А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Язык тела. Азбука человеческого поведения" (страница 20)

   Кинесика и кин

   Даже если, как мы показали в предыдущей главе, некоторые жесты являются врожденными, а не выученными – улыбки, например, – доктор Бердвистел подчеркивает, что люди обучаются искусству общения. И так как кинесика имеет дело с коммуникативными движениями тела, можно предположить, что большей части кинесики также обучаются.
   Несмотря на то что в основном результаты анализов движения тела доктор Бердвистел получил, изучая снятые на пленку движения, просматривая этот материал снова и снова, пока не были узнаны и названы все не поддающиеся обобщению характерные особенности, он предупреждает, что не следует возлагать слишком большие надежды на этот метод. Если мы должны снимать на пленку движение, медленно прокручивать ее и повторять это снова и снова, чтобы проанализировать все детали, прежде чем не выделим и не классифицируем эти движения, – насколько велика ценность движения, которое мы обнаруживаем таким сложным способом? Движение может быть значимым, только если им легко передать сигнал и легко его получить. Он считает, что малозаметные жесты, отмеченные в процессе неоднократного просмотра фильма и не заметные человеку, не имеют и большого значения в общении.
   Возможно, однако, что в этих жестах существует подсознательная ценность. Мы обнаружили, что часто образы, посланные слишком поспешно и не воспринятые сознательно, все же воспринимаются бессознательно. В этом сущность, скрытая в области подсознательного общения.
   Доктор Бердвистел не только различает жесты, которые мы замечаем, и те, которые не замечаем, но и такие, которые мы делаем сознательно, и те, которые совершаются бессознательно. Так много всевозможных движений, которые мы можем совершить и действительно делаем ежеминутно, что их почти никто не осознает. Все же мы посылаем эти непрерывные сигналы тела и получаем их, причем посылаем чаще, чем принимаем.
   Самое важное, что следует понять относительно языка тела, как считает доктор Бердвистел: движения не обособлены. Это всегда часть комбинации. Романист, вероятно, напишет: «Она подмигнула ему». Но это утверждение приобретает точное значение только потому, что читатель оповещен обо всех других жестах, которые сопутствуют подмигиванию, и понимает в контексте описанной ситуации, что оно означает приглашение к флирту.
   Одно только подмигивание названо доктором Бердвистелом кином – самой малой единицей языка тела. Этот особый кин можно описать как «опускание одного века, в то время как другое сохраняет относительную неподвижность». Такое описание, к несчастью, вычленяет кин из всех сопутствующих эмоций. Он становится просто действием, когда закрывают один глаз, а не сигналом.
   В развитии системы «записи» языка тела необходимо отделить все эмоции из замеченного движения. Также необходимо выработать экспериментальную систему для записи и дублирования кинов. Для этого доктор Бердвистел использует актера или студента, обученного языку тела, чтобы воспроизвести различные движения и их значения для группы студентов. Группу просят дифференцировать движения, но не высказывать предположений, что каждое из них означает.
   «Означает ли это что-то отличное от другого?» – обычный вопрос. Таким образом фиксируется, когда небольшое изменение движения производит иное впечатление. И этому добавочному движению можно затем приписать определенное значение.
   Из большой серии таких экспериментов доктор Бердвистел сумел вычленить разные кины, рассказать, в какой точке дополнительный кин создает все движение отличным.
   Например, актеру предлагают встать лицом к группе студентов и изобразить следующее выражение:

   Переведенное на язык речи, это выражение будет означать подмигивание левым закрытым глазом и прищуривание уголком левого глаза. Рот в нормальном положении, но кончик носа опущен.
   Затем группе наблюдателей предложили другое выражение. Записанное схематически, оно будет выглядеть так:

   Описание: это подмигивание правым глазом, прищуривание уголком левого глаза, рот в обычном положении, нос опущен.
   Наблюдателей спросили о разнице, и их комментарий был: «Они выглядят по-другому, но существенных различий нет».
   Тогда к увеличивающемуся числу данных в кинесику добавили такую информацию: не важно, каким глазом подмигивать, – значение то же самое. И не важно, косит ли одна сторона глаза.
   Затем на наблюдателях испытали третью программу:

   По существу, это первое подмигивание без скашивания глаза, с опущенным кончиком носа. Группа наблюдателей решила, что это то же, первое, выражение. Ученый– кинесиолог теперь понимает, что скашивание ничего не означает на языке тела.
   Наконец, испытывают четвертый вариант:

   В этом выражении сохраняется подмигивание то же самое и скашивание сохраняется при закрытом глазе. Кончик носа опущен, но рот изменен. Губы опущены вниз, вид надутый. Когда это выражение показывают группе, ее комментарий: «Что ж, это совсем другое».
   Данные, которые войдут затем в кинесический список: изменение в положении рта вызывает изменение в значении.
   Это тщательное исследование подтверждает факт: не похоже, что информативны любые изменения в состоянии глаз, а скорее – изменения в лице. Можно было бы предположить, что прищуривание и подмигивание разными глазами должно убедить в изменении значений, но доктор Бердвистел показывает, что этого не происходит. Реальное изменение в выражении достигается, только когда изменяется положение губ.
   Конечно, он не дал оценки изменению положения бровей. Если бы он это сделал, легкое движение одной бровью просигнализировало бы о совершенно ином значении. Подъем одной брови является классическим сигналом сомнения, подъем обеих бровей – удивления, а если обе брови опускаются – беспокойство или подозрение.
   Доктор выяснил, что подмигивание или закрывание одного глаза было значительно в выражении эмоции; скашивание же не было значительным, когда рот сохранял нормальное положение. Однако скашивание глаз с надутыми губами было важным сигналом. Опущенный кончик носа не был важен в контексте подмигивающих глаз, но в других контекстах он выражал определенное значение.

   Культура и кинесика

   Лицо, как мы видим, имеет громадное разнообразие всевозможных выражений, и, когда мы немного отодвигаемся, чтобы рассмотреть голову целиком, а не только лицо, возникает другая комбинация движений. Один кивает, трясет, вертит головой, склоняет ее; и все движения несут в себе смысл. Но все они имеют разные значения при разных выражениях лица и в различных культурных ситуациях.
   Мой друг преподает в крупном высшем учебном заведении, где много студентов из Индии. Он рассказывает мне, что они двигают головой вверх и вниз, чтобы обозначить «нет», и качают головой из стороны в сторону, чтобы выразить согласие.
   – Я иногда места себе не нахожу, – жаловался он, – когда объясняю особенно сложный предмет, а они сидят там, подавая мне сигнал, который, как я понимаю, означает «нет» по поводу того, как они принимают мои объяснения. А то, что я понимаю как очевидное «да», вовсе этого не означает. Однако я понимаю, что это только проблема разных культур, но мне от этого не легче. Моей культурой настолько мне внушены определенные представления, что я просто не в силах принять противоположное.
   Очень трудно преодолеть представления, внушенные в терминах языка тела культурой. Я знаком с одним профессором математики в расположенном неподалеку университете, который поначалу студентом изучал Талмуд в Германии и уехал оттуда в начале 30-х годов. До сегодняшнего дня когда он читает лекции, то откидывается назад в привычной позе – «диван-кровати» – студента, изучающего Талмуд. Он наклоняется вперед, сгибая тело от талии, потом поднимается на цыпочки и выпрямляется, выгибая дугой свое тело назад.
   Даже когда ему указали на это в шутливой форме, профессор не смог контролировать движения своего тела. Невозможно недооценить силы культурных традиций языка тела. В Германии во времена нацизма евреи, пытавшиеся выдать себя за не евреев, часто выдавали себя именно языком тела. Движения их рук были более свободными и более открытыми, чем у немцев, и именно эти жесты было тяжелее всего контролировать.
   Из-за этих культурных различий наблюдатель одной национальности увидит на языке тела то, что полностью ускользнет от внимания наблюдателя другой национальности.

   Описание, приведенное выше: открытые глаза, брови сведены к переносице, сжатые ноздри и рот в состоянии покоя, – для американца будет означать то же самое, как изображенное ниже.

   Однако для выходца из Италии ощутимо небольшое различие в отсутствии сведенных бровей. Первое выражение, вероятно, предполагает беспокойство или опасение. Для окончательного ответа в каждом случае смысл определится из контекста, в котором появится на лице это выражение.
   Доктор Бердвистел подчеркивает, что обычно одно дополняет другое, язык тела в контексте речи всегда дает ключ к действию и пониманию. Однако вне зависимости от того, что говорится, язык тела часто дает ключ к пониманию реальной ситуации.

   Кинесика и лидерство

   Доктор Бердвистел приводит случай с бандой подростков. Три мальчика в банде были, по словам доктора, «завзятыми крикунами», как говорится, «лужеными глотками».
   Сняв на кинопленку действие группы, он обнаружил, что внутри банды три «луженые глотки» произносили от 72 до 93 % всех сказанных слов.
   В банде были два лидера. У одного из них была «луженая глотка». Назовем его Томом. Другой лидер, Боб, был немногословен, один из самых молчаливых парней в группе. Внимательное наблюдение показало, что Боб произнес не более 16 % слов. Что же сделало его лидером?
   Ответив на этот вопрос, можно было бы понять, что создает лидера. Способность ли это отдать приказ и перекричать других? Если это так, как можно было бы подумать о Томе, то как быть с Бобом, который говорил так мало, однако тоже был лидером?
   Ответ, как предполагает доктор Бердвистел, вероятно, кроется в языке тела. Лидерство Боба, решил он, похоже, носит кинесический характер.
   Изучив отснятый материал, Бердвистел обнаружил, что Боб, в сравнении с другими парнями, чаще «участвовал в некоторых несвязных действиях». «Несвязные действия», как объясняет доктор Бердвистел, – это такие, когда затевается что-то новое, что не имеет связи с наличной ситуацией. «Пошли ловить рыбу» – когда банда направляется играть в бейсбол; или: «Пошли в центр, к аптеке, пошатаемся» – когда банда направляется на близлежащий пляж.
   Боб редко предлагал банде делать то, что она не намерена была бы делать, – он предпочитал звать банду туда, куда она хотела бы пойти, а не принуждать ее к этому. «Послушайте, пошли плавать», – позовет он, если они все сидят без дела на пляже, или: «Пошли в аптеку», – если они и так направляются в город.
   Вот отличный урок лидерства. Наиболее успешный лидер, в бандах или в политике, всегда тот, кто предвидит желаемое и ведет людей в этом направлении, тот, кто заставляет людей делать то, что они хотят делать. Боб был настоящий мастак в этом.
   Но более интересно с точки зрения языка тела, что Боб был «зрелым кинесиком». У него было меньше бесполезных движений тела, чем у других ребят. Он не волочил ноги без нужды. Он не подносил руку ко рту, не скреб голову и не барабанил пальцами. О разнице между зрелостью и незрелостью часто свидетельствует язык тела. Слишком много движений тела без реального значения – признак незрелости. Зрелый человек движется, когда он должен это сделать, и движется целенаправленно.
   Парень, прирожденный лидер, ведущий банду в том направлении, в котором она хотела бы идти, является также достаточно зрелым, чтобы направлять движения своего тела в полезную область. Умение слушать – одна из таких областей. Кинесически Боб был хорошим слушателем. Он копировал позу парня, который рассказывал. Он направлял разговор соответствующими движениями лица и головы, и он не стал бы покачивать ногой или ступней или тешить себя всеми юношескими сигналами языка тела, которые означают: «Я неугомонный, мне скучно, мне неинтересно».
   Из-за его способности прислушиваться к ощущению языка тела остальная банда с готовностью шла к Бобу со своими проблемами и доверяла ему, когда он что-то предлагал. Достаточно странно или, возможно, достаточно очевидно, что Боб, хоть и говорил меньше других, был прекрасным собеседником. Вероятно, характерные черты языка тела, которые сделали его лидером, отражались в его речи. Когда он открывал рот, что бы он ни говорил, было веско.
   С учетом всего этого доктор Бердвистел условно разделил тело на восемь секций, чтобы легче исследовать эти «маленькие движения». Помимо пиктографических символов головы и лица, он предусмотрел туловище и плечи, кисти рук и запястья, руки и пальцы, бедра, ноги, лодыжки, ступни и шею.
   Специальные знаки для движения в каждой из этих частей объединяются с многочисленными сигналами направления. Они включают обозначения для положения вверх
, вниз
, для движений вперед
, назад 
и те, которые сигнализируют о продолжительности любого движения или положения 
.
   Но когда все сказано и сделано, неизбежно возникает вопрос: насколько важна система обозначений в изучении языка тела? Насколько важно записать на пленку действие в кинесических терминах? Даже когда такая запись накладывается на запись речи, конечно, существует проблема использования этих комбинаций только ограниченным числом ученых.
   Однако такая система знаков не нуждается в ограничениях, чтобы записывать ситуации на пленку для дальнейшего изучения. Ее можно было бы, подобно знаковой системе для танца, использовать, например, политикам, чтобы сделать свою речь наиболее убедительной и эффективной, грамотно употребляя язык тела. Ее могли бы применять врачи на семинарах по терапии и воспроизводить то, что сказал пациент с помощью своего тела, так же как и посредством речи. Ее могли бы использовать актеры, ведущие шоу и даже бизнесмены.
   Действительно, когда начинаешь думать об этом, есть очень немного ситуаций, где такая знаковая система не пришлась бы кстати. Увидим, приживется или нет система доктора Бердвистела, но в конце концов нужда в подобной системе возникнет.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 [20] 21 22 23

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация