А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Семейный юридический справочник" (страница 31)

   V
   Продавец и покупатель. Как не оказаться по разные стороны баррикад

   Вся наша жизнь в каком-то смысле есть не что иное, как обмен товарно-материальными ценностями. Мы предлагаем свой товар – труд, получаем за него плату, которую затем тратим различными способами: приобретаем те или иные вещи, заказываем те или иные услуги. Разумеется, в процессе этого обмена возможно возникновение каких-либо проблем. О том, как их избежать или успешно разрешить, я и расскажу в следующей главе.
   2 Статьи 8–10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

   1. Хочу все знать, или Право потребителя на информацию

   [193]
Какая информация считается важной. Можно ли вернуть товар, если он не оправдал ожидания
   Отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) регулируются Гражданским кодексом РФ (далее ГК РФ) и Федеральным законом «О защите прав потребителей» (далее Закон). Вы будете признаны потребителем, а следовательно, сможете рассчитывать на защиту со стороны государства лишь в случае, если приобретаете (заказываете) либо собираетесь это сделать (товары, работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением вами предпринимательской деятельности. В свою очередь, для того чтобы привлечь к ответственности продавца, необходимо, чтобы это была организация любой организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи. Исполнителем считается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
   Что касается изготовителя, то таковым признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
   Государство предпринимает довольно много усилий, чтобы просветить граждан в области защиты их прав. Однако потребители по-прежнему считаются самыми незащищенными субъектами рынка от действий недобросовестных продавцов.
   Происходит это по следующим причинам:
   1. Потребитель не знает о своих правах.
   2. Потребитель о них знает, но не понимает, как осуществить их защиту.
   3. Потребитель знает и понимает все о своих правах и их реализации, но не желает ввязываться, как ему кажется, в утомительные и ни к чему не приводящие разборки.
   Я постараюсь удовлетворить интересы всех трех групп граждан и рассказать им не только об их правах и способах реализации, но также и о том, как сделать, чтобы отстаивание ваших интересов не стало для вас утомительной выматывающей процедурой.
   Итак, приступим. Для тех, кто не знает, какие основные права имеет потребитель, сообщаю, что в соответствии с Законом последний имеет право на:
   1. Качественный товар (ст. 4 Закона):
   Это означает, что продавец или исполнитель обязаны передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которых соответствует договору.
   Случается так, что в договоре таковое условие отсутствует. Нередко бывает, что нет и самого договора. В этом случае продавец (исполнитель) обязаны передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Здесь все просто. Если вам продали пылесос, который работает, но не всасывает пыль, то совершенно очевидно, что ни о каком надлежащем качестве товара речи быть не может. Пусть даже продавец и утверждает обратное, ссылаясь на то, что пылесос издает характерный звук.
   Но иногда ситуации бывают совсем нестандартные. Допустим, вы много путешествуете и для поездок вам нужна портативная бритва, которая бы работала от аккумулятора. Вы в бритвах ничего не смыслите, потому пришли к продавцу и, объяснив цель приобретения, попросили его показать соответствующие модели. Он вам предложил несколько, вы купили, но уже дома обнаружили, что бритва работает только, если ее воткнуть в розетку. Товар качественный с точки зрения нормативов, но совершенно непригодный для вас. Ведь вы приобретали бритву для абсолютно конкретных целей. Закон на этот счет предусматривает следующее правило (ч. 3 ст. 4 Закона): если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
   В последнее время огромное распространение получила и дистанционная торговля. Очень удобно (а подчас и просто выгодно), не выходя из дома, заказывать товары через Интернет. По-прежнему популярны всевозможные теле-магазины. Однако в таких случаях очень трудно оценить качество товара. Ведь вещь нельзя осмотреть и пощупать. Законодатель на этот случай предусмотрел правило, согласно которому при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
   Ну и, наконец, нередко к качеству отдельных видов товаров (например, детским вещам и игрушкам, медикаментам и т. д.) могут предъявляться повышенные требования. В этом случае вещи должны соответствовать тем нормативным актам, которые регулируют качество такого товара.
   2. Доступную и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Обязанность продавца предоставлять такую информацию предусмотрена статьей 8 Закона. Зачастую сами потребители пренебрегают этим своим правом, полагая, что информация им не нужна. Это большое заблуждение. Ведь если вы не знаете, у кого покупаете товар, кто является его производителем, правомочен ли исполнитель оказывать услуги и т. д., то к кому же потом в случае чего предъявлять претензии? Потребитель имеет право знать все о:
   – изготовителе (исполнителе, продавце). В частности вы имеете право знать их фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы; зарегистрированы ли указанные лица в установленном порядке и каким именно органом; есть ли лицензия (если деятельность подлежит лицензированию). Также до потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство;
   – товарах (работах, услугах). Вам должны быть предоставлены сведения о техническом регламенте, цене (в рублях), гарантийном сроке, правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); сроке службы или сроке годности; адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).
   Кроме того, вы имеет право знать информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
   Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. Наверняка вы видели, что нередко в магазинах бытовой техники продаются товары со значительной скидкой и указано, что они после ремонта. Если до вашего сведения такая информация доведена, то продавец свои обязанности исполнил. А если нет и вы узнали об этом самостоятельно и позднее, то здесь налицо нарушение ваших прав со всеми вытекающими последствиями.
   Также потребители имеют право знать об использовании фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
   Кроме того, закон предусматривает правило, согласно которому вы имеете право знать об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в том числе получать информацию о составе пищевых продуктов.
   В последнее время пресса довольно много внимания уделяет проблеме так называемых генно-модифицированных продуктов. Покупать или не покупать подобные товары, дело ваше, но знать о том, что приобретаете, вы право имеете. В Законе предусмотрено правило, что сведения о компонентах, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, должны быть доведены до потребителя в том случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента.
   Вы также имеете право знать все о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления их упаковки (расфасовки), а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
   Таким образом, вы имеете право на всю значимую информацию о приобретаемом вами товаре.
   3. Безопасность товара (работы, услуги). Данное право предусмотрено статьей 7 Закона.
   Любой товар (работа, услуга) должен быть безопасным. Разумеется, есть такие вещи, которые изначально представляют угрозу для окружающих. Например, всякому понятно, что безопасность уксусной кислоты весьма условна. Да и петарды вряд ли можно назвать безобидной детской игрушкой. Однако речь идет о том, что товары (работы и услуги) должны быть безопасны изначально при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации. Например, если вы пострадали от той же петарды, потому что сами неправильно ее запускали, то вина ваша. Если же вы все сделали верно, но вред был причинен из-за нарушений, допущенных при изготовлении или хранении, а также транспортировке данного товара, отвечать будет тот, кто его продал (изготовил).
   4. Возмещение материального вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Данное право потребителя предусмотрено ст. 15 ГК РФ и ст. 14 Закона.
   Здесь все понятно. Мы уже касались этого вопроса чуть выше. Если вред был причинен по вине изготовителя, или исполнителя, или продавца, они будут обязаны его возместить.
   5. Компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения его прав изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). Данное право предусмотрено ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона.
   То есть помимо возмещения всех ваших материальных затрат, вы можете претендовать также и на взыскание морального вреда, который был причинен некачественным товаром, работой или услугами. Но с одной оговоркой: при наличии вины указанных выше лиц.
   1 Ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 [31] 32 33 34 35

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация