А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Мифы и легенды австралийских аборигенов" (страница 20)

   Туми. Туми – это еще один инструмент, несущий смерть. Он представляет собой веревку или шнурок, сделанные из человеческих волос, взятых у сотен людей, живых и мертвых. По поверью, в волосах этих людей отразились их стремления, любовь и ненависть.
   Волосы раскладывают вдоль, двумя полосками, каждая толщиной примерно в двадцать пять миллиметров. Затем полоски скручивают отдельно между большим и указательным пальцами и натирают красной охрой, смешанной с жиром вомбата, опоссума или какого-либо другого животного. Затем исполнитель садится на землю, скрещивает ноги и правой рукой скручивает две полоски, удерживая их в левой руке, до тех пор, пока они не соединятся в одну веревку, толщиной примерно в двадцать пять миллиметров или меньше и длиной около девяти – одиннадцати метров. Затем эту веревку помещают в мешок из кожи эму, вывернутый наизнанку, чтобы туми покоилась в перьях. После того как подготовка закончена, веревку оставляют на несколько дней, сколько считается необходимым, чтобы привести ее в состояние, требующееся для эффективной работы.
   Когда какой-либо престарелый член племени смертельно заболевает, изготовитель туми просит брата или сына больного отнести веревку к его постели, положить под тело и оставить там, пока больной не покинет этот мир и не перенесется в Страну духов. Таким образом, его дух будет поглощен туми. Брат или сын доводит это до сведения умирающего, и тот дает свое согласие. За ним пристально наблюдают. Когда он чувствует, что отбывает в мир иной, он прощается со своими любимыми и родственниками. Тогда эту веревку обвивают вокруг него, сначала вокруг бедер, затем вокруг туловища, несколько раз под мышками а затем вокруг шеи и головы. Один конец туми помещают в руку умирающего, а другой отдают человеку, стоящему перед вурли. После этого все терпеливо ждут, когда дух покинет тело. На несколько недель веревку оставляют накрученной на труп, и к этому времени тело загнивает и разлагается. В этот период туми вбирает в себя силу и дух усопшего. Считается, что туми чувствительна к желанию или стремлению человека, который ею пользуется, но при условии, что тот заботится о туми и хранит ее в теплом и сухом мешке из шкуры эму.
   Умирающий добровольно соглашается на это действо, поэтому считается, что его дух не только помогает захватить жертву, но в своем преследовании он ведет исполнителей через заросли кустов, через вершины гор, в поросшие папоротником долины, через реки, пока они не достигнут места назначения. Говорят, что для этого духи делают воздух в тридцати сантиметрах над землей твердым, и преследователи идут по нему. Воздух движется и увлекает их вперед по прямой, по направлению к жертве.
   Перед тем как воспользоваться волосяной веревкой, знахарь сосредотачивается и разговаривает с ней, словно беседует с человеком, давая ей указания. Например, в качестве жертвы выбирается, скажем, Картиньери из определенного племени в Лоуэр-Мюррей. Тогда туми относят в священное место бура[45] и растягивают во всю длину, составляющую примерно десять метров. Двенадцать человек становятся поодаль, держа в руках копья и вадди, и поют песню ненависти и возмездия. Когда песня кончается, они продолжают танцевать вокруг туми, прося у веревки помощи в выполнении их миссии. Исполняют песни и танцуют так примерно полдня, а потом возвращаются в свои вурли и отдыхают всю ночь, даже не вспоминая о жертве.
   На рассвете следующего утра знахарь направляется к месту бура и расчищает его, убирая траву, палки и камни. Затем он насыпает курган по росту человека и аккуратно отмечает или рисует фигуру возможной жертвы с ногами на восток и головой на запад. Потом он возвращается в лагерь и сообщает другим мужчинам, что все готово для следующего священного танца. Это делается для того, чтобы волосы веревки обрели еще большую магическую силу. Двенадцать человек снова направляются к месту бура и перед совершением ритуала окрашивают свои тела белой глиной и красной охрой.
   Женщинам, юношам, девочкам и мальчикам запрещается приближаться к месту бура, чтобы они не слышали пения старейшин племени, которые помогают участникам церемонии. Старейшины рассаживаются кругом примерно тридцати футов в диаметре, а муляж жертвы находится в центре. Между стопами муляжа вбивается столб примерно полтора метра в длину, и к нему привязывается туми. Затем веревку укладывают вдоль тела муляжа, а в изголовье – привязывают к другому колу, прочно вбитому в землю. Потом веревку протягивают к другому колу, вбитому в девяти метрах к востоку от головы муляжа.
   Когда все готово, старейшины по сигналу знахаря начинают хором исполнять песню смерти: «Путь дыхание покинет твое тело. День уже потускнел на западном небосклоне». Это относится к муляжу жертвы на земле, но во время танцев исполнители концентрируют свои мысли на Картиньери и поют: «Ты должен умереть, Картиньери», и при этом ударяют о землю ладонью правой руки. Двенадцать главных исполнителей стучат о землю три раза. Человек, стоящий в изголовье муляжа, наклоняется, берет туми левой рукой и, согнувшись, направляется к третьему западному колу, постепенно разгибаясь, и полностью выпрямляется, когда доходит до кола. Тогда он освобождает свою левую руку от веревки, сжимает пальцы, словно что-то зажато у него в кулаке, а потом выбрасывает руку в сторону запада, разжимая при этом кулак, как будто высвобождает что-то. На некоторое время он замирает в таком положении, глядя на запад, и три раза поет: «Ты уйдешь, когда солнце спустится по западному небосклону». Затем он возвращается назад и занимает свое место рядом с остальными одиннадцатью мужчинами, примерно в двух-трех ярдах от ног муляжа. За ним второй участник совершает тот же ритуал, а затем все остальные, по очереди. В это время старейшины сидят кругом, бьют по земле ладонью правой руки и напевают: «Солнце уже приближается к концу своего путешествия». Так повторяется снова и снова, примерно в течение двух часов или более. Затем, примерно после получасового перерыва на отдых, церемония возобновляется и продолжается до захода солнца.
   Когда солнце село за горизонтом, старейшины поднимаются и выстраиваются: одни с правой стороны муляжа в линию по направлению к югу, а другие с левой стороны, по направлению к северу, и все при этом смотрят на восток. Двенадцать человек, участников ритуала с туми, становятся так: шесть в линию к западу от изголовья муляжа по направлению к заходящему солнцу и шесть в линию к востоку от ног муляжа, обратив лица на западный небосклон.
   Когда все расположились на своих местах, каждый концентрирует свои мысли на Картиньери. Затем двенадцать участников покидают свой строй, берут в руки копья, направляют острие копья на муляж и ждут команды от знахаря. Пропев короткую песнь, знахарь выкрикивает: «Пронзите тело!» – и двенадцать человек бросают свои копья в муляж. Затем они произносят: «Шу-ху, Картиньери!» – и делают выдох в сторону запада. Они притворяются опечаленными и, склонив головы, плачут несколько минут, а затем строем направляются на запад, напевая: «Скоро жертва умрет». И так они постоянно повторяют эти слова по дороге в лагерь. Постепенно они поворачиваются и по кривой расходятся по своим вурли. Знахарь скрывается в своем вурли с туми, сворачивает веревку у себя на голове, кладет туми на землю и усаживается на нее. Все удовлетворены событиями второй половины дня.
   Вечером седьмого дня исполнители отправляются на поиски своей жертвы. Они путешествуют ночью и отдыхают днем. Возможно, на их пути им придется пройти через лагеря других племен, и те будут подавать сигнал, барабаня по стволу стоящего или упавшего сухого эвкалипта, или же, если поблизости нет подходящего дерева, постукивая двумя палочками, возможно двумя нулла-нулла. Проходя по берегу реки и приближаясь к какому-либо лагерю, группа будет создавать шум, бросая камни в воду возле вурли. Когда подобные звуки слышатся вечером, ночью или ранним утром, они воспринимаются как сигнал того, что человек или группа людей путешествуют с туми, они ничего не боятся, так как они обозначили свое присутствие и желают пройти беспрепятственно.
   Иногда человек, говорящий на нескольких языках, встает прямо в отблесках костра так, чтобы его было хорошо видно, и громким голосом спрашивает, кто такие эти путешественники, откуда идут и где цель их путешествия. Такой вопрос обычно задается на языке камиларой, если же никакого ответа не поступает, вопрос повторяется на языке вирадхури. Если ни тот ни другой язык не понятен, три раза ударяют по эвкалипту либо бросают три камня в воду. Это знак идентификации племени, и больше ничего не требуется спрашивать или отвечать в отношении миссии странников, поскольку это общепринятый знак тех, кто путешествует с веревкой из человеческих волос. Никто и никогда не пытался злоупотреблять этим паролем.
   Иногда племя предлагает путешественникам свое гостеприимство в виде пищи: рыбы, лебедя, кенгуру или опоссума, приготовленного или сырого. Еду относят в место, расположенное примерно в сотне метров от лагеря, и кладут на землю. Путешественники рассаживаются вокруг, и никто их не беспокоит. По завершении ужина остатки пищи собирают и сжигают, чтобы не дать возможности никому со злым умыслом подобрать кусочек и изготовить нгатунги. Это показывает, как аккуратно аборигены относятся к соблюдению всех обычаев, даже в случае, подобном этому, когда путешественники располагают одним из наиболее эффективных средств убийства – туми. Когда странники готовы отправиться дальше, они несколько раз ударяют по нулла-нулла либо кидают один за другим два камня в реку в знак того, что все в порядке, а затем продолжают свое путешествие.
   Когда до места назначения остается ночь пути, они разбивают лагерь на два-три дня. Один, два, три или более разведчиков направляются на обследование территории. Не обнаруживая себя, они собирают максимум информации. На третий или четвертый день разведчики покидают своих соратников и отправляются, скажем, в лагерь племени тотема Черного Лебедя. Когда его члены сидят вокруг костра, разведчик прячется за кустами настолько близко, чтобы слышать речь собравшихся, и подслушивает в надежде узнать кое-что о местонахождении Картиньери. Если он не услышит ничего интересного, он уползает назад в буш. Два других разведчика выполняют те же функции. Иногда к лагерю подобраться трудно, так как вурли находятся на берегу реки, на открытой территории. В этом случае разведчик погружается в воды реки, выше или ниже по течению от лагеря и примерно за сотню метров от костра. Потом он плывет вдоль берега реки, пока не окажется на расстоянии достаточном, чтобы слышать разговор, и тогда, прячась в камышах или тростнике, которыми зарос берег, он будет лежать и подслушивать с целью получить какую-либо информацию о Картиньери.
   И вот во время разговора членов племени упоминается имя Тилпульп. Это имя члена племени с тотемом Лаварри. Услышав его, разведчик переполнен радостью, потому что теперь, следуя за Тилпульпом, можно выйти на след Картиньери. Он настолько возбужден своим открытием, что, спускаясь по берегу реки, поскальзывается и со всплеском падает в реку. Все мужчины племени хватают свои вадди, копья и щиты. Одни направляются вверх по течению, другие – вниз. Каждый из них уже установил свое копье в воммеру и готов наказать пришельца, который осмелился приблизиться к их дому ночью. Но разведчик уже исчез. Как только он понял, что его обнаружили, он набрал полные легкие воздуха и поплыл под водой к другому берегу реки. Проплыв примерно километр вниз по течению, он благополучно выбрался на берег. Не найдя его, преследователи вернулись в свой лагерь, решив, что слышали лишь всплеск водяной крысы или трески, погнавшихся за добычей.
   Выбравшись на берег, разведчик теперь ведет себя еще более осторожно, чем ранее. Он спешит к своим сотоварищам и рассказывает им о приключениях, которые произошли с ним в этот вечер, а также о том, что он слышал, как упоминали имя Тилпульп, имя, которое может принадлежать только человеку из племени с тотемом Лаварри.
   Тогда все мужчины отправляются на поиски дополнительных сведений. Каждый крадется через тростник, кусты и буш, внимательно осматривая все следы. И вот один из разведчиков обнаруживает следы Тилпульпа и осторожно следует по ним, пока в конце дня не приходит к большому лагерю. Он поспешно возвращается к своему тайному убежищу, а поскольку он вернулся первым, терпеливо ждет прибытия других. Первым возвращается знахарь, и разведчик рассказывает ему, что нашел охотничьи угодья племени с тотемом Лаварри, следуя по следам Тилпульпа вдоль берега реки. Когда после ночных поисков возвращаются все остальные, первый разведчик рассказывает им о своем успешном открытии лагеря тотема Лаварри. После этого они приступают к вечерней трапезе.
   На следующий день знахарь берет с собой одного из членов группы, который сопровождает его в поисках вурли Картиньери. Они берут с собой веревку из человеческих волос, которая должна привести их к цели. Подкравшись к лагерю, они сидят в укрытии и следят за всеми передвижениями мужчин и женщин. Так продолжается несколько ночей. Когда знахарь и его помощник хорошо изучат все передвижения племени, они выбирают одну из самых темных ночей и проникают в лагерь, смешиваясь с людьми тотема Лаварри, которые их не замечают, возможно считая их людьми своего собственного племени. После долгих поисков они наконец обнаруживают вурли или, что еще лучше, самого Картиньери, который сидит дома и ест. Знахарь и его помощник забираются на дерево и оттуда наблюдают за всеми передвижениями Картиньери. Такая слежка или преследование жертвы продолжается денно и нощно в течение недели. Чтобы не спускать глаз с Картиньери, в течение суток каждый из двух наблюдателей выполняет свои функции посменно. Им нужно ознакомиться с его повседневными привычками и походами на охоту и рыбалку. Для этого некоторые разведчики забираются на очень высокие деревья или деревья, оплетенные вьюнком. Оттуда они всю ночь наблюдают за передвижениями жертвы и, находясь в своем укрытии, постоянно повторяют смертоносное слово «Шу-ху!» в адрес Картиньери, но тихо, шепотом, чтобы тот их не услышал.
   Вечером, перед тем как атаковать свою жертву, они советуются между собой и с духами, заключенными в человеческих волосах, разговаривая с ними так, словно те обладают человеческим разумом. Поселившиеся в волосах веревки духи отвечают им, что Картиньери уже находится под чарами магической веревки. Получив такую информацию, знахарь направляется в заросли кустов возле вурли Картиньери и остается там до позднего вечера. Примерно в три-четыре часа ночи все остальные члены группы приходят к этому месту поочередно, пока не соберутся все двенадцать человек. Тогда знахарь разворачивает веревку и помещает ее на нулла-нулла, а человек, в руках которого находится нулла-нулла, оборачивает ее несколько раз вокруг дубинки и затем ползет к вурли жертвы, которая, естественно, спит спокойным сном. Они несколько раз обкручивают веревкой его руки и шею, затем волосяную веревку снова оборачивают вокруг оружия одного из участников и вокруг тела, руки или шеи жертвы. Те, в чьих руках находится веревка, одновременно занимаются мысленным внушением. Картиньери поднимается с ложа, словно проснувшись, и подходит к мужчинам, сидящим на земле. Будто по своему собственному желанию, он ложится им на колени, обратив лицо к небу, словно отдыхает на собственной постели. Жертва остается в таком положении, и знахарь подходит к ней. Держа в руке кремневый нож, изготовленный специально для такого случая, он оттягивает кожу жертвы от бедра к малому ребру, делает крохотный разрез, просовывает в него свой мизинец и забирает небольшое количество почечного жира. Затем кожу возвращают в исходное положение и зажимают рану небольшими гладкими кусочками дерева, изготовленными специально для заживления ран.
   После этого жертву снимают с колен сидящих людей и кладут на землю головой на запад, а ногами на восток. Он лежит так, пока Пукови, Дух Бабушки, не приходит к нему на помощь и не возвращает жизнь и чувства в явно мертвое тело. Тогда жертва поднимается на ноги, лицом на запад, поворачивается на север и зевает, снова поворачивается на восток и дальше на юг и опять зевает. Наконец, он поворачивается на запад и, протянув руки к северу и югу, делает длинный зевок. К этому времени к нему вновь приходит сознание, он возвращается к себе в вурли и ложится спать. К нему опять приходит Пукови, заживляет рану так, что она становится почти невидимой, и стирает в памяти человека все, что с ним произошло несколько часов назад.
   Затем Пукови направляется к тому месту, где проводился ритуал, и убирает следы крови. Потом она возвращается в свой дом в черной точке на Млечном Пути. Знахарь и другие мужчины расходятся по домам, осчастливленные тем, что отомстили и забрали жизнь за жизнь. Вернувшись после выполнения своей миссии, они собираются в месте бура, приглашают всех старейшин и показывают им жир, взятый из почки Картиньери. Потом все рассаживаются, и один из старейшин выходит вперед и развертывает кусок коры эвкалипта, взятый с молодого дерева, высушенный на теплых углях и пропитанный жиром эму для блеска. Он передает кору знахарю с просьбой сделать из нее гроб для Картиньери.
   А в это время несчастная жертва чувствует себя неспокойно. Человек чувствует боль где-то в теле, но не может точно определить где. Он жалуется на это своей жене. Будучи хорошей и преданной женой, она отправляется в заросли кустарника, собирает лечебные травы, распаривает их на костре и предлагает мужу, умоляет его съесть лекарство: «Съешь это снадобье, и ты поправишься. Я собрала для тебя лучшую еду». Но из-за телесных страданий больной отказывается есть и старается вспомнить, что же все-таки с ним произошло. Порой ему кажется, что это случилось год назад, потом – неделю назад, но его разум не может определить точную дату. Тогда он просит жену подумать за него и говорит: «Жена моя, моя спутница и мать моих детей! Постарайся вспомнить, не происходило ли что-нибудь подозрительное, не направлял ли кто-нибудь на меня заостренную кость, а может быть, у кого-нибудь есть мой нгатунги?» И тогда его жену охватывают сомнения. Она спешно отправляется к своему старшему брату и просит его побыстрее прийти, так как Картиньери ведет себя как-то странно. Тот незамедлительно отправляется навестить своего ронгги – Картиньери. Он ясно понимает, что его родственник был загипнотизирован какими-то врагами с помощью туми, и они взяли немного жира из его почки. Он клянется, что кто-то из нападавших обязательно поплатится за это жизнью в свою очередь и таким же способом.
   Тогда зовут знахаря племени. Тот приходит и пытается выяснить, что это были за люди, где их найти и какую они нанесли их брату рану, ставшую причиной его недуга. Знахарю это не удается, и тогда посылают за мункумболе, который живет в другом племени, примерно в дне пути от них. Ему подают сигнал дымом с просьбой незамедлительно прийти, так как человек умирает, и мункумболе просят помочь узнать, кто это сделал. Мункумболе спешно приходит, путешествуя без остановки всю ночь и весь следующий день, и вечером он уже сидит в вурли больного. Основываясь на своих наблюдениях, он сообщает племени, что это совершил человек Камиларой, с ним было еще одиннадцать человек, и им помогал знахарь. Он подробно рассказывает о тех днях, когда они следили за племенем Картиньери, и обо всем, что произошло ночью, когда они проводили свой ритуал, на каком расстоянии находились от вурли, показывает кусты, где прятались разведчики. Мункумболе заявляет, что как во сне видит все, что произошло. Он снимает покрывало с тела Картиньери и показывает всем царапину на его пояснице в том месте, где эти люди забрали немного его почечного жира. В эту ночь Картиньери умирает, а его дух возвращается на запад, в Страну духов.
   Тогда племя Лаварри проводит совещание и решает забрать жизнь одного из Камиларой. Для этого они проводят серию мероприятий, подобных вышеописанным, и между этими племенами завязывается непрерывная кровная месть.
   Мункумболе. Мункумболе считается высшим существом. Его профессия довольно обширна, если не сказать безгранична. Он прекрасно разбирается во всех тонкостях врачевания, в науке о погоде и климатических условиях. Основываясь на своих тщательных наблюдениях за жизнью животных, птиц, рептилий и насекомых, он знает последствия периодических изменений, а также смены сезонов. Он и астроном, и географ, и зоолог. Он разбирается в живых существах и в их анатомии, знает названия различных костей, мышц, связок и других органов животных, птиц, рептилий, рыб и насекомых и может классифицировать их по порядку. Помимо врожденного дара этот человек прошел большую подготовку, в которую входили спиритуализм, ясновидение или телепатия. Он заявляет, что может видеть происходящее в отдаленных местах, а также то, что происходило в прошлом.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация