А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D I F G H IJ K L M N O P Q R S TU V WX Y Z #


Чтение книги "Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем" (страница 14)

   Сказка первая
   «Птенец»

   Цель сказки – выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

   В гнездышке на дереве сидели птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»;
   «Полетит к маме, потому что испугался»;
   «Полетит к папе, потому что он сильней»;
   «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
   «Не умеет летать, поэтому останется на земле»;
   «Попытается взлететь, но у него ничего не получится»;
   «Погибнет во время падения»;
   «Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.)»;
   «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.

   Интерпретация ответов
   Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.
   Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях. В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.
   Жесткая зависимость от матери формируется, когда ребенка при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому и не успокаивается ни при каких других условиях. В дальнейшем такой ребенок, скорее всего, будет очень привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно будет искать защиты и помощи у матери.
   Многое зависит от того, удалось ли ребенку в соответствующий момент личностного развития реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что и приводит к развитию его чувства независимости.
   Есть и другой фактор формирования независимости. В период от двух до трех лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей – отделение и индивидуализация ребенка, которая осуществляется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.
   Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Именно такая привязанность, принимая невротический характер, порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

   Сказка вторая
   «Годовщина свадьбы родителей»

   Цель сказки – выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу.
* * *
   Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей… Во время праздника их ребенок встает и уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме «Пошел за цветами для мамы»; «Пошел немного поиграть»;
   «Ему стало со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один»;
   «Ему надоело находиться на празднике»;
   «Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т. д.)».
   Другие ответы, касающиеся скуки на празднике, должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.
   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования «Ушел, потому что разозлился»; «Хотел остаться один»; «Ему стало грустно (одиноко)»;
   «Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти».
   Если вы столкнулись с такими ответами, вам следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснять свои ответы, возможно, внесет некоторые уточнения, которые помогут вам сделать более верное заключение. Уточнения могут быть такими: «Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания»; «Было слишком шумно»; «Ему не позволяли играть»; «Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл»; «Ему не дали конфету»; «Другие дети на празднике ему не понравились (или наоборот)»; «Когда в доме праздники, он всегда уходит играть один, ему не нравятся праздники» и т. д.

   Интерпретация ответов
   Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности. А то, что при сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит, – сегодня не редкость.

   Сказка третья
   «Ягненок»

   Цель сказки – выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. У данной сказки есть второй вариант, который дает возможность прояснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.
* * *
   Первый вариант
   Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла накормить его. Что делать ягненку?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   «Он будет есть травку»;
   «Поплачет, а потом станет кушать травку»;
   «Пойдет к другой овце и попросит у нее молока».

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
   «Умрет от голода»;
   «Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется»;
   «Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока»;
   «Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».
* * *
   Второй вариант
   Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватает молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступил ягненок?

   Варианты ответов
   Свидетельствующие о норме
   Типичные нормальные ответы того же типа, что перечислены в первом варианте сказки плюс некоторые другие: «Постарается есть меньше молока и больше травки»; «Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет есть только травку» и т. д.

   Свидетельствующие о возможной патологии и требующие дополнительного размышления и исследования
   Те же, что и в первом варианте сказки, плюс некоторые другие:
   «Он будет есть только травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму»;
   «Постарается прогнать маленького ягненка»;
   «Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка и снова сможет пить молоко»;
   «Найдет другую маму для маленького ягненка»;
   «Будет бить маленького ягненка» и т. д.

   Интерпретация ответов
   Младенец получает питание путем сосания груди, в то же время сами сосательные движения доставляют ему удовольствие. Таким образом, первым объектом – источником удовольствия – становится для него материнская грудь. Кормя грудью, мать закладывает основы психического здоровья своего ребенка. Э. Эриксон писал, что «в это время ребенок живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь, выражая голосом, мимикой, позой тела готовность сделать все необходимое для ребенка». З. Фрейд считал, что «сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни ребенка». Поэтому и отлучение от груди он называл «психологической травмой первых дней». То, как ваш ребенок перенес эту психологическую травму, какой след она оставила в его душе, вы можете узнать из результатов данного теста. Мать, конечно, не сможет восполнить то, что утратил ребенок с отнятием от груди, естественным путем, то есть предложив ему свою грудь. Но компенсировать это в некоторой степени можно, проявляя заботу о ребенке, уделяя ему свое внимание и демонстрируя ему свою любовь и одобрение.
   Привязанность к матери, которая первоначально проистекает из инстинкта самосохранения (в частности, необходимости утоления голода), постепенно становится независимой от этого инстинкта, дифференцируется от него. Ребенок хочет находиться рядом с мамой и скучает без нее, даже когда его голод утолен, и чувствует себя абсолютно счастливым, если мать занимается исключительно его кормлением и заботой о нем. Но когда появляется младенец, старший ребенок понимает, что мать принадлежит не только ему. Несложно понять, что ребенок смотрит на своих братьев и сестер как на врагов. Он ревнует к ним мать и хотел бы, чтобы их не было. Двухлетняя девочка, отец которой с гордостью показывает ей новорожденного брата и ожидает, что она придет в восторг, просто спрашивает: «А когда он снова умрет?» Одна женщина рассказывает, что, когда она кормила своего ребенка грудью, к ней довольно близко подобрался ее трехлетний сын, вооруженный каким-то острым предметом, и она с большим трудом остановила его, чтобы он не нанес увечье малышу. Можно привести множество подобных примеров. Известно немало случаев, когда двух-и трехлетние дети, оставленные наедине с малышами, наносили им серьезные травмы.
   Вот высказывание ребенка о своей младшей сестре, характер которого типичен для подобных ситуаций: «Я надеюсь, что доктор сделает Дороти укол, и ей будет очень больно. И она будет кричать и кричать. А я буду смеяться и радоваться, что ей больно. Я притворюсь, как будто это совсем меня не волнует».
Чтение онлайн



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [14] 15 16 17 18 19 20

Навигация по сайту
Реклама


Читательские рекомендации

Информация