А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Воспитай счастливого ребенка. Развитие личности от 3 до 12 лет" (страница 15)

   Чувство вины как причина тревожности

   Родители часто вольно или невольно возбуждают в детях чувство вины. Чувство вины, как соль, может служить полезной добавкой, придающей вкус жизни, но не может быть основным блюдом. Если ребенок нарушает правила общественного или нравственного поведения, это готовит почву для неодобрения и чувства вины. Однако если ребенку запрещают отрицательные чувства и «отвратительные» мысли, он неизбежно начнет испытывать избыточное чувство вины и тревожность.
   Для того чтобы избежать появления у ребенка ненужного чувства вины, родители должны поступать с прегрешениями ребенка так же, как хороший механик поступает с машиной, когда она ломается. Он не стыдит владельца, а просто указывает на те части машины, которые должны быть отремонтированы. Он не клеймит позором стук двигателя и скрип тормозных колодок, а использует эти звуки для диагностики поломки. Он спрашивает себя: «В чем возможная причина неисправности?»
   Для ребенка очень важным и благотворным является знание того, что он в самом деле свободен в своих мыслях и чувствах, которые не ввергают его в опасность лишиться родительской любви и поддержки. Очень полезны в этом отношении следующие родительские высказывания:
   «Ты чувствуешь это так, а я чувствую по-другому. Мы по-разному относимся к этому предмету».
   «Твое мнение кажется тебе истинным. Мое мнение другое. Я уважаю твой взгляд, но сам смотрю на эти вещи по-иному».
   Родители могут невольно поселить в душе ребенка чувство вины своим многословием и ненужными объяснениями. Особенно верно это в отношении «современных» родителей, которые полагают, что должны управлять ребенком с его осознанного согласия, даже если предмет объяснения сложен, а сам ребенок еще очень незрелый.
   Пятилетний Закари сильно разозлился на воспитательницу детского сада за то, что она не была в саду две недели из-за болезни. Когда она, наконец, вернулась, он схватил ее шляпу и выбежал с ней во двор. Мать и воспитательница бросились вслед за ним.
   Воспитательница сказала: «Это моя шляпа, верни ее мне».
   Мать пустилась в долгие объяснения: «Закари, ты же отлично знаешь, что это не твоя шляпа. Если ты не отдашь ее, то мисс Марта может простудиться и снова заболеть. Ты же знаешь, что она уже болела две недели; ведь так, мисс Марта? Закари, ты не хочешь, чтобы твоя воспитательница опять заболела? Не хочешь?»
   Опасность таких объяснений заключается в том, что теперь ребенок, скорее всего, почувствует свою ответственность и вину за болезнь воспитательницы. Длинные объяснения бесполезны и вредны. Самое главное в тот момент было вернуть шляпу законной владелице. Одна шляпа в руках лучше двух объяснений во дворе.
   Может быть, позже воспитательнице следует обсудить с Закари его гнев из-за ее отсутствия и выявить способы справиться с недовольством мальчика.

   Тревожность, вызванная отрицанием самостоятельности и понижением статуса

   Если ребенку не разрешают принимать на себя ответственность за действия, к которым он уже готов, то внутренней реакцией будет недовольство и гнев. Гнев пробуждает мстительные фантазии, которые приводят к чувству вины или страху возмездия. В любом случае у ребенка возникает тревожность.
   Маленькие дети не могут сразу мастерски овладеть бытовыми навыками. Они долго возятся со шнурками, застегивают одежду, им требуется много времени, чтобы надеть калоши, отвинтить крышку от банки или повернуть дверную ручку. Лучшей помощью в данном случае является терпеливое ожидание и ненавязчивые замечания о трудности манипуляций: «Не так-то легко надеть эти калоши», «У этой банки очень плотная крышка».
   Такие замечания помогают ребенку в любом случае, справился он с задачей или нет. Если у него получается, то он испытывает удовлетворение, так как справился с трудным делом. Если же у него ничего не выходит, он находит утешение в том, что его родители понимают, что задача была очень трудна. В обоих случаях ребенок чувствует сочувствие и поддержку, которые приводят к лучшему взаимопониманию между ним и его родителями. Ребенок не чувствует себя ущербным оттого, что не смог справиться с задачей.
   Очень важно, чтобы жизнь ребенка не направлялась родительской потребностью в эффективности его действий. Эффективность враг детства. Эффективность очень дорого обходится неустойчивой детской эмоциональной экономике. Она иссушает ресурсы ребенка, препятствует развитию, заглушает интерес и может привести к эмоциональному банкротству.

   Тревожность как следствие трений между родителями

   Когда родители ссорятся, дети испытывают тревогу и вину: тревогу – потому что под угрозой оказывается их дом, а вину – потому что чувствуют свою действительную или мнимую роль в семейных трениях. Оправданно или нет, но дети считают, что именно они являются яблоком раздора.
   Дети не остаются нейтральными в этой гражданской войне: они принимают сторону отца или сторону матери. Последствия губительно сказываются на их психосексуальном развитии и развитии характера. Если мальчик отвергает отца, а девочка – мать, то они остаются без соответствующей модели своей самоидентификации. Такой отказ выражается отвращением к идентификации черт характера, к стремлению превзойти в ценностях и к имитации поведения. В крайних случаях такой отказ может иметь своим результатом нарушение половой идентификации и неспособность выполнить свое биологическое предназначение. Если же мальчик отвергает мать, а девочка отца, то ребенок может вырасти подозрительным и враждебным по отношению ко всем представителям противоположного пола.
   Если родители вынуждены соревноваться между собой за привязанность детей, они часто прибегают к не педагогическим способам: подкупу, лести и лжи. В этих случаях дети вырастают с раздвоенным чувством привязанности и с привычкой к двойственности. Более того, желание защитить одного родителя от другого или играть с помощью одного родителя против другого оставляет неизгладимый след в психике ребенка на всю жизнь. С раннего детства они начинают представлять себе свою раздутую значимость для сражающихся родителей и постоянно повышают свою цену в этой игре. Они учатся манипулировать и эксплуатировать, плести заговор и шантажировать, шпионить и сплетничать. Они учатся жить в мире, где цельность – это помеха, а честность – недостаток; в мире, который питает и вознаграждает психопатическое поведение.

   Тревожность вследствие ограничений физической активности

   Во многих современных семьях маленькие дети чувствуют себя подавленными из-за ограничения места для двигательной активности. Тесные квартиры и дорогая мебель накладывают строгие ограничения на удовольствия полазать, побегать и попрыгать. Такие ограничения начинают преследовать детей с са мого раннего детства. Ребенку могут запретить стоять в коляске, ползунку не разрешают взбираться на ступеньки, а дошкольнику не позволяют бегать по комнате.
   Дети, подвергающиеся таким ограничениям, накапливают в душе напряжение, которое создает тревожность. Решение проблемы заключается в самом ее описании. Маленькие дети должны иметь возможность разряжать свое напряжение двигательной активностью. Им нужны пространство для бега и материалы для игры. Им нужна комната или двор, которые позволяют свободно двигаться; разумеется, в пределах психологической безопасности.

   Тревожность, обусловленная смертью

   Для взрослых трагедия смерти связана с ее необратимостью. Смерть, окончательная и вечная, знаменует собой крушение и конец всех надежд. Поэтому лично человек никогда не приемлет смерть; никто не может представить себе свою кончину, растворение в небытии собственного «я». Собственное «я» состоит из памяти и надежд, прошлого и будущего, а ни один человек не мыслит себя без будущего. Утешение, которое приносит человеку вера, находится именно в этом измерении. Вера предлагает человеку будущее, поэтому он может жить и умирать в мире.
   Если смерть является загадкой для взрослого, то для ребенка это тайна за семью печатями, окруженная вуалью неподдельной мистики. Маленький ребенок не может осознать, что смерть – это навсегда; а его родители или молитвы самого ребенка не могут вернуть ушедшего. Бесполезность магических желаний перед лицом смерти – тяжкий удар для ребенка. Этот удар потрясает веру ребенка в его способность влиять на ход событий мышлением в благоприятном направлении, заставляет его чувствовать себя слабым и испытывать тревогу. Ребенок видит, что, несмотря на его слезы и протесты, любимый человек или любимое животное не может больше быть с ним. Следовательно, он чувствует себя покинутым и нелюбимым. Этот страх отражается в вопросе, который дети в таких случаях часто задают своим родителям: «Когда ты умрешь, ты все равно будешь меня любить?»
   Некоторые родители стремятся уберечь ребенка от чувства боли и горя от потери любимого существа. Если погибает золотая рыбка или черепаха, то родители спешат заменить их другими животными, надеясь, что ребенок не заметит разницы. Если же умирает собака или кошка, то родители стараются сразу же купить горюющему ребенку более красивое или более дорогое животное.
   Какой урок извлекает ребенок из раннего опыта внезапной потери и быстрого ее возмещения? Он может заключить, что потеря любимого существа не имеет большого значения, любовь можно легко трансформировать, а верность перенести на другой объект.
   У ребенка нельзя отнимать право на горе и скорбь. Он должен быть свободен в изъявлении печали от потери любимого существа. При этом усиливается человечность ребенка, облагораживается его характер, когда он учится оплакивать конец жизни и уход любви.
   Основной предпосылкой является то, что ребенка нельзя исключать из печалей и радостей, которые неизбежно переживает семья на протяжении своей истории. Когда кто-то умирает, а ребенку не говорят, что случилось, он может запутаться в неопределенной тревожности. Или он заполнит образовавшуюся пропасть в своем знании страшными и путаными собственными объяснениями. Он может обвинить в потере себя и почувствовать отчуждение не только от мертвого, но и от живых.
   Первым шагом в помощи ребенку выдержать столкновение с утратой является позволение полностью выразить все его страхи, фантазии и чувства. Душевный комфорт и утешение приходят от разделения сильных эмоций с заботливым и внимательным слушателем, которому, как чувствует ребенок, он не безразличен. Родители могут также вставлять слова, обозначающие чувства, которые ребенок испытывает, но затрудняется высказать словесно. Например, после смерти бабушки, к которой ребенок был очень сильно привязан, родитель может сказать:
   «Ты тоскуешь по бабушке».
   «Тебе очень ее не хватает».
   «Ты так сильно ее любил».
   «И она любила тебя».
   «Ты хочешь, чтобы она снова была с нами».
   «Ты хочешь, чтобы она была жива».
   «Трудно поверить, что она умерла».
   «Трудно поверить, что ее нет больше с нами».
   «Ты так хорошо ее помнишь».
   Такие высказывания говорят ребенку, что родителей интересуют его чувства и мысли, побуждают ребенка поделиться с родителями своими страхами и фантазиями. Он может поинтересоваться, больно ли умирать, возвращаются ли мертвые, умрет ли он сам и его родители. Ответы должны быть краткими и правдивыми: когда человек умирает, тело не чувствует никакой боли; мертвые люди не возвращаются; умирать естественно, когда человек становится очень старым.
   Говоря с детьми о смерти, лучше всего избегать эвфемизмов. Когда один родитель сказал дочери, что дедушка уснул вечным сном, девочка спросила, не забыл ли он захватить с собой пижаму. Она также боялась, что дедушка рассердится на нее за то, что она не пожелала ему спокойной ночи.
   Когда родители сказали своему пятилетнему сыну, что «бабушка теперь на небе и превратилась в ангела», мальчик стал молить Бога, чтобы все остальные члены семьи тоже умерли и стали ангелами.
   Когда ребенку просто и честно сообщают факты, сопровождая слова нежным объятием и любящим взглядом, он чувствует себя уверенно и спокойно. Такой подход эффективен только в том случае, если сами родители приняли реальность жизни и смерти. Во всех важных делах отношение к ребенку и к сути этих дел говорит красноречивее всяких слов.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация