А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет" (страница 8)

   Одежда

   При покупке ребенку одежды наша ответственность заключается в подборе вида одежды и выборе подходящей для нас цены. Придя в магазин, мы должны взять несколько образцов, подходящих нам по цене и стилю. Ребенок сам выбирает себе одежду из этого набора. Так, даже шестилетний ребенок имеет право выбора подходящих для него носков или рубашек, разумеется, из тех, что мы сами выбрали предварительно. Во многих семьях дети не имеют навыка и опыта в приобретении одежды для себя. Правда, есть и взрослые, которые не могут выбрать себе костюм без помощи жены или матери.
   Дети более старшего возраста должны одеваться так, чтобы не сильно отличаться одеждой от своих друзей. Мальчик, который носит коричневые ботинки в классе, где стандартом являются синие замшевые туфли, почти наверняка (чего можно избежать) рискует стать объектом поддразнивания и насмешек. Родители должны знать, что является модным и «клевым» в «прикиде», который предпочитают в данное время дети. Область ответственности относительно одежды можно определить следующим образом: мы делаем отбор, а дети осуществляют выбор.

   Выполнение домашних заданий

   С первого класса школы отношение родителей к выполнению домашних заданий должно показать ребенку, что за сделанные уроки отвечают он сам и его учитель. Родители не должны следить за выполнением уроков или проверять домашние задания[4], за исключением случаев, когда об этом просит сам ребенок. Если родитель берет на себя ответственность за сделанные уроки, то ребенок охотно соглашается на такое условие, и с этих пор родитель обречен нести на себе тяжкий крест. Выполнение домашних заданий может превратиться в оружие, с помощью которого ребенок наказывает, шантажирует и эксплуатирует родителей. Можно избежать многих неприятностей, если не вникать в детали домашних заданий, а ограничиваться неопределенными замечаниями типа: «Домашнее задание это твоя ответственность. Домашнее задание – это для тебя то же самое, что для нас наша работа».
   Значение домашней работы в начальных классах не стоит переоценивать. Есть множество хороших школ, где школьникам младших классов вообще не дают заданий на дом. Похоже, что ученики этих школ не отстают от их шести-семилетних сверстников, которым приходится трудиться над уроками. Главной ценностью домашних заданий является возможность для ребенка приобрести опыт самостоятельной работы. Но для того чтобы эта ценность была реализована, необходимо, чтобы домашняя работа была по силам ребенку и он мог выполнить ее самостоятельно, почти не прибегая к помощи взрослых. Прямая помощь, то есть выполнение работы взрослым, может показать ребенку, что он один совершенно беспомощен. Косвенная помощь, напротив, может оказаться весьма полезной. Например, мы можем позаботиться о том, чтобы при выполнении домашних заданий ребенку никто не мешал, чтобы у него был удобный стол и достаточное количество справочной литературы. Мы можем также помочь ребенку выбрать подходящее время для выполнения уроков в зависимости от времени года. В теплые весенние или осенние дни ребенок сначала с удовольствием погуляет на улице, а потом (надо надеяться) сядет за уроки. В холодные зимние дни, напротив, сначала надо сделать уроки, особенно если по вечерам ребенку разрешают смотреть телевизор.
   Некоторые дети любят делать уроки в присутствии взрослых. В этом случае им можно разрешить воспользоваться кухонным или обеденным столом. Не надо при этом делать детям замечания относительно осанки, внешних манер и возможной порчи мебели.
   Некоторым детям лучше работается, если в процессе приготовления уроков они грызут карандаш, чешут голову или раскачиваются на стуле. Наши замечания по этому поводу могут вызвать у ребенка внутреннее напряжение (фрустрацию) и ухудшить его умственную работоспособность.
   Выполнение ребенком домашнего задания нельзя прерывать вопросами и всякими пустяками, которые могут подождать. Наше дело – оставаться на заднем плане, обеспечивая комфорт и общую поддержку, а не давать советы и лезть к ребенку с мелочной помощью. Иногда мы можем разъяснить непонятное место или объяснить неясное предложение. Следует, однако, избегать замечаний типа:
   «Если бы ты не был так рассеян, то запомнил бы, что вам задали».
   «Если бы ты слушал учителя, то знал бы задание».
   Мы должны оказывать свою помощь ребенку скупо, но внимательно и сочувственно. Нам следует больше слушать, чем поучать. Мы можем показать направление при условии, что путник – наш ребенок – самостоятельно доберется до цели своего путешествия.
   Отношение родителей к школе и к учителям может определить отношение ребенка к домашним заданиям. Если у родителей в обычае ругать школу и принижать роль учителей, то ребенок сделает из такого отношения вполне очевидные и предсказуемые выводы.
   Родители должны поддерживать авторитет учителя и его требования относительно ответственного отношения к выполнению домашних заданий.
   Если учитель строг, у родителя появляется блестящая возможность проявить сочувствие.
   «В этом году тебе придется нелегко, будет очень много работы».
   «В этом году тебе придется туго».
   «Он на самом деле очень строгий учитель».
   «Я слышал, что в этом году у вас очень требовательный учитель».
   «Я слышал, что он особенно требователен в отношении домашних заданий. Кажется, тебе в этом году придется поработать».
   Очень важно избегать ежедневных стычек по поводу уроков.
   «Послушай, Реджи, с сегодняшнего дня ты будешь заниматься языком каждый день, включая субботы и воскресенья, отныне никаких игр и никакого телевизора».
   «Роджер! Я уже устала напоминать тебе, что надо делать уроки. Папа хочет, чтобы ты пошел по его стопам. Мы не хотим, чтобы в нашей семье были неграмотные».
   Угрозы и понукания очень распространены во многих семьях: они создают иллюзию, что мы стараемся изменить ситуацию к лучшему. В действительности такие понукания и предостережения приносят больше вреда, чем пользы. Результатом является напряженная обстановка в доме, раздражение родителей и озлобленность ребенка.
   Многие способные дети не делают уроки и получают в школе плохие отметки, так как подсознательно восстают против родительских амбиций. Для того чтобы вырасти и стать зрелым человеком, каждый ребенок должен развить в себе чувство индивидуальности и независимости своего «я» от отца и матери. Если родители проявляют слишком сильную эмоциональную заинтересованность в школьных успехах ребенка, то он воспринимает это как покушение на свою независимость и автономию. Если успешное выполнение домашних заданий и высокие оценки становятся бриллиантами в короне родителей, то ребенок может предпочесть являться домой в короне, утыканной репейником, который является его личным достоянием. Противореча честолюбивым устремлениям родителей, такой юный мятежник обретает чувство собственной независимости. Так, потребность в обретении индивидуальности и неповторимости может толкнуть ребенка на неуспеваемость, несмотря на давление со стороны родителей и наказания. Как сказал один ребенок: «Они могут лишить меня телевизора и удовольствий, но не смогут отнять у меня моих двоек».
   Очевидно, что нежелание учиться – не простая проблема, которую можно решить строгим или, наоборот, снисходительным отношением. Нарастающее давление со стороны родителей может усилить сопротивление ребенка, а отношение типа laissez faire[5] может примирить ребенка с мыслью о том, что он незрелая и безответственная личность. Решение этой проблемы не может быть ни легким, ни скорым. Некоторым детям требуется помощь психотерапевта, для того чтобы прекратить борьбу с родителями и добиться чувства удовлетворения от успехов, а не от провалов.
   Другим детям может потребоваться обучение наставника, который ориентирован в вопросах детской психологии. Категорически недопустимо, чтобы в роли такого наставника выступал кто-либо из родителей. Наша цель заключается в том, чтобы показать ребенку, что он полноправный индивид, самостоятельная личность, независимая от нас, и несет ответственность за свои успехи и неудачи. Если ребенку позволяют ощущать себя индивидом с самостоятельными потребностями и целями, он начинает принимать на себя ответственность за свою жизнь и за свои нужды.

   Уроки музыки

   Если ребенок учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, родители рано или поздно услышат знакомую всем мелодию: «Я не хочу больше заниматься». Родителям бывает очень непросто с бесстрастной объективностью выслушать эту песню.
   Некоторые родители, которые помнят свой печальный опыт насильственного обучения музыке, стараются избавить своих детей от этих мучений. Играть или не играть – это не их вопрос, это вопрос детей. В таких семьях ребенок сам решает, практиковаться ему в гаммах или нет. Он репетирует, когда ему вздумается, и назначает и отменяет уроки по собственному усмотрению. Исключая плату за обучение, которая все же является родительской прерогативой, за все остальное ребенок несет ответственность сам.
   Другие родители, с сожалением вспоминая либеральное отношение к собственному обучению, решают, что их ребенок будет играть во что бы то ни стало. Еще до рождения ребенка выбирают инструмент, на котором он будет играть. С того момента, когда он обретает способность держать скрипку, дуть в трубу или ударять по клавишам фортепьяно, он начинает учиться игре на предопределенном для него инструменте. Слезы и раздражение ребенка игнорируются, а его сопротивление подавляется самым решительным образом. Позиция родителей ясна и недвусмысленна: мы платим – ты играешь. В таких условиях ребенок может добиться замечательных успехов в музыкальной профессии, но это совершенно не обязательно. Однако такой успех может достаться дорогой ценой: за музыкальные успехи приходится платить длительным нарушением отношений между ребенком и родителями.
   Главной целью музыкального воспитания в детстве является обеспечение эффективной способности выражать свои чувства. Жизнь ребенка настолько заполнена ограничениями, запретами и огорчениями, что способ выплескивать эмоции становится жизненно необходимым. Музыка – один из лучших способов духовного раскрепощения; чувства придают звукам яростную страстность, звуки же могут придать чувственную форму радости и снять внутреннее напряжение.
   Родители и учителя обычно не смотрят на музыкальное образование и воспитание с этой точки зрения. Большую часть своих усилий они посвящают тому, чтобы ученик научился правильно воспроизводить мелодии. Такой подход неизбежно приводит к оценке и критике, относящимся к исполнительскому искусству и личности ребенка. Часто результат бывает банально печальным: ребенок изо всех сил пытается бросить обучение, начинает избегать преподавателя музыки и на этом заканчивает свою музыкальную «карьеру». Во многих семьях заброшенная скрипка, запертое фортепьяно и молчащая флейта являются жалкими напоминаниями о бесцельно потраченных усилиях и несбывшихся надеждах.
   Что могут сделать родители? Задача родителей – найти доброго и внимательного к детям учителя, который способен понимать не только музыку, но и своих учеников. Именно учитель держит в своих руках ключ от интереса ребенка к музыке, именно учитель может открыть или, напротив, запереть дорогу музыкальным возможностям ребенка. Главная задача учителя – обрести уважение и доверие ребенка. Если учитель не преуспеет в этом, то он не преуспеет и в обучении. Ученик не может научиться любви к музыке у учителя, которого ненавидит. Эмоциональный настрой педагога обладает гораздо большим резонансом, чем его музыкальный инструмент.
   Для того чтобы избежать ненужных неприятностей, педагог, родители и ребенок должны вместе обсудить план обучения и выработать несколько основных правил. Можно привести пример таких правил:
   1. Не должно быть отмены уроков. О такой отмене надо сообщить по меньшей мере за день до назначенного урока.
   2. Если урок надо отменить, то учителю должен звонить ребенок, а не его родители.
   3. Для выбора сроков и темпа репетиций надо выбирать реалистичные периоды времени.
   Такие правила отбивают у ребенка охоту к сиюминутным желаниям отменить урок и помогают развить у ребенка чувство независимости и ответственности. Такое отношение также показывает ребенку, что, хотя мы заинтересованы в его музыкальном обучении, но в не меньшей степени заинтересованы и в его чувствах и идеях.
   Ребенка не надо понукать к игре на инструменте. Ему не следует напоминать, сколько стоит инструмент, как много пришлось отцу работать, чтобы его купить. Такие заявления порождают негодование и чувство вины, не помогая развить интерес к музыке или ее понимание.
   Родители должны также воздерживаться от прогнозов относительно великого будущего музыкального таланта их ребенка. Такие замечания обычно обескураживают ребенка.
   «У тебя изумительный талант, тебе просто надо им пользоваться».
   «Если ты постараешься и приложишь все силы, то станешь вторым Леонардом Бернстайном».
   Из таких утверждений ребенок может заключить, что лучший способ поддержать иллюзии родителей – не испытывать их на прочность. Девизом ребенка, скорее всего, станет: «Если я не стану пытаться, то не подведу моих родителей».
   Больше всего ребенок воодушевляется уроками, если знает, что родители понимают его трудности и ценят его труд по их преодолению.
   На третьем уроке игры на фортепьяно шестилетняя Рослин получила новое задание – сыграть восемь нот октавы обеими руками. Учитель, продемонстрировав с большим профессионализмом этот прием, сказал: «Смотри, это очень просто. Теперь попробуй ты». Рослин неохотно и неуклюже развела пальцы и не слишком удачно имитировала игру педагога. С урока она вернулась домой расстроенная и обескураженная.
   Когда настало время репетировать, мать сказала: «Нелегко сыграть восемь нот октавы одной рукой, но еще труднее сыграть их двумя». Рослин с готовностью согласилась. Усевшись за пианино, она медленно подобрала ноты нужными пальцами. Мать сказала об этом: «Я слышу верные ноты и вижу, что ты играешь нужными пальцами». С очевидным удовлетворением Рослин ответила: «Знаешь, это очень трудно». В этот день девочка занималась дольше положенного времени. В течение недели она ставила себе все более трудные задачи и к концу недели научилась играть октаву двумя руками, не глядя на клавиатуру.
   Ребенок чувствует большую уверенность в своих силах, когда родители понимают его трудности, чем если они помогают ему советами, похвалами или подсовывают быстрые шаблонные решения.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 [8] 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация