А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Защита интересов предпринимателей потребительского рынка" (страница 1)

   А.Г. Семенников, А.Е. Корягин
   Защита интересов предпринимателей потребительского рынка

   ЧТО УГРОЖАЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ?

Вместо предисловия
   К сожалению, времени, чтобы читать предисловия и вступления, просто нет. Вы уже на поле битвы. Потому что каждый, кто решил посвятить свои предпринимательские способности потребительскому рынку – производству товаров народного потребления, торговле или оказанию услуг, – обречен жить на военном положении и действовать в чрезвычайных условиях. Здесь почти никто не объявляет войну друг другу, здесь ее просто постоянно ведут. Жестко, часто без правил и без жалости. Для того чтобы сохранить и развить свое дело, добиться успеха и уважения, потребуется огромное и постоянное напряжение сил и воли. Буквально ежедневно предприниматели малого и среднего бизнеса подвергаются стрессам и испытаниям, поэтому уверенность в своих силах должна стать привычкой.
   Слегка изменив высказывание «отца народов» о советских наркомах, можно сказать, что для того, чтобы быть предпринимателем, требуются бычьи нервы и неиссякаемый оптимизм. Конечно, главное – в свое дело и в себя нужно верить. Но еще необходимо знать, какие риски и опасности ждут предпринимателя, и научиться их предвидеть. Именно знания в наше время становятся основным преимуществом в борьбе с конкурентами, коррупционерами, любыми недоброжелателями. Знания в широком понимании – людей, законов, маркетинга, психологии… угроз. Эта книга подготовлена с целью расширить правовые знания участников потребительской сферы и дать рекомендации по защите их бизнеса от современных угроз.
   Никого не бойтесь, никогда не отступайте и никогда не сдавайтесь!

   Какие основные проблемы на сегодня могут возникнуть у предпринимателей, действующих на потребительском рынке – в сфере торговли и оказания услуг?
   Опросы, проводимые среди предпринимателей и практика защиты их интересов, в первую очередь из числа так называемого малого и среднего бизнеса, свидетельствуют о следующих проблемах, возникающих у предпринимателей.
   Проблемы с арендой мест торговли. Арендодатели часто меняют размер арендной платы, нарушают условия договора при продлении сроков аренды, требуют оплаты части аренды наличными средствами без оформления платежных документов, устанавливают новые дополнительные, ранее не оговоренные условия, невыгодные предпринимателю.
   Административная рента. Представители контрольно-надзорных органов, местной власти и милиции занимаются поборами с предпринимателей, в том числе при согласовании, выдаче или продлении различных необходимых разрешительных документов.
   Проверки. Несмотря на формальное сокращение полномочий контрольно-надзорных органов, проверки продолжаются, но стали более предвзятыми и часто проводятся с нарушением регламентов и законодательства. Основной проблемой стали проверки Роспотребнадзора, «пожарных» и проводимые органами милиции как «оперативно-розыскные мероприятия», в ходе которых происходит изъятие товара без предусмотренного законом оформления, присутствия понятых и с другими нарушениями.
   Проверки общественными организациями. Как правило, проверки общественных организаций по защите прав потребителей, точнее сказать – лжеобщественных, не наносят какого-либо значительного ущерба, но мешают работе.
   Агрессивные потребители. Покупатели, которые настроены агрессивно, встречаются. Часто их претензии являются обоснованными, но выражают они их бурно и эмоционально. Также претензии могут носить и неправомерный характер, когда потребитель готов «качать свои права» при любой ситуации. Обычно больших проблем такие ситуации не создают, но нервы, как говорится, потрепят.
   Покупатели – «экстремисты», или, как их называют, «потребиллеры». Такие потребиллеры среди покупателей встречаются. Как правило, это герои-одиночки. В число потребиллеров могут входить и пенсионеры, и студенты, и просто «городские сумасшедшие», которые неплохо освоили Закон РФ «О защите прав потребителей» и Гражданский процессуальный кодекс. По характеру они – сутяжники, в суд ходят как на работу, надоедают даже судьям, перед которыми потребиллеры не комплексуют, а те, в свою очередь, предпочитают с ними не связываться, принимая и удовлетворяя иски. Устроить проблемы покупатели-«экстремисты» могут даже крупным торговым сетям. Обычная их специализация – поиск продуктов с просроченным сроком годности или с другими признаками нарушений правил торговли продовольственными товарами.
   Воровство. Воруют и покупатели, и сотрудники, в том числе и менеджеры – руководители среднего звена.
   Некачественный товар. Поставщики могут поставлять некачественные продукты питания, фальсификаты и подделки. Отвечать в таком случае придется в первую очередь продавцу.
   Возбуждение уголовного дела. На сегодня это, пожалуй, самая серьезная угроза для бизнеса. Чем выше предприниматель поднимается в своем деле, тем больше шансов, что он привлекает внимание конкурентов, правоохранительных органов и других властных структур, которые готовы через возбуждение уголовного дела против предпринимателя воздействовать на него с целью получения денег или просто забрать если не сам бизнес, то его клиентов или его местную нишу. Поводов для уголовного преследования сегодня достаточно.
   Преступники. На предпринимателей с целью завладения их имуществом, продолжают нападать различные преступники – откровенно грабить, вымогать, организовывать кражи со взломами и т. д.
   Совокупность этих и других факторов риска, незащищенность в целом предпринимателей малого и среднего бизнеса, их зависимость от чиновничьего и милицейского произвола, несовершенство законодательства делают предпринимательство в сфере потребительского рынка тяжелой и нестабильной деятельностью, сопряженной с серьезными угрозами как организации, так и лично предпринимателям.

   Что можно посоветовать предпринимателям для защиты своих интересов и бизнеса?
   В основе защиты бизнеса лежит следующее: соблюдение предпринимателем законодательства, правовая грамотность, наличие (не обязательно в штате, можно – на договоре) профессионального юриста и адвоката, конструктивное взаимодействие с органами местного самоуправления (например, через участие в социальных программах), наличие поддержки со стороны заинтересованных общественных структур и профессиональных объединений. Необходимо предвидеть проблемы и уметь быстро и адекватно на них реагировать. Система эффективной защиты бизнеса формируется не сразу для этого требуется время. Часто предприниматели недооценивают свои риски и угрозы, которые существуют, или переоценивают свои возможности (например, возьмем кредит, а чем отдавать – решим потом).
   Для предпринимателя из сферы малого и среднего бизнеса особенно важно придерживаться основных правил для обеспечения безопасных условий при осуществлении своей деятельности и совершать достаточно простые и доступные действия по их предотвращению. Об этих основах – в следующих главах настоящей книги.

   1
   УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

   Проверки сокращаются. Угрозы растут

   Генеральная прокуратура Российской Федерации регулярно публикует данные, свидетельствующие об уменьшении внеплановых проверок предпринимателей различными контролирующими органами. В середине 2010 года Генпрокуратура подвела очередные итоги по надзору за законностью осуществления контролирующими органами контрольно-надзорных функций. По оценке прокуратуры, наблюдается тенденция к снижению числа обращений за согласованием внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отмечая при этом, что в проведении каждой второй такой проверки отказывается по причине отсутствия для нее оснований. По мнению ведомства, такие данные говорят о взвешенном подходе контролирующих органов к реализации контрольно-надзорных функций и эффективности принятого Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Таким образом, как считают правоохранители, деловой климат для малого и среднего бизнеса улучшается.
   В то же время – в июле 2010 года – были опубликованы данные ВЦИОМа по итогам ежегодного исследования взаимоотношений российского бизнеса и власти, которые говорят о существовании другого мнения, уже самого бизнес-сообщества. Социологи, проводившие опрос по заданию Российского союза промышленников и предпринимателей, пришли к выводу, что развитию бизнеса все больше препятствует система лицензирования, контроля и надзора.
   Действительно, Федеральный закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственными органами контроля (надзора) и муниципального контроля» немного изменил расстановку контролирующих сил на правовом поле предпринимательства, но ничего не изменил по существу для самих предпринимателей. Произошла очередная «перегруппировка сил и средств» корпуса контролирующих структур. Милиционерам теперь запрещено проводить проверки малого и среднего бизнеса, этим делом занимаются только контролирующие органы под надзором прокуратуры, который, впрочем, прокуратура осуществляла и раньше. За сотрудниками же органов внутренних дел сохранены полномочия выявлять злоупотребления со стороны этих самых контролирующих органов, пожарных, таможенников, чиновников и других нечестных на руку служащих, что само по себе немало. При этом, как сообщил один высокопоставленный руководитель Министерства внутренних дел в средствах массовой информации, данный Закон не внес серьезных изменений в деятельность их подразделений и ограничений права и возможности органов, а, наоборот, способствовал положительным сдвигам в работе. С этим утверждением, безусловно, согласятся и сами сотрудники соответствующих подразделений органов внутренних дел. Освободившись от контрольных функций, милиционеры смогли полностью посвятить себя настоящей работе, в том числе сконцентрироваться на проведении оперативно-розыскных мероприятий. Многие предприниматели из числа малого и среднего бизнеса уже хорошо узнали, что это такое. Теперь, если милиционеры получают информацию о том, что организация или индивидуальный предприниматель нарушает законодательство, они обязаны проверить поступившие к ним сведения в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». На основании этого Закона они могут проводить обследование помещений, изымать документы и делать достаточно много других нехороших для бизнеса действий. Никаких санкций прокурора или решений суда для такой деятельности не требуется. После завершения проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы передаются в следственные органы для возбуждения уголовного дела. При этом многие бизнесмены и даже их адвокаты пока не уловили особенности Закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственными органами контроля (надзора) и муниципального контроля» и путают понятия проверок и оперативно-розыскных мероприятий, считая, что милиционеры вообще не могут появляться в их организациях. Правда, этот пробел в правовом образовании быстро исчезает, вытесненный пониманием своего процессуального положения. О возрастающих угрозах для предпринимателей свидетельствуют цифры и факты уходящего 2010 года, которые приводят сами правоохранительные органы. Но именно поэтому, прежде чем их приводить, необходимо сказать, что в правоохранительных органах действительно идет война за чистоту своих рядов и «чужих» среди сотрудников органов выявляют чаще всего службы собственной безопасности этих структур. Так, например, каждые девять из десяти задержанных взяточников в МВД – результат именно внутрисистемной работы. Открытой для общественности и прессы является деятельность Департамента собственной безопасности МВД России, возглавляемого генерал-лейтенантом милиции Юрием Драгунцовым. Именно статистика ДСБ свидетельствует об активной борьбе с правонарушениями в самой милиции. По данным Департамента за 2009 год, к уголовной ответственности было привлечено 4202 милиционера. Также нужно отметить, что МВД России – единственное ведомство, открыто заявившее показатели о нарушениях законности своими сотрудниками. По содержанию большинство обращений, поступающих в Департамент собственной безопасности МВД, связано с неправомерными действиями руководящего звена органов внутренних дел, значительный объем жалоб поступает от предпринимателей и связан с нарушениями сотрудниками милиции в процессе расследования уголовных дел и проведением проверок финансово-хозяйственной деятельности коммерческих структур, что свидетельствует о продолжающемся давлении на бизнес. Одновременно можно констатировать следующие негативные тенденции: преступления в отношении предпринимателей становятся более тяжкими, методы изъятия денежных средств у бизнесменов разнообразнее, а размеры требуемых сумм все значительнее. При этом никто из предпринимателей сегодня не застрахован от того, чтобы попасть под пресс рейдеров, коррупционеров, сотрудников правоохранительных и контролирующих структур, которые часто действуют во взаимодействии друг с другом и с привлечением членов преступных сообществ. Противостоять таким «наездам» в одиночку практически невозможно. Для защиты своих интересов предприниматели должны также объединяться, заключая «союзы» с активными правозащитными организациями, честными и принципиальными общественными и политическими лидерами, чтобы, объединяя усилия, противостоять угрозам бизнесу.
   Как же сегодня «кошмарят» отечественный бизнес и по каким статьям Уголовного кодекса можно привлечь к ответственности наших предпринимателей?
Чтение онлайн



[1] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Навигация по сайту


Читательские рекомендации

Информация