А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет" (страница 19)

   Воспитание мужественности и женственности

   Воспитание мужественности и женственности начинается в раннем детстве. Однако детей не следует понуждать к восприятию половых ролей слишком рано. В дошкольном возрасте как мальчики, так и девочки любят играть с куклами и в игре выполнять материнские функции. Так и должно быть, хотя некоторые отцы и матери ужасаются, видя, как их пятилетний сын кормит куклу.
   Девочкам и мальчикам дошкольного возраста следует позволять играть в одни и те же игрушки, если сами дети того желают. В этом возрасте не надо проводить строгую границу между играми мальчиков и девочек. Отцы не должны пытаться воспитать чемпионов по боксу из своих четырех– или пятилетних сыновей, которые в этом возрасте более охотно возятся с кукольными домиками. Дети дошкольного возраста должны играть как в женские, так и в мужские игры, не боясь неодобрения взрослых.
   В школьные годы половые различия начинают проявляться со все возрастающей силой. У девочек и мальчиков появляются разные интересы и устремления. Мальчикам хочется достичь престижа в мужских играх и занятиях, а девочкам – в женских. Половая самоидентификация укрепляется интересами и деятельностью, которая в данной культуре считается мужской или женской.
   Школьные годы – самый подходящий период для усиления и углубления отношений между сыном и отцом и дочерью и матерью. В это время девочки начинают знакомиться с кулинарным искусством и другими домашними занятиями. Девочек можно учить варить, печь и готовить простые блюда, шить, вязать и поддерживать порядок в доме. Надо оставить им большой допуск для обучения и не реагировать на возникающий в процессе обучения беспорядок и неудачи в работе. Следует обращать больше внимания на радость, которую приносит работа по дому, а не на досаду, которая возникает от неудач при ее выполнении. Это золотое время для матери – показать дочери, какое удовлетворение приносит роль женщины, жены и матери.
   Отец тоже должен приветствовать готовность сына стать похожим на отца, желание ребенка ходить, говорить и одеваться, как отец. Не следует высмеивать это подражательство, напротив, его надо поощрять. Подражание языку, речи и манерам может привести к подражанию в интересах и ценностях. В близких контактах отец на собственном примере показывает сыну, что значит быть мужчиной в семье и в обществе. Дети гордятся навыками, усилиями и самоотверженностью отца, которые он проявляет вне дома. Время, проведенное с отцом на его рабочем месте, во время выполнения им гражданских или политических обязанностей, позволяет детям понять интересы и гордость, которую мужчины испытывают от пользы, которую приносят производству и обществу.

   Различные типы семей

   Лучшая модель для идентификации – родители, которые уважают свою и чужую половую роль. Многими скрытыми способами их ежедневное поведение показывает детям, что надо ценить как мужественность, так и женственность.
   В некоторых семьях детям исподволь дают понять, что предназначение мужчины – оставить след в мире и истории, навеки обессмертив свое имя. Такая атмосфера питает великие мечты об исследованиях, открытиях и достижениях на ниве искусства и науки. От женщин тоже ждут вклада в общество, а не только работы по дому. Такой подход с успехом оправдывает себя в том случае, если отец и мать с удовлетворением воспринимают свои разные роли, понимают и уважают положение друг друга и искренне интересуются достижениями друг друга.
   В некоторых семьях дети получают совершенно другие скрытые послания. Там, где женщина измучена воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, или там, где отец не ценит сложности и тяжести, которые приходится нести на своих плечах женщине и матери, дети приучаются свысока смотреть на традиционную роль женщины. Девочки в таких семьях становятся склонными к конкуренции и чувствуют себя вынужденными превосходить мальчиков (а позднее и мужчин) в их традиционных играх.
   Совершенно иное послание получают дети в семьях, в которых супруги меняются традиционными ролями. Женщина – босс на словах и на деле. Не важно, кто обеспечивает семью, но за женщиной остается последнее слово во всех важных делах. Как сказал один муж: «Я решаю глобальные проблемы: принимать ли Китай в ООН и надо ли приватизировать угольные шахты. А жена решает более мелкие проблемы: купить ли новую машину, поменять ли дом и в какой колледж отправить детей». Муж в такой семье избегает роли главы семьи. Он честно и откровенно называет свою жену «боссом». Когда дети спрашивают совета у такого отца, он обычно отвечает: «Спросите у мамы».
   В таких семьях дети вырастают, не испытывая восхищения или даже уважения к мужчинам. Мальчики и девочки видят отца глазами матери. Это милый, но не до конца «испеченный» мальчик, добродушный неудачник, карикатура на мужчину.
   Как мальчики, так и девочки испытывают сильное воздействие, видя слабого отца и доминирующую в семье мать. Чтобы компенсировать это положение, мальчики начинают вести себя, как им кажется, по-мужски: они пьют, заводят беспорядочные половые связи, безобразничают или жестоко ведут себя по отношению к женщинам. Девочки часто повторяют во взрослой жизни выбор матери и выбирают себе партнера, который позволяет им брать на себя извращенную роль в семье следующего поколения.

   Социальные роли

   Важность воспитания из сыновей и дочерей индивидов не затемняет того факта, что из сыновей надо воспитывать мужчин, а из дочерей – женщин.
   В нашем стремлении к равенству полов мы не должны забывать, что некоторые биологические функции неизменны и имеют как социальные, так и психологические следствия. Хотя социальные роли не должны основываться на узком фундаменте половой функции, они не могут быть полностью от них отделены. Так как большинству женщин суждено стать женами и матерями, их общественное образование и семейные надежды должны сделать их способными извлекать глубокое удовлетворение из этих ролей. Конечно, некоторые исключительные женщины могут избрать себе другую роль. Женщина может захотеть стать механиком, моряком или астронавтом. Женщина может заниматься бизнесом или стать членом конгресса. Хотя надо проявлять достаточную гибкость, чтобы человек любого пола мог реализовать себя в любой профессиональной или политической роли, жизнь, тем не менее, становится легче, если большинство мужчин и женщин не вступают во взаимные конкуренцию и соперничество.

   Глава 11
   Дети, нуждающиеся в профессиональной помощи

   Многие дети, не имеющие серьезных нарушений, реагируют необычайно сильными эмоциональными расстройствами на стрессовые ситуации и внутренние конфликты. Они страдают страхами и ночными кошмарами, грызут ногти, издеваются над братьями и сестрами, страдают тиками, вспышками раздражительности. Проявляется у них и другая психическая симптоматика. В типичных случаях это желанные дети из благополучных семей, добросовестно воспитываемые родителями, которые, однако, проявляют повышенную опеку, допускают вседозволенность или тиранию. Такие дети и их родители могут получить существенную пользу от помощи профессиональных психологов.
   Ниже мы приводим краткое описание особенностей детей, которым показана неотложная психотерапевтическая помощь, и детей, которые могут получить несомненную пользу от психотерапевтических сеансов.

   Дети, которым показана экстренная психотерапевтическая помощь

   Избыточное соперничество между братьями и сестрами

   Детям, которые испытывают сильную ненависть к братьям и сестрам, необходима медицинская помощь. Это дети, у которых ревность пропитывает всю их личность и окрашивает всю жизнь. Они желают исключительного внимания к себе и готовы уничтожить всякого, кого они считают конкурентом. Они оскорбляют своих братьев и сестер действием и словесно, органически не способны поделиться с кем-то любовью родителей и хорошим отношением учителей и воспитателей. Точно так же не способны они делиться «мирскими благами». На утренниках, вечеринках и дома они, не колеблясь, съедают львиную долю конфет, мороженого, пирожных или забирают себе все игрушки. Они скорее спрячут то, что не могут использовать, чем поделятся этим с другими.
   Необычайно склонные к конкуренции, они всегда испытывают острую потребность превзойти других. Если они не могут победить честно, то прибегают к нечестным приемам и обману, так как считают, что должны выиграть любой ценой. Конкуренция становится образом их жизни, заменяя собой все иные жизненные цели. Если не уменьшить проявления ревности у таких детей, то, вырастая, они идут по жизни, относясь к другим людям так, как когда-то относились к своим братьям и сестрам. Эти люди борются за первенство не на жизнь, а на смерть даже в пустяках; любую потерю в спорте или на работе рассматривают как сокрушительный удар по своему статусу. Если они управляют автомобилем, им обязательно надо перегнать все машины; если они играют в шахматы, им надо победить, иначе они испытывают сильнейший стресс и начинают считать себя безнадежными неудачниками. Кроме того, они продолжают ненавидеть своих братьев и сестер и в течение всей жизни ищут способы унизить их (см. главу 7). Здоровые дети тоже ревнуют своих братьев и сестер, но их ревность не представляет собой основу поведения и не является доминирующей чертой характера. Такие дети могут считать, что их братьям и сестрам достается больше любви и они могут бороться с ними за привязанность родителей. Но если они получают нужное, то есть лишнее проявление любви, то сразу успокаиваются. Эти дети также могут иметь склонность к соперничеству и превосходству, но они могут получать удовольствие и радость от самого процесса игры. Более того, они способны воспринимать поражения без особой боли или напряжения.

   Повышенный интерес к сексу

   Некоторые дети проявляют преждевременный и постоянный интерес к сексуальным вопросам. Они мечтают, думают и говорят о сексе. Они привычно мастурбируют втайне или даже при всех, стараются исследовать половые признаки у других детей, включая братьев и сестер. Они подсматривают и подслушивают, пытаются «застукать» родителей во время полового акта.
   Это дети, которые подверглись повышенной сексуальной стимуляции. Возможно, они спали в спальне родителей или делили постель с братом или сестрой, или их эротически ласкали взрослые с половыми отклонениями от нормы. У этих детей на уме слишком много секса, и эти мысли появляются слишком рано для их возраста. Их поглощенность сексом указывает на нарушения в психосексуальном развитии. Они определенно нуждаются в лечении, причем неотложном.
   Нормальные дети тоже проявляют интерес к сексуальным вопросам. Они могут дразнить представителей противоположного пола, высмеивать мальчиков и девочек, говорить о браке и рождении детей. Они также с удовольствием сознают свою половую чувственность, могут трогать свои половые органы и иногда мастурбировать. Однако такая сексуальная активность остается лишь малой частью их жизни.
   Чрезмерно скромные и целомудренные дети также нуждаются в профессиональной медицинской помощи. Это дети, которые впадают в панику, когда их застают неодетыми; они чувствуют себя стесненно в спортивных школах и на медицинских осмотрах, даже если врач – человек одного с ними пола.
   Нормальным детям тоже может не нравиться необходимость раздеваться в спортивных залах и на медицинских осмотрах, они могут стесняться и протестовать, но при этом никогда не впадают в панику.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация