А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет" (страница 16)

   Глава 9
   Половое воспитание

   Многие родители думают, что половое воспитание – это беседа. «Как-нибудь на днях» родитель берет с собой на прогулку подростка и сообщает ему «правду жизни». Мальчиков предупреждают об опасностях венерических заболеваний, а девочек стращают ужасами беременности. В действительности, однако, половое воспитание начинается намного раньше.

   Родительская чувственность

   Половое воспитание начинается с отношения родителей к их собственной чувственности. Нравится ли им вид, запах и ощущение собственного тела, или они находят его грубым и неэстетичным? Наслаждаются ли они видом обнаженных тел друг друга или закрывают глаза и стыдливо прикрываются одеждой? Не испытывают ли они отвращения к своему собственному полу или полу партнера, или они испытывают влечение к противоположному полу, им нравится собственный пол? Рассматривают ли они друг друга как бездушных потребителей или как волнующих кровь инициаторов взаимного наслаждения?
   Какими бы ни были невысказанные чувства родителей, они неизбежно передаются детям, даже если родители говорят вслух только о птичках, пчелах и нарциссах. Именно по этой причине очень трудно сказать родителям, что отвечать на вопросы детей о сексе. Для начала нужно разобраться в запутанных чувствах родителей и помочь им самим преодолеть тревоги и смущение, связанные с этим вопросом.

   Зарождение полового чувства

   С самого рождения у младенца есть все необходимое для ощущения удовольствия от собственного тела, и половые отношения также начинают формироваться с самого рождения. Радость ребенка от своего тела и его работы является сексуальной по природе, хотя она и отличается от радости, которую испытывают взрослые люди. Ребенок начинает исследовать свое тело, как только обретает к этому физическую способность. Он трогает свои конечности и приходит в восторг от чужих прикосновений, ласк и качания. Эти ранние прикосновения и поглаживания тоже являются частью полового воспитания. Через них ребенок учится воспринимать любовное отношение.
   Было время, когда матерям не советовали нянчить и ласкать детей, чтобы не развратить их. Но даже в те времена большинство матерей не относились всерьез к таким предупреждениям и предостережениям. Матери инстинктивно чувствовали, что развратить ребенка можно, если не играть с ним и не ласкать его. Теперь мы хорошо усвоили, что ребенок по природе своей нуждается в ласке и нежных прикосновениях.
   Когда ребенок уясняет, что рот может принести ему массу удовольствия, он тянет в него все, что попадает к нему в руки, – палец, угол одеяла, игрушку. Сосание, жевание и покусывание приносят ребенку наслаждение, даже если он делает это с несъедобными предметами. Эти удовольствия нельзя запрещать, их надо лишь регулировать. Мы должны следить за тем, чтобы все, что попадает в рот ребенку, было чистым. Некоторые дети получают свое оральное удовольствие только от еды, другим требуется дополнительное сосание, которому ни в коем случае нельзя препятствовать. В течение первого года жизни рот является зеркалом, которое отражает для ребенка все явления внешнего мира. Так пусть это будет приятное отражение.
   Если потребность в сосании не удовлетворяется, она не исчезает вопреки ожиданиям родителей. Стремление сосать проявляется в более или менее замаскированном виде. Ребенок сосет палец, школьник сосет ластик, а взрослый жует и посасывает сигареты или сигары. Дети начинают кусать разные предметы, старшие дети грызут ногти, а взрослые делают едкие замечания.

   Половое воспитание и хождение в туалет

   Половые органы и органы выделения находятся в таком близком соседстве друг с другом, что воздействие, оказываемое на ребенка при выработке у него гигиенических навыков, скорее всего, влияет и на половое развитие. На втором году жизни ребенок начинает фокусировать внимание на удовольствиях, связанных с опорожнением кишечника. Для него нет ничего отвратительного в виде, запахе и тактильных свойствах кала. Приучая ребенка к цивилизованным способам опорожнения кишечника, надо особенно заботиться о том, чтобы не воспитать в ребенке отвращения к своему телу и его выделениям. Грубые и торопливые меры могут заставить ребенка почувствовать, что его тело и все его функции – это нечто такое, чего надо опасаться, а не радоваться им.
   Нетерпеливое обучение приводит к обратным результатам. До второго года жизни ребенок не готов контролировать опорожнение кишечника, а до третьего года жизни он не контролирует мочеиспускание. Случайности и отступления от этого правила, конечно, возможны, и не следует бить тревогу, если ребенок помочится под себя даже на пятом году жизни.
   На самой ранней стадии обучения ребенка следует отучить от привычки трогать свои испражнения и ковыряться в них. Однако нет никакой необходимости, да это и не мудро, запрещать детям желать этого. Мы можем позволить детям наслаждаться запрещенными радостями в приемлемых замещающих формах. Дети должны иметь возможность в свое удовольствие возиться с песком, красками, глиной (естественно, коричневого цвета) и с водой. В детском подсознании любая подобная материя представляет настоящий кал, что приносит ребенку компенсаторное удовлетворение, а также утешение по поводу утраченного истинного удовольствия.
   Поэтому отсутствие обучения – это стратегия, приводящая к поражению. Если предоставить ребенка самому себе, он может мочиться и испражняться в пеленки в течение весьма длительного периода времени. Возможно, это доставляет удовольствие ребенку, но со временем он упустит удовлетворение, которое приходит вместе с достижениями. Когда ребенок достаточно зрел и готов воспринять обучение, ему ясно говорят: «Это было очень хорошо – писать и какать под себя, когда ты был маленьким. Тебе нравилось ощущение тепла в пеленках, но мы больше не можем это терпеть. Теперь ты будешь делать это в горшочек».
   В годы обучения надо проявлять особую осторожность при постановке клизм и измерении температуры в прямой кишке. Грубое или даже обычное проведение этих манипуляций может сильно напугать ребенка, и, став взрослым, он будет продолжать испытывать страх перед этими мероприятиями.
   Частое битье ребенка по ягодицам тоже может оказать отрицательное воздействие на половое развитие ребенка. Во время наказания ребенок может испытывать половое возбуждение в связи с близостью половых органов. Он может получать удовольствие от полового возбуждения, которое наступает вслед за наказанием, и будет искать болевые ощущения как необходимую прелюдию к половому акту, уже став взрослым. Есть много супружеских пар, которые получают наибольшее наслаждение от любви после хорошей ссоры или драки.

   Удовольствие от гениталий

   По мере физического и эмоционального развития ребенок начинает получать все большее удовольствие от ощущений в области гениталий. В этом случае наша задача состоит в том, чтобы он, не опасаясь наказания и не испытывая чувства вины, получал радость от этих ощущений. Действительно, в этот период наше чуткое руководство необходимо ему, чтобы он был уверен, что эти приятные ощущений эмоционально безвредны.
   Когда маленькая девочка обнаруживает у себя клитор и признается матери, что ей очень приятно к нему прикасаться, поскольку ничего приятнее она раньше не чувствовала, от матери требуется большое самообладание и искусство дипломатии, чтобы не закричать: «Не трогай его больше!» Напротив, это повод порадоваться за то, что ребенок развивается нормально, так как самое приятное ощущение теперь возникает от раздражения половых органов, а не заднего прохода или рта.

   Половые различия

   Дети не принимают половые различия как нечто само собой разумеющееся. Для них это очень важная тайна, и для объяснения половых различий они разрабатывают для себя самые фантастические объяснения. Невзирая на наши честные и откровенные объяснения, ребенок часто решает и иногда даже открыто объявляет о том, что каждый человек должен иметь половой член.
   Девочка может думать, что ее член потерялся, или его отобрали в виде наказания, или он вырастет, если она будет хорошо себя вести, или когда станет старше. У мальчиков могут развиться страхи на предмет того, что если девочки теряют член, то они тоже могут его утратить. Родители не должны относиться к таким заявлениям как к забавным или остроумным и не заставлять ребенка пересказывать это знакомым, чтобы посмешить и позабавить их. Эти страхи заслуживают серьезного отношения к себе и требуют применения противоядия. Необходимо помочь ребенку открыто высказать свои опасения по поводу анатомических различий между мужчинами и женщинами. Мы можем сказать дочери: «Иногда девочки сильно пугаются, когда обнаруживают, что у них нет полового члена. Ты когда-нибудь думала об этом?»
   Или мы можем сказать сыну: «Иногда мальчиков охватывает страх, когда они видят, что у девочек нет полового члена. Ты когда-нибудь думал об этом? Иногда мальчики воображают, что если такое случается с девочками, то может случиться и с ними. Но дело в том, что мальчики и девочки отличаются между собой, и отличаются с самого рождения. Вот почему мальчики, когда вырастают, становятся папами, а девочки – мамами».
   Некоторые родители пытаются утешить своих маленьких дочерей по поводу мнимой утраты члена, приуменьшая разницу между полами. Они говорят плачущей дочери: «Твой брат во всех отношениях такой же, как ты, за исключением этой малости. Так что перестань плакать». Одна мамаша даже предложила своей трехлетней дочке сделать ей член из глины – такое решение чревато в будущем множеством серьезных проблем.
   Когда ребенок обнаруживает существование между мальчиками и девочками анатомических различий, их надо подчеркнуть, а не пытаться приуменьшить:
   «Да, между девочками и мальчиками есть большая разница. У тебя есть половой член, потому что ты мальчик. Когда ты вырастешь, то станешь отцом».
   «Ты девочка. У тебя есть влагалище. Когда ты вырастешь, то станешь мамой. Я очень рада, что ты заметила, что девочки устроены так, а мальчики по-другому».
   Объяснение должно быть ясным и определенным, чтобы избежать дальнейшей путаницы в половой самоидентификации ребенка.

   Ответы на вопросы

   Новый священник получает приход в глухой прерии. Он явился в церковь, чтобы произнести свою первую проповедь, но на нее явился только один подпасок. Священник вслух засомневался, стоит ли ему читать проповедь одному человеку. Подпасок услышал это и сказал: «Я не могу сказать вам, что делать, я простой пастух, но если бы я пришел кормить стадо и нашел на месте только одну корову, то меня сильно бы отругали, если бы я не накормил ее». Священник поблагодарил подпаска за совет и прочитал ему проповедь. Закончив, он спросил своего слушателя, понравилась ли ему проповедь. Ответ был таков: «Я не слишком много понимаю в проповедях, я ведь простой пастух, но если бы пришел кормить коров инашел бы только одну буренку, то меня здорово отчитали бы за то, что я скормил ей все, что было приготовлено для целого стада».
   В половом воспитании мы должны преодолеть в себе искушение опрокинуть на голову ребенка все сведения в один раз. Хотя у нас нет никаких причин не отвечать на вопросы детей относительно полов, наши ответы не должны превращаться в краткий курс акушерства. Ответы должны быть краткими, состоять из одного-двух предложений, а не из длинных параграфов или глав.
   Подходящее время для просвещения ребенка в этих проблемах наступает тогда, когда он начинает задавать вопросы. Когда двух– или трехлетний ребенок показывает ручкой на свои гениталии и спрашивает, что это такое, то верным ответом будет: «Это твой половой член». Хотя ребенок может называть свой член писькой или другим словечком, родитель должен назвать этот орган его подлинным именем.
   Если ребенок спрашивает, откуда берутся дети, нам не следует уверять его, что дети берутся из докторского саквояжа, из больницы или из супермаркета, или их приносят аисты. Надо сказать, что дети растут в специальном месте в животе у мамы. В зависимости от следующих вопросов родитель сам решает, стоит ли уточнять, что это специальное место называется маткой.
   Вообще ребенок с раннего детства должен выучить названия и функции своих органов и усвоить анатомическую разницу между полами. Для объяснений не следует прибегать к растениям или животным; мы должны избегать того, что Селма Фрейберг называет «сельскохозяйственным софизмом». Элис Балинт сообщает о мальчике, который побывал на ферме незадолго до того, как его мать должна была родить. По возвращении с фермы он сказал: «Слушай, папа, я все знаю, но скажи мне, мама сама ходила к быку, или он приходил к ней?»
   Два вопроса занимают практически всех детей дошкольного возраста. Как зачинают ребенка и каким образом он появляется на свет. Очень неплохо сначала послушать детскую версию ответа, а потом дать ребенку свое толкование этого вопроса. Ответ ребенка обычно включает в себя пищу и выделение. Один умный ребенок сказал: «Хорошие дети получаются от хорошей еды. Они растут в животике у мамочки и выпрыгивают наружу из пупка. Плохие дети получаются от плохой еды, они выходят через попу».
   Наше объяснение должно соответствовать фактам, при этом нет нужды описывать ребенку половой акт.
   «Когда папа и мама хотят иметь ребенка, то одна папина клетка соединяется с одной маминой клеткой, и из этого соединения начинает расти ребенок. Когда ребенок вырастает, он выходит наружу через влагалище».
   Иногда ребенок просит показать ему место, из которого он вышел на свет. Лучше, конечно, не допускать такого вторжения в интимные места взрослого человека. Вместо этого мы можем нарисовать фигуру женщины или использовать для демонстрации куклу.
   Наши ответы могут удовлетворить любопытство ребенка лишь на короткое время, через которое он может обратиться к нам с тем же или с новым вопросом. Если ребенок задает тот же вопрос: «Как появляются дети?» – мы можем на этот раз дать ему более подробный ответ: «Отец зачинает ребенка, который растет в чреве матери. Жидкость, которая называется семенной и содержит много клеток – сперматозоидов, переходит из тела отца в тело матери. От соединения двух клеток – отцовской и материнской – начинает расти ребенок».
   Следующий вопрос может повергнуть родителя в шок: «А как отцовская клетка попадает в тело матери?» На этот раз мы должны сначала спросить, как сам ребенок понимает суть этого процесса. Возможно, мы услышим теорию «посева» (папа сеет семя в тело мамы), или «съедания семени» (папа просит маму проглотить фруктовую косточку), или «теорию опыления» (семя заносит в тело матери ветер), операции (доктор сеет зерно в тело матери во время специальной операции).
   В таком случае на вопрос ребенка следует дать краткий ответ: «Семя выходит из члена папы и переходит во влагалище мамы». Здесь будет уместно подчеркнуть разницу между семенной жидкостью и мочой: «Моча – это отходы организма, а семенная жидкость переносит зародышевые клетки, из которых растет ребенок».
   Следующий вопрос, который может возникнуть: «Когда вы с папой делаете детей?» Это не простое любопытство, как может показаться с первого взгляда. Достаточно бывает простого ответа: «Мама и папа выбирают такое время, когда им удобно и они одни. Они любят друг друга и хотят иметь детей, чтобы любить и их». Иногда необходимо добавить, что пребывание вместе – это очень личное и интимное событие.
   Некоторые мальчики хотят, чтобы отцы тоже могли рожать детей. Они спрашивают: «А почему яйцо матери не может попасть в тело отца?» Следует ответить, что в женском теле есть специальное место – матка, в котором растут дети, а в мужском теле такого места нет. «Почему?» – «Потому что мужские и женские тела устроены по-разному». Желательно уверить мальчиков в том, что детям нужен и отец, чтобы любить и оберегать их.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 21 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация