А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Битва за Атлантику. Эскорты кораблей британских ВМС. 1939-1945" (страница 26)

   – Что это у нас на радаре на пеленге примерно 145 градусов? Эхо? 10 000 ярдов за «Порчестер-Каслом»? – Я не сводил глаз с луча. Радар исследовал пространство вокруг, укрытое темным покрывалом ночи.
   – Да, сэр. Небольшое эхо, но вполне отчетливое. Никогда не видел ничего подобного, сэр. Сегодня довольно странные условия. Что-то происходит в атмосфере. Луч распространяется очень необычно.
   – Что вы имеете в виду? Только не надо высоконаучных объяснений. Попроще, пожалуйста.
   – Сегодня, сэр, эхо можно засечь дальше, чем обычно.
   – Это относится ко всем кораблям?
   – Не могу сказать точно, сэр. Думаю, что все зависит от конкретного устройства.
   – Вы имеете в виду, что обычно мы можем обнаружить всплывшую подлодку на расстоянии пяти миль, а сегодня по непонятным причинам ваше устройство может обнаружить ее намного дальше? Так?
   – Да, сэр.
   – Спасибо, следите за эхом. Оно меня очень интересует.
   – Слежу за эхом, сэр.
   Я взял другую телефонную трубку. Это был коротковолновый «интерком» для переговоров с другими кораблями.
   – Вызываю «Порчестер-Касл». У вас на радаре есть контакт, пеленг около 100 градусов, расстояние 10 000 ярдов? – нетерпеливо спросил я.
   – Нет, сэр.
   – У меня на экране он вполне четкий. Буду наблюдать. Поставьте на этом направлении отдельного наблюдателя. Я сообщу, если что-то будет происходить.
   Я послал за штурманом, чтобы нанести данные на карту. Очень скоро он доложил:
   – Цель движется по курсу, почти параллельному нашему. Скорость также примерно такая же, как у нас, может быть, чуть быстрее.
   Я снова вызвал «Порчестер-Касл»:
   – Есть контакт?
   – Нет, сэр.
   Я вызвал офицеров.
   – У меня очень интересное эхо, пеленг 147 градусов, расстояние 19 000 ярдов.
   Надо было как следует подумать. Цель была одиночной и имела небольшие размеры, иначе она бы, безусловно, появилась на радаре «Порчестер-Касла». Рыболовных судов мы не встретили, да и если бы здесь оказался рыбак, он шел бы с навигационными огнями, а значит, с «Порчестер-Касла» его бы заметили. Похоже, ответ мог быть только один: это была немецкая подводная лодка, которую я безуспешно искал пять долгих лет. Причем лодка, судя по всему, обещала стать очень удобной – она явно следила за нами и готовилась напасть, считая нас конвоем.
   Я снова взял трубку «интеркома»:
   – Кораблям медленно образовать цепь к направлению 105 градусов – 285 градусов. Новый курс 240 градусов, скорость 10 узлов. Маневры завершить в течение 30 минут.
   До этого все они располагались под прямым углом к нашему курсу. В новом положении ось группы будет располагаться под углом 45 градусов к направлению нашего перемещения.


   Я не сводил глаз с экрана радара. Эхо было совершенно отчетливым. Я видел, как начали перестраиваться корабли. Вообще-то так можно воевать – лежа на койке в теплой каюте. Через пять минут меня вызвал штурман:
   – Похоже, это эхо охотится за нами.
   – Совершенно с вами согласен. Возможно его капитан считает нас конвоем. Вы же знаете все недостатки немецких радаров. Он увидит только пять маленьких бликов на экране, больше ничего. Сегодня облачность низкая, а значит, немец наверняка надеется, что авиации не будет. Но почему эха нет ни на одном радаре, кроме нашего? В общем, наблюдайте и дайте мне знать, когда он изменит курс.
   Да, я бы чувствовал себя более уверенно, если бы этот контакт подтвердили хотя бы с одного из кораблей. Я снова позвонил оператору радара:
   – Расстояние?
   – 16 000 ярдов, сэр.
   Следующий звонок был штурману.
   – Скорость цели?
   – Чуть больше 14 узлов.
   Меня вызвали с «Порчестер-Касла»:
   – Подтверждаю контакт, сэр. Слабый, но довольно устойчивый. Должен ли я проверить?
   – Нет, оставайтесь пока в постели, я скажу, когда надо вставать.
   Я вызвал все корабли:
   – По моим оценкам целью, пеленг 150 градусов, расстояние 15 000 ярдов, является немецкая подводная лодка. Я намерен следовать прежним курсом, пока цель не окажется на пеленге 180 градусов, затем вместе повернем к ней. Таким образом лодка окажется в середине прочесываемого участка. Желаю удачи!
   Сигнал с «Порчестер-Касла»:
   – Он подбирается ко мне.
   Ответ:
   – Да. А чем вы лучше других?
   Сигнал с «Лансестон-Касла»:
   – Подтверждаю контакт.
   Сигнал с «Кенилворт-Касла»:
   – Я тоже поймал его.
   Я приказал группе снизить скорость до 6 узлов. Это должно явиться для врага неожиданным, потому что его приборы не позволят ему заметить снижение скорости сразу, поэтому его пеленг по отношению к моему кораблю будет быстро меняться, двигаясь к 180 градусам, а я только этого и ждал.
   Его пеленг и в самом деле изменялся довольно быстро – 165 градусов… 170 градусов… Сеть заброшена! Он должен в нее угодить! Я был полон решимости достать этого немца! Я вызвал все корабли:
   – Приготовиться к повороту. Цель находится на пеленге 178 градусов от меня, расстояние 10 000 ярдов.
   Я запросил «Порчестер-Касл»:
   – Сообщите координаты цели.
   – 230 градусов, 3000 ярдов.
   Он в ловушке! Я передал кораблям группы: – Поворот на 180 градусов. Скорость 12 узлов. Вперед, парни!
   Затем я отдал необходимые приказы на мостик собственного корабля. Меня вызвал штурман:
   – Вы подойдете к карте, сэр?
   – Пока нет. Я хочу все видеть, а отсюда видно лучше всего. Я подойду, когда лодка нырнет.
   Глядя на радар, я видел, как точки-корабли меняют форму – изменяют курс. Цель была на месте. Или нет? Я вскочил с койки. Цели больше не было на экране.
   Сообщение с «Порчестер-Касла»:
   – Контакт потерян. Думаю, цель погрузилась.
   Сообщение с «Лансестон-Касла»:
   – Очень маленькая цель в прежнем положении – возможно, перископ – 180 градусов, 2500 ярдов.
   Еще одно сообщение с «Лансестон-Касла»:
   – Очень странные звуки на асдике.
   – Возможно, это акустическая торпеда, – ответил я. – Я уже скрестил за вас пальцы.
   – Есть контакт на асдике 182 градуса, расстояние 1500 ярдов. Должен ли я атаковать?
   – Уж будьте любезны. Я пошлю вам на помощь «Порчестер». – А затем своим офицерам: – «Порчестер» поддерживает «Лансестон». «Пивенси» и «Кенилворт» организуют поиск вокруг места погружения.
   Раздался глухой подводный взрыв. Я сразу же вызвал «Лансестон-Касл»:
   – Это были вы?
   – Нет, сэр.
   – Наверное, торпеда взорвалась на дне. Цель – немецкая подводная лодка. Это точно.
   Сообщение с «Лансестон-Касла»:
   – Атакую!
   Океан содрогнулся от взрывов. Я вышел на мостик. Были слышны переговоры между атакующими кораблями:
   – У тебя есть контакт?
   – Да, ясный и четкий.
   – Запах нефти чувствуешь?
   – Ее вокруг полно.
   – А у тебя есть контакт?
   – Да, простой и ясный, как дважды два.
   Закончив поиск в районе погружения, я вызвал атакующие корабли:
   – Если вы оба находитесь в контакте с целью, полагаю, больше не будем атаковать до рассвета. Возможно, найдем людей. – А затем только «Лансестон-Каслу»: – Как вы оцениваете атаку?
   – Все как в учебнике. У меня есть все – расстояние и глубина. Цель на дне.
   – Отметьте позицию буем. Мы останемся здесь еще 72 часа.
   На следующее утро я провел «Пивенси-Касл» над немецкой подводной лодкой и получил четкую картину с помощью эхолота. Лодка, без сомнения, лежала на дне с небольшим креном на правый борт. Тогда я провел атаку, используя наш «сквид» – на поверхность выбросило канистру с гамбургским адресом. Было множество воздушных пузырей, поверхность была покрыта пленкой дизтоплива, но людей нигде не было видно. Мы оставались на месте в течение трех суток, затем продолжили патрулирование.
   Через 14 дней мы вернулись в Лондондерри. После эпизода с подводной лодкой мною постоянно владела странная вялость, апатия. Мы обогнули остров Ратлин и через час после захода солнца подошли к устью реки Фойл. Здесь нас встретил сильный северный ветер. Устье реки находится на западной стороне залива Лох-Фойл, а вход в залив преграждает длинная песчаная отмель, названная Магилиган-Пойнт, которая тянется, как волнолом, до узкого входа в устье реки. Когда мы приблизились к устью, волны били нам в борт, а песчаная отмель по левому борту находилась примерно на расстоянии мили. Неожиданно нос корабля дернулся влево.
   – Что, черт побери, вы делаете, рулевой?
   – Корабль не слушается руля, сэр.
   Я тут же позвонил в машинное отделение:
   – Чиф, у нас что-то с двигателем рулевого управления. Вам лучше поторопиться и выяснить, что случилось. Обо всем немедленно докладывайте мне.
   Через несколько минут, показавшихся мне годами, позвонил чиф:
   – Дело плохо, сэр. Придется перейти на ручное управление.
   – Могу я отработать назад?
   – Нет, сэр. Руль находится как раз под правым бортом. Если на него начнется давление, мы не сможем подсоединить ручное управление.
   – Поторопитесь! У вас очень мало времени!
   Я надеялся поправить положение, сдав назад, потому что большинство одновинтовых кораблей тогда поворачивалось кормой против ветра. Но если руль был переложен налево до упора, маневр был бесполезен. Мне оставалось только ждать и молиться, чтобы чиф успел сделать все, что нужно.
   Я приказал старшему помощнику собрать людей на шкафуте со спасательными жилетами и надул свой. В отличие от того случая, когда я тщетно пытался надуть его на мостике «Уорвика», на сей раз он действовал безотказно. Я пристроился в углу – двигаться в нем еще то удовольствие – и задумался. «Око за око, зуб за зуб…» Нет, лучше об этом не думать. Лучше не думать вообще.
   Сигнал с «Порчестер-Касла»:
   – Готов взять вас на буксир.
   – Спасибо, не надо, – ответил я. – Слишком сильная бортовая качка, чтобы заводить буксирное оборудование. Но все равно я тронут. Мы не должны потерять два корабля. Если нас выбросит на берег, пожалуйста, уведомите береговую охрану, чтобы встречали пловцов.
   Я взглянул и засиял, как сигнальная лампа Алдиса. Вода была коричневой и мутной из-за поднятого со дна песка. Теперь счет шел на минуты. Наконец зазвонил телефон и я узнал, что ручное управление подсоединили. С момента поломки прошло не более четверти часа.
   – Право руля 30, полный вперед!
   Отчаянно раскачиваясь с боку на бок, «Пивенси-Касл» начал двигаться вперед. Корабли группы разбросало на довольно большой площади. Они, как могли, боролись с непогодой и ожидали дальнейшего развития событий. Когда мы проползли через вход, они по очереди следовали за нами. На мостик поднялся чиф.
   – Серьезная поломка, сэр. Мы ничего не сможем сделать сами. Придется становиться в док.
   Меня била такая сильная дрожь, что пришлось ухватиться за поручни, чтобы устоять на ногах.
   Я приказал группе стать на якорь, а утром следовать за мной вверх по реке. Мы же пошли по реке тем же вечером, и, поскольку корабль был на ручном управлении, я попросил буксир для швартовки. Вскоре после 10 часов корабль стоял у причала. Я с облегчением вздохнул и отправился в каюту.
   «Ну, вот и все, – сообщил я сам себе. – Приплыли». И это было чистейшей правдой. Я больше не мог доверять сам себе. Тело не подчинялось моим приказам. Я взглянул на себя в зеркало и замер. Еще не так давно друзья мне говорили, что я выгляжу слишком молодым и несерьезным для коммандера. Теперь мне никто бы не сказал ничего подобного. Пожалуй, свеча догорела. Я спустился на причал и позвонил коммодору. Я не сомневался, что даже в столь поздний час он будет на месте. Дело в том, что Макс Хортон имел обыкновение звонить подчиненным после ужина (я имею в виду его, адмиральского ужина, который по большей части имел место очень поздно). Коммодор действительно был на месте, и я изложил ему свою просьбу.
   – Я ждал этого уже давно, – признался он. – Когда бы вы хотели сойти на берег?
   – Чем скорее, тем лучше, сэр.
   – Я могу подготовить для вас все документы послезавтра к полудню.
   – Спасибо, сэр.
   – Зайдите ко мне завтра утром. Да… поздравляю с подлодкой!
   Я вернулся на корабль и долго лежал в ванне. А через два дня я сошел на причал с трапа своего корабля в последний раз. Это произошло через пять лет и два месяца после того, как я впервые поднялся на палубу траулера его величества «Лох-Тулла».
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [26] 27 28 29

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация