А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Мифы и легенды австралийских аборигенов" (страница 19)

   Душа странника желает еще раз обозреть прошлое, и его тело, поддаваясь ее зову, погружается в бессознательное созерцательное состояние. Его единый глаз, зеркало души, внимательно следит за ходом солнечных лучей, ниспадающих на землю. Сначала замерзшая вода, подобная гладкой поверхности твердого кристалла, частично покрывает землю, затем она начинает таять и в жидком состоянии устремляется потоками. Потом земля начинает трястись и дрожать, словно в предсмертной агонии. Скалы поднимаются и формируют горы, холмы и долины, а между ними струится серебряная вода в виде рек, ручьев и озер. Завершив свою работу, Богиня Света вновь накинула мантию на свои прелестные формы и удалилась в темноту вечной ночи.
   После этого душа странника вновь ведет его к распахнутым челюстям Биггарру. Так он бредет внутри змеи, пока снова не достигнет места, где до этого спал. На этот раз человек опускается на траву под теми же кустами не от усталости – его переполняет божественное восхищение. Его душа поглощена священной медитацией, а поскольку его глаза лицезрели величие Матери Богини, он изливает перед ней свою душу в молитве: «Тебе я приношу свою благодарность и обожание. Ты одарила меня прекрасными и незаслуженными привилегиями. В тебе я вижу свою надежду. Я прогнил изнутри и снаружи, мое тело слишком немощно для того, чтобы сохранить хотя бы незначительную искру жизни и света. И все же ты поместила меня здесь, на земле, но, когда пожелаешь, забери меня в неизвестный мир. А пока я остаюсь в своем разлагающемся теле и воспринимаю эту земную сферу со всей ее болью и горем, молю окружить меня твоей вечной заботой и защитой, что бы ни случилось со мной в этом мире либо позже, в Стране духов. Я уповаю на твою всесильную защиту. Но когда эта смертная форма перестанет существовать, моя душа поднимется на крыльях и улетит в ее постоянный дом, к тебе, о моя Богиня Света и Жизни, о моя Матерь».
   И тогда странник слышит, как Биггарру своим мелодичным голосом говорит ему: «Дитя мое, по желанию Духа Отца ты и вся человеческая раса, подобная тебе, создана по образу Матери Богини. Единственный путь для тебя достичь вечной молодости – это жить во мне один сезон, и это время вселит в тебя эликсир жизни и сделает тебя бессмертным. Великий Дух Отец удостоил меня чести быть той средой, через которую даруется жизнь».
   Странник мирно спит, и проходит целое столетие перед тем, как к нему вновь вернется самосознание. Тогда он выходит из змеи и снова поднимается на вершину кристального конуса. В это время сознание постепенно переходит от чувств к видению. Его единственный глаз видит, как над океаном, реками, озерами и долинами поднимается туман, покрывший землю словно саваном. Сначала ничего не было видно, но потом туман постепенно рассеялся. Человек оглядывается вокруг и с изумлением видит, что лик голой земли изменился и теперь покрыт красивейшей растительностью. Воздух напоен сладкими и живительными ароматами, которые испускают цветы различной формы и цвета. Некоторые деревья поднялись вверх на многие сотни футов, и теперь их стволы в основании составляют от тридцати до сорока шагов. Кругом царствует прекрасная растительность. Поколение за поколением различные формы лесной жизни появлялись, росли и умирали, возвращаясь обратно в землю и превращаясь под ее поверхностью в другие формы материи.
   Человек недвижимо стоит, похоже, целый день, но в действительности столетия приходят и уходят, пересекая границу вечности. Солнце ласкает своими лучами воду в земле и дарует жизнь различным, весьма странным на вид формам. Среди них можно назвать Мулгеванке[43] – буньип, Харримию – темного черного варана, Перинди – желто-коричневого полосатого варана, Кенди – плащеносную ящерицу, Уру – водяную змею и множество других загадочных созданий, о которых мы знаем только по легендам. Некоторые из них были столь велики в размерах, что даже трудно себе представить, другие же – очень малы. Одни бродили по земле, другие ползали, извиваясь, подобно сегодняшним варанам, третьи скакали словно кенгуру, четвертые же парили на огромных крыльях, напоминая летучих мышей. Уру, огромный водяной змей, превышающий своими размерами рептилию, вернулся в подземные воды, так как не мог переносить свет, поскольку его тело не было защищено от лучей солнца. Сегодня он обитает в подземном потоке, тело его более полутора километров.
   Харримия, Перинди, Кенди и другие жили многие столетия, а затем исчезли. Единственное на сегодня свидетельство их существования – это кости и окаменевшие следы.
   Земля вращалась, и время бежало вперед. Огромные монстры эры рептилий вымерли. И вновь сменялись века. Затем появились другие удивительные виды – наступила эпоха птиц, в которой самое видное место занимал эму, за ним последовали насекомые, а потом животные и птицы. Некоторые из них достигали огромных размеров.
   После того как перед странником прошли все эти замечательные видения, Биггарру сказал ему: «Теперь отправляйся, дитя мое, и войди в Страну Совершенства». Итак, человек направился в эту землю, где каждое утро и вечер птицы изливали свою любовь и благодарность в радостных песнях, цветы раскрывали свою красоту навстречу лучам поднимающегося солнца, а когда солнце опускалось на западе, всюду парил их сладкий аромат. Веками человек жил в этой благословенной Стране. Но пришло время, когда громадный и могущественный шторм разразился на юге. Он поднял воды океана и перебросил их через стену Страны Совершенства. И тогда великий Дух Отец, прислушавшись к мольбам Богини Света и Жизни, превратил Страну Совершенства в Священную Землю, известную сейчас как Млечный Путь.

   ГОЛОС ВЕЛИКОГО ДУХА

   Для аборигенов Австралии мораль, нравственность и религия находятся на более высоком уровне, чем принято считать. С раннего возраста детей обучают матери и старейшины племен, рассказывая им истории и сказки. Вот одна из множества историй, которая передается из поколения в поколение.
   В начале всего Великий Дух напрямую ежедневно разговаривал со своим народом. Племена не могли его видеть, но слышали его голос. Каждое утро они собирались, чтобы выслушать его. Однако со временем племенам надоело его слушать, и они стали говорить друг другу: «О, мне надоело слушать этот голос. Я не вижу, кому он принадлежит. Давайте лучше пойдем и будем наслаждаться нашими собственными корробори».
   Услышав такое, Великий Дух опечалился и послал своего слугу Нурундери еще раз собрать вместе все племена. Нурундери так и сделал, сказав: «Великий Дух больше не станет с вами говорить, но он желает подать вам знак». Тогда все племена собрались в одном месте, и все расселись на земле, Нурундери попросил их хранить молчание. Неожиданно послышался ужасный шум. Нурундери собрал всех вокруг огромного эвкалипта. Взглянув вверх, люди увидели, как какая-то невидимая сила медленно расщепляет огромное дерево. Они видели, как огромный язык спустился с небес и скрылся в середине ствола эвкалипта, после чего дерево вновь соединилось. И тогда Нурундери сказал племенам: «Теперь вы можете вернуться к своей охоте и корробори».
   Племена разошлись и занялись своими делами, но спустя продолжительное время некоторые из них опять стали уставать, теперь уже от удовольствий, и вновь захотели услышать голос Великого Духа. Тогда они попросили Нурундери обратиться к Великому Духу с тем, чтобы он вновь заговорил с ними. Но Нурундери ответил: «Нет. Великий Дух больше никогда не станет говорить с вами».
   Тогда племена отправились к священным могилам предков, чтобы попросить их о помощи, но мертвецы, естественно, им не ответили. Потом они спросили великого Непелле, который обитал на Млечном Пути, не может ли он им помочь, но также не получили никакого ответа. Наконец племена стали громко рыдать, испугавшись, что больше никогда не услышат голос Великого Духа.
   В конце концов племена обратились с молитвой к Вьюнгаре, мудрому чернокожему, который жил на Млечном Пути. Он посоветовал им вновь собраться вокруг огромного эвкалипта. Когда же все собрались, Вьюнгаре спросил: «Вы видели, как огромный язык вошел в дерево?» Племена ответили: «Да». – «Ну, хорошо, – сказал Вьюнгаре, – воспринимайте это как знак того, что язык Великого Духа теперь находится во всем и всюду».
   Таким образом, по сей день аборигены знают, что Великий Дух существует во всех предметах и разговаривает через все составные части природы. Его язык говорит голосом ветра, он носится вместе с бурей и разговаривает через гром. Этот язык живет повсеместно и проявляет себя через кусты, птиц, цветы, рыб, потоки воды – словом, через все вещи, которые аборигены видят, слышат, пробуют на вкус, нюхают и ощущают.

   КОЛДОВСТВО

   Любой, кто лишь поверхностно ознакомился с колдовством аборигенов, их заклинаниями, магией, знахарством или умением вызывать дождь, с трудом может разобраться во множестве терминов, которые обозначают те или иные ритуалы. Вероятно, он столкнется с еще большими трудностями, классифицируя или описывая лица, практикующие эти искусства. Причины этого становятся ясными, если вспомнить огромное число существующих или существовавших племен со множеством обычаев и различными языками. Более того, следует отметить, что авторы часто сталкивались с тем, что обряды, поверья и обычаи, свойственные одному племени, во многом совпадают с традициями других племен. Во многих случаях при проведении различных исследований обобщение некоторых моментов опасно и вредно. А в отношении австралийских аборигенов такая практика фатальна для антропологической науки. Всегда следует помнить, что те или иные наблюдения справедливы лишь для конкретного племени и они не универсальны.
   Колдуном, как правило, считается тот, кто пользуется заостренной палочкой или костью, вирри, кристаллом, туми или нгатунги. Он заявляет, что может направить эту палочку или кость на человека и заставить ее войти в его тело. Потом колдун извлекает ее из тела больного, иногда с помощью Пукови[44] – духа, который обитает на небе и приходит к знахарю на помощь, при необходимости оперируя больного. Иногда колдун может сочинить песню духу усопшего, чтобы установить с ним связь и выяснить некоторые моменты. Бывает, что духи подают знаки: скрип дерева, шелест кустов, треск сломанной ветки, а порой, если это происходит рядом с рекой, то всплеск воды. Врачеватель может по-своему интерпретировать все эти звуки и знаки.
   В целом будет полезно привести некоторые факты, касающиеся различных ритуалов, и использовать при этом термины, применяемые аборигенами в тех местностях, где эти конкретные действия практикуются. В этих записях исполнителей ритуалов порой называют «колдунами», «знахарями», «заклинателями дождя», «мункумболе», «волшебниками», «медиумами», не проводя при этом четкого разграничения. В этой главе используются различные термины в так называемой свободной манере.
   Вызов дождя. Как правило, в каждом племени один или несколько его членов специально занимаются изучением погоды, и некоторые становятся экспертами по интерпретированию различных признаков и предсказанию событий. Заклинатели дождя относятся именно к этому разряду. Эти люди утверждают, что могут вызвать дождь с помощью определенных песнопений, заставляющих погоду меняться и высвобождать стихии. Молния, гром и дождь являются именными тотемами племени, к которому принадлежит такой заклинатель дождя.
   Предположим, что заклинатель желает впечатлить свое племя способностью управлять силами бури. Тогда он выжидает подходящий момент, и одним ясным утром, когда на небе нет ни облачка и никаких признаков непогоды с точки зрения обыкновенного человека, заклинатель замечает признаки приближения грозы и понимает, что стихия разразится, скажем, через три часа. Тогда он начинает свое песнопение, а его жена советует всем присутствующим предупредить детей о надвигающемся ненастье. Маленькие дети смотрят на небо, но не видят никаких признаков шторма. Однако через некоторое время на небе вдалеке появляются темная туча и вспышки молний. Все это сопровождают раскаты грома. Дети поспешно прячутся в своих вурли, и почти сразу же начинается сильный ливень.
   Все перепуганы, а заклинатель дождя выпрыгивает из своего вурли, распевая песню – обращение к духам молнии, грома, дождя и ветра, повторяя при этом слова: «Вы услышали мой призыв, и ваш ответ убедил людей в том, что вы мои друзья и слуги, вы пришли на мой зов». Дети и подростки, мальчики и девочки, изумленными глазами следят за этим волшебным представлением.
   Такое событие откладывается в умах молодых людей, и они становятся легкими жертвами этого обманщика – предсказателя. Убеждения такого рода лишь укрепляют их веру. После этого члены племени стараются никоим образом не обижать заклинателя дождя, пытаются заручиться его благосклонностью и выполняют все его желания, одаривая его продуктами и мехами животных для одежды. Дар, которым он, по его же утверждению, обладает и которым пользуется, принадлежит исключительно его семье, а не всему племени. Будучи предсказателями погоды, эти люди могут совершенно ничего не знать о заостренных косточках и не уметь ими пользоваться. Вместе с тем они верят в их смертоносное воздействие.
   Нейлиери. Использование нейлиери считается местным способом мести одного племени другому за нанесенное увечье. Если, к примеру, племя тотема Плащеносной Ящерицы желает отомстить племени тотема Ромбовидного Питона, то для этого одному из его членов необходимо заручиться помощью другого человека, скажем члена тотема Опоссума. Мужчина из племени Плащеносной Ящерицы просит мужчину из племени Опоссума познакомиться с мужчиной из племени Ромбовидного Питона. Для этого он попросит мужчину из племени тотема Черепахи организовать их встречу. После некоторых переговоров мужчина Черепаха познакомит мужчину Опоссума с мужчиной Ковровым Питоном. И тогда они оба садятся вечером перед костром и обсуждают охоту и рыбалку, а также общие вопросы прошедшего дня.
   И так продолжается каждую ночь в течение недели. Затем, в очередную ночь, мужчина Опоссум шепчет на ухо мужчине Ромбовидному Питону слова предупреждения, сообщив ему, что мужчина Плащеносная Ящерица обладает большим количеством нейлиери и собирается ими воспользоваться. Более того, он предупредит, что слышал о планах использования одной из нейлиери против одного из членов семьи тотема Ромбовидного Питона, и поэтому ему следует быть осторожным. Когда же мужчины Опоссум и Ромбовидный Питон сидят у костра, обмениваясь новостями об охоте и других важных событиях дня, тренированный глаз мужчины Ромбовидного Питона замечает что-то, что вызывает ужас в его сердце. Примерно в пятидесяти ярдах от них сидит мужчина Плащеносная Ящерица и неотрывно смотрит на него, держа в левой руке кое-что ему хорошо известное – заостренную кость. Тогда мужчина Ромбовидный Питон поворачивается к своему компаньону и спрашивает, что делает здесь мужчина Плащеносная Ящерица. Мужчина Опоссум отвечает: «Ты видишь, что у него в руке? Всем ясно, что это нейлиери. В данный момент он видит лишь один объект – и это ты».
   Человек Ромбовидный Питон шепчет мужчине Опоссуму: «Давай встанем и спрячемся в наших вурли». Они оба быстро поднимаются и скрываются в своих жилищах. Мужчина Ромбовидный Питон проводит беспокойную ночь, размышляя о смертоносной заостренной палочке. Утром он просыпается первым, посылает за своим компаньоном по прошлой ночи и рассказывает ему, как ужасно он провел ночь. Он говорит, что видел сон, в котором несколько его злейших врагов устроили на него засаду. У некоторых из этих мужчин были собачьи головы, тела вомбата и ноги эму. У других – голова и шея эму, ноги кенгуру, а тело варана. У третьих голова и тело напоминали орлиные, а ноги – неразлучника. Все эти монстры старались погубить его, но ему помогла Пукови. Она увидела, какая опасность ему угрожает, и явилась к нему в виде полоски дыма или белого облачка и обняла его так, что враги потеряли его из виду. Ее своевременная помощь спасла его, и он теперь может рассказать об этом ночном происшествии.
   Мужчина Опоссум говорит, что этот сон или видение означает, что у него есть враг, обладающий превосходством, и мужчине Ромбовидному Питону не удастся спастись от него. Бояться следует лишь одного племени – племени Плащеносной Ящерицы. Он продолжает: «После того как мы видели, что делал прошлой ночью мужчина Плащеносная Ящерица, я уверен, что он направлял свою заостренную палочку на тебя, и раз ты выглядишь так плохо, думаю, что тебе лучше отправиться к знахарю». Тогда мужчина Ромбовидный Питон решает пойти к врачевателю, но хитрый мужчина Плащеносная Ящерица уже побывал у этого доктора и оплатил его услуги своими подношениями. Бедный, обеспокоенный и несчастный Ромбовидный Питон с мольбой обращается к знахарю: «О, скажи, осталась ли у меня хоть какая-нибудь надежда? Можешь ли ты сломить влияние этой палочки или извлечь ее из моего тела?»
   Врачеватель берет пучок перьев, который принес собой, и показывает его своему пациенту. Потом он садится у входа в вурли и спокойно наблюдает за телом больного. Через некоторое время он закрывает глаза, словно отгораживаясь от страшного видения. Затем он предлагает поговорить с ушедшими духами родственников больного. После этой так называемой беседы он дает больному два пера и велит ему поместить их перед глазами и посмотреть сквозь них на его тело. Больной изумлен, так как ему представляется, что тело знахаря прозрачно, и тогда врачеватель спрашивает, что видит больной, и тот отвечает: «Мне кажется, что твоя плоть исчезла, и я могу видеть твой дух».
   Тогда знахарь снимает перья с глаз больного, но при этом велит ему закрыть глаза. Так тот и делает и ждет, пока ему не разрешат открыть их. В это время врачеватель рассказывает больному, что ему дана сила Пукови, дарующая телу жизнь и забирающая жизнь из тела, но сейчас этой силе противостоят другие духи, довольно многочисленные. Духи его прапрадедушек вместе с их семьями, дедушек с их семьями и, наконец, его отца и матери, брата и сестры ожидают его. Знахарь говорит: «Они здесь, стоят у тебя за кроватью, и я могу их видеть. Они молят меня на языке духов дать тебе возможность присоединиться к ним, и мне предстоит решить, согласиться ли на их просьбу или отвергнуть ее».
   После этого врачеватель закрывает двумя перьями свои собственные глаза, смотрит сквозь них на тело больного, делает несколько пассов руками над телом пациента, дергает и якобы вынимает, а затем демонстрирует ему сломанную палочку, которую заранее спрятал, и говорит при этом: «Я достал только ее часть. Ушедшие духи твоих любимых людей не позволили мне достать всю палочку из твоего тела, и я больше ничем не могу тебе помочь. Они не позволяют мне полностью излечить тебя».
   Врачеватель сидит и молча смотрит на больного. Потом он начинает тихо плакать, и слезы стекают по его щекам, когда он прощается со своим пациентом. После ухода знахаря родственники и друзья собираются в вурли больного, и тот рассказывает им, что врачеватель не смог его вылечить и он должен подчиниться желанию своих любимых родственников, которые стоят рядом с ним, готовые встретить его в Мире Духов. После этого он поворачивается лицом на запад, к той загадочной стране, и позволяет своему духу воспарить и присоединиться к этой вечно счастливой компании. Тогда его родственники и друзья рассаживаются вокруг и устраивают великое празднество. Таким образом, душа покидает тело под воздействием силы внушения.
   Вирри и кристалл. Вирри – это волшебная палочка из дерева или кости, похожая на нейлиери, и отличается от него лишь способом применения. Ее помещают внутрь мертвого тела человека и оставляют там до тех пор, пока труп не разложится. Затем ее извлекают, заворачивают в перья эму и оборачивают шкурой кенгуру или валлаби. Подготовленная таким образом, она считается самым опасным инструментом смерти. С ней следует обращаться очень аккуратно, так как даже легкий укол может вызвать заражение крови и смерть. Палочку полностью вонзают в тело жертвы, пока она спит.
   Состоящие из кварца кристаллы используются в определенных формах «врачевания». Знахарь носит их в мешочке, прикрепленном браслетом к верхней части руки. Хотя на нем нет никаких одежд, знахарь может притвориться, что извлек кристалл из тела больного человека. Он также может сделать вид, что кристалл исчез, внедрившись в тело больного. Считается, что кристалл не только обладает силой защищать самого знахаря, но и может помочь или навредить людям, над которыми проводится операция.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация