А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Календарь православных праздников до 2014 года" (страница 2)

   4 января 2009 г.

   Воскресенье
   Рождественский пост
   Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304) – ей молятся о помощи в родах

   Состояние духа познается по добрым делам. Отцы их называют в следующем порядке:
   1. Правда – от смерти избавляет.
   2. Чистота – к Богу приводит.
   3. Любовь – где она, там Бог пребывает.
   4. Труд – телу честь, а душе польза.
   5. Послушание – дело святое и скорый путь к спасению.
   6. Смирение – со благодарением, его и сам сатана трепещет.
   7. Воздержание.
   8. Рассуждение.
   9. Неосуждение – всех добродетелей выше.
   10. Покаяние – радость Богу и Ангелам.
   11. Молитва с постом – с Богом соединение.
   12. Милость – дело Самого Бога.

   «Всякому доброму делу, – как говорит святой Ефрем Сирин, – ненавистник добра – демон – противопоставил худое дело:
   милостыне противостоит корысть;
   подвижничеству – самомнение;
   бдению – обвинение в сонливости;
   молитве – леность и рассеянность;
   нестяжательности – скупость;
   любви – лесть;
   странноприимству – холодность или чревоугодие.

   5 января 2009 г.

   Понедельник
   Рождественский пост
   Преподобный Нифонт, епископ Кипрский – ему молятся при разных недугах

   Преподобный Нифонт, епископ Кипрский родился в Малой Азии, получив хорошее образование, в юности проводил весьма рассеянную жизнь. Осознав греховность подобной жизни, он раскаялся и принял иночество. Угодив Господу своими подвигами, получил дар предвидения и чудотворения. Почти всю жизнь находился в борьбе с нечистыми духами и всегда побеждал их с Божией помощью. Своими «прозорливыми очами» преподобный Нифонт видел, как души разлучаются с телами, как ангелы по воздуху несут праведную душу, как задерживают ее на пути темные силы, находившие в ней какие-либо грехи; слышал, как ангелы спрашивают у ангела-хранителя души, совершила ли она эти грехи, омыла ли их слезами покаяния. Слышал, как ангелы изрекали следующие, отрадные для кающихся грешников слова: «Все грешники, исповедующие грехи свои со слезами, по милости Божией, могут получить прощение, а без покаяния умерших судить будет Бог»; видел с какой адской радостью нечистые духи влекли в геенну ожесточенного грешника, умершего без покаяния, и какими горькими слезами обливался ангел-хранитель.
...
   Тропарь критским мученикам, глас 3
   Многочудный Крит почтим, процветший честныя цветы. Христовы бисеры, мучеников сорасленых, десять бо суть числом, блаженнии, иже весь идольский народ посрамиша, темже и венцы прияша, добледушнии.

...
   Кондак мученикам, глас 4
   Денница возсия мучеников честное страдальчество, предозаряющее нам в вертепе Раждаемаго, Егоже Дева безсеменно роди.

   6 января 2009 г.

   Вторник
   Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
   Рождественский пост
   Преподобномученица Евгения и с нею мученики Прот и Иакинф, и матерь ее Клавдия – Преподобномученице Евгении молятся при разных недугах

   Сочельник, или сочевник, получил название от слова «сочиво». Это обрядовое кушанье, обязательное для этого вечера. Готовится оно из сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позднее – риса. Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья», была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее приготавливали с соком или молочком маковым, миндальным, ореховым, конопляным – с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лещинных (лесных) орехов, миндаля, растертого мака.
   В Рождественский сочельник церковь предписывала строгий пост до вечернего богослужения, до первой звезды – в память о звезде вифлеемской.

   7 января 2009 г.

   Среда
   Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
   Двунадесятый праздник
   Святки, нет поста в среду и пятницу с 7 января по 17 января по новому стилю

   Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников. Весь христианский мир отмечает его с особым благоговением.
   Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи – на Востоке, на Западе же – первым. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский, или Филиппов, пост. Канун, или день навечерия, праздника проводится в строгом посте и называется Сочельником, или Соче(и)вником, так как в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво – сушеные хлебные зерна, размоченные водой.
   Наши предки, чтобы продолжить пост Сочельника и тогда, когда богослужение завершалось довольно рано, благочестиво вспоминали звезду – благовестницу Рождества Христова – и изрекли правило: не вкушать пищи до появления звезды.
   Воспрещая вкушение рыбы, Святая Церковь только вечером, по окончании службы, предписывает вкушение «кутьи с медом», чем напоминается древний обычай, когда оглашенные, намереваясь креститься в праздник Рождества Христова, готовились к таинству постом и после крещения вкушали мед – символ сладости духовных даров.
   После вечери крестники шли к крестным отцам и матерям, поздравляли их с праздником, несли кутью, пироги и получали сами угощение и деньги. Если почему-то в селе не было крестного отца или матери, то крестники приходили с поздравлениями к их родственникам.
...
   Тропарь празднику
   Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе!

   8 января 2009 г.

   Четверг
   Собор Пресвятой Богородицы
   Попразднество Рождества Христова
   Святки. Ограничений в пище нет
   Святки святые вечера, страшные вечера

   По древнерусскому верованию, в продолжение святых дней и вечеров нисходит с Неба и странствует по Земле новорожденный Бог, и потому всякая работа считалась за великий грех.
   Что касается празднования Святок, то об этом можно найти указания в беседах и словах, произнесенных отцами Церкви во дни от 25-го декабря по 6-е января. Святой Амвросий в одной беседе говорил: «Господь рождением своим на Земле принес свет и людям, и дням».
   Самое явление Божества сопровождается чудесными знамениями, особенно в полночь накануне Рождества Христова и Богоявления. Тогда отверзаются небесные врата; пресветлый Рай, в котором обитает Солнце, открывает свои сокровища.
   Двенадцатидневное празднование Святок подтверждается кодексом Юстиниана (VI в.). Император этот проводил 12 дней Святок без короны и раздавал обильную милостыню бедным.
   В древности к Сочельнику у наших предков приурочивалось языческое празднование Коляды, связанное с зимним солнцеворотом...
   От этого языческого празднования Коляды ведет свое начало и современный обычай колядования.
   «Пришли колядки – блины да ладки (оладьи)», – говорили в старину. Это означало, что наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.

   9 января 2009 г.

   Пятница
   Святки. Ограничений в пище нет
   Апостол первомученик и архидиакон Стефан – ему молятся при разных недугах

   Апостол первомученик и архидиакон Стефан принадлежал к числу семи диаконов, поставленных апостолами на служение при трапезе вдовицам (Деян. 6, 1–6), и был старшим между ними, почему и называется архидиаконом. Исполненный Святого Духа, он проповедовал слово Божие, подтверждая его знамениями и чудесами.
   Во время его последней проповеди о Христе в синедрионе, присутствовавшие там видели его лицо, «яко лице Ангела»; по окончании этой проповеди св. Стефан, будучи исполнен Духа Святого, «воззрев на небо, виде славу Божию, и Иисуса, стоящаго одесную Бога».
   За эту проповедь он (в возрасте немного более 30 лет) подвергся ненависти иудеев, которые оклеветали его в хуле на Бога и Моисея и побили камнями.
   Перед своей кончиной св. Стефан, «преклонив колена», молился за своих убийц: «Господи, не постави им греха сего». Св. Стефан первый из христиан пострадал за веру, являясь, по выражению св. Астерия, как «начаток мучеников», учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде св. Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие, поэтому он и называется первомучеником. Тело св. первомученика с честью погребено на земле еврейского учителя Гамалиила недалеко от Иерусалима.
...
   Тропарь апостолу Стефану, глас 4
   Подвигом добрым подвизался еси, первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестив: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси, вопия: Господи, не постави им греха сего.

...
   Кондак, глас 3
   Владыка нам вчера плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше: вчера Царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается. Того ради и скончавается первомученик и божественный Стефан.

   10 января 2009 г.

   Суббота
   Суббота по Рождестве Христовом
   Преставление преподобного Игнатия Ломского – ему молятся при разных недугах
   Святки. Ограничений в пище нет

   Преподобный Игнатий удалился на берег реки Сары в Вадожскую область. Здесь в лесистом месте на берегу речки Даровицы, впадающей в Сару, преподобный Игнатий основал свое местопребывание и стал жить отшельником. Это место и поныне известно и отмечено часовней над ключевым колодцем. В старину это место было пустынным, а сообщение с поселками шло по едва заметной тропинке. Преподобный Игнатий выносил на тропинку плоды своих трудов – лапти, плетением которых он добывал себе на хлеб. Желавшие поднимали с дорожки лапти, взамен оставляли хлеб, которым святой отшельник не только питался сам, но часть уделял жившему невдалеке преподобному иноку Иоакиму. Для собравшихся около преподобного Игнатия Ревнителей иноческой жизни он построил здесь храм в честь Покрова Богоматери и основал Богородичную Вадожскую пустынь. Здесь преподобный и почил от трудов своих в 1591 году.

   11 января 2009 г.

   Воскресенье
   Святки

   Святки – праздник христианский, но к нему применилось немало унаследованного от самых древнейших времен. У славян с давних пор существовал во время Святок обычай рядиться, производить гадания, устраивать катанья и пляски, возжигать огни и т. д. С распространением христианства на Руси все эти древние обряды, обычаи и увеселения не потеряли всей своей силы, осложнившись новыми, образовавшимися на христианской основе. И в настоящее время продолжают существовать ряжения, гаданья и другие так называемые «святочные забавы» и развлечения.
   Но Святки – это святые дни по преимуществу, а потому все не соответствующее их святости должно быть искореняемо.
   «Дух Христов, – по замечанию Московского митрополита Филарета, – не враг благозаконных радостей». В невинных играх и забавах отдыхает душа, истомленная шумом суеты, поддерживается и питается чувство дружбы среди людей; с христианской точки зрения, дозволительны игры и развлечения, которые не нарушают чистоты мыслей, чувств и слов, не оскорбляют слуха и очей, не унижают человеческого достоинства. Но нужно твердо помнить, что «где нега и роскошь, – как учит святой Иоанн Златоуст, – где пьянство и всякие забавы, там нет ничего твердого, а все шатко, непостоянно»...
Чтение онлайн



1 [2] 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация