А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем" (страница 16)

   Сказка восьмая
   «Прогулка»

   Цель сказки – выявить проявление эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.
   Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.
   Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола, то есть с мальчиком тест проводит мама.
* * *
   Вариант для мальчика
   Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?

   Вариант для девочки
   Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой»;
   «У него усталое лицо, потому что он был на работе»;
   «У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них»;
   «Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов»;
   «Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить».

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
   «Ему плохо, потому что он заболел»;
   «Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного»;
   «Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома»;
   «Он сердитый, потому что хотел пойти с ними, но мальчик и мама его с собой не взяли»;
   «Он плакал, потому что думал, что они больше не вернутся» и т. д.

   Интерпретация ответов
   До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно женится на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать – самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви – матерью – и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания матерью, который уводит ее из дома, обращается с ней как со своей собственностью и настаивает на общей постели с ней. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество и больше всего на свете хочет быть похожим на него.
   Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит и которому желает смерти.
   Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

   Сказка девятая
   «Новость»

   Цель сказки – попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые и родители могут не догадываться.
* * *
   Один мальчик вернулся домой с прогулки, и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «Сегодня к нам придут гости»;
   «Вечером мы пойдем к бабушке»;
   «Папа принес тебе щенка»;
   «По радио объявили, что будет гроза»;
   «Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»;
   «Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т. д.

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования «Кто-то умер»;
   «Мама хочет наказать мальчика за то, что он ушел гулять без разрешения»;
   «Мама хочет запретить ему играть с соседом с третьего этажа»;
   «Мама и папа уезжают»;
   «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»; «Папа пришел домой пьяный и ударил маму»; «Завтра его поведут к врачу»;
   «Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу» и т. д.

   Сказка десятая
   «Дурной сон»

   Цель сказки. Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее, с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т. д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов.
* * *
   Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидел во сне мальчик?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «Не знаю, что ему приснилось»;
   «Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»;
   «Один страшный фильм ужасов»;
   «Ему приснился страшный зверь»;
   «Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т. д.

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
   «Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла»;
   «Ему приснилось, что он умер»;
   «Его забрали незнакомые люди»;
   «Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т. д.

   Интерпретация ответов
   Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям (и не только детям), и в этом нет ничего предосудительного или необычного. Основное внимание в ответах стоит обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.

   Послесловие
   Обращаем ваше внимание на то, что тест следует проводить в спокойной и дружеской атмосфере, не допуская никакой критики или недовольства. Ваше отношение к ребенку должно быть исключительно благожелательным и спокойным. Относиться же к результатам теста следует с определенной долей условности, не воспринимая их в качестве точных данных. Не будучи профессионалом в данной области, сделать правильные и однозначные выводы невозможно.
   Лучше всего будет принять данные в качестве рабочей гипотезы, неких предположений, которые требуют подтверждения путем дальнейших тщательных наблюдений за ребенком или исследований с помощью других тестов. Если же вы обеспокоены полученными результатами, то следует обратиться за профессиональной помощью или советом к психологу.
   Независимо от того, насколько серьезными окажутся полученные результаты, они помогут лучше узнать ребенка, познакомиться с его страхами, волнениями и тревогами. Опираясь на данные, полученные при исследовании, вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, скорректировать свое поведение, найти к нему подход. Как показывает мировая практика, даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата общения в семье.

   Тест 2
   Диагностика развития мышления

   (источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста»)

   Ребенку дают лист бумаги, на котором изображены шесть пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке. При подборе пары необходимо учитывать четыре признака: цвет, расположение и размер элементов узора, положение большого пальца.

   Инструкция для ребенка
   Посмотри, ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек.

   Оценка выполнения теста
   Не может подобрать ни одной пары……………..0
   Правильно подобрал одну пару………………… 1
   Правильно подобрал две пары………………….2
   Правильно подобрал три – шесть пар…………….3

   Интерпретация результатов теста
   Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий).

   Тест 3
   Диагностика речевого развития ребенка, осознанности восприятия и использования им речи

   (источник: интернет-портал «Диагностические тесты и методики для дошкольного и школьного возраста»)
   Ребенку читают короткий рассказ, содержащий несколько слов, которые могут оказаться новыми и незнакомыми для него. Текст рассказа можно подобрать самим в зависимости от интересов, интеллектуального развития и настроения ребенка, а можно дать текст, который приводится в нижеследующем примере.

   Пример текста
   Однажды в воскресенье Сережа с дедушкой пошли в Политехнический музей. Там их встретил экскурсовод. Сереже было очень интересно в музее. Особенно ему понравились старый аэроплан и снаряжение аквалангиста. А дедушка задавал экскурсоводу много вопросов о вечном двигателе и долго рассматривал разные модели perpetuum mobile.

   Инструкция для ребенка
   Сейчас я прочитаю тебе маленький рассказ. Послушай его внимательно. (Читает рассказ.) А теперь постарайся сам рассказать мне его.

   Оценка выполнения
   Оценивается поведение ребенка и характер задаваемых им вопросов.
   Ребенок молчит, не пытается пересказывать и не задает вопросов даже после дополнительной «стимуляции………………………………….0
   Ребенок пытается воспроизвести рассказ, не понимая трудных слов, но пытаясь употреблять их………………………………………..1
   Пытается пересказать, интерпретируя рассказ в соответствии со своим пониманием, искажая смысл рассказа…………………………….………..2
   Начинает с вопросов по поводу незнакомых слов, потом пересказывает ……………………………………………………………… 3

   Интерпретация результатов теста
   Способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, выражающаяся в характере задаваемых им вопросов, свидетельствует о достаточно высоком уровне его речевого развития, осознанном использовании речи. Высокий результат по этой методике может иметь прогностическое значение в плане развития познавательной активности ребенка.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация