А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет" (страница 21)

   Незрелые дети

   Под этим определением мы имеем в виду детей, которые желанны и любимы как младенцы, а не как растущие и развивающиеся личности, у которых есть собственные идеи и потребности. Такие дети, которых сверх всякой меры оберегают и защищают, не готовы к реальностям жизни за пределами семейного дома. У таких детей не было возможности развить в себе способность признавать потребности и чувства других людей; они с трудом делятся и плохо воспринимают отсутствие немедленного одобрения своим действиям. Они, что называется, испорчены: если им что-то надо, они хотят получить это немедленно и без возражений. У них есть избыточная зависимость от родителей, братьев, сестер и товарищей по играм; они раздражают всех своими постоянными требованиями внимания, помощи и одобрения. Вместо того чтобы прилагать усилия, они требуют, чтобы их обслуживали. Они могут требовать, чтобы их одевали, ждали, кормили. Дети, которые слишком долго задерживаются на стадии младенчества, часто вовлекаются в конфликты. Они создают напряженность в семье, создают хаос в школе и ссоры во дворе.
   Психотерапия, проводимая в тщательно подобранных группах, оказывает неоценимую помощь незрелым детям. Группа предлагает мотивацию и поддержку для роста и развития, а также безопасную арену для испытания новых моделей поведения. В группе дети узнают, какие именно аспекты их поведения являются неприемлемыми, какого поведения от них ждут. В результате дети начинают предпринимать попытки овладения стандартами поведения своих сверстников. В группе дети осваивают разнообразные социальные методики: умение поделиться с друзьями игровым материалом, умение участвовать в общих играх и разделить с другими детьми внимание дружелюбно настроенного взрослого. Дети учатся соревноваться и сотрудничать, ссориться и улаживать конфликты, торговаться и идти на компромиссы. Такие методики учат детей вступать в равноправные отношения с ровесниками.

   Отчужденные дети

   Таких детей можно описать следующими словами: застенчивые, боязливые, подчиненные, одинокие, подавленные, молчаливые и покорные. Им трудно выражать даже обыденные чувства привязанности и агрессии, у них мало друзей, они избегают групповых игр и развлечений. Им очень трудно во всех ситуациях межличностного общения, они избегают знакомиться с людьми и заводить друзей. Они всегда хотят, чтобы другой человек сделал первый дружественный шаг навстречу, но даже в этом случае могут не ответить тем же.
   Отчужденным детям трудно налаживать отношения со школьным учителем или со сверстниками во дворе. Они до смерти пугаются, когда их вызывают к доске, заставляют читать вслух или отвечать на вопросы. Они склонны отвечать «да» или «нет» или вообще не отвечать. Большую часть времени они проводят, неподвижно сидя на месте и глядя в пространство. На игровой площадке они тоже одиноки. Когда они все же играют, то выбирают тихие, спокойные и безопасные игры, в которых не надо что-то брать и давать другим участникам игры. Когда они бывают вынуждены вступать в социальные контакты, то тревожность может достигнуть степени паники.
   Отчужденным детям может помочь психотерапия. Дружелюбный взрослый, интересный материал и специально подобранные члены группы заставляют отчужденного ребенка покинуть свою скорлупу. Созданное таким образом окружение ускоряет переход от изоляции и поощряет свободу в игре и разговорах с другими детьми.

   Боязливые дети

   Дети и их страхи всегда выступают вместе, как яйцо и бекон. В одном исследовании было показано, что более девяноста процентов детей, по крайней мере один раз в жизни, испытывают специфический страх. Трехлетние дети больше всего боятся собак, четырехлетние – темноты. Эти страхи постепенно уменьшаются с возрастом и к восьми годам исчезают совсем. Сообщалось также, что многие дети боятся пожарных машин, воя сирен, землетрясений, похищения, быстрой езды, змей и высоты. Некоторые дети немного понимали беспочвенность страха и не покидали страшное место, если рядом были родители. Другие дети испытывают больший дискомфорт; они спят при свете, сильно напрягаются, если мимо проезжает пожарная машина или в их присутствии говорят о воровстве и кражах со взломом.
   Некоторым боязливым детям необходима медицинская помощь. Это дети с интенсивными и упорными страхами. Интенсивность страха – его ключевой момент. Тревога парализует и лишает рассудка ребенка, даже если причина страха очевидно иррациональна. Ребенку может казаться, что небо падает на землю, молния ударила в дом или вся семья попала в наводнение. Калейдоскоп детских страхов перед людьми и неодушевленными предметами бесконечно разнообразен.
   Некоторые дети отличаются слишком сильным стремлением к чистоте. Весь мир кажется им грязным, и они изо всех сил стараются не запачкаться. Они боятся мельчайшего пятнышка грязи на руке или одежде и испытывают настоящий стресс, если не могут немедленно смыть это пятнышко. Другие дети боятся громких звуков, высоких мест, новых людей, текущей воды, темных углов, мелких насекомых и крупных животных. Дети пытаются избавиться от тревоги, избегая мест и деятельности, связанных со страхом: они не ходят возле воды, не взбираются на стремянки или отказываются оставаться одни в темной комнате.
   В ходе психотерапии боязливый ребенок получает возможность видеть, как другой ребенок занимается деятельностью, которая вызывает у него самого страх. Дети стреляют из игрушечных ружей, заряженных пистонами; окунают пальцы в краску; вымазываются грязью или выключают свет. Группа делает невозможным для боязливого ребенка покинуть помещение, и ему приходится так или иначе справляться со своим страхом. Если развиваются реакции на травмирующую ситуацию, то ими занимается психотерапевт. Он помогает ребенку в ходе игры изжить и выговорить словами бешеный страх, уменьшить смутную неопределенную тревогу и обуздать ее.

   Женственные мальчики

   Иногда врачебная помощь требуется мальчикам, которые живут без отца или в семьях, где численно преобладают женщины. Поскольку идентификационные модели в этих семьях почти исключительно женские, то ребенок волей-неволей усваивает немужскую идентификационную модель и некоторые женские роли. У таких мальчиков часто отсутствует характерная для нашего современного общества мужская агрессивность. Они застенчиво уклоняются от грубых мальчишеских игр, не умеют свободно входить в группы других мальчиков и более комфортно чувствуют себя в обществе девочек. Такие мальчики обычно страдают от грубого отношения к себе со стороны других мальчиков. Их дразнят, дают обидные прозвища и бьют. Социально меченные и эмоционально травмированные, они могут вырасти во взрослых людей с неадекватной психикой.
   Таким мальчикам нужна профессиональная медицинская помощь. В ходе психотерапевтических сеансов им предложат нужную модель идентификации, поощрят напористость и заставят усвоить мужские черты личности.

   Тики и манерность

   Некоторые дети проявляют упорную манерность, которая сильно раздражает родителей. Дети кривятся, морщат нос, гримасничают, трясутся, шмыгают носом, трут глаза, откашливаются, пожимают плечами, грызут ногти, сосут пальцы, трещат суставами или топают ногами. Кривлянье и манерность могут быть такими очевидными и гротескными, что сразу привлекают к себе внимание. Пальцы постоянно искривлены, ногти обкусаны до «мяса», кожа становится сухой и грубой. Некуда деться от неприятных звуков шмыгающего носа, кашля, треска суставов и топота ног. Такие дети нуждаются в психологическом консультировании и в медицинском обследовании, чтобы назначить адекватное лечение.
   Здоровые дети также могут проявлять манерность и страдать разнообразными тиками. Однако эти проявления у них отличаются менее упорным характером. Тики и манерность проявляются, главным образом, когда ребенок переутомлен, сонлив, чем-то озабочен или эмоционально напряжен.

   Энурез и энкопрез

   Установлено, что 10–15 процентов детей в возрасте старше четырех лет продолжают мочиться в постель. Некоторые из них страдают непроизвольным мочеиспусканием и в дневное время. Большинство таких детей никогда не овладевает контролем мочеиспускания. Некоторые перестают мочиться на некоторое время, но потом болезнь возвращается.
   Энурез (недержание мочи) обычно считается указанием на эмоциональное расстройство; только в пяти процентах случаев недержание мочи имеет органическую причину (для исключения которой ребенок должен быть обследован врачом).
   Сам по себе энурез не говорит о степени эмоционального расстройства. При легких расстройствах недержание мочи встречается так же часто, как и в тяжелых случаях. Иногда недержание мочи исчезает после короткого курса психотерапии. В других случаях от него бывает трудно избавиться.
   Энкопрез (недержание кала), который сохраняется в возрасте старше четырех лет, надо рассматривать как симптом эмоционального расстройства, если врачом исключены органические причины. Недержание кала распространено среди детей дошкольного возраста, но встречается у школьников и подростков. Чем старше ребенок, тем серьезнее проблема. Недержание кала представляет собой бунт ребенка против родительской власти вообще и против строгого обучения туалетным навыкам в частности. Поэтому попытки пристыдить и заклеймить ребенка позором только усиливают внутренний конфликт и сопротивление ребенка.
   Недержание мочи и кала является очень тревожным симптомом даже в легких своих проявлениях, поэтому родителям следует немедленно после появлении недержания обращаться за медицинской помощью. В любом случае улучшение отношений между родителями и ребенком вносит значительный вклад в решение этой проблемы.

   Глава 12
   Родители, нуждающиеся в медицинской помощи

   Характер родителей и поведение детей

   Личность ребенка окрашена атмосферой, царящей в доме. Эта истина кажется очевидной, но лишь совсем недавно мы начали понимать значимость связи характера родителей и поведения детей. Некоторые свойства родительского характера открыты и очевидны; их легко наблюдать и определять их влияние. Другие свойства могут быть скрытыми и не такими очевидными; их наличие может быть лишь предположено, а воздействие гипотетично.
   Можно составить список нежелательных отношений и черт характера родителей, которые чаще всего отрицательно влияют на развитие детей. Неблагоприятное влияние на поведение ребенка оказывают слишком эмоциональные родители и родители, которые избыточно опекают детей. Плохо, когда родители инфантильны, злоупотребляют алкоголем, соблазняют детей, отвергают их или являются слишком добросовестными.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [21] 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация