а также бесчисленные книжки на темы «Как начать свое дело», «Как развить свое дело» и «Как прикрыть свое дело».
   Конечно же, большой популярностью пользуются конкретные истории успеха, описывающие трудный, если не мучительный (как правило, а то не так интересно) путь восхождения какого-нибудь любопытного (почему-то так обычно бывает) мальчишки (значительно реже, но чем дальше, тем все чаще – девчонки) из бедной, но хорошей (впрочем, вариантов много) семьи к вершинам предпринимательского олимпа. Подобные поучительные success story стали популярны еще во второй половине XIX в., видимо, начиная с книг Сэмюэля Смайльса (так, его книга “Self-help” (в русском переводе – «Самодеятельность»), с 1866 г. по 1904 г. (год его смерти) переиздавалась 10 раз и, кстати, была очень популярна в том числе и в России). Впрочем, как и уже совсем отечественный труд русского историка Евгения Петровича Карновича «Замечательные богатства частных лиц в России» (1874). С тех пор книги об успешных предпринимателях издавались регулярно и всегда воспринимались с неизменным интересом. Причем советская эпоха не была исключением. Так, автобиография Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» была издана в СССР в 1924 г., т. е. почти сразу после своего американского оригинала. Ну а в постсоветской России этот жанр литературы расцвел пышным цветом.
   Сейчас не проходит и месяца, чтобы отечественные издательства не порадовали бы нас или переводными, или оригинальными трудами, описывающими уроки становления какого-нибудь конкретного предприятия или предпринимателя.
   Вот одна из таких книг и представлена вашему читательскому вниманию. Она довольно необычна, несмотря на свой, как мы уже отметили, распространенный жанр. Это не просто сборник биографий предпринимателей. Автор книги, известный историк Андрей Дмитриевич Кузьмичев, встретился с рядом знаковых для нашего молодого российского предпринимательства фигура. В результате получился интереснейший документ – биографическая хроника перекликается с живыми воспоминаниями участников событий – как главных героев книги, так и других очевидцев. Все это дополняется выдержками из документов, цитатами из газет и журналов того времени, ссылками на интернет-издания, отсылками на исторические параллели… В целом получается весьма яркая полифоническая картина становления российского бизнеса 1990-х – начала 2000-х годов, со своими сомнениями, трудностями, ошибками и даже провалами. Причем в качестве главных героев выступают не привычные нам нефтегазометаллургические олигархи, получившие свои империи при разделе наследства Советского Союза, а люди, начавшие свой бизнес с нуля и при этом ставшие лидерами своего рынка. Это известнейшие и интереснейшие люди из области IT-индустрии, телекоммуникаций, ритейла, программного обеспечения. Конечно, их первое образование было не экономическое. Как правило, у лучших пионеров нашего бизнеса техническое или естественно-научное образование, причем от лучших (а значит, сложнейших) вузов. Как правило, до взлета своей собственной частной предпринимательской карьеры они прошли серьезный «курс молодого предпринимательства» – советские стройотряды, работа на ВПК в закрытых «ящиках», первые «челночные» рейсы за дефицитными импортными товарами (а дефицитным было всё). Как правило, первые бизнес-партнеры – это супруги или вчерашние однокашники. Как правило, у всех похожие проблемы роста – как найти персонал и как его уволить, как придумать и раскрутить марку, как найти свою рыночную нишу, первый страх перед финансовой отчетностью, первая встреча с потенциальными инвесторами (часто – иностранными, они как-то быстрее понимали, что к чему в российском бизнесе).
   Все эти примеры, на мой взгляд, опровергают (или, по крайней мере, ставят под серьезное сомнение) некоторые мифы о сути российского бизнеса. Во-первых, оказывается, и в России есть свои не только быстрые разумом Невтоны и Платоны, но и предприниматели, талантливые бизнесмены, рачительные собственники. И никакие разговоры про российский менталитет или национальные особенности, которые якобы мешают развитию предпринимательского духа, что называется, «не катят». Во-вторых, в России, оказывается, можно делать успешный (и большой!) бизнес не только на нефти или других полезных ископаемых. У нас огромные перспективы в области интеллектуального труда и насыщения потребительского рынка. В-третьих, в России можно начать с нуля и вырасти в крупнейшие предприниматели без явной государственной поддержки, а часто и вопреки ей. При этом не участвовать в залоговых аукционах, в программах приватизации и стать вхожим в кабинеты высокой власти не до, а после того когда ты состоялся в бизнесе и стал лидером отрасли. В-четвертых, в России, оказывается, можно делать бизнес, конкурентоспособный в мировом масштабе, и размещаться на западных биржах, и еще отбирать, который из западных инвесторов тебе лучше подходит, и войти не только в отечественную, но и в мировую элиту бизнеса. И, наконец, в-пятых, оказывается, можно стать мультимиллионером и при этом остаться нормальным человеком, с доброй душой, милыми увлечениями и чувством юмора.
   Вот таким, вроде бы и нехитрым, но не для всех очевидным, мыслям и учат книги вроде той, которая лежит перед вами.
   Алексей Саватюгин заместитель министра финансов РФ

   О благостроителях

   От автора

   Для того чтобы иметь идеи, надо было собирать факты.
Жорж Бюффон[1]

   ГЕНИЯМИ ЗАНИМАЕТСЯ…

   Альфред Ипполитович Шошар, любитель хризантем, иммортели и анютиных глазок, и к тому же один из богатейших предпринимателей Франции начала прошлого века, всю жизнь мечтал обрести славу, даря гостям и знакомым маленькие бюстики и медали со своим изображением и лаконичной надписью: «Forget me not» (не забывай меня – англ.)[2]. Андрей Коркунов обрел почет иначе: как Генри Форд и Андре Ситроен (и таких людей много на самом деле), он дал жизнь новому бренду, завоевавшему сердца и вкус многих людей. Зато его с Шошаром объединяет одно – стремление во что бы то ни стало создать свое дело. Однажды на вопрос – В каком направлении двигаться? – Коркунов ответил спокойно и основательно: «Алгоритм простой: нужно посмотреть, что сегодня развивается и что будет востребовано завтра. Необходимо понять, какая отрасль является „паровозом“, и стать „маленьким вагончиком“. Если сегодня идет мощное развитие торговых сетей, значит, чтобы обслуживать этот бизнес, необходима развитая логистика. Если развивается автомобилестроение и многие иностранные компании выходят на рынок – значит, надо подумать, какие комплектующие им понадобятся. Главное – уловить тенденцию и двигаться в этом направлении»[3].
   При всем моем уважении к таким людям, как, впрочем и к тем, кто служит бизнес-интересам нынешней власти, они – не мои герои. Герои моей книги – «паровозы», а не вагончики, потому что им всем удалось не только стоять у истоков нового дела, а иногда и целой отрасли, но и закладывать фундамент успеха бизнеса. «Путевку» в жизнь многие успешные люди, и не только из сферы бизнеса, получали, а об этом подробно описано в первой главе, – в студенческих строительных отрядах. Тогда, на мой взгляд, к двум «отрядам» руководителей бизнеса Страны Советов – командирам социалистического производства и теневикам и цеховикам – присоединился непонятный индивид, вытолкнутый из гущи студенчества на стройки пятилеток. Это поколение деловых людей, как мне кажется, сегодня формирует новую «породу» людей дела – внимательных, совестливых, служащих, каждый по-своему, Отечеству нашему. А рядом с ними, но не вровень, живут-поживают новые русские – бывшие теневики и цеховики, и кремлевские олигархи – бывшие командиры производства[4].
   Прообразом всех своих героев я считаю главного героя фильма «Гений», снятого по сценарию петербуржца Игоря Агеева. Блистательный Александр Абдулов, сыгравший советского инженера по фамилии Ненашев, волею судеб ставшего на путь предпринимательства, запомнился не только сочными выражениями: Гениями занимается исключительно Академия наук или КГБ; Как завещал товарищ Ленин – работать, работать и работать – и тогда будет много-много денежков! – но и страстью к изобретательству, т. е. созданию инноваций, позволяющих зарабатывать на людских пороках, слабостях и мечтах.
   Думаю, что мои герои серьезно обидятся на меня, если проштампую на каждом из них название фильма. Что ж, попробую на свой лад назвать их благостроителями, выделив в их биографиях и поступках то, что мне показалось важным и полезным:
   основатель «ВымпелКома» Дмитрий Зимин никогда не опаздывает и всегда верен своему слову;
   Дмитрий Новиков, основатель компании «КонсультантПлюс», и Мумин Азамхужаев, генеральный директор ООО «Катерпиллар СНГ» заставили меня по-новому взглянуть на проблему отцов и детей, а также на вопрос о лидере своей отрасли;
   Сергей Фалько, основатель компании «Фалько-Эккель», убедил меня в том, что и деловой мир не без добрых людей, а также в том, что предприниматель – особая «порода» людей;
   Давид Ян, основатель компании ABBYY, окультурил меня флешмобами и очаровал жаждой познания;
   Анатолий Карачинский, основатель компании IBS, на личном примере доказал, что предпринимателю ничто человеческое не чуждо;
   Надежда Копытина, создательница «Лёдово», заразила своей верой в высшие ценности;
   Максим Сотников, основатель компании «Комстрин», стал для меня примером нравственной позиции в непростом нашем бизнесе;
   Сергей Воробьев, председатель совета директоров компании «Ward Howell», заставил меня вновь поверить, что честность в бизнесе – лучшее оружие;
   Андрей Арофикин, управляющий директор ООО «Мерилл Линч Секьюритиз», убедил в том, что профессиональные знания на любом рынке труда всегда востребованы;
   Александр Назаренко, основатель и руководитель проекта «Берег Веры», подкупил своей убежденностью в том, что и в наше время можно построить свое будущее без оглядки на государство;
   Наталья Касперская, соосновательница «Лаборатории Касперского», генеральный директор компании «Infowatch», моя последняя героиня. Она великолепно держится и говорит, но не умничает, и не задирает нос: настоящая, как и Надежда Копытина, бизнес-леди с большой буквы!
   Хочу отдельно заметить, что я не славлю бизнесы своих героев, а лишь воздаю должное их ТРУДАМ во славу Отечества. Родившись в советское время, они сумели выковать настоящий характер лидера эпохи. Герои второй части самостоятельно выпестовали свои дела, с нуля честно создали компании и служат для меня лично эталоном в бизнесе, точнее, образцом поведения.
   Наверняка среди читателей найдутся те, кому данный вывод покажется спорным. Что ж, это дело вкуса. Приведу лишь мнение англичанина Эдмунда Борка о том, что «читать не размышляя – все равно, что есть и не переваривать». Именно поэтому, чтобы процесс чтения стал живым и приближенным к эпохе Интернета, на страницах книги помещены посты, – подглавки, – разбивающие текст на отдельные фрагменты. Напомню, что так вначале назывались цветные палочки, позволившие создать великолепную мозаику древних храмов и дворцов Месопотамии, а нынче пост (от англ. to post – отсылать, отправлять [сообщение]) давно прижился в общении и стал первым в тредах или топиках, именно с него начинается обсуждение темы. Кстати, темы каждой из историй проявляются в ГЛОССАХ (от лат. glossa – толкование слова) – это вставки текста, проясняющие, на мой взгляд, суть той или иной фразы, помогающие понять мотивы предпринимательства, описанные в двух частях книги. В первой герои-романтики вершат хорошие дела, начатые еще в далекую советскую эпоху, и торят, каждый по-своему, свою дорогу в мир бизнеса; во второй читателей ждут истории о людях дела, о том, как романтика бизнеса проникает в души людей и помогает им создавать то, что улучшает всю нашу жизнь.
   Герои книги дали мне приватные интервью (как жаль, не всё могу поместить в книгу!), но поддержку мне в написании рукописи также оказали коллеги Дмитрия Зимина по «ВымпелКому»: Феликс Айзин, Евгений Бондаренко, Валерий Гольдин, Виктория Довгань-Стабачинскене, Валерий Новоженин, Гелий Земцов и Вениамин Славкин. Отдельных слов благодарности заслуживает Игорь Ашманов, основатель компании «Ашманов и партнеры». Те же слова относятся к Артуру Яну – художнику и ресторатору.
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация