А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем" (страница 7)

   – сочиняя сказку вместе с ребенком, вы, как всегда, сможете услышать из его уст много интересного и неожиданного. Например, его представления о счастливой жизни, то, чего он боится, и то, о чем он, возможно, мечтает. Главное – суметь и здесь внимательно слушать и слышать то, что на самом деле вам хочет сказать ребенок.
   Ниже приводится сказка, сочиненная восьмилетней девочкой, потерявшей новый телефон и не знающей, как сказать об этом родителям. Магия сказки действует таким удивительным образом, что, сочинив ее, девочка все-таки вспомнила, где могла потерять телефон, и нашла его…

   Сказка о потерянном телефоне
   Однажды девочка Оля пошла гулять.
   – С телефоном, – сказала мама.
   Оля послушалась, взяла телефон и побежала на улицу. Собака Трезор, увидев Олю, побежала к ней, но нечаянно опрокинула ее. Оля выронила телефон и не заметила этого.
   Лежит телефон и плачет:
   – Где здесь ручки, кто меня поднимет?
   Шла мимо гусеница, увидела телефон и говорит:
   – Я тебя подниму.
   – Нет, – отвечает телефон, – ты не сможешь, у тебя ручки маленькие.
   Ушла гусеница. Лежит телефон и плачет:
   – Где здесь ручки, кто меня поднимет?
   Летел мимо воробей, увидел телефон, спустился и говорит:
   – Я возьму тебя.
   А телефон ему отвечает:
   – Нет, ты не сможешь. У тебя на руках перышки торчат и пальцев не видно, как ты меня поднимешь?
   Улетел воробей. Лежит телефон и плачет:
   – Где здесь ручки, кто меня поднимет? Увидел Трезор телефон и говорит:
   – Я возьму тебя.
   А телефон отвечает:
   – Нет, ты не сможешь, у тебя шерсть на руках.
   Ушел Трезор. Телефон лежит и плачет. Вдруг бежит Оля, увидела его, обрадовалась, взяла телефон и побежала домой.

   Ситуация пятая: «Не хочу спать! Не буду!»
   У любого ребенка, даже самого послушного, иногда возникают проблемы с укладыванием спать – может быть, день выдался слишком трудным и ребенок устал так, что и хотел бы заснуть – да не может, может, погода поменялась, может, просто настроение такое – покапризничать захотелось… Что бы ни было причиной нежелания отходить ко сну, перед родителями стоит нешуточная проблема – как уложить разошедшееся чадо.
   Можно, конечно, повысить голос, выйти из себя, пригрозить выпороть или поставить в угол на горох, но вначале можно попробовать обойтись более мирными способами – попробовать рассказать сказку. И если у самой за день не осталось уже никаких сил видеть это чудо-юдо и чувствуешь, что еще немного – и не то что сказку рассказывать, а просто отлупить готова как сидорову козу, лишь бы умолк и заснул, то лучше всего отправить за сказкой того, кто сегодня не так много общался с ребенком, – папу, например, пусть заодно и пообщается с дитём…
   Сказку можно прочитать, можно рассказать что-то, что сам помнишь с детства (ну и пусть немного отличается от классического варианта!), а можно сочинить самим – любую, о том, что происходило в течение дня, о том, что волнует ребенка, о чем давно хотел поговорить, да никак времени не находилось…
   Главное, чтобы это была настоящая сонная сказка. Такая, как, например, сказка про львенка, который любил прыгать через лужи.

   Сказка про львенка, который любил прыгать через лужи
   Жил-был львенок, который любил прыгать через лужи. Прыгать через лужи – очень несерьезное для львенка занятие, поэтому папа-лев и мама-львица сильно переживали и ломали голову, как бы отучить львенка от этой вредной привычки.
   Однажды мама-львица решила взять своего сыночка на охоту (да-да, именно так – мама-львица пошла охотиться, у львов такой странный обычай – у них на охоту ходят мамы-львицы). Денек был просто замечательный, солнышко вовсю светило. Мама-львица радовалась тому, что на улице нет ни одной лужи и львенку будет просто негде прыгать. «Хоть раз в жизни он придет домой чистый и сухой, как и положено самому настоящему льву», – думала она.
   Однако для охоты день оказался не очень удачным. Напрасно мама-львица и маленький львенок бродили по звериным тропам, высматривали если уж не антилопу, то хотя бы какого-нибудь зайку или даже мышонка. Все звери как будто попрятались.
   В конце концов львенку стало очень жарко, он устал и стал капризничать. Тогда мама-львица решила немножко отдохнуть. Они устроились на берегу холодного ручейка, перекусили бутербродами, которые заранее захватили из дому, напились свежей, холодной воды и прилегли вздремнуть.
   Но львенку не спалось, и он решил исследовать окрестности. Возле самого ручья он увидел замечательную огромную лужу. По краю лужи сидели разноцветные бабочки – они прилетели сюда попить воды. Львенку очень хотелось попробовать перепрыгнуть через лужу и посмотреть, как испуганные бабочки разлетятся во все стороны, но он так устал, бутерброды были такими вкусными, вода из ручья такой приятно-холодной, что ему было лень двигаться. Львенок потянулся, широко зевнул, лениво перевернулся с боку на бок и попытался пересчитать бабочек:
   – Одна бабочка прилетела, одна улетела – две бабочки, две бабочки прилетели, две улетели – четыре бабочки, три бабочки прилетели…
   Глазки львенка закрылись, он свернулся клубочком, прикрыл нос кисточкой на хвосте и сладко заснул.
   И ты, родной, ложись на бочок, закрывай глазки и засыпай. Когда проснешься, мы пойдем погуляем и посмотрим, какие бабочки летают в нашем парке.

   Ситуация шестая: боязнь темноты
   Еще одной проблемой, с которой часто сталкиваются родители младших школьников, является страх темноты и боязнь оставаться в одиночестве.
   Природа страха как такового еще недостаточно изучена как психологами, так и физиологами. Одна из теорий считает страх естественной защитной реакцией – бояться естественно для человека, в этом проявляется его инстинкт самосохранения. Однако когда естественная защитная реакция переходит в навязчивую форму, то с ней нужно тем или иным способом бороться.
   Одним из возможных решений является объяснение ребенку того, что бояться – не стыдно, но страх можно преодолеть и его можно контролировать, не давать ему перерасти в паническое состояние, когда человеком начинает управлять не здравый смысл, а животный неуправляемый страх.
   Еще одним методом борьбы со страхом является выявление его причин и «проживание» ситуации, внушающей страх, до конца. Предлагаемая ниже «Сказка про храброго Зайку-Трусишку» даст вам возможность обсудить с вашим ребенком тему его страхов и выработать для себя стратегию борьбы с ними. Следите только за тем, чтобы в процессе данной борьбы, искореняя страх, вы не навредили своему собственному ребенку, не забывайте о том, что лечение никогда не должно быть опаснее и страшнее самой болезни.

   Сказка про храброго Зайку-Трусишку
   В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее, в глухом-глухом лесу, где никогда не видели ни одного человека, жила-была необычная семья заек-ушастиков. Необычная она была потому, что – маленькая. Обычно в семьях у заек много-много детишек, дядюшек и тетушек, а в этой семье были только Папа-Зайка, Мама-Зайка, Зайка-Трусишка и маленький Зайкин братишка. Еще с ними жила-была Бабушка-Зайчиха, но она была уже старенькая, почти ничего не видела и целыми днями сидела на крылечке и вязала своим внучатам теплые носочки и шарфики.
   Зайка-Трусишка был старшим зайчонком в семье, а поэтому ему полагалось быть очень храбрым и учить своего братишку скакать по лесу, различать съедобные и ядовитые травки, показывать, где растут корешки повкуснее, а где пролегают лисьи и волчьи тропинки – куда ходить можно только очень-очень осторожно и постоянно оглядываясь по сторонам, если не хочешь, чтобы тебя съели. Зайка и был храбрым – он не боялся ни волка, ни лисы, ни воды в холодном быстром ручье, он умел так ловко прятаться в траве, что ни один коршун никогда его не замечал, он не боялся никого из обитателей очень дикого леса – ни змей, ни диких пчел, ни пауков и гусениц. Даже лягушек и тех не боялся, хотя когда они начинали квакать всем семейством в пруду, то шум стоял такой, что на три километра вокруг ничего не было слышно. Так что это был очень храбрый Зайчишка, и он очень многому учил своего маленького братика.
   Были только две вещи на свете, которых он боялся, – он боялся оставаться один, а еще – он боялся темноты. Но это было не очень важно, потому что у Зайки было очень много друзей и потому что Мама-Зайка всегда оставляла в детской включенный ночник и никогда не закрывала дверь в комнату до конца. Даже когда Зайчишка и его братишка крепко спали – дверь всегда была немножко приоткрыта (Зайка точно это знал, потому что несколько раз он специально просыпался поздно ночью, чтобы проверить дверь – она всегда была чуть-чуть приоткрыта).
   Семья Зайки была очень дружная, они любили гостей и сами тоже любили ходить в гости. Папу-Зайку и Маму-Зайку часто приглашали в гости их друзья – они были веселыми и знали много смешных историй.
   Однажды Мама-Зайка и Папа-Зайка пошли в гости к своим соседям бобрам и засиделись там допоздна. Ночью началась сильная гроза, ветер и град, и бобры предложили Зайкам остаться у них ночевать. Мама-Зайка очень волновалась за своих зайчат и хотела все равно вернуться домой, но Папа-Зайка сказал ей:
   – Не бойся, они воспитанные и послушные зайчата, и с ними осталась наша Бабушка. Думаю, что они уже давно спят в своих кроватках, и нам нужно тоже ложиться спать, чтобы утром вернуться домой пораньше и приготовить зайчатам завтрак.
   Тогда Мама-Зайка тоже успокоилась и согласилась остаться ночевать у соседей.
   Была уже поздняя-поздняя ночь, когда маленький Зайка вдруг проснулся, сел в своей кроватке и заплакал. От его плача проснулись Зайчишка-Трусишка и Бабушка-Зайка – они померили Зайчонку температуру, она была очень высокой. Еще у Зайки болела голова, опухло горло и он не мог лежать, потому что у него сразу закладывало носик и ему нечем было дышать.
   Маленький Зайка плакал и звал маму – Зайчишка-Трусишка не знал, чем ему помочь. Бабушка-Зайка сделала ему горячего молока с медом (это очень хорошее средство в таких случаях, все зайки его готовят), но Зайка отказывался открыть ротик и проглотить хоть ложечку, пока рядом нет мамы.
   Делать было нечего, кому-то нужно было бежать через лес к ручью, где жили бобры, и привести Маму-Зайку домой. Было уже очень поздно, и Бабушка-Зайка решила, что она пойдет сама, но она очень плохо видела, поэтому она смогла дойти только до первого поворота, а потом потеряла тропинку и еле-еле смогла вернуться домой. Пришлось Зайке-Трусишке бежать за мамой самому.
   Пока Бабушка пыталась найти дорогу домой, температура у маленького Зайки поднялась высоко-высоко, он был весь очень-очень горячий, горло его так разболелось, что онуже не мог громко плакать и лежал тихо-тихо и ничего не говорил, только горячие слезки катились у него из глаз, и иногда он шептал: «Мамочка, где же ты…» Зайка-Трусишка очень боялся за своего маленького братишку, поэтому он быстренько натянул ботиночки и непромокаемую шапочку (курточек зайки не носят – у них очень густая шерсть) и побежал по тропинке через лес, к ручью, где жили бобры.
   В лесу было темно. Зайке было трудно бежать – он все время спотыкался об корни деревьев, падал, поднимался и бежал дальше. Деревья неодобрительно качали головами и громко шелестели, когда видели такого маленького зайку так поздно в лесу – и это было очень страшно, казалось, что кто-то крадется следом. Но Зайка ничего не замечал – он бежал по тропинке через лес к ручью, где жили бобры.
   Несколько раз прямо над ним пролетала сова и один раз даже попыталась его поймать – но Зайка ничего не замечал, он бежал очень быстро по тропинке к ручью, где жили бобры.
   Два или три раза Зайка перебежал тропинку, по которой обычно ходит на охоту лиса (днем он никогда не делал этого, это было очень опасно), но даже не заметил этого – он бежал очень быстро по тропинке к ручью, где жили бобры.
   Наконец, он услышал шум воды и чьи-то голоса (но тоже не испугался, ведь он уже добежал по тропинке к ручью, где жили бобры) и узнал голос своей мамы: Мама-Зайка так и не смогла уснуть и, как только кончился дождь, они с папой решили вернуться домой к своим зайчатам.
   – Мама, мама, маленький Зайчонок заболел, у него очень-очень высокая температура, болит горло, а еще он не хочет пить горячего молока с медом, пока ты не придешь домой, – закричал Зайчишка-Трусишка, не успевая остановиться и врезавшись на всем ходу в Папу-Зайку.
   Мама-Зайка тут же со всех четырех быстрых заячьих лапок поскакала домой, а Зайчишка и Папа-Зайка вернулись домой чуть позже, когда маленький Зайчонок уже выпил молока с медом и уснул крепким сном прямо на руках у Мамы-Зайки.
   – Какой ты у меня умница, – сказала Мама-Зайка своему старшему сынишке, когда, уложив маленького Зайку, она вышла в кухню, чтобы сделать горячего чаю Папе-Зайке и Зайчишке-Трусишке. – Как ты не побоялся бежать через весь лес по тропинке к ручью, где живут бобры, – ведь уже так поздно, так темно и тропинка совершенно пустынна – на ней никого нет, все звери давно уже спят…
   «Мне было очень страшно», – хотел сказать Зайчишка-Трусишка, но вдруг понял, что это неправда. Когда он бежал со всех ног по тропинке к ручью, где живут бобры, то он думал только о том, как плохо его маленькому братцу, как он тихо плачет, ожидая, когда мама вернется домой, и у него совсем не осталось времени, чтобы испугаться.
   – Знаешь, мама, не оставляй больше включенным ночник в нашей комнате, – сказал он вместо этого. – И дверь можно закрывать до конца – ведь темнота совсем не страшная, и я больше не боюсь оставаться один.
   Мама-Зайка улыбнулась Папе-Зайке и пошла укладывать спать своего старшего храброго сынишку.

   После сказки можно задать ребенку следующие вопросы:
   1. Как ты думаешь, почему Зайчишка боялся темноты и оставаться один, ведь он был такой храбрый и не боялся никого из обитателей очень дикого леса?
   Во время рассказа сказки ребенок невольно ассоциирует себя с храбрым Зайчишкой-Трусишкой, поэтому, отвечая на этот вопрос, он, скорее всего, «выдаст» свою самую страшную тайну – почему он боится темноты. Поэтому, слушая его ответ, нужно быть очень аккуратным, ни в коем случае не высмеивать ребенка, но попытаться понять и вместе с ребенком «прожить до конца» причины, по которым он боится темноты. Например, если он ответит «Зайка боится, что из темноты кто-нибудь выпрыгнет на него», то попробовать проиграть ситуацию до конца: «Что будет, если кто-то выпрыгнет на Зайку, ведь он такой храбрый, быстрый и очень хорошо знает лес. Зайка может убежать – почти никто в лесу не может догнать его, и, пока страшный зверь будет гнаться за ним, Зайка будет уже пить чай в теплом доме. Зайка может сам броситься на страшного зверя – ведь у него такие крепкие лапы, он может колотить ими все, что подвернется под лапу. Страшный зверь, который не ожидает встречного нападения, испугается и убежит».
   Однако, как показывает практика, чаще всего взрослому не приходится «включать» свое воображение – ребенок сам додумывает ситуацию до конца, и его история всегда имеет хороший конец.
   2. Как ты думаешь, почему Зайка перестал бояться, ведь в лесу было так темно и он был совершенно один? И потом, это ведь было действительно опасно – бежать одному через лес по тропинке к реке, где живут бобры?
   3. Как ты думаешь, когда Зайка «боялся» правильно, когда для его страха были причины? Почему он боялся, когда причин не было, и был очень храбрым тогда, когда можно было на самом деле бояться?
   4. Будет ли Зайка и дальше бояться темноты и оставаться один? Почему?
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 [7] 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация