А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Язык тела. Азбука человеческого поведения" (страница 19)

   10
   Азбука движений

   Существует ли язык ног?

   Когда кинесика и язык тела сделались более понятными, то, что было суммой наблюдений, вскоре стало наукой и поддавалось количественному анализу, научные знания, к сожалению, стали использоваться спекулятивно.
   Факт, что во время стресса ребенок начинает сосать большой палец, мужчина – грызть ногти или покусывать костяшки пальцев, а женщина скрещивать руки на груди. Эти странные жесты заставляют нас понять, что ребенок сосет свой большой палец, замещая привычное для него сосание материнской груди. Мужчина, покусывая ногти или костяшки пальцев, подменяет неприемлемый жест – сосать большой палец – общественно допустимым, а женщина скрещивает руки на груди, как бы защищая уязвимую часть тела. Понимание смысла этих жестов – та граница, за которой начинается наука.
   Знание, что люди поднимают брови или опускают веки, отчасти чтобы выразить эмоцию, – наблюдаемый факт. Знание точной степени подъема или угла опускания делает факт измеряемым. Доктор Бердвистел отметил, что «полуопущенные веки в соединении с полуопущенными бровями выражают явно иной смысл, чем полуопущенные веки с одной слегка приподнятой бровью». Это уже количественная интерпретация мимических различий, которая существенно влияет на выражение лица в целом.
   К сожалению, также кинесика – наука о языке тела – подменяется научно не обоснованной интерпретацией телодвижений, жестов, мимики. Например, что можно действительно рассказать о позе скрещенных ног? Ранее мы говорили о скрещении ног, чтобы подсознательно включить или исключить членов группы. Мы рассказывали о согласованном позировании, где позу лидера, скрестившего ноги, копируют остальные участники беседы.
   Могут ли скрещенные ноги выражать характер? Может ли манера определенным образом держать ноги, когда мы сидим, дать представление о нашей личности?
   На этот вопрос не существует простых ответов. Ноги скрещенные или параллельно поставленные могут быть ключом к тому, что данный человек чувствует, к его эмоциональному состоянию, но они могут также вообще ничего не значить. У меня есть друг, писатель, который пишет от руки. Он скрещивает ноги только слева направо, левая нога сверху и никогда по-другому. Недавно на приеме он сидел слева от своей жены, перекинув левую ногу поверх правой, по направлению к ней. Ее правая нога, перекинутая поверх левого колена, указывала на него.
   Присутствовавший там психолог-любитель сказал, кивнув в сторону этой пары:
   – Посмотри, они образуют замкнутый круг, их скрещенные ноги указывают друг на друга и исключают остальную группу – великолепная иллюстрация языка тела.
   Позднее, отведя своего друга-писателя в сторону, я сказал:
   – Я знаю, что ты прекрасно ладишь со своей женой, но меня удивляют эти скрещенные ноги.
   Усмехнувшись, он объяснил:
   – Я могу класть только левую ногу на правую, потому что свои черновики пишу от руки, не печатаю на машинке.
   Озадаченный его ответом, я спросил:
   – Но как это понимать, какая связь?
   – Я могу класть левую ногу на правую, потому что всю свою жизнь я сидел только так, и мои мышцы и кости приспособились к этому. Если я перекрещиваю ноги по– другому, то чувствую себя неловко. Сейчас автоматически я принял привычную позу.
   – Но как можно писать от руки?..
   – Все очень просто. Я пишу не за письменным столом, а в мягком кресле, на пюпитре в виде дощечки с зажимом, который кладу на колено. Чтобы рукопись была поближе к глазам, я должен положить ногу на ногу. Поскольку я правша, то пишу повернувшись влево. А поэтому скрещиваю ноги так, чтобы левая была выше правой. И прежде, и сейчас это единственное положение, в котором я чувствую себя удобно. Сегодня вечером я случайно сел слева от жены. Обычно я сажусь справа от нее. Вот так – это к слову о твоей кинесике.
   Из сказанного следует, что прежде, чем делать какой– то научный вывод, следует учитывать все факты. Если надо понять значение скрещенных ног, мы должны также знать и о физиологических особенностях человека.
   То же можно сказать и о скрещенных руках. Есть большое искушение зафиксировать совокупность значений скрещивания рук в зависимости от того, как мы это делаем. Кажется, установлено, что это может быть иногда защитным жестом, сигналом, что вы не хотите принять точку зрения другого, или, например, что вы не чувствуете себя в безопасности. Так вот, эти и несколько других являются правомерными объяснениями, но, когда мы переходим к способам перекрещивания рук, левая поверх правой или наоборот, мы вступаем на зыбкую почву.
   Скрестите руки, не задумываясь. Некоторые из вас положат сверху левую руку, другие правую, но самое важное, что вы скрещиваете руки одним и тем же способом всегда. Скрестив их по-другому, вы просто почувствуете дискомфорт. Объясняется это тем, что эта манера – генетическое свойство в такой же мере, как использование левой или правой руки при письме. Скрещивание рук или сплетение пальцев – правый или левый большой палец сверху – также являются врожденными свойствами.
   Принимая во внимание эти особенности, мы имеем возможность верно истолковать жест как определенный сигнал, но ступаем на зыбкую почву, когда говорим о направлении.
   Наиболее серьезные исследования языка тела связаны с эмоциями, выраженными движением, а не с врожденными свойствами человека, передающего послание. В лучшем случае сигналы языка тела помогают человеку понять себя. Когда с их помощью пытаются определить особенности характера или внутренние свойства личности, это чревато противоречиями.

   Азбука языка тел

   В попытке выделить определенные аспекты языка тела и унифицировать научные знания надо учесть те факторы, о которых Р. Бердвистел написал в научном руководстве по этому предмету «Введение в кинесику». По существу, он попытался составить аннотационную систему для кинесики, или языка тела, разложить все основные движения на их составляющие и обозначить символами точно так же, как хореограф разбивает танец на отдельные па и придает каждому свой смысл.
   Результат немного напоминает египетскую пиктографию, но обнадеживает то, что он не так труден для прочтения. Начав с глаз, так как это наиболее общий источник общения на языке тела, он решил, что
 является наилучшим символом для открытых глаз
 для закрытых. Подмигивание правым глазом он обозначает как 
, левым глазом
. Открытые глаза
 и так далее. Доктор Бердвистел назвал каждое из этих движений кином, или элементарной единицей движения.
   Первой предпосылкой в развитии этого типа системы, обозначающей условными знаками язык тела, как говорит доктор Бердвистел, является предположение, что все движения языка тела имеют значение, случайных нет. Раз это принято, можно перейти к изучению каждого движения, его значения и способа обозначения.
   Я нахожу, что это основное предположение наиболее трудно принять. Возможно, когда человек потирает нос, это указывает на несогласие, но может указывать и на то, что просто он чешется. Вот где лежат реальные сложности кинесики: отделении значащих жестов от незначащих и бессознательного от старательно заученного.
   Когда женщина сидит, наклонив параллельно и слегка скрестив в лодыжках ноги, это точно может указывать на дисциплинированный ум, но гораздо вероятнее, что это рассчитанная поза или даже результат воспитания хороших манер. Некоторые руководства, обучающие тому, «как стать обаятельной», поясняют, что это изящная и женственная поза, и советуют женщинам принимать именно такую позу, которая позволяет женщине в мини– юбке принять удобное, но не слишком «откровенное» положение. Наши бабушки считали именно его «подходящим для дамы».
   Вот некоторые из причин, по которым мы должны подходить к кинесике с осторожностью и изучать движение или жест только в условиях контекста движения в целом, и мы должны понимать модели движения в терминах разговорного языка. Оба они, и жест и речь, при всей своей противоречивости, тем не менее, неразделимы.
   Чтобы стандартизировать движения тела, прежде чем сделать их кинесическими символами, мы должны определить нулевую точку, или точку покоя. Движение руки, например, приобретает значение только в том случае, если мы знаем, на какое расстояние она сдвинута. Мы можем узнать это, только если установим стандартную нулевую точку.
   В своем труде доктор Бердвистел устанавливает нулевую точку для «американцев среднего класса». Это полурасслабленное положение тела, голова уравновешена, лицо направлено вперед, руки висят вдоль тела, ноги вместе. Любая принимаемая поза является движением, отклоняющимся от нулевой точки.
   Примечательно, что доктор Бердвистел ограничивается наблюдениями над американцами среднего класса. Он осознает, что даже в нашей культуре существует удивительное отсутствие единообразия в движении тела. Люди, принадлежащие к рабочему классу, дадут иные интерпретации движениям, которые неприменимы к кругам среднего класса.
   Однако в Америке существует, по моему мнению, больше этнических различий в жесте, чем классовых. Хотя он не оговаривает это особо, приходится допустить, что доктор Бердвистел, прежде всего, имел в виду язык тела белых американцев англосаксонского происхождения, протестантов из среднего класса. Если это так, то перед серьезными исследователями встает проблема огромного количества данных для изучения. Они должны включить не только систему интерпретации для белых англосаксов, протестантов, но также для италоамериканцев, американских евреев, американских индейцев, чернокожих американцев и так далее. Затем должны существовать классовые границы в каждой из этих категорий, и число всех систем станет громадным. Необходимо же найти одну общую систему, которая будет пригодна для всех культур и всех этнических групп, и я думаю, что с некоторыми изменениями система доктора Бердвистела будет работать.
   Доктор Бердвистел также указывает, что движения тела могут вообще ничего не обозначать в одном контексте, однако быть весьма значимыми в другом. Например, хмурый, недовольный вид со складкой между бровями может просто означать точку в предложении, в другом контексте это может быть признаком негодования, а в третьем случае – свидетельством глубокой сосредоточенности. Изучение только лица не может рассказать нам о точном значении складки между бровями. Мы должны знать, что делает этот насупленный человек.
   Еще одно утверждение доктора Бердвистела состоит в том, что все наши движения, если они существенны, можно заучить. Мы узнаем их, будучи членами общества. Как иллюстрацию способности людей изучить язык тела он рассматривает наиболее общее кинесическое движение – движение век. Мы склонны считать, что это рефлекторное движение: щуримся, чтобы защититься от слишком яркого света, или мигаем, чтобы избавиться от пыли и очистить глазное яблоко.
   Однако доктор Бердвистел перечисляет многочисленные случаи изученных движений век. Факиры в религиозных индуистских культах могут научиться смотреть на солнце не мигая или стоять лицом к пыльной буре не прикрывая век. Девушки в нашем обществе «хлопают ресницами», кокетничая, даже когда нет необходимости очистить глазное яблоко. Он считает, что примеры подобного рода доказывают, что не все движения век являются инстинктивными, и, добавляет он, движения век различаются от культуры к культуре так же, как язык.
   Интересно отметить при этом, что, когда двуязычный человек меняет свой язык, он также меняет язык тела, жесты и движения век.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 [19] 20 21 22 23

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация