А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Язык тела. Азбука человеческого поведения" (страница 22)

   Имитация языка тела

   Недавно я наблюдал за очень красивой девочкой– подростком на танцах и увидел, что она стоит у стены с подружкой, надменная, замкнутая и неприветливая, как Снежная королева из сказки.
   Я знал девушку и знал, что она вовсе не холодная и не надменная. Позднее я спросил ее, почему она была такой неприступной.
   – Я? Неприступной? – спросила она с искренним изумлением. – А как же, ни один из ребят не подошел ко мне и не заговорил со мной. Мне до смерти хотелось танцевать, но никто не пригласил меня. – С трагической ноткой она добавила: – Я как старая дева в школе. Посмотрите на Рут. Она моя ровесница и танцевала все танцы подряд, а вы видели – смотреть не на что!
   Рут ужасно выглядит. Толстая и непривлекательная, но секрет в том, что она улыбается каждому мальчику – и этим преодолевает все препятствия и все защитные укрепления. Рут заставляет ребят чувствовать себя с ней непринужденно и уверенно. Любой знает, что, если пригласит ее танцевать, она скажет «да». Ее язык тела гарантирует это.
   Моя прекрасная юная подружка под внешним ледяным спокойствием скрывает тоскливую робость. Она подает сигнал: «Не подходи. Я неприступная. Пригласи меня, попробуй». Какой подросток станет испытывать судьбу при таком явном отторжении?
   Повзрослев, моя юная подруга, вероятно, научится улыбаться, ее красота станет не столь холодной и будет выглядеть досягаемой. Она научится языку тела, чтобы подать сигнал мальчикам: «Меня можно пригласить, и я скажу «да». Но сначала она должна понять собственные сигналы, должна увидеть себя такой, какой она предстает перед другими, преодолеть себя, и только тогда она сможет измениться.
   Каждый из нас может понять, что если будет самим собой, станет безбоязненно выражать свое внутреннее «я», которое скрывает, тогда он сделается более естественным и раскрепощенным.
   Есть много способов сделать это, способов имитировать язык тела, чтобы достичь результатов. Все книги о самосовершенствовании, о том, как обзавестись друзьями, как научиться нравиться людям, признают важность языка тела и желание показаться в выгодном свете, по– дать сигнал: «Я отличный парень. Я классный. Хочу быть твоим другом. Можешь доверять мне». Изучай и применяй подходящие сигналы для этих посланий – и тебе гарантирован успех в обществе.
   Школы хороших манер знают это и используют те же технические приемы, чтобы научить девушек изящно сидеть, ходить и стоять. Если сомневаетесь, посмотрите конкурс «Мисс Америка» и увидите, как девушек научили использовать язык тела, чтобы выглядеть очаровательными и привлекательными. Иногда это выглядит чрезмерно кричаще, но за старание нельзя не отдать им должное. Их жесты выверены и точны, они знают, как много сигналов можно передать языком тела.
   Политики также осознали, как важен язык тела, и используют его, чтобы придать особую энергетику и драматизм своим выступлениям, а также чтобы создать бо́льшую привлекательность своему образу. Франклин Д. Рузвельт и Фиорелло Ла-Гвардиа – оба обладали этим талантом. Несмотря на то что Рузвельт был инвалидом и никогда не позволял себе поз, которые обнаруживали его физические недостатки (хорошо зная об особенностях языка тела), он умел использовать движения, жесты, мимику, чтобы создать образ уверенного в себе человека. Ла-Гвардиа создал иной имидж – простого и приземленного человека из народа, и все это с помощью жестов, пластики и поразительного знания азбуки тела, характерной не только для американца, но и для итальянца и еврея.
   Некоторые люди, как ни пытаются, не могут овладеть знаниями языка тела. Например, Линдону Джонсону так и не удалось полностью постичь его. Его жестикуляция была слишком нарочитой, манерной и очень заученной, он бесконечно повторял однажды вызубренную программу.
   Чрезмерное использование ограниченного набора жестов, поз, движений делает Ричарда Никсона легкой добычей для пародистов и мимов, таких как Дэвид Фрай, которому нужно всего лишь ухватить пару жестов и усилить их, чтобы добиться удивительной схожести.
   Доктор Бердвистел в своей статье из сборника «Исследования в области общения» утверждает, что опытный «лингвист-кинесиолог» должен уметь выразить языком тела, какие движения человек совершает, не видя его, а просто слыша его голос.
   Если это так, тогда существует жесткая связь между словами и движениями. Когда оратор указывает в определенном направлении, он должен сделать соответствующее заявление. Когда, например, Билли Грэхэм гремит: «Вы попадете в царствие небесное…» – то указывает вверх одним пальцем, а когда добавляет: «Вы отправитесь прямиком в ад!» – палец опускается, так что мы все понимаем, куда нас отправят за грехи.
   Это весьма очевидная и жесткая связь сигнал – слово, но тем не менее она точная, и публика принимает ее и доверяет ей.
   Только потому, что существуют такие связи, люди нарушают эти связи и используют их непоследовательно – неправильно. У некоторых искажена речь: они запинаются, заикаются, неоправданно форсируют интонацию или понижают голос – и этим лишают убедительности свои слова. Точно так же люди запинаются или заикаются кинесически и используют неверные жесты для неверного слова.
   Публика, вероятно, услышит ваши слова и поймет их, но значительная часть послания пропадет или будет искажена, и слушатели останутся равнодушны. Не будет эмоциональности в вашей речи – не будет и сопереживания, не возникнет ничего похожего на странное понятие «харизма».
   К каким досадным результатам может привести неправильный язык тела, стало совершенно ясно благодаря комику Пэту Паульсону. Играя роль кандидата на политический пост, он создал несколько блестящих скетчей, героями которых стали действующие тогда политики, и, лишив свой голос всякой выразительности, каких бы то ни было эмоций, придав бесстрастное выражение лицу, очень искусно сопроводил это не соответствующими смыслу текста движениями тела. Последствия для псевдополитиков были самые печальные.
   К несчастью, то же самое может произойти в действительности, если политик или заторможен, или смущен, чтобы использовать адекватную жестикуляцию, или просто не имеет представления о языке тела. Уильям Дж. Фулбрайт и Артур Голдберг внесли важный вклад в политику, но их манера говорить настолько лишена представлений об азбуке тела, что их речи всегда невыразительны и невдохновляющи. То же можно сказать о Джордже Макговерне и в меньшей степени о Юджине Маккарти.
   Популярность Маккарти очень велика среди молодых людей, которые способны вопреки его манере выслушать и понять, что он говорит. Но для большинства американцев, как ни прискорбно, более важно то, как говорят, используя язык тела, а не то, о чем говорят.
   Другой Маккарти, Джозеф, несколько десятилетий назад обладал чрезвычайно эффектной манерой произносить речи, одновременно владел языком тела, которым обладают многие проповедники-евангелисты.
   Джордж Уоллес, хотя многим трудно было принять его взгляды, использовал язык тела во время президентской кампании, чтобы закрепить в сознании людей образ честного политика. Тщательный анализ его движений, особенно с выключенным звуком, не оставляет сомнений, что его язык тела «заглушал» содержание его речей.
   Джон Линдсей пытался создать видимость той же искренности, но его кинесика несколько разочаровывает, движения недостаточно выразительны, отсутствие аффектированности создает фон искренности, ощущение спокойствия, уверенности и, что более важно, обаятельного чистосердечия, которое исходит от негромкой интонации его кинесики.
   Тед Кеннеди обладал такими же кинесическими возможностями, спасавшими его из затруднительных положений. Он излучал мальчишескую искренность, что порой выглядело странно в сравнении с тем, что он делал, но все же пробивал брешь в сердцах людей.
   Пьер Трюдо из Канады тоже обладал искренностью, но в ней было значительно больше воодушевления, возможно благодаря его французскому происхождению, что доставляло плюсы к его политическому имиджу. Это проницательный человек, светский человек, даже плейбой, но в хорошем смысле этих слов. Язык его тела говорит: «Послушайте, меня радует все то, что должно радовать вас. Разделите со мной эту радость».
   Стоит только приступить к поискам стиля в человеке: в жестах, движениях и мимике, – сразу начинаешь понимать, насколько серьезно все политики относятся к языку тела, чтобы сделать доходчивыми свои слова. Действительно, хорошим политикам, хорошим в том смысле, что они могут выразить любую эмоцию своим телом, не следует особенно волноваться о содержании своих речей – всегда гораздо большее значение имело то, как они говорят.
   Все они были хорошими актерами, а хорошие актеры должны быть знатоками в использовании языка тела. Естественный отбор гарантирует успех тем, кто с исключительным вниманием относится к движению, жесту, позе, мимике, тем самым они добиваются успеха.
   Конечно, бывали исключения. Одним из них был Нельсон Эдди. Он стал актером в 30-е годы благодаря способности к пению и, как это бывает со многими певцами, так и не выучил основ языка тела. В некоторых его выступлениях была заметна скованность жестов, движений рук, напоминающих робота. Полная противоположность ему – Гарри Купер. У него движения также скованны, но он подсознательно использовал это свойство, чтобы через набор соответствующих движений выразить твердость, мужественность и надежность.

   Подведем итоги

   Изучение и анализ фактов, касающихся языка тела, постепенно становится наукой и, в свою очередь, превращается в инструмент для изучения других наук.
   Существует множество исследований языка тела, и удобство всех методик в том, что требуется минимальное количество оборудования. Мне известно множество сложнейших исследований, которые были сделаны с помощью видеомагнитофона, кинопленки и дюжины добровольцев-студентов, но мне также известен совершенно замечательный проект, разработанный четырнадцатилетним мальчиком, чье окно выходило на будку уличного телефона-автомата в Нью-Йорке.
   Он использовал восьмимиллиметровую пленку и снял на кинокамеру ступни множества людей, пользующихся будкой, насколько позволяли его карманные деньги, а затем с помощью семейного проектора медленно прокрутил пленку, отмечая и идентифицируя каждое движение.
   Я знаю одного студента-старшекурсника, который работает над своей диссертацией, изучая то, как люди избегают столкновения друг с другом в толпе и на многолюдной улице. «Когда пространства достаточно, – объяснил он, – они ждут, пока не останется около десяти шагов, и затем один подает другому сигнал, так что они могут разминуться и следовать в противоположных направлениях». Он еще не обнаружил точно сигнала или то, как он используется, чтобы показать, какое направление выберет каждый.
   Иногда, конечно, сигналы понимают неправильно. Два человека сталкиваются, оба одновременно делают шаг вправо, а потом влево, продолжают этот нелепый танец, пока не остановятся, и с извиняющейся улыбкой продолжают свой путь. Фрейд называет это сексуальным столкновением. Мой друг называет это кинесическим заиканием.
   Язык тела как наука находится еще в младенческом состоянии, но в этой книге мы рассказали о некоторых из ее фундаментальных положений. Теперь, когда вы знаете их, посмотрите пристальнее на себя, своих друзей и семью. Почему вы двигаетесь так, а не иначе? Что это означает? Доминируете или подчиняетесь в своих кинесических отношениях с другими? Управляете ли вы пространством или позволяете ему управлять собой? Стучите ли вы в дверь своего начальника и только потом входите? Подходите ли вы к его столу и занимаете господствующее положение или останавливаетесь на почтительном расстоянии и позволяете ему господствовать над вами? Позволяете вы ему подавлять вас, чтобы избежать проблем или чтобы манипулировать им?
   Как вы выходите из лифта, когда поднимаетесь с помощниками по бизнесу? Выходите последним из-за внутреннего чувства превосходства, такой вежливый жест с вашей стороны? Или первым, позволяя другим ублажить вас, принимая их вежливость как должное? Или же маневрируете: «Вы первым», «Нет, вы»?
   Какое поведение наиболее сбалансированно? Какое больше соответствует совершенно уверенному в себе человеку? Подумайте о каждом из них. Ваше предположение столь же ценно, как и вывод опытного психолога. Это пока лишь азы науки.
   Где вы займете место в лекционном зале? Позади, где есть определенная степень анонимности, несмотря на то что вы пропустите что-то важное в лекции, или впереди, где вам удобно слушать и видеть, но и вы как на ладони?
   Как вы ведете себя на неофициальных встречах? Сжимаете ли вы нервозно в руках свой бокал? Прислоняетесь ли ради безопасности к камину? Он может служить подставкой для половины вашего тела, и вам не нужно беспокоиться о том, что сказать на языке тела – или не слишком беспокоиться. Только есть нюанс: то, как вы прислоняетесь, выдает вас!
   Где вы сядете? В кресле в углу? В группе своих друзей или рядом с незнакомым человеком? Где безопаснее и где интереснее? Что говорит о безопасности и что о зрелости?
   Начните наблюдать на следующей же вечеринке. Что это за люди, которые доминируют в компании? Почему? Насколько их лидерство связано с языком тела и какие жесты они используют, чтобы добиться этого?
   Понаблюдайте, как люди сидят в вагоне метро? Как они разместятся в пространстве, когда в вагоне мало народу? Как скрещивают ноги, руки?
   Задержите взгляд на незнакомом человеке на секунду дольше необходимого и посмотрите, что получится. Возможно, вы нарветесь на грубость, а с другой стороны, может статься, приобретете полезный опыт. Заговорив с совершенно незнакомым человеком, может быть, вы обнаружите, что и вам это понравилось.
   Таким образом, с основами и некоторыми правилами вы познакомились. Вы подсознательно использовали язык тела всю свою жизнь. Теперь начните «говорить» на нем осознанно. Нарушьте некоторые общепринятые правила и посмотрите, что произойдет. Это будет удивительно и иногда немного страшновато, рискованно, разоблачительно и забавно, но я обещаю вам, что скучно не будет.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 [22] 23

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация