А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем" (страница 18)

   Тест 7
   Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым

   (источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста»)

   Цель теста – диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым.

   Процедура тестирования
   В ходе исследования ребенку предлагается обсудить несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей.

   Первая ситуация
   «Это было в январе. Стоял сильный мороз. Дети собирались идти домой. Они надевали шапки, пальто, теплые ботинки, варежки. Первыми оделись дети из старшей группы. Когда они уже собирались выходить на улицу, одна девочка увидела малыша, который никак не мог одеться. Она подошла и помогла ему».
   Вопрос к ситуации
   Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

   Вторая ситуация
   «Дети шли на прогулку. На узкой дорожке, которая вела в сад, лежал кусок колючей проволоки. Все дети осторожно переступали через проволоку. А один мальчик, который шел последним, наклонился, осторожно взял проволоку за кончик и отбросил ее в сторону, чтобы она никому не мешала».
   Вопрос к ситуации
   Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? Похвалили бы они тебя?

   Третья ситуация
   «Одна девочка сказала Тане: «У тебя такая красивая кукла! Дай мне ее – я поиграю». – «На, возьми», – сказала Таня. Вечером, когда нужно было идти домой, Таня попросила свою куклу. Но девочка не вернула Тане куклу».
   Вопрос к ситуации
   Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им сказали, что это ты не вернул(а) куклу?

   Четвертая ситуация
   «Дети рисовали. Маша рисовала цветок, и ей нужен был красный карандаш. Дима рисовал крокодила, и ему нужен был зеленый карандаш. А один мальчик захотел нарисовать лето. Ему нужно было много карандашей. Карандаши, которые дала ему воспитательница, у него поломались, и он стал забирать у других детей». Вопрос к ситуации
   Могла бы твоя мама подумать, что это сделал(а) ты? А папа? А если бы им все-таки сказали, что это сделал(а) ты?

   Оценка результатов теста
   Анализируют, как ребенок представляет, какого поведения ожидают от него близкие, какова будет реакция на его «обычные» и «необычные» поступки, чего следует ожидать от взрослых – одобрения, порицания и т. д.

   Тест 8
   «Палитра чувств»

   Цель теста. Данная методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.

   Процедура тестирования
   Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (см. таблицу).


   Тестирование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками любой рисунок. После завершения рисунка ребенку выдается бланк с таблицей. И дается следующая инструкция:
   «В этой таблице слева написаны названия чувств, а справа – пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрась этим цветом пустой квадрат справа».
   Примечание. Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.

   Обработка результатов теста
   При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому чувству в палитре и количеству и качествам этого цвета на рисунке. Преобладание какого-то одного цвета на рисунке покажет, какое чувство наиболее характерно для настоящего состояния ребенка. Использование тех или иных цветов при рисовании различных людей, предметов, окружающих ребенка, показывает его подсознательное отношение к этим людям или явлениям.
   Этот тест достаточно редко «врет», поскольку показывает истинное, подсознательное отношение ребенка к тому, что он рисует. Кроме того, он дает ему возможность выразить красками те чувства, которые он не может выразить словами. Родителям же данный тест дает уникальную возможность услышать и понять чувства своего ребенка и задуматься о возможных причинах его несколько негативного отношения к миру, если оно присутствует. Кроме того, если родители выполнят данный тест вместе с ребенком, то это поможет им выявить свои истинные чувства, которых они, возможно, и сами в себе не подозревали. Еще одно достоинство данного теста состоит в том, что он может быть выполнен в форме игры, а не в форме целенаправленного тестирования – в таком случае результаты теста будут еще более достоверными.

   Тест 9
   Анкета интересов ребенка

   (источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста»)
   Данный тест предназначен для родителей и позволит определить склонности и возможные дарования вашего ребенка. Выполнять его нужно неторопливо, имея возможность сосредоточиться и подумать.

   Инструкция к тесту
   Сосредоточьтесь мысленно на вашем ребенке и постарайтесь определить, какие качества из приведенного ниже списка соответствуют вашему ребенку. Постарайтесь оценить ситуацию реально, а не с точки зрения того, что «мне бы хотелось, чтобы…». Помните, что наличие или отсутствие у вашего ребенка того или иного качества не делает его для вас ни лучше, ни хуже, он все равно останется вашим ребенком – уникальной и неповторимой личностью, честные же ответы помогут вам самим лучше понять вашего сына или дочь и не требовать от них того, что им не дано, даже если вам и очень-очень хочется, чтобы было дано…
   Дайте оценку в баллах (по 5-балльной системе) каждой из характеристик, обозначенных вопросами анкеты. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени – 5 баллов; если она выше средней – 4 балла и т. д. Оценка 2 балла – самая низкая.
   Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области. На горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей и отметьте полученный каждой из них балл по вертикали. Вы получите ломаную линию – профиль интересов ребенка.

   Материал теста
   Интеллектуальные способности
   1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
   2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
   3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
   4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
   5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
   6. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
   7. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на один или два года.
   8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
   9. Задает очень много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
   10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два года; то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за этого.
   11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
   12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

   Художественные способности
   1. В своих рисунках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия сюжетов).
   2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку и т. д.
   3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок и т. д.).
   4. Всегда готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков, в работе с ножницами, клеем.
   5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. п.).
   6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
   7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
   8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.

   Музыкальный талант
   1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
   2. Хорошо поет.
   3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
   4. Любит музыкальные записи. Стремится слушать музыку.
   5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
   6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
   7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
   8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

   Способности к занятию научной работой
   1. Выражает мысли ясно и четко (устно или письменно).
   2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
   3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
   4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
   5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные.
   6. Не унывает, если его проект или новая идея не поддержаны взрослыми или если его эксперимент не получился.
   7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
   8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
   9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

   Литературное дарование
   1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
   2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
   3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
   4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
   5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
   6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
   7. Любит писать рассказы и стихи.
   8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

   Артистический талант
   1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т. д.
   2. Интересуется актерской игрой.
   3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
   4. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
   5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
   6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
   7. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания.
   8. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от нее отказаться.

   Технические способности
   1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
   2. Интересуется механизмами и машинами.
   3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников.
   4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
   5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».
   6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
   7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

   Способности к спорту
   1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
   2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
   3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
   4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
   5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
   6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
   7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол).
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [18] 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация