А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Язык тела. Азбука человеческого поведения" (страница 12)

   Свободна ли она?

   Как Майкл намечает себе «жертву»? Какой язык тела использует девушка на вечеринке, чтобы сказать: «Я свободна. Я заинтересована»? Должен существовать определенный набор сигналов, потому что Майкл редко ошибается.
   У девушки в нашем обществе возникает дополнительная проблема в этой игре. Не важно, насколько она доступна, об этом судят слишком категорично, чтобы знать наверняка. Это немедленно снижает ее ценность. И однако подсознательно она должна дать знать о своем намерении. Как она делает это?
   Чаще она передает свой призыв позой, походкой. Это назовут позированием, и все заметят характерные движения ее тела, бедер и плеч – они сообщают о ее доступности. Она может сидеть несколько раздвинув ноги – символически посылая приглашение, или сделать хорошо читаемый жест: одна рука прикасается к груди, будто поглаживая ее, может провести рукой по своему бедру во время беседы. Некоторые из ее движений вполне осознанны, другие бессознательны.
   Несколько поколений назад женская сексуальность широко пародировалась Мэй Уэст: «Подойди и украдкой посмотри на меня». Следующее поколение обратилось к детскому личику и тихому, слегка хрипловатому голосу наподобие Мэрилин Монро – образу запятнанной невинности. В нашем более циничном веке сексуальность выражают открыто, порой назойливо. На благопристойном уровне, на котором действует Майкл, послание направляют более осмотрительно, часто настолько осторожно, что мужчина, не понимающий языка тела, просто не улавливает его. Например, послание женщины, скрестившей руки на груди, можно понять как классический сигнал: «Я закрыта для заигрывания. Я не стану слушать тебя».
   Это общая интерпретация позы хорошо знакома большинству психологов. В качестве примера можно привести попавшую в газеты историю о докторе Споке, который обратился к слушателям Полицейской академии. Они были настроены чрезвычайно враждебно по отношению к доктору, несмотря на то что и они, и их дети выросли на его книгах. Они продемонстрировали свою враждебность во время дискуссии вербально, но намного более очевидно языком тела. На фотографии в разделе новостей все полисмены сидели крепко скрестив руки на груди, с суровыми и замкнутыми лицами, что недвусмысленно означало: «Я сижу здесь, но не желаю ничего воспринимать. Не важно, что ты говоришь, я не хочу слушать. Мы просто не можем встретиться». Это классическая интерпретация позы скрещенных рук.
   Но существует и другая. Скрещенные руки могут говорить: «Я разочарована. Я не получаю того, в чем нуждаюсь. Я закрыта, освободи меня. Приблизься – я с готовностью уступлю».
   В то время как мужчина, знающий недостаточно о языке тела, может неверно интерпретировать этот жест, тот, что хорошо знаком с ним, получит правильное послание благодаря сопровождающим сигналам. Измучено ли ее лицо, застыло ли на нем выражение разочарования? Сидит она окаменев или расслаблена? Отводит ли взгляд, когда вы пытаетесь поймать его?
   Нужно учесть все сигналы тела, чтобы верно их интерпретировать.
   Доступная и агрессивно настроенная женщина действует тоже стереотипно. У нее есть много эффектных и проверенных поз и жестов, чтобы сообщить о своей доступности. Как и Майкл, она использует территориальное вторжение: сядет как можно ближе к мужчине, которого присмотрела, используя преимущество, которое вызывает такая волнующая близость. Пока мужчина беспокойно вертится, не понимая, почему ему неловко, она подаст другие сигналы, используя его волнение как способ вывести его из равновесия.
   В то время как мужчина, ищущий приключений, не может прикоснуться к женщине, если намерен вести честную игру, то для нее в такой ситуации допустимо прикоснуться к мужчине. Она еще более увеличит его смятение, вторгшись в его личное пространство.
   Прикосновение к руке может послать мужчину в нокаут. «У вас есть спички?» – спросит женщина и задержит его руку со спичкой возле своей сигареты. Это мгновенный контакт плоти, который вызывает сильное волнение.
   Прикосновение бедра женщины или ее руки, как бы ненароком прижатой к бедру мужчины, производит разрушительное действие, если правильно выбран момент.
   При агрессивном приближении женщина может использовать не только язык тела: поправить соответствующим образом юбку, когда она сидит рядом, не скрещивать ноги, расправить плечи, надуть губы. Правильно подобранные духи в нужный момент способны одурманить волнующим запахом – это немаловажная часть агрессивного приближения.

   Стоит ли сохранять престиж?

   Но внешний вид, прикосновение, запах – все же не полный арсенал женщины на пути завоевания. Звук голоса является непременной составляющей. Это не всегда то, что именно она говорит, но призыв, сила и одновременно интимная, ласкающая тональность.
   Французские актрисы хорошо понимают это, но французский язык сам настолько сексуален, что не важно, о чем говорят. В одном из самых забавных небродвейских скетчей, которые мне приходилось видеть, актер и актриса разыгрывали «сцену» из французского кинофильма. Каждый перечислял по-французски список овощей, но тон голоса, мелодика и вокальные косвенные намеки звучали волнующе и сексуально. Это, как мы упоминали выше, призвано донести два послания одновременно. В любви и сексе это испытанный прием. Агрессивно доступная женщина использует его, чтобы «разоружить» мужчину. Если вы лишите его равновесия, вызовете у партнера или у партнерши беспокойство, то они становятся легкой добычей.
   Голосом можно передать и вполне нейтральное послание, и еще одно, более значительное и намного более яркое, и это особенно эффективно, потому что объект, мужчина или женщина, не может в этой ситуации играть по правилам. Если заявлен протест, всегда остается возможность отступить.
   В этом и заключается прием, «сохраняющий лицо», потому что не важно, насколько активно преследование в любви или сексе – в любом случае нельзя рисковать потерей престижа. Для многих людей, особенно если неуверенны, «осечка» очень унизительна. Сексуальный агрессор, если действительно добивается успеха, заинтересован в сдаче позиций партнера – открывается возможность манипулировать им. Чтобы быть сексуальным агрессором, мужчина или женщина должны обладать достаточной уверенностью в себе, получить определенные гарантии, чтобы не оказаться в унизительном проигрыше.
   Когда агрессивная сторона приближается к личной территории партнера и, используя сексуально-соблазнительный голос, произносит явные банальности, то остается лишь отодвинуться и отважиться дать понять поднятием бровей: «Что я такого сказал?»
   Чтобы предположить, что человек преследует вас с сексуальными намерениями, нужно ценить себя достаточно высоко. Оказаться брошенной после этого было бы слишком унизительно.
   Тот же тип воздействия используется людьми с сексуальными отклонениями. Прикасаясь, прижимаясь к женщине, например в метро, он рассчитывает на ее испуг и незащищенность. Страх унижения может удержать ее от протестующего высказывания.
   Это настолько ожидаемая реакция, что многие извращенцы, которые достигают удовлетворения, выставляя свое обнаженное тело на всеобщее обозрение, рассчитывают на смущение и стыд своих жертв. Стоит отреагировать смехом или даже решительно приблизиться к нему – человек с подобными отклонениями моментально спасует.

   Контакты

   Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией тоже используют определенные сигналы на языке тела, которые сразу устанавливают взаимопонимание. Гомосексуалисты, дефилирующие по улице, узнают родственную душу, не произнося ни слова.
   – Установить контакт относительно просто, – объяснил молодой гомосексуалист. – Во-первых, нужно идентифицировать своего мужчину, и трудно объяснить словами, как это происходит, потому что существует множество малозаметных сигналов, которые совершенно понятны людям этой среды: походка, например, хотя многие из нас ходят как совершенно обычные мужчины. В основном, я полагаю, это зрительный контакт. Вы смотрите и понимаете. Он удерживает ваш взгляд немного дольше, чем просто прохожий, и затем глазами скользит по вашему телу. Быстрый взгляд на область ниже пояса, тут же отведенный в сторону, – верный признак.
   Комментируя собственные сигналы, он говорит:
   – Я прохожу мимо и затем оглядываюсь. Если возникнет ответный интерес, он тоже оглянется. Затем я замедляю шаг, останавливаюсь, чтобы посмотреть на витрину магазина. Потом мы направляемся друг к другу… и контакт!
   Сигналы четки и формализованы, иногда они безмолвны, а иногда высказываются вслух, но значение их зашифровано. Доктор Гофман рассказывает о гомосексуалисте, который зашел выпить в бар для геев, но не имел намерения кого-то подцепить. Он достал сигарету, но обнаружил, что у него нет спичек. Просить у кого-то в баре спички означало бы вполне понятный сигнал: «Я заинтересован. А ты?» В конце концов, он купил коробок спичек у бармена.
   Сигналы гомосексуалистов для установления контакта не отличаются от тех, что используют мужчины вполне традиционных пристрастий, которые хотят подцепить девушку.
   Давным-давно, когда я был солдатом и находился в отпуске в Бостоне, мой приятель, солдат, уговорил меня пойти с ним, чтобы «подцепить каких-нибудь дамочек».
   Я в этом был полным профаном, но мне пришлось сделать вид, что я не новичок. Я шел рядом и внимательно наблюдал за своим другом. За полчаса он подцепил пять девушек и выбрал для нас двух. Его метода основывалась на языке тела.
   Идя по улице, или, точнее, не спеша прогуливаясь, он ловил взгляд женщины, задерживал свой немного дольше необходимого и приподнимал бровь. Если она замедляла шаг, останавливалась, чтобы посмотреть в маленькое зеркало пудреницы или на витрину магазина, это означало: «Я заметила твой интерес и, возможно, заинтересована сама. Действуй дальше».
   Мой друг останавливался, поворачивался и шел квартал позади девушки. Далее, не отставая и не упуская ее из виду, он затевал со мной разговор на тему о ее платье, походке, внешнем виде – и все это в полушутливом тоне, чтобы в случае, если девушка «отошьет», не оказаться в дурацком положении.
   Поначалу она могла сделать вид, что не приветствует заигрывания. Если эта стадия затягивалась, возникало молчаливое соглашение, что продолжения не будет. Если же она хихикала, отвечала ему или отпускала комментарии по поводу ситуации своей подружке, это указывало на возрастающий интерес.
   В конце концов заигрывание заканчивалось тем, что мой друг нагонял девушку, вовлекая ее в легкую беседу с элементами флирта.
   Я видел, как абсолютно те же приемы используют сегодня подростки: довольно четко выверен каждый шаг и игра должна проигрываться по разработанному сценарию с начала до конца. В любой момент игра может быть легко прервана любым партнером без ущерба для самолюбия. В этом условие успешного случайного знакомства.
   Есть что-то подобное этому в ритуальных «знакомствах» среди животных. Понаблюдайте за двумя голубями в парке, когда самец ходит кругами, напыживается и начинает ухаживание, в то время как самка кажется безразличной. Используется весьма определенный язык тела. Точно так же люди, ухаживая, сближаются друг с другом с помощью определенных сигналов языка тела.
   Доктор Герхард Нильсен из лаборатории психологии при Копенгагенском университете описывает в своей книге «Исследования в противостоянии самому себе» чрезвычайно важное использование языка тела в том, что он называет «танцем ухаживания» у американской молодежи.
   Формализовав всю процедуру ухаживания, Г. Нильсен обнаружил 24 ступени от «первоначального контакта между молодым человеком и девушкой до совокупления». Эти шаги со стороны юноши и встречные шаги девушки имели строго определенный порядок. Объясняя это, он говорит, что, когда юноша делает первый шаг, задерживая руку девушки, он должен ждать, пока она не пожмет его руку, подавая сигнал продвигаться вперед. Только тогда он может сделать следующий шаг – переплести свои пальцы с ее.
   Шаг должен следовать за шагом, пока он «случайно» не положит руку на ее плечо. Затем он может продвинуть свою руку ниже по ее спине и приблизить к ее груди сбоку. Она, в свою очередь, может остановить столь решительные действия, прижав локоть к талии.
   После первого поцелуя – и только тогда – юноша может повторить попытку, но на самом деле он и не ждет успеха, пока они вдоволь не нацелуются. Негласные правила запрещают ему игнорировать, пропускать какую– либо ступень в процессе сближения на первых этапах.
   Г. Нильсен отметил, что есть недвусмысленные указания языка тел, насколько «быстро» можно продвигаться в пределах каждой ступени. Перепрыгивание ступеней или нарушение их порядка свидетельствуют о тактике «поспешности»; игнорирование сигнала двигаться дальше или недопущение следующего шага характеризуются как «промедление».
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация