А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Анатомия страсти" (страница 19)

   Стремительный рост IQ

   Ум двигает массу.
Публий Вергилий Марон
   Интеллект в любом своем проявлении – величина не постоянная. Она может меняться как в худшую, так и в лучшую строну. Особенно наглядно это можно наблюдать на детях, лишенных необходимых условий, но имеющих возможность довольно быстро наверстывать упущенное в развитии при наличии должной заботы. Поэтому американский проект «Head Start» старается совместить в одной программе педагогические и медицинские требования для обездоленных детей дошкольного возраста. Большинство исследований этой программы отмечают заметное увеличение IQ детей в среднем на десять пунктов. К сожалению, достигнутый положительный эффект часто теряется в течение нескольких лет пребывания ребенка в обычной школе.
   В эту программу включаются дети в возрасте около трех лет, значительно позже фазы интенсивного формирования нейронной структуры мозга. Поэтому некоторые экспериментальные методы предполагают начало работы с детьми более раннего возраста. Убедительные результаты получили французские исследователи, проанализировав большое количество данных и выделив четыре категории детей:
   1. Дети родителей с низким социально-экономическим статусом (СЭС), усыновленные родителями с также низким СЭС;
   2. Дети родителей с низким СЭС, усыновленные родителями с высоким СЭС;
   3. Дети родителей с высоким СЭС, усыновленные родителями с высоким СЭС;
   4. Дети родителей с высоким СЭС, усыновленные родителями с низким СЭС, что очень редко происходит на практике, но именно такие случаи делают оценку наблюдений всесторонней (Eliot L. Was geht da drinnen vor?).
   Ученые еще раз убедились, что гены и окружение почти в одинаковой мере влияют на интеллект. При этом немаловажное значение имеет социально-экономический статус (СЭС): чем выше СЭС, тем выше IQ.
   Такое преимущество кажется на первый взгляд незначительным. Но в действительности оно отражает существенное улучшение общей ситуации в пересчете на все население планеты. И тому еще одно доказательство: с тех пор как сто лет тому назад были введены тесты IQ, каждое следующее поколение имеет более высокие показатели, чем предыдущее.
   Самый большой рост IQ наблюдается в Западной Европе и Японии, где каждое последующее поколение улучшает показатели на двадцать пунктов. В США этот рост значительно ниже, но все же весьма значителен – на три десятых пункта больше ежегодно (примерно восемь пунктов за поколение). Однако по сей день ученые спорят о том, действительно ли люди становятся все умнее или улучшение показателей тестирования можно объяснить многократным повторением упражнений и тренировок.
...
   Интеллект в любом своем проявлении – величина не постоянная. Она может меняться как в худшую, так и в лучшую строну.
   Объяснить генетикой этот эффект тоже невозможно – слишком быстро растет IQ. Чтобы гены людей с высоким IQ вытеснили генетику их менее интеллектуальных собратьев, «гении» должны были бы размножаться до абсурдности быстро. Остается одно объяснение: качественное, сбалансированное питание, снижение детской смертности, профилактическое медицинское обслуживание, хорошее образование и родительское внимание – все это влияет на рост IQ в индустриально развитых странах.
   Многие ученые указывают на еще одну важную тенденцию, существенно влияющую на наш коллективный интеллектуальный потенциал. Учитывая то, что рост IQ при визуально-пространственной переработке значительно выше, чем при речевой, ученые предполагают, что причина – во все расширяющемся спектре средств массовой информации. С каждым поколением мир «картинок» – от фотографии к компьютерной графике – становится все сложнее и требует от молодого поколения все больших умений в освоении визуального мира. Последние исследования показали, что мышление неразрывно связано с деятельностью мозга, которая, с точки зрения эффективности, может быть оценена посредством характеристик, являющихся базовыми для определения уровня интеллекта.
   Мозг – сложная функциональная нейробиологическая система, реализующая многофакторные процессы, направленные на прием, переработку информации и принятие соответствующих решений. Весь этот процесс представляет собой, в сущности, рождение в каждое мгновение нового интеллекта. Многие считали, что функционирование человеческого мозга не подчиняется никаким схемам и правилам и для нас останется навсегда загадкой природы. Накопленные нейрофизиологией и нейробиологией данные свидетельствуют, что не существует «лишних» клеток или нейронов в мозге – все они представляют собой основу многоступенчатой электрохимической схемы, которая работает по своим особым законам и правилам. Любое повреждение или удаление участка мозга изменяет личность. Когда мы говорим о личности, то прежде всего хотим выделить характерные особенности, отличающие ее от окружающих.
   13 сентября 1848 г. с мастером-строителем Ф. Гейгом, занимавшимся подрывными работами, произошел несчастный случай. Заостренный прут толщиной в три сантиметра и длиной сто сантиметров насквозь пробил его лицо, череп и мозг. Гейг был оглушен, но пришел в сознание, и мог не только говорить, но и передвигаться. Он прожил после этого тринадцать лет. Уже сам факт выживания – экстраординарное событие. Но личность Гейга изменилась, человек полностью переродился. До происшествия Гейга характеризовали как ответственного, интеллигентного и компетентного человека. Первые признаки изменения личности проявились уже в процессе выздоровления. По прошествии некоторого времени перемены стали еще более драматичными.
   В физическом смысле Гейг полностью поправился, не было заметно никаких нарушений в движениях и речи, он свободно усваивал новый материал, память его не была нарушена, но он стал непочтительным, эксцентричным и безответственным, потерял доверие окружающих и в конце концов окончил свою жизнь бродягой. Когда Гейг умер, вскрытие произведено не было, хотя его лечащий врач Д. Харлоу предполагал, что изменение личности Гейга явилось следствием повреждения префронтального участка мозга. Харлоу убедил семью произвести эксгумацию через пять лет после смерти Гейга, чтобы его череп мог стать объектом медицинских исследований. Череп и металлический прут сейчас находятся в Анатомическом медицинском музее Уоррена Гарвардского университета.
   Хотя методики и теории нейрологии и бионейрологии продвинулись гораздо дальше со времен Гейга, изучение взаимоотношений различных областей мозга, нервной системы и поведения личности в основном все еще опирается на опыты с животными и, к счастью, редкие несчастные случаи. Однако изучение отклонений поврежденных областей мозга человека и сравнение этих выводов с результатами опытов над животными дают неоспоримые доказательства наличия участков обработки эмоциональной и фактической информации в человеческом мозге и их влияние на поведение. Еще до недавнего времени мозг обычных людей не мог служить оптимальной основой исследований. Не представлялось возможным использовать его в качестве объекта систематических повреждений. Именно это не позволяло соотносить повреждения определенных его участков с изменениями личности. Современные щадящие методы исследований (например, изображение скрытых структур мозга на мониторе) позволяют получать все больше данных об аномалиях функционирования мозга и его отдельных частей и сравнивать их с нормальным состоянием. Таким образом, можно определить так называемую степень отклонения от нормы или ущемленность функций мозга и, соответственно, нарушение интеллектуального потенциала и норм поведения (Эйзлер А. Болезнь Альцгеймера – чума XXI века).
   На параметры поведения и характеристики человеческой личности оказывают воздействие не только обособленные функции различных областей мозга. Их сложные взаимные влияния и создают тот уникальный образ, который мы воспринимаем. Особенно очевидно эти взаимосвязанные явления проявляются при развитии болезни Альцгеймера, когда не только изменяется интеллектуальный потенциал, но и сама личность и ее поведение претерпевают неудержимую деградацию.
   Ткань мозга, состоящая из различных генетических структур, также оказывает влияние на его функциональную работоспособность, определяя интеллектуальный потенциал личности. Окружающая среда завершает и оттачивает процесс ее становления. Характерной чертой воздействия внешней среды на переработку именно эмоциональной информации является влияние ситуаций. Значение ситуационных факторов очень тесно связано с эмоциями и как следствие – с гормональным зеркалом и поведением.
   Если, например, оценка наследственности переносится на личностные характеристики, например общительность, то легко вообразить существование «гена общительности». Но в действительности все гораздо сложнее. Несмотря на огромные успехи генной технологии, однозначного непосредственного участия генов в создании психологического образа человека до сих пор не установлено. Не существует прямой биологической тропы от генетического материала к общительности или к другим характеристикам личности, например депрессивности. Вместо этого прямого взаимодействия или взаимозависимости существуют своеобразные «мостики», соединяющие эти биологические образования с психологическими характеристиками личности. В частности, к ним относятся гормоны. В образовании гормонов участвуют гены, создающие генетический код, благодаря которому биологические структуры образуют различные протеины (энзимы). Под воздействием окружающей среды они приводят к созданию таких биологических соединений, как синапсы, гормоны и нейротрансмиттеры. Эти биологические образования совместно с внешними факторами оказывают влияние на формирование поведения и создание определенных характеристик личности.
...
   Ткань мозга, состоящая из различных генетических структур, также оказывает влияние на его функциональную работоспособность, определяя интеллектуальный потенциал личности.
   Еще внимательный наблюдатель Дарвин измерил головы многих кроликов и установил, что выросшие в неволе зверьки имеют гораздо меньший объем головы, чем их собратья, живущие на свободе. По сравнению с дикими домашние кролики не подвержены таким стрессовым ситуациям, как поиск пищи или страх самому стать обедом хищника. Образ жизни этих животных на воле постоянно мобилизует и тренирует мозг, развивает интеллект, инстинкт, органы чувств, двигательный аппарат.
   То, что сегодня кажется само собой разумеющимся, стало ясным только спустя столетие, когда нейробиологи начали, наконец, понимать, в какой степени окружающая среда влияет на развитие структур мозга, а также и то, что генетическое воздействие на поведение и индивидуальность осуществляется во взаимодействии с внешними условиями через посредничество биохимических структур организма.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация