А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем" (страница 15)

   Сказка четвертая
   «Похороны»

   Цель этой сказки – выявить отношение ребенка к членам семьи, не только к родителям, но и сиблингам (единокровным братьям и сестрам). Не испытывает ли он желания смерти кого-либо из них. Нет ли у него агрессивных, деструктивных импульсов по отношению к ним.
* * *
   По улице идет похоронная процессия, и все люди спрашивают, кто умер. Один человек показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто же умер?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «Неизвестный человек»;
   «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка»;
   «Человек, который был очень болен»;
   «Очень важный человек»;
   «Старик (старушка)» и т. д.

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
   «Мальчик (девочка)»;
   «Папа одного мальчика»;
   «Мама одного мальчика»;
   «Младший (старший) брат одного мальчика» и т. д.
   Если ребенок еще мал, чтобы точно понимать идею смерти, содержание сказки может быть изменено.
* * *
   Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети и дяди и все дети пошли на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и он больше никогда не вернется. Кто уехал на поезде?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   Типичные нормальные ответы не должны включать кого-то из ближайшего окружения ребенка. «Неизвестно кто»; «Никто не уехал»; «Уехал незнакомый человек» и т. д. Может быть назван человек, не являющийся членом семьи, или какой-то дальний, плохо знакомый ребенку родственник.

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования Те же, что и в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названному в рассказе и выбранному ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

   Интерпретация ответов
   Эта сказка может прояснить отношение ребенка к родителям и окружающим его родственникам. Известно, что страх наказания и потери любви обычно удерживает ребенка от проявления агрессии как по отношению к взрослым, так и к сиблингам (например, младшему брату или сестре). Здесь, в своих ответах, он может выразить свое реальное отношение к ним. Говоря об агрессии, в данном случае следует иметь в виду фрустрационный характер ее происхождения. То есть ребенок не может стать агрессивным без причины. Не исключено, что причина его враждебного отношения в том, что он столкнулся с некими барьерами, которые препятствуют удовлетворению той или иной его потребности. Это приводит ребенка к состоянию фрустрации. Подвергшись воздействию фрустрации, ребенок реагирует агрессией. Таким образом, обнаружив агрессивное, враждебное отношение ребенка к члену семьи, следует задуматься не столько над его поведением, сколько над причиной его возникновения. Чем родители могли способствовать появлению враждебности в характере ребенка.
   Следует иметь в виду, что выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у ребенка привычку к подобным действиям.
   Что же касается агрессивного отношения ко второму ребенку в семье, то здесь картина более или менее ясна. Будучи некоторое время единственным ребенком в семье, получая всю любовь, нежность и ласку, он не научился делиться и проявлять интерес к другим. С появлением еще одного ребенка возникает борьба с целью добиться любви и внимания своих родителей. Проблема старшего из детей в том, что ему жалко терять то положение, которое установилось в семье, где он какое-то время был полновластным «хозяином». Теперь же он начинает сомневаться, любят ли его по-прежнему родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как и раньше. И чтобы избавиться от этих сомнений, ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Есть все основания считать ревность малолетних детей серьезным явлением. Она причиняет ребенку столько же страдания, сколько мы испытываем во взрослой жизни, когда в наши отношения с любимым человеком вмешивается нежелательный конкурент. Различие заключается в том, что ребенок более стеснен в своих действиях, чем взрослый, и поэтому единственным воплощением его эмоций является желание. Он желал бы, чтобы его братья и сестры куда-нибудь удалились, он желает им смерти. Для маленького ребенка, еще не разобравшегося, что такое смерть, не существует разницы между смертью человека и просто разлукой с ним. Таким образом, желание смерти братьев и сестер вполне естественно для ребенка. Чем больше он дорожит своей матерью, тем сильнее это желание.

   Сказка пятая
   «Страх»

   Как и в предыдущем варианте, это не сказка в строгом смысле слова. В данном случае это просто вопрос, направленный на исследование детских страхов.
* * *
   Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»;
   «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»;
   «Боится темноты»; «Боится собаки»;
   «Ничего не боится, просто пошутил» и т. д.

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
   «Боится, что его украдут»;
   «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»;
   «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»;
   «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»;
   «Боится, что придет вор и ударит его ножом»;
   «Боится, что умрет мама (папа)» и т. д.
   Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, дабы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

   Сказка шестая
   «Слоненок»

   Цель сказки – определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к так называемому комплексу кастрации.
   Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.
* * *
   У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды мальчик вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «Слоненок перекрасился в другой цвет»;
   «Слоненок вырос и стал большим»;
   «Слоненок написал в постель»;
   «Он ушел, потому что ему захотелось погулять»;
   «Он поранил ногу, и ему сделали гипс» и т. д.

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
   «У слоненка нет хобота, потому что его отрезали»;
   «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот»;
   «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать»;
   «Слоненок умер»;
   «Вместо слоненка оказалось другое животное» и т. д.
   Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключалось плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т. д.

   Интерпретация ответов
   Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление к познанию направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, зиждется как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами и происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. К сожалению, та высокая точка развития, которой во многих отношениях ребенок достиг к этому времени, то есть к четырем или пяти годам, кажется взрослым высшей точкой развития у него дурных привычек. В это время ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть с его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.
   Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один – напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: «Если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя», тем самым угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

   Сказка седьмая
   «Песочный замок»

   Цель сказки – выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения.
   Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет. Дети более старшего возраста обладают большим диапазоном поведенческих реакций и могут находить компромиссные решения.
* * *
   Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей замок, потому что он понравился. Что сделает мальчик, оставит его себе или подарит маме?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «Немножко поиграет, а потом подарит маме»;
   «Прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку)»;
   «Поделит его с мамой»;
   «Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть» и т. д.

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования «Захочет оставить себе, потому что замок очень красивый»;
   «Никому его не отдаст»;
   «Поиграет, а потом разрушит его»;
   «Будет играть всегда один»;
   «Почему он должен отдавать замок маме?» и т. д.
   Вместо мамы в рассказе может фигурировать брат (сестра) ребенка. В этом случае ответы ребенка будут касаться его взаимоотношений с сиблингом.

   Интерпретация ответов
   Следует отметить, что представления «мое» и «не мое» развиваются постепенно, параллельно с продвижением ребенка к индивидуальному статусу. Сперва они относятся к телу ребенка, потом к родителям, затем к переходным объектам. Как только у ребенка появляется концепция «моего», он начинает яростно и ревностно отстаивать свою собственность от любых посягательств. «У меня взяли» или «у меня отняли» ребенок понимает гораздо раньше, чем противоположные понятия, то есть тот факт, что надо уважать чужую собственность.
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [15] 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация