А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Семейный юридический справочник" (страница 33)

   Покупка товаров по каталогу

   Как я уже отмечал, сегодня весьма распространенным способом торговли является продажа товаров по каталогам и через интернет-магазины. Так вот, на отношения, которые возникают у вас при этом с продавцом, в полной мере распространяются все правила, которые установлены для обычной купли-продажи.
   Однако дистанционная торговля все-таки не совсем обычная деятельность[198]. Например, здесь отсрочен момент передачи товара. То есть вы сначала его заказываете (а иногда и оплачиваете) и только через какое-то время получаете. При этом знайте, что вы имеете право отказаться от товара в любое время до его передачи. Вы можете сделать это также и после получения вещи в течение семи дней. Данный срок можно продлить до трех месяцев в случае, если продавец в момент доставки не предоставил вам в письменном виде информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. Также качественный товар вы можете вернуть исключительно в том случае, если у полученного изделия сохранены все потребительские свойства, товарный вид, и главное – документ, подтверждающий факт и условия его покупки. Разумеется, если вы такой бумаги не сохранили, то вы можете иными доступными способами доказывать факт приобретения вещи у данного конкретного продавца. Однако, сами понимаете, в этом случае вы будете в большей мере зависеть от его доброй воли: согласится ли он на возврат денег или нет. Если продавец будет не против, то через десять дней со дня предъявления вами соответствующего требования он должен будет вернуть деньги за товар за исключением своих расходов на его доставку.

   Технически сложные товары

   Нельзя не отметить, что в отношении технически сложных товаров вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег либо предъявить требование о замене такой вещи с соответствующим перерасчетом покупной цены лишь в течение пятнадцати дней со дня ее передачи вам. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев[199]:
   • обнаружение существенного недостатка товара;
   • нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
   • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

   1 Ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
   2 Перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 № 575.
   3 Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575.

   При этом технически сложными являются следующие товары[200]:
   1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним
   2. Мотоциклы, мотороллеры
   3. Снегоходы
   4. Катера, яхты, лодочные моторы
   5. Холодильники и морозильники
   6. Стиральные машины автоматические
   7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами
   8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы[201].
   Закон предусматривает ответственность продавца за нарушение права потребителя на информацию. Она может выражаться в возмещении убытков, которые были причинены потребителю непредоставлением необходимой информации о свойствах товара. К примеру, у человека аллергия на мед. Он это знает и внимательно изучает этикетки всех потребляемых продуктов. И вот однажды он покупает торт, кушает его и попадает в больницу с сильнейшим аллергическим приступом. В дальнейшем выясняется, что производитель торта «забыл» указать на этикетке наличие в составе кондитерского изделия медового ингредиента. В данном случае потребитель имеет право на возмещение всех причиненных ему подобной забывчивостью убытков, а также на компенсацию морального вреда.
   Также продавец (исполнитель), который не предоставил покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, аналогичную той, которая установлена для случаев продажи товара ненадлежащего качества (см. выше). Так происходит, если будет установлено, что недостатки товара возникли из-за отсутствия у покупателя надлежащей информации о купленной вещи.
   Например, вы приобрели соковыжималку. Причем покупка ваша была обусловлена определенными задачами: вы хотели заняться заготовкой сока на зиму для всей семьи. И вот где-то на переработке второго ведра яблок ваш агрегат элементарно сгорел. Вы, пылая праведным гневом, несете его в сервисный центр, и там вам объясняют, что данная модель не предназначена для такого объема фруктов. Ее предел – пара стаканов сока в день и не больше. Однако вам такой агрегат не нужен вовсе, ведь вы-то рассчитывали на другой результат. Но продавец отказывается нести ответственность, утверждая, что соковыжималка поломалась по вашей вине. В то же время в инструкции к чудо-машине нет ни слова о том, какой объем сока она способна потянуть. Нет таких сведений и в иных документах. Значит, правда на вашей стороне. В данном случае было нарушено ваше право на информацию: вас не предупредили о том, что большой объем сока губителен для данного агрегата. А ведь знай вы это, то никогда бы не приобрели данную модель. Ссылаясь на это основание, вы можете требовать замены товара или возврата своих денег. Не говоря уж о ремонте.

   3. Отношения «исполнитель – заказчик»

Если качество работы не отвечает вашим требованиям. Какие выгоды сулит нарушение их сроков. 3 % за каждый день просрочки
   Нередко случается так, что представленный в магазине ассортимент товаров не отвечает нашим запросам. Помните, как в к/ф «Бриллиантовая рука» «У вас нет такого же халата, но с перламутровыми пуговицами? Нет? Значит, будем искать». Сегодня искать не нужно. Рынок услуг предоставляет всевозможные варианты для удовлетворения всех наших запросов и воплощения в жизнь любой фантазии. Для этих целей нужно лишь заключить соответствующий договор с исполнителем или изготовителем. Отношения с указанными лицами также регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей». Данный нормативно-правовой акт предусматривает ряд основных прав потребителя в данной области.
   Во-первых, вы имеете право на то, чтобы заказанная вами работа была выполнена, а услуга оказана в тот срок, который вы оговорили в договоре или установлен правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг). При этом если срок содержится в указанных правилах, то в договоре его можно лишь сократить, а не увеличить[202].
   Если же изготовитель не выполнит свои обязанности в оговоренное время, то вы можете:
   1. Назначить ему новый срок, о чем нужно сделать соответствующую отметку в договоре.
   2. Поручить данные работы или услуги третьим лицам или выполнить их своими силами, а компенсацию расходов потребовать от исполнителя. Он должен будет это сделать в десятидневный срок. Здесь, правда, перегибать палку не стоит: закон предусматривает, что вы можете, конечно, перепоручить данные работы или услуги, но за разумную цену.
   3. Вовсе отказаться от договора. Причем, если исполнитель уже понес к этому моменту какие-либо расходы, то он все равно будет не вправе требовать от вас возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу). Исключение составляют случаи, когда вы уже приняли выполненную работу (оказанную услугу).
   4. Потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги).
   5. Потребовать от исполнителя полного возмещения убытков, причиненных вам нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги).
   6. Потребовать выплаты вам неустойки. Закон предусматривает право потребителя на взыскание с исполнителя неустойки за каждый день (час, если срок определен в часах) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если такая цена договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа. При этом договором о выполнении работ (оказании услуг) между вами и исполнителем может быть установлен больший размер неустойки. Уменьшать размер неустойки, предусмотренной законом, недопустимо. Нередко исполнители, пользуясь неосведомленностью потребителя, нарушают данное правило, устанавливая чисто символический размер своей ответственности. Это позволяет им без проблем задерживать выполнение работы (оказание услуги). Мизерные пени их отнюдь не пугают, да и потребитель, скорее всего, не станет связываться и требовать даже их.
   Однако в данном случае исполнитель почему-то забывает о том, что Законом РФ «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 28) предусмотрена неустойка в размере 3 % от стоимости работ (обратите внимание, материалы сюда не входят. Вернее, неустойка насчитывается на всю сумму договора, но лишь в случае, если он не позволяет вычленить стоимость работ). Исполнитель при этом считает, что, так как он в договоре предусмотрел иной, более низкий размер неустойки, то на него правило «трех процентов» не распространяется. Однако, в соответствии со ст. 16 вышеназванного Закона, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами, являются недействительными. Таким образом, исполнитель не имеет права уменьшать размер неустойки по сравнению с тем, который предусмотрен в Законе.
   Однако сумма взыскиваемой неустойки имеет и свои пределы. Она не может превышать цену работ (или договора, если та не определена).
   Вы также должны знать, что работу обязаны сделать не только вовремя, но и качественно. Если условие о качестве было нарушено, то вы сможете по своему усмотрению потребовать от исполнителя в разумный срок устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги). При этом сделать он это должен будет безвозмездно и в оговоренное время или просто в разумный срок. Вы можете принять некачественную вещь, но при этом потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги). Вы вправе потребовать от исполнителя изготовить другую вещь из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. Однако оставить себе все вам не удастся, так как та вещь, которую вы забраковали, должна быть возвращена исполнителю.
   Вы имеете право устранить недостатки своими силами или силами третьих лиц. При этом исполнитель обязан будет возместить вам все понесенные расходы.
   Вы также можете вообще отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков. Это происходит, когда недостатки не были устранены в установленный срок. Кстати, право отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) возникает и тогда, когда вы обнаружите существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
   Нередко на вещь, которая была изготовлена исполнителем, тот устанавливает гарантийный срок. В течение этого времени вы имеете право предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Если же, напротив, такой срок установлен не был, то вы можете предъявлять свои претензии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

   Итак, мы рассмотрели с вами некоторые основные моменты, которые касаются вас как потребителя. Но жизнь наша намного сложнее, и порой возникают такие ситуации, которые не подпадают ни под один из вышеперечисленных случаев. В этом случае вам на помощь должны прийти специально уполномоченные органы. В частности в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека действует целое управление, в которое входят отделы по защите прав потребителей. Одним словом, вы можете обратиться туда, и помощь наверняка будет вам оказана. Такой отдел существует практически в каждом регионе. Узнать его адрес и телефон нетрудно: данные сведения должны быть вывешены на видном месте в любой торговой точке.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [33] 34 35

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация