А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Photoshop CS4 для фотографов" (страница 10)

   Глава 3
   Коррекция изображения в программе Adobe Photoshop

   В предыдущей главе мы описали методы коррекции изображения средствами Adobe Camera RAW. Но, возможно, далеко не все будут использовать этот модуль (особенно если ваша камера не умеет сохранять снимки в RAW). Если дело касается изображений в форматах JPEG или TIFF, их сразу можно обрабатывать в программе Photoshop, минуя Camera RAW.
   Мы уже выяснили, что практически любой снимок, полученный с фотокамеры, может выглядеть лучше. Для этого надо выполнить его коррекцию: настроить баланс белого, откорректировать цвета, яркость, контрастность и другие свойства. В Photoshop для этого есть все необходимые инструменты.

   Корректирующие слои

   Документ Photoshop, как правило, содержит несколько слоев. Слои накладываются друг на друга, они могут иметь разную степень прозрачности, разные режимы смешивания пикселов, содержать разные изображения, текст, а также корректирующие слои. Корректирующие слои невидимы и включают настройки определенного параметра. Можно создать отдельные корректирующие слои для настройки яркости и контрастности, уровней, цветового баланса и т. д.
   Что дает применение корректирующих слоев? Многие пользователи, ранее работавшие с программой Photoshop, знают, что корректирующие инструменты собраны в меню Image → Adjustments (Изображение → Настройки) и, по сути, выполняют те же действия, что и корректирующие слои. Но преимущество корректирующих слоев неоспоримо:
   • корректирующий слой воздействует на все слои, расположенные ниже, а не на отдельный слой;
   • в любой момент вы можете изменить настройки корректирующего слоя или удалить корректирующий слой, отменив его действие;
   • корректирующие слои можно менять местами, что также влияет на параметры изображения.
   Новшеством в версии CS4 программы Photoshop является наличие палитры Adjustments (Настройки), с помощью которой можно быстро создать любой корректирующий слой и настроить его параметры. В предыдущих версиях Photoshop корректирующие слои создавались с помощью команд меню, а параметры этих слоев устанавливались в отдельных диалоговых окнах.
   Палитра Adjustments (рис. 3.1) отображается по умолчанию и расположена в правой части окна программы. Если вы не видите эту палитру, выполните команду меню Window → Adjustments (Окно → Настройки).
   Рис. 3.1. Палитра Adjustments

   Палитра Adjustments содержит 15 значков и список некоторых предустановок для настроек корректирующих слоев. Значки означают типы доступных корректирующих слоев. Название слоя (которое, кстати, описывает характер коррекции) появляется в верхней части палитры Adjustments при наведении указателя мыши на тот или иной значок. Например, наведите указатель на четвертый слева значок в верхнем ряду. В верхней части палитры отобразится название Exposure (Экспозиция). Если щелкнуть по данному значку, будет создан слой для коррекции экспозиции, а на самой палитре Adjustments появятся настройки слоя – элементы управления для коррекции экспозиции. То есть содержимое данной палитры меняется в зависимости от назначения выбранного корректирующего слоя (рис. 3.2).
   Рис. 3.2. Настройки на палитре Adjustments

   Создание и удаление корректирующего слоя

   Начнем, пожалуй, с самого простого.
   Вам понадобится графический файл (фотография или картинка). Загрузите его в Photoshop: File → Open (Файл → Открыть).
   Создадим корректирующий слой, с помощью которого можно регулировать яркость и контрастность изображения.
   1. Щелкните по значку Brightness/Contrast (Яркость и контрастность) на палитре Adjustments (это первый значок в верхнем ряду). На палитре отобразятся ползунковые регуляторы для настройки яркости и контрастности.
   2. Перемещая регуляторы Brightness и Contrast, отрегулируйте яркость и контрастность изображения.
   Все просто, не правда ли? Обратите внимание, что на палитре Layers (Слои) появился новый слой Brightness/Contrast. Это и есть созданный вами корректирующий слой (рис. 3.3).
   Рис. 3.3. Добавлен корректирующий слой

   Слева от значков слоев на палитре Layers находятся флажки в виде глаза. С их помощью можно скрыть и отобразить содержимое слоя. Так как корректирующий слой уже является невидимым, данный флажок просто отключает его действие. Если вы снимете флажок в виде глаза, яркость и контрастность изображения вернутся к исходным, но все настройки корректирующего слоя при этом сохранятся, то есть вы не удалите корректирующий слой, а просто отключите его. Как только вы снова установите флажок, к слою с изображением опять будут применены установленные вами настройки яркости и контрастности.
   Ранее созданный корректирующий слой можно удалить. При этом будут удалены и произведенные в нем настройки (соответственно, корректировки изображения, сделанные с использованием данного слоя, будут отменены).
   Удалить корректирующий слой можно одним из следующих способов:
   • выделить корректирующий слой на палитре Layers и щелкнуть по кнопке с изображением корзины в нижней части палитры Adjustments;
   • выделить корректирующий слой на палитре Layers и щелкнуть по кнопке с изображением корзины на палитре Layers;
   • выделить корректирующий слой на палитре Layers и нажать клавишу Delete.
   В двух первых случаях на экране появится запрос, в котором надо подтвердить намерение удалить слой. Восстановить удаленный слой (со всеми его настройками) можно только с помощью операции отмены последнего действия (Ctrl+Z).
   К одному и тому же изображению можно применить несколько корректирующих слоев. Обратите внимание: если в данный момент выделен корректирующий слой, то на палитре Adjustments отображаются настройки параметров этого слоя. Значков, с помощью которых создаются корректирующие слои, мы не видим.
   1. Щелкните по кнопке с изображением стрелки в левом нижнем углу палитры Adjustments. На палитре вновь отобразятся значки корректирующих слоев.
   2. Щелкните по значку Exposure (Экспозиция) на палитре Adjustments. На палитру Layers будет добавлен новый корректирующий слой Exposure (рис. 3.4), а на палитре Adjustments отобразятся элементы управления для настройки экспозиции.
   Рис. 3.4. К изображению добавлено два корректирующих слоя

   Теперь изображение содержит три слоя. Нижний слой – само изображение, над которым мы работаем, а верхний и средний слои – созданные нами корректирующие слои. Один из этих слоев предназначен для настройки яркости и контрастности, а второй – для коррекции экспозиции.
   На палитре Adjustments отображаются инструменты выделенного в данный момент слоя, то есть элементы управления для настройки экспозиции. При щелчке по слою Brightness/Contrast на палитре Adjustments появятся регуляторы настройки яркости и контрастности. Если же выделить слой с изображением, на палитре Adjustments отобразятся значки, с помощью которых создаются корректирующие слои. Это очень удобно, поскольку такой подход (впервые реализованный именно в версии CS4 программы Photoshop) позволяет избавиться от лишних диалоговых окон, которые приходится постоянно двигать, чтобы видеть корректируемое изображение. Настройки корректирующего слоя на палитре Adjustments в любой момент можно изменить; достаточно просто выделить нужный корректирующий слой.
   Итак, как видите, технология создания корректирующих слоев и работы с ними достаточно проста. Для любителей работать по старинке сохранилась возможность создавать корректирующие слои из меню Layer → New Adjustment Layer (Слой → Новый корректирующий слой), но настройка слоев все равно производится на палитре Adjustmets, а не в отдельных диалоговых окнах, как в предыдущих версиях Photoshop.

   Виды корректирующих слоев

   На палитре Adjustments располагаются 15 значков. Именно столько видов корректирующих слоев существует в программе Photoshop. Зачем так много? Скорее всего, все они вам не пригодятся. Где-то будет достаточно просто изменить яркость, где-то – цветовую насыщенность, где-то – откорректировать цветовой баланс. Возможно, некоторые виды корректирующих слоев вы вообще никогда не примените. Кому-то, например, совершенно не нравится работать с инструментом Curves (Кривые). И это нормальная практика. Каждый выбирает инструменты, которые считает наиболее удобными.
   Многие инструменты коррекции повторяют инструменты, которые мы уже описали в главе, посвященной Camera RAW. Мы остановимся на них кратко, а инструменты, с которыми еще не сталкивались, рассмотрим подробнее.
   Brightness/Contrast (Яркость и контрастность)
   Здесь все ясно. С помощью данного корректирующего слоя настраивается общая яркость и контрастность, причем настройки одинаково влияют на все яркостные диапазоны изображения.
   Если установить флажок Use Legacy (Использовать прежние), то регулируемый диапазон яркости и контрастности существенно расширится (рис. 3.5). Иногда данный флажок позволяет «вытянуть» малоконтрастное изображение, но пользоваться им нужно осторожно: можно сильно исказить цвета и потерять детализацию на темных и светлых участках изображения.
   Рис. 3.5. Флажок Use Legacy не установлен (слева) и установлен (справа)
   Levels (Уровни)
   Коррекция уровней наиболее часто используется при обработке изображений. При умелом оперировании уровнями иногда можно обойтись без настройки яркости и контрастности, добившись качественной картинки с сочными цветами.
   Элементы управления для настройки уровней на первый взгляд несколько пугают (рис. 3.6). Мы видим гистограмму с тремя ползунками. Еще ниже расположена шкала с черно-белым градиентом, которая тоже содержит два ползунка. Однако здесь все просто.
   Рис. 3.6. Настройки корректирующего слоя Levels

   Гистограмма показывает распределение тонов на изображении. Левая ее часть – область теней, правая – область светлых тонов. Как видите, гистограмма завышена в правой части. Это означает, что светлые тона на снимке преобладают.
   Левый и правый ползунки под гистограммой устанавливают минимальный и максимальный уровни яркости для данного изображения. Иными словами, с помощью этих ползунков можно указать уровень яркости, который будет считаться черным и белым цветом. По умолчанию ползунки находятся в крайней левой и крайней правой позициях гистограммы.
   Попробуем разобраться, что представляет собой гистограмма. Это график, состоящий из 256 «столбиков». «Столбики» очень тонкие и поэтому сливаются друг с другом. Каждый «столбик» соответствует конкретному уровню яркости в изображении (их 256), а высота «столбика» определяется количеством точек в изображении, имеющих соответствующую яркость.
   Итак, самый правый «столбик» гистограммы показывает количество максимально яркого цвета (белого). Передвинув правый ползунок немного влево, примерно на 1/5 от общей ширины гистограммы, мы установим его примерно под двухсотым «столбиком», который, естественно, отображает количество не самых ярких точек изображения. Но, перетащив ползунок в данную позицию, мы даем программе команду считать максимальной именно эту яркость. Изображение тут же становится ярче, поскольку точки с уровнем яркости 200 осветляются до уровня 255. При этом все остальные цвета изображения пересчитываются, то есть повышается и яркость всех остальных точек.
   Однако этим мы сужаем яркостной диапазон изображения. Теперь изображение содержит всего 200 градаций яркости, что может привести к засвеченным областям в диапазоне яркости 201–255 (все точки этого диапазона в результирующем изображении будут иметь максимальный уровень яркости).
   Обратный эффект имеет перемещение левого ползунка вправо. Черный цвет присваивается менее темным точкам, в результате чего темные области на изображении сливаются. Все остальные цвета корректируются, и общая яркость изображения уменьшается. Но в результате сужения тонового диапазона повышается контрастность, то есть говорить о том, что изменение уровней влияет на яркость, было бы не совсем верным.
   Казалось бы, зачем нужен этот инструмент, если он сужает тоновый диапазон, в результате чего мы получаем засвеченные или чрезмерно темные области на изображении? Вот пример. Обратите внимание на рис. 3.7.
   Рис. 3.7. Исходное изображение

   Фотография выглядит какой-то блеклой. Правая часть гистограммы (гистограмму для удобства мы поместили прямо на фотографию) содержит пустой участок. Последний «столбик» гистограммы расположен примерно на отметке 220. Это означает, что на фотографии нет белого цвета (255). Мы вполне допускаем, что такие фотографии бывают. Но все же передвинем правый ползунок гистограммы на окончание графика. В нашем случае это уровень 223 (указывается в поле под ползунком).
   Картинка заметно посветлела, хотя остается недостаточно контрастной. Обратите внимание на левую часть гистограммы. По небольшой ровной площадке можно догадаться, что фотография не содержит абсолютно черных точек. И такое может быть. Но если мы перетащим ползунок на начало графика (отметка 19), контрастность фотографии увеличится. Фотография приобретет более «солнечный» вид. Снимок будет достаточно хорошо смотреться, хотя мы существенно уменьшили его тоновый диапазон (рис. 3.8).
   Рис. 3.8. Уровни настроены

   Средний (серый) ползунок под гистограммой определяет, какой цвет считать серым. По умолчанию ползунок находится посередине гистограммы, что означает, что серый цвет имеет яркость, равную 128 (напомним, что общая яркость имеет 256 градаций). В сером цвете белый и черный цвета представлены в равных пропорциях. Мы можем указать программе другую градацию яркости для серого, передвинув данный ползунок. Перетащив ползунок под пик гистограммы, мы придадим снимку сумеречный вид (рис. 3.9), окрасив преобладающие в изображении точки в серый цвет. Фасад здания, как видите, хорошо освещается, а задний план фотографии находится в тени, что создает иллюзию восходящего или заходящего солнца. Дело в том, что, перемещая серый ползунок, вы не влияете на абсолютно белые и черные точки, смещая лишь яркость промежуточных уровней. Вот почему фасад остается освещенным: на нем преобладают светлые тона, на которые не оказывает влияние смещение серого ползунка.
   Рис. 3.9. Уровни серого смещены

   При смещении серого ползунка происходит перераспределение тонов. Если ползунок смещается вправо, между ним и белым ползунком остается меньше промежуточных уровней, а это приводит к повышению контрастности светлых участков изображения. Тени, наоборот, становятся менее контрастными, поскольку количество промежуточных уровней между серым и черным цветом увеличивается.
   Устанавливать уровни можно и другим способом. Обратите внимание на три кнопки с изображением пипетки в левой части палитры Adjustments. Если присмотреться, нижние части этих пипеток окрашены в черный, серый и белый цвет. Активируйте белую пипетку и щелкните по участку фотографии, который, по вашему мнению, должен быть абсолютно белым. Этот участок (и все участки с такой же или более высокой яркостью) получит максимальный уровень яркости. При этом произойдет перерасчет всех промежуточных уровней яркости на изображении. Так же действуют черная и серая пипетки.
   Под гистограммой находится градиентная линейка с двумя ползунками, с помощью которых можно задать начальный и конечный уровни яркости картинки. Если передвинуть правый (белый) ползунок влево, например на отметку 210, точки изображения, имеющие максимальную яркость, будут иметь уровень яркости не более 210 – абсолютно белых точек на изображении не будет, как бы мы ни старались. Перемещая черный ползунок вправо, мы осветляем самые темные точки изображения до желаемого уровня.
   Теперь обратим внимание на раскрывающийся список над гистограммой. В этом списке выбирается канал для работы с уровнями. Изображение в цветовой модели RGB состоит из трех каналов: красного, зеленого и синего, и в каждом канале описывается яркость точек соответствующего цвета. Мы работали со смесью всех трех каналов, которой соответствует пункт RGB в списке.
   Уровни можно изменить отдельно для любого канала. Выберем, например, канал Blue (Синий). Гистограмма будет отображать уровни яркости синего канала. Присвоив самой яркой синей точке максимальную яркость (для этого надо переместить белый ползунок в конец графика гистограммы), мы получим картинку, в которой преобладают синие тона (рис. 3.10). Правда, сузив тоновый диапазон синего канала, мы сильно уменьшим количество переходных цветов, и в результате на нижней части неба появится шум.
   Рис. 3.10. Изменены уровни для канала Blue

   Таким образом, с помощью уровней можно корректировать не только общий тоновый уровень изображения, но и тоновый уровень каждого отдельного канала.
   В раскрывающемся списке Levels палитры Adjustments можно выбрать одну из включенных в программу Photoshop предустановок уровней. Например, предустановка Midtones Darker (Средние тона темнее) автоматически передвигает серый ползунок правее, делая средние тона более темными. Но лучше корректировать уровни вручную, полагаясь на свое зрение и вкус.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [10] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация